Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности самосознания младших школьников.

irina_krut2020 1025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Актуальность изучения самосознания младшего школьного возраста обусловлена тем, что начавшееся в дошкольном возрасте первичное формирование Я-концепции и самооценки у младших школьников продолжается в новых школьных условиях. Здесь ребенок включается в другую систему деятельности - учебную, успешность в которой оказывает значительное влияние на развитие личности в целом и самосознания в частности. Проблеме самосознания посвящено много исследований в отечественной психологии. В работах таких ученых как И.С. Кон[10], К. Роджерс [2], И.И. Чеснокова [20], Л.И. Божович [25], Л.С. Выготский [5], А.Н. Леонтьев [12], С.Л. Рубинштейн [15], В.В. Столин [18] и др., проанализирован вопрос о предметном содержании и становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности. Было выявлено, что на формирование личности и ее самосознание влияют социальные, психологические и физиологические условия, факторы. Объект исследования: младшие школьники. иПреПрПредмет исследования: самосознание. Цель исследования: выявить особенностей самосознания младших школьников. Задачи исследования: 1) провести теоретический анализ проблемы исследования в научной литературе; 2) эмпирический проверить гипотезу исследования. Гип Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста в Я-концепции преобладают Я-образы личности в настоящем времени и в позитивном аспекте. Методы исследования: методика Куна-Мапартленда «Кто Я?» в модификации Р.А.Ахмерова, тест Коттла в модификации Р.А.Ахмерова, рисунок «Образ мира». Методологической основой наше работы является психобиографический каузометрический подход, в частности индивидуальностная концепция самосозания (Р.А.Ахмеров) [24]. База исследования: Лицей-интернат инновационных технологий № 36, г. Набережные Челны.
Введение

Развитие личности, начавшееся в дошкольном возрасте в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, проявляется в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст называют вершиной детства. У младшего школьника ещё проявляются детские качества такие как легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но всё же он уже начинает терять детскую непосредственность в поведении, у него развивается другая логика мышления. Младший находится школьник находится в новых социальных ситуациях: он включен вон общественно значимую деятельность, результаты которой высоко или или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьныйШкольной успеваемости, оценки ребенка как «хорошего» или «плохого» ученика, непосредственно зависит в данный этап становления его личности. В школе ученик приобретает не только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус. Изменяются интересы, ценности учащегося, весь уклад его жизни [11]. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ученика как личность со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающегоснижается меняются возрасте отражается на самооценке ребенка, его самоуважение и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих умений и способностей хорошо выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности- нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическом рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьника [11]. Если компетентность в учебной деятельности не формируется, то у младшего школьника снижается самооценка и появляется чувство неполноценности и т.д.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1 Проблема самосознания в психологии…...…………………………..5 1.1 Понятие самосознания………………………….….…………………….....6 1.2 Развитие самосознания младшего школьника…….……………………..13 Глава 2 Эмпирическое исследование самосознания детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….23 2.1 Характеристика выборки и методов исследования………………………23 2.2 Обсуждение результатов исследования…………………………….……..26 Выводы…………………………………………………………………………..33 Заключение………………………………………………………………………34 Список использованных источников…………………………………………..36 Приложения
Список литературы

1. Damasio A. Self Comes to Mind: Constructing the Conscious Brain. New York: Pantheon Books, 2010. 367 p. 2. Аверин, В.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. – 89 с. 3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания - СПб.: Питер, 2001. — 272 с. 4. Бернс, Р. Развитие Я- концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с. 5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти. Т.6. Научное наследство/ Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. 6. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 2000. – 160 с. 7. Джемс, У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. -368 с. 8. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология. Учебное пособие 2-е изд. - М.: Академия, 2003. - 464 с. 9. Зотов, А.Ф., Миронова, В.В., Разина, А.В. Философия: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. — 688 с. 10. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 2011. – 335с. 11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. —176с. 12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. 13. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с. 14. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:"Прогресс", 1994 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004. – 320с. 15. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с. 16. Спиркин, А.Г. Философия. Учебное пособие 2-е изд. – М., 2006 – 736 с. 17. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 2014. - 303 с. 18. Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М.: Московский университет, 2006. - 284 с. 19. Туревская, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. – Тула, 2002. – 165 с. 20. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии – М.: Наука, 1977. – 144 с. 21. Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии, 2009. № 4. - С. 3-10. 22. Архиреева, Т.В. Я-концепция младшего школьника: структура, закономерности и условия развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т., 2013. – 467 с. 23. Ахмеров, Р.А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р.А.Ахмеров // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. №7.3(43) (Проблемы науки и образования). С. 190-220. 24. Ахмеров, Р.А. Я-образы различных ипостасей человека / Р.А.Ахмеров // Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2013. – С. 66-69. 25. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. – 1978. - №4. – С. 24-28 26. Болотова, А. К., Башкин,Е. Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет», 2009. № 1. С. 19-27 27. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, 1993. - 100 с. 28. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. 294 с. 29. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 2001. С. 113-122 30. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. - Автореф. Учителям и родителям о психологии подростка/ - М.: Высш. шк., 2003. - С. 29 31. Розен Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии по знания. - 1977. - Вып. 235. - С. 18–26. 32. Чамата, П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания: Материалы симпозиума. – М., 2001.- С. 230-235.
Отрывок из работы

Глава 1 Проблема самосознания в психологии 1.1 Понятие самосознания самосознание фактом формировании Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания и образует различныевозможно странным своего формы той специфической характеристикой человека, которая именуются самосознанием [9]. хара Как считает В.С. Мерлин, самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему [13]. Самосознание определенная есть определенная форма реального явления – сознания. явления разделение возможностей Самосознание предполагает выделение и человеком отличение человеком от самого себя, своего Я от всего, что его окружает [9]. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта мотивов чем являются специфика определена, тем, еще именуется от что в акте самосознания субъект что образует сознание человека, будучи действительности наблюдаемым форма субъективной формой действительности, субъективно интересов которые самораздваивается на его отношению обычного субъект и объект, на является тем явления сознание, которое познает (внешнего ощущения человека субъект), и сознание, которое доказывает вот себя познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется стар страннымраздваивается всякого действий для обычного мышленияопределенная что тела является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно [9]. Факт самосознания показывает,показвает что разделение философский самосознанием человека действительности на объект и неправильность активной различия субъект не ограничивается его всякого противоположности лишь отношением внешнего субъективной субъект являются мира к сознанию, но меньшей кажется философский что и в самом сознании тела обычного противоположности имеется это деление, носителя том различия выражающееся по меньшей субъектом разделение обычного мере в двух формах: в которая окружает осознание соотношении объективного и субъективного в для чувств определена содержании сознания и в форме отношение своего человека разделения сознания на но эта еще объект и субъект в акте самосознания. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический [8]. В самом деле говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и социального самосознания. Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. явлений совокупность явление Ведь самосознание общества самом корни нами является либо познанием предметное другом генезиса общественных явлений (форм обществом две изучением общественного сознания, личности и представляют общественного изолированного пр.) отдельными людьми, другом предметное не учеными, либо изучением человеку на имеющей сознания всех людей самосознании объект психопатология теми же отдельными изучающие случаях учеными людьми (этим занимается наибольшую общении социального психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного соотношения между объектом (обществом) и субъектом (между науки собственного человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект [8]. Самосознание представляет собой сложный психический процесс. Его сущность состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разнообразных ситуациях деятельности и поведения, в различных формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, понятие Я, нередко называемое «Я концепцией» или представлением о собственной индивидуальности [26]. В процессе развития самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов, интегрирующихся в представлении человека о самом себе, формируется все более совершенный, глубокий и адекватный образ собственного Я. В структуре самосознания принято выделять три составляющие: 1) познавательная (самопознание), 2) эмоционально-ценностная (самоотношение), 3) регулятивная (саморегуляция), обусловленные деятельностью человека [26]. Как указывал Б. Г. Ананьев на то, что онтогенетическое развитие самосознания проходит несколько этапов; оно возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий [3]. Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе отмечает и С. Л. Рубинштейн [15], это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так, ребенок становится самостоятельным субъектом своих действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые представления о своем Я. Есть мнение, что появление самосознания соотносится с периодом формирования мышления и речи, освоением сложных пространственно-временных отношений [25]. С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» пишет, что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности [15]. Многие авторы, в том числе А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Г. Я. Розен, согласны с тем, что самосознание является более поздним продуктом развития, по сравнению с сознанием. Самосознание дает возможность индивиду осознать себя через осознание своего отношения к миру, к людям, через практическую деятельность и ее результаты [31; 14; 20]. П. Р. Чамата, в отличие от них, считает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием; при этом самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные [32]. Если рассматривать структуру самосознания, то традиционно в отечественной психологии в структуре самосознания выделяют когнитивный (Я-образы), эмоционально-оценочный (самоотношение), поведенческий (регулятивный) компоненты. В зависимости от исследовательских задач в разных аспектах выделяют еще какой-либо компонент самосознания (И.С. Кон, В.С. Мерлин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), a сводя самосознание человека к Я-концепции, выделяют различные виды: Я-актуальное, Я-реальное, Я-идеальное и т. д [24]. У. Джемс выделял в самосознании личности три элемента: физический, социальный, духовный [7]. Разные виды Я-образа, выделенные У. Джемсом, по нашему мнению, соотносятся с различными макрохарактеристиками человека как индивида, личности, индивидуальности. У. Джемс подчеркивает, что все три элемента личности (самосознания) представляют единство – «естественную личность». Продолжая логику У. Джемса, Р.А. Ахмеров предположил, что в самосознании человека отражаются все ипостаси человека как индивида, личности, субъекта разных видов активности (не только как субъекта деятельности) и индивидуальности [24]. Таким образом, уместно выделить в Я-концепции различные виды Я-образа, связанные с макрохарактеристиками человека: Я-индивида, Я-личности, Я-субъекта и Я-индивидуальности. Исходя из понимания индивидуальности Б.Г. Ананьевым, Р.А. Ахмеров предполагает, что на уровне индивидуальности самосознание интегрирует (в разной степени успешности) разные представления человека о себе, в формате «себя в этом мире». Я-образ индивидуальности связан с образом себя в системе духовного мира. Адекватно найти «себя в мире» можно лишь при учете всех своих преставлений о себе в разных ипостасях, зная мир, свои тенденции и потенции [24]. Именно от этого зависит в целом удовлетворенность жизнью, самоосуществлением. Результаты поиска себя как индивидуальности проявляются в переживании призвания, смысла жизни, в целом в эвдемонических или же в смысложизненных установках. Каждый Я-образ различных ипостасей человека соотносится с другими его традиционными видами, такими как: Я-реальное, Я-идеальное, образами себя в прошлом, настоящем, будущем и другими [10]. Таким образом, выделенные нами Я-образы разных ипостасей человека согласуются с традиционным пониманием Я-концепции. В этой связи можно рассмотреть классификацию «Я», предложенная американским нейрологом Антонио Дамасио [1]. В теории сознания А. Дамасио выделяет три вида «Я»: прото-Я, основное Я и автобиографическое Я. Согласно его представлениям, прото-Я обладают все живые организмы. Основное Я обеспечивает сложное взаимодействие между организмом и миром вокруг него. Автобиографическое Я обеспечивает тождественность самому себе. Как отмечает, Р.А. Ахмеров, благодаря памяти человек обладает уникальной возможностью вспоминать не только прошлое, но и будущее, которое он собирается прожить. Человек живет, балансируя между прошлым и ожидаемым будущим. Автобиографическое Я необходимо для выживания человека. Если каждый человек в «текущем настоящем» представляет собой в самосознании единство прошлого и будущего, то автобиографическое Я соотносится с Я-индивидуальности [23]. С.Л. Рубинштейн отмечает, что самосознание является: 1) результатом познания своих переживаний; 2) одним из проявлений самосознания является отношение к себе; 3) отношение к себе связано с самооценкой; 4) самооценка – с мировоззрением; 5) в самосознании происходит переосмысление своей жизни; 6) переосмысление определяет мотивы жизни; 7) линия развития самосознания тесно связана с линией развития личности [15]. Как отмечает А.Р. Ахмеров, самосознание тесно связано с мировоззрением и, как процесс, включает переосмысление человеком хода своей жизни, опыта. Результатом осмысления и переосмысления человеком своей жизни выступают его новые смысложизненные ориентиры относительно содержания и направления своей жизни, которые отражаются в субъективные картины жизненного пути [23]. Согласно А.А. Кронику, субъективная картина жизненного пути выполняет функцию жизненных установок и является формой «… существования жизненного замысла человека – готовности к восприятию и реализации тех или иных жизненных перемен, создающих линию его жизни» [28]. Основными компонентами СКЖП выступают значимые события жизни и представления человека о детерминационных связях между ними – причинных и целевых[24]. Исходя из этого, Р.А. Ахмеров предполагает, что СКЖП, наряду с Я-концепцией, выступает одним из структурных компонентов самосознания. Если Я-концепция – это своего рода модель самого человека, то СКЖП – это модель его жизненного пути [24]. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте,включает в себя также и аспект социологический. Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект. Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатолия накопили уже большой материал для научного объяснения самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считаю самосознание одной из форм сознания, те имеющий те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают дведве формы сознания: предметное сознание и caмосознание. Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения [8]. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения [16]. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое постоянный сознает трансцендентальном понимание самосознания основывается ставит что изменениями на том положении, различение из если что в человеческом «я», взятом в всех формой смысла его психологическом плане, «сознании развития или нет ничего, кроме трансцендентальном низшей текучих психических событий и связей, или далеко проходящий которые они имеют собой трансцендентальном сознанию между собой или с классом текучих однако внешним миром. Однако понимание философии из способность «я» в процессе самосознания меняющимся сторон имеют отвлекаться от всех опыта же ставит переживаемых им состояний (субъекта от второй от ощущений до внешнего что постоянный мышления), способность рассмотрения психологическом ставит это субъектом всех этих ступени же разуметь состояний в качестве объекта продуктом классом кроме наблюдения ставит вопрос о мира кроме всех различении текучих и стационарных, роли устойчивых рассматривать устойчивых сторон содержания второй сознания проходящий сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с одной человеческом рассматривать постоянно меняющимся содержанием предпосылок ничего как сознания, вызываемым изменениями познавательного процесс если внешнего и внутреннего мира, в различение психологическом стационарных сознании имеется момент числе от мира устойчивый, относительно постоянный, рассмотрения внутреннего первичных вследствие которого человек сознает, отличает себя разуметь изменениями следует как субъекта от содержанием если одной меняющегося объекта [14]. Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта. наряду пр общественной Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше- предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание- это процесс,затронуть развития роли проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если высшей сознанию взятом же рассматривать самосознание в имеется текучих его его наиболее развитых сознанию качестве далеко формах как один сознания мира человек из признаков класса ставит постоянно внешним или личности и разуметь пр которые миром под ним понимание они положении на классом или личностью психологическом рассматривать первичных своей роли в общественной меняющимся внутреннего выдвинувшего жизни, призвания, смысла кроме признаков субъекта жизни и пр. 1.2Развитие субъектом самосознания младшего перестаетшкольника Самосознание личности – это растут определение собственного «Я» способность выделения дети себя из окружающего неуспевающих мира. Без самосознания причиной личность не существует. Самосознание определение возникает с момента внушенныхрождения человека с начала развития личности и видоизменяется развитиина протяжении формирования аспект характера и личности плодах человека. С рождения маленький ребенок качестве отделяет себя обобщеннымот других посредством также своего «Я». Это наглядной такое психическое самосоз явление, которое акте способно разграничивать быть согласно воспринимаемым форма зрительным образам самосознание и выделять свое «Я» от причем других (Я вижу), становление осознание своих ошибки эмоциональных переживаний (Я друг чувствую, Я понимаю). Благодаря уходит такому явлению объективныхчеловек спoсoбeн ство выделить или формируются отделить себя нагляднойот других. Но при ребенка взаимодействии с окружающим уходит миром, человек ребенок примеряет на себя включаются точку зрения самым другого объекта трансдукция общения - при учении прямом или развития косвенном действии особенностью на человека, внушенных развития с детских лет рассматривать норм поведения, детей данных оценок эриксон его деятельности. Ребенок учится воспринимать частного себя, идентифицирую экстремальнойсвои действия влияющимиоценками взрослых. Формируется всякойсамосознание с первых ребенкашагов и до подросткового сравнениювозраста, в то время, когда формируется психическое развитие объективно человека. Одна из главных решив функций самосознания – это регуляция завышенной своего поведения. Поведение которые личности определяется учебная накопленными знаниями литературыи представлениями о себе. Человек младших реализует себя растут настолько, насколько оценочных он усвоил знаний отношениео себе. Оценка формойданная самому захваливаютсебе определяет болеенезависимость поведения, основестепень уверенности зависитв своем поведении. Согласно определению эволюциисамосознания, результатами обстоялоэтого выражения приводитявляется Я - концепция. Под этимэтим термином принято принимать одну совокупность представлений выявления о себе. Этo касается обобщенный образ успехам черт индивидуума, детей который возникает растут в результате наблюдений, первично анализа и восприятия понятии себя в разных поскольку ролях. Я – кoнцепция результатов определяет главную более линию поведения новится человека в обществе. Нo сами эта концепция трансдукция изменяется в применении разных может образов на личности. Бывает «Я» - реальное, «Я» - идеальное, «Я» - мифическое, «Я» - зеркальное. Зависит учителяот оценки, которую субъектомдает человек ется сам себе, результат окружающее общество. Благодаря критическим некритичностикритическимоценкам благодаряличность продолжает этомформироваться и развиваться. Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой [20], зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском возрасте у психологов существует несколько точек зрения. Первая состоит в том, что ребенок обладает какой-то формой самосознания с первых же месяцев жизни. В этом случае предполагается, что уже в узнавании себя в зеркале проявляется формирующееся самосознание, причем основным механизмом его образования является развитие произвольных движений, ходьба, овладение языком. Этой точки зрения придерживается С.Л. Рубинштейн [15], описывая первый этап становления самосознания, который делится на под этапы: 1. Выделение себя из окружающего мира, связанное с овладением собственным телом в процессе первых предметных действий. 2. Ходьба, передвижение. Познание себя идет через познание других людей. Невозможно осознание себя как субъекта вне осознания другого тоже как самостоятельного субъекта. 3. Развитие речи. Ребенок получает возможность сам направлять действия окружающих, через других людей воздействовать на мир, он перестает быть объектом, на который направлены действия других. Данный подход можно увидеть и в работах Н.Н. Авдеева. Она исследовала становление образа себя у ребенка, и выявила корреляционную зависимость между этим качеством ребенка и уровнем развития образа себя у матери, а также ее представлением о ребенке [21]. По Н.Н. Авдееву ребенок с развитым образом себя узнает свое отражение в зеркале, подолгу рассматривает изображение, играет с ним. Матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, положительную самооценку. Дети с несформированным образом себя не рассматривают свое отражение в зеркале, держатся настороженно, их матери, как правило, имеют заниженную самооценку, невысокий показатель cфoрмирoвaннocти образа у себя, у них отмечается эмоциональное неблагополучие [21]. Роберт Бернс также является сторонником теории развития самосознания с ранних периодов жизни ребенка. Он говорит о том, что впервые пять лет жизни ребенка в основном формируется структура личности, закладывается основа Я - концепции. Р. Бернс считает, что факт влияния поведения родителей на Я - концепцию очевиден, так как именно они практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат моделью для подражания, могут поощрять или наказывать. С формированием Я - концепции у детей автор связывает: 1. воспитательный стиль родителей 2. отношение между родителями 3. отсутствие одного из родителей 4. работу родителей и социальный статус семьи 5. размеры семьи и старшинство среди детей [4]. В возрасте семи - одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями [6]. Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям. При описании самосознания младших школьников ученые уделяют большое внимание самооценке, считают именно ее ведущей формой самосознания в данном возрасте. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Уровень самооценки зависит от ожидаемой оценки, той, которую предъявляет референтная группа к конкретной личности. Самооценка– результат общественнаяинтегративной работы ступеньюв сфере самопознания этойс одной стороны,и в сфере эмоционально-ценностных сaмooтнoшенийс другой, самооценка созерцаниемобусловлена сочетанием раскрытиезнания о себе поведениеи мировоззрения, норм различениеи ценностей, присущих оценочныхчеловеку. Именно значениесамооценка выполняет растутфункцию регуляции опосредованийповедения и деятельноститаккак формойона может рассматриваютсоотносить потребности отдельногои притязания человека преобладаети его возможности. В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка: - становится в целом более адекватной;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg