Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Особенности системы президентских выборов в США.

irina_krut2020 3390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Тема диссертации, ее научная и практическая значимость определяют следующие исследовательские цели: осуществить комплексный критический анализ недостаточно исследованных проблем в системе выборов президента США, рассмотреть новейшие тенденции, характерные для американского избирательного процесса в XXI веке, осветить проблемы института выборщиков на современном этапе. А также вопросы легитимизации и демократизации президентских выборов США. Интерпретация темы позволила выделить ряд исследовательских задач для достижения цели: - осветить исторический аспект формирования системы президентских выборов в США; - изучить правовую концепцию проведения президентских выборов; - исследовать систему избирательных органов, избирательного корпуса и избирательных округов в рамках президентских выборов; - дать характеристику современных тенденций и особенностей президентских выборов США XXI века; - всестороннее изучить проблему института выборщиков на современном этапе; - дать общую характеристику легитимизации и демократизации президентских выборов в США в свете кампании 2016г. Теоретической и методологической основой исследования послужили достижения отечественной и зарубежной общественно-политической мысли, диалектический системный подход к изучению важнейших исторических явлений, а также принципы логического анализа, применимые, к рассмотрению политических и правовых документальных источников. В соответствии с поставленными задачами в данном исследования было последовательно использовано нескольких методов анализа: при исследовании зарождения в США института президентских выборов был использован исторический анализ; в процессе рассмотрения избирательных органов применялся системный анализ; для анализа современных тенденций и особенностей, характерных для отдельных выборных кампаний, был применен метод сравнительного анализа; при изучении правового механизма регулирования выборов президента США был использован метод структурно-функционального анализа. Хронологические рамки работы охватывают в основном первые десятилетия XXI века, когда в системе президентских выборов начали происходить нетрадиционные – «модернистские движения», в кампаниях принимали участие разнохарактерные претенденты на пост главы государства от основных политических партий. Вместе с тем, формулировка темы предполагала и обращение к более ранним этапам развития института президентских выборов США. Так, в 1 главе рассмотрен вопрос об историческом развитии данного института, в хронологических рамках будут рассмотрен, как период зарождения выборов -1787г., так и основные эволюционные вехи. Было выделено шесть базовых положений, выносимых на защиту: 1. С самого становления государства Соединенные Штаты Америки и принятия конституции в 1787 г. выборы президента этой страны являлись непрямыми и двухступенчатыми. Несмотря на то, что США - «родина демократии» с первой конституцией в своем роде, провозглашающей демократические принципы и равные права всех граждан, - при выборе президента фактически не учитывается голос каждого гражданина, что вполне резонно вызывает сомнение в демократичности такой системы выборов. 2. Правовая система, основанная на нормах Конституции США, дает только самое общее представление о президентских выборах, многие нормы корректируются конституционным толкованием, законодательством, судебной практикой, обычаями и теми политическими традициями, которые сложились за более чем двухвековую историю США. Масса вопросов президентских выборов остаются вообще вне рамок не только конституционного, но и законодательного регулирования (не отражена фактическая роль политических партий, аспекты голосования, организация и порядок проведения национальных конвентов и т.д.), что свидетельствует о фрагментарности правовой основы избирательного процесса. 3. В США также отсутствует единый общегосудар¬ственной орган по проведению выборов в стране. Обязанности по проведе¬нию выборов возложены на органы и учреждения различных уровней - фе¬дерального, уровня штатов, местной власти; причем большую роль играет именно уровень местной власти. Они формируют избирательные участки и избирательные комиссии в зависимости от особенностей территориально¬го деления, проводят голосование, подсчет голосов и оглашают результаты. Это говорит о том, что в руках местной власти концентрируются основные полномочия, что не исключает злоупотреблений и воздействия на избирательный процесс. 4. Интерес к выборам Президента США, а особенно к процедуре подведения итогов голосования не случаен, так как американские политики разных уровней убеждали и продолжают убеждать весь мир, что их избирательная система отличается демократизмом, а выборы - чистотой и честностью. В ходе анализа современной избирательной системы (конца XX начала XXI вв.) и объективной оценки практики проведения выборов президента США был сделан вывод, что практика организации проведения выборов далека от идеала и не может считаться априори легитимной (в том числе для применения в других президентских республиках). 5. Прошедшие в ноябре 2016 года выборы президента США в очередной раз показали проблему двухступенчатой системы президентских выборов, когда кандидат, набравший суммарно меньшее число голосов избирателей, становится победителем избирательной гонки. Кандидат от демократической партии Х. Клинтон набрала 60839 тыс. голосов избирателей, в то время как представитель демократической партии Д. Трамп - 60265 тыс., однако голоса выборщиков распределились совершенно иным образом: 228 и 270 соответственно, что предопределило победу республиканца. Подобная ситуация обусловлена наличием коллегии выборщиков на выборах президента США. 6. Проблема легитимизации и демократизации выборов президента в США актуализируется в процессе каждой последующей кампании, начиная с 2000-х годов. Эта система действовала на протяжении двух с лишним столетий, и все это время она подвергалась критике за «недемократичность». Несмотря на постепенное совершенствование, система остается сложной, запутанной и не прозрачной, и учитывая специфику американского общества, сказать однозначно эффективна она или нет - очень затруднительно. Наравне со значительными преимуществами системы выборов президента США многие проблемы сохраняют свое негативное влияние, а в процессе эволюции общества возникают и качественно новые проблемные аспекты, которые еще только предстоит решать. Научная новизна поставленных и решаемых в диссертации проблем обусловливается самим объектом исследования – современной системой выборов президента США в условиях реалий XXI века. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблемы, помогут лучше прогнозировать ход, результаты и эволюцию американского избирательного процесса, и, таким образом, лучше понять поведение американской администрации во внешней политике и на международной арене. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, характеризуется научная новизна, практическая значимость диссертации и степень изученности темы. В первой главе «Концептуальные и исторические черты системы президентских выборов в США» рассмотрены процессы зарождения, правовое регулирование и особенности построения избирательного сегмента американского государства, акцент сделан на историческом своеобразии избирательного процесса в США. Вторая глава «Особенности, современные тенденции и проблемы системы президентских выборов в США XXI века» посвящена рассмотрению современных проблем и тенденций в области президентских выборов американского президента, акцентируется внимание на том, что в с начала XXI века происходят глубокие изменения в системе выборов президента, что обусловлено рядом прямых и косвенных факторов (изменение экономической жизни и в политическом истеблишменте США, серьезные перемен в общественно-политической жизни и смене настроений электората, реструктуризация привычных коалиций избирателей), что вынуждает партийных лидеров и в целом политическую элиту, тесно связанную с финансово-монополистическим капиталом, искать новые формы и методы воздействия на выборы, а иногда и перекладывать ответственность за собственные промахи на внешние силы и факторы. В заключении подчеркнуто, что выборы президента США XXI века, в значительной степени показали негативное отношение основной части партийного истеблишмента и электората к профессиональным политикам в должности президента, обозначили новый этап в эволюционном развитии политической системы США, в рамках которой проявились две противоборствующие тенденции – традиционная, нацеленная на решение задач в рамках устоявшихся политических правил, и модернистская, порожденная вызовами нового времени и угрожающая перевернуть привычную систему и установившийся порядок.
Введение

Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем обстоятельством, что выборы президента США начиная с 2000 гг. представляют несомненный интерес не только для сравнительного анализа важнейших государственно-политических институтов современных развитых государств, но и в контексте изучения эволюционного процесса современной избирательной системы США как политической технологии, формально декларирующей демократический выбор, а фактически, представляющей собой борьбу «монополистического капитала» через двухпартийную систему. Актуальность исследования темы в значительной мере связана также с изучением эволюции американского гражданского общества и развитием негативных тенденций в области демократического процесса, характер которых во многом определяется систематическими нарушениями организации выборов, внедрением «грязных» политтехнологий и формированием негативного общественного мнения через масс-медиа и Интернет. Выборы главы государства выступают в качестве одного из основных общественнополитических событий в жизни любого государства, прежде всего для президентских республик. Весь процесс, начиная с выдвижения кандидата, предвыборной кампании, «праймериз» и до голосования – это центральное политическое событие, определяющее не только первое лицо государства, имидж страны, но и курс внешнеполитического и экономического развития. Изучение исторических тенденций и эволюционных подвижек, происходящих в русле избирательных кампаний на федеральном уровне или под их влиянием имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно позволяет глубже понять механизм действия американской государственной и политической власти, функционирования двухпартийной системы, установить центробежные и центростремительные векторы основных групповых интересов, раскрыть формы и методы воздействия представителей монополистического капитала на широкие массы избирателей. Вопросы президентских выборов в США в различных контекстах: с точки зрения функционирования двухпартийной системы, в рамках деятельности Демократической и Республиканской партий, варианты политической борьбы в ходе предварительных и промежуточных этапов, с точки зрения эволюции электората, освещались многими исследователями. В числе ученых, разрабатывавших данную проблематику, следует назвать таких авторов, как А.С. Маныкин, Н.В. Сивачев, Е.Ф. Язьков, А.А.Мишин, В.А. Никонов, С.М. Рогов, Н.Г. Зяблюк, В.П. Золотухин, В.О. Печатнов, В.И. Борисюк, А.В. Валюженич и пр. Исследование избирательной системы, выборный процесс, проблематику «праймериз» и правовой регламентации импичмента изучали и западные ученые, среди которых следует выделить: Дж. Уилсона, Е. Фремо, Джон А. Фэрли, Б. Дж. Хэнкока, А. Цукермана, P.M. Энтмана. Отдельные аспекты формирования и деятельности президентской власти, функционирования лоббистских организаций и «групп интересов» освещались в работах таких известных ученых, как Э.А. Иванян, Г.Е. Скоров, Н.П. Попов, В.А. Власихин, В.А. Савельев, А.И. Уткин, Н.М. Травкина, В.С. Васильев, Несмотря на то, что каждая президентская кампания в США по-своему уникальна, применительно к выборам 2016 года, есть все основания говорить о целом ряде отличительных особенностей, которые свидетельствуют о том, что американская политическая система претерпевает серьезные эволюционные изменения. Они отчетливо проявились как в ходе предвыборной кампании, так и после избрания президента.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В США 11 1.1 Исторический аспект формирования системы президентских выборов в США 11 1.2. Правовая концепция проведения президентских выборов США 21 1.3 Система избирательных органов, избирательный корпус и избирательные округа в рамках президентских выборов 28 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В США XXI ВЕКА 45 2.1 Особенности президентских кампаний США XXI века 45 2.2 Проблема института выборщиков на современном этапе 60 2.3 Проблема легитимизации и демократизации президентских выборов в США в свете кампании 2016г. 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95 БИБЛИОГРАФИЯ 102 ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Список литературы

Нормативные акты 1. Конституция Соединенных Штатов (1787 г.). Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом и ратифицированные отдельными штатами в соответствии с пятой статьей Конституции: [Ратифицированы в 1791, 1795, 1804, 1865, 1868, 1870, 1913, 1919, 1920, 1933, 1951, 1961, 1964, 1967, 1971, 1992 гг.] / Пер. с англ. В.И. Лафитского // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. — М: Из- дат. гр. «Прогресс», «Универс», 1993. - С. 29-49. 2. Конституция Соединенных Штатов Америки: Принята 17 сентября 1787 года. Статьи в дополнение и изменение Конституции: [Приняты 15 декабря 1791 г., 7 февраля 1795 г., 15 июня 1804 г., 6 декабря 1865 г., 9 июля 1868 г., 3 февраля 1870 г., 3 февраля 1913 г., 8 апреля 1913 г., 16 января 1919 г., 18 августа 1920 г., 23 января 1933 г., 5 декабря 1933 г., 27 февраля 1951 г., 29 марта 1961 г., 23 января 1964 г., 10 февраля 1967 г., 1 июля 1971 г., 18 мая 1992 г.] //Конституции зарубежных государств: Американский континент: Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США / Отв. ред. А.В. Багдасарян. — Ереван: Изд-во «Мхитар Гош», 1998. - С. 300-329. 3. Билль о правах: Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом и ратифицированные отдельными штатами в соответствии с пятой статьей Конституции: [Поправки I-XX, XXII-XXVn] // Международные акты о правах человека: Сб. док. / Сост. и авт. вступит, ст.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева; Комис. по правам человека при Президенте Российской Федерации, Ин-т гос. и права Рос. акад. наук. - М.: Изд-во НОРМА (Издат. гр. НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - С. 24-31. 4. Избирательное право. Свод законов США - титул 42, глава 20: [Извл.] / Пер. с англ. М.М. Сейфулина // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. - М.: Прогресс, 1993. - С. 296-313. 5. Гражданские права. Свод законов США - титул 42, глава 21: [Извл.] / Пер. с англ. Т.А. Васильевой // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. - М.: Универс, 1993. - С. 351-377. 6. Преступления. Свод законов США - титул 18: [Извл.] / Пер. с англ. И.Д. Козочкина // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. - М. : Прогресс, 1993. - С. 587-647. 7. Закон о федеральных избирательных кампаниях (1972 г.): [Извл.] / Пер. с англ. М.М. Сейфулина // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафит ский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. - М.: Прогресс», 1993. - С. 314-336. 8. Выписка из федеральных избирательных законов, составленных Федеральной избирательной комиссией США // Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября - 8 ноября 1998 года. Т. 1: Законы и учреждения Соединенных Штатов Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. 9. Конституция штата Иллинойс: Принята Конвентом в Спрингфилде 3 сентября 1970 г. Ратифицирована народом штата 15 декабря 1970 г. Вступила в силу 1 июля 1971 г. / Пер. с англ. В.И. Лафитского // Соединенные Штаты Америки-. Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит. ст. О.А. Жидкова. - М.: Прогресс, 1993. — С. 98—137. 10. Конституция Массачусетса (1780 г.): [Извл.]. Статьи поправок: [приняты на референдумах в 1821, 1831, 1833, 1855, 1891, 1911, 1915, 1917, 1918, 1944, 1948, 1950, 1964, 1966, 1968, 1972, 1974, 1976, 1982, 1990 гг.] / Пер. с англ. В.И. Лафитского // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. - М.: Норма, 1998. – С. 99 -102. Учебная и научная литература 11. Аррингтон Т., Бреннер С. Следует ли заменить коллегию выборщиков прямыми выборами Президента?: [Реферат, обзор ст. Т. Аррингтона и С. Бреннера] // Президентские выборы и двухпартийная система в США. 1984: Реферат. сб. / Отв. ред. и сост. К.Г. Бойко; Акад. наук СССР, Ин-т науч. инф. по общ. наукам. - М., 1984. - С. 225-234. 12. Брейс К.У. Требования, предъявляемые к развитию единой системы регистрации избирателей на уровне штата // Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября- 8 ноября 1998 года. Т. 2: Проведение выборов в Соединенных Штатах Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. - Б. м., б. г. - С. 2-21. 13. Вильсон В. Государственный строй Соединенных Штатов / Пер. с англ. 20-го изд. под ред. П.П. Тройского, Ф.И. Корсакова, предисл. М.М. Ковалевского. - СПб., 1909. - 283 с. 14. Визер В., Алистер Б.М. Небольшое агентство, которое недееспособно: [О деятельности Федеральной избират. комиссии] // Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября - 8 ноября 1998 года. Т. 1: Законы и учреждения Соединенных Штатов Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. - Б. м., б. г. - С. 32-42. 15. Джэнда К., Берри Дж, Голдмэн Дж. Проблемы демократии. Форма правления в Америке // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отеч. опыт / Ред. B.C. Комаровский и Г.И. Иванов; Рос. акад. управления, Политологич. центр, Научно- инф. отдел. - М., 1993. - С. 33-48. 16. Журавлева В. Ю. Перетягивание каната власти: взаимодействие Президента и Конгресса США / В. Ю. Журавлева. - М. : ИМЭМО РАН, 2011. - 163 с. 17. Зюзина Е. Б. Институт президентства в США и России : сравнительный анализ : дис. ... канд. полит. наук / Е. Б. Зюзина. - Воронеж, 2002. - 220 с. 18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. / Ответственный редактор Б.А. Страшун. - М.: Дело, 2014. – 632 с. 19. Конституция США: История и современность / A.M. Карим ский, А.С. Маныкин, М.Н. Марченко и др. / Под общ. ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. - М.: Юрист, 2013. - 320 с. 20. Кэррол Дж. Конфиденциальность избирателей // Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября - 8 ноября 1998 года. Т. 2: Проведение выборов в Соединенных Штатах Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. - Б. м., б. г. - С. 1-7. 21. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. - М.: Норма, 1998. - 266 с. 22. Лафитский В.И. Конституционный строй США. - М.: Контракт, 2017. - 317 с. 23. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика / Науч. ред. А.П. Ситников. - М.: РАУ Университет, 2014. - 320 с. 24. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. / А.А. Мишин. - М. Инфра, 2014.- 634 с. 25. Норт Д. Функционирование экономики во времени // Отечественные записки. 2004. №6(21). С. 93-105. 26. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2013. - С. 243-256. 27. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / пер. с нем. М.: Прогресс-Академия, 1996. - 352 с. 28. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2014. - С. 226-280. 29. Ремини Р. Краткая история США. / Р.Ремни. - М.: Азбука-Аттикус. – 488 с. 30. Республиканская партия США // Библиотека Единой России. Кн. III: Действия / Авт. колл.: А.В. Фролов, К.П. Зуева, Р.Ф. Ива-нов, Г.И. Мусихин, А.Е. Жуков, Г.И. Моро / Под ред. Ю.Н. Солонина. — М.: Алгоритм, 2013. – 360 с. 31. Словарь американской истории: с колониальных времен до первой мировой войны /подред. акад. А. А. Фурсенко. - СПб., 1997. – 432 с. 32. Современные избирательные системы. Вып. 4: Испания, США, Финляндия, Япония / А.Г. Орлов, В.И. Лафитский, И.А. Ракитская, Т.О. Кузнецова; Науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. — М.: РЦОИТ: Типография «Новости», 2015. - 448 с. 33. Соединенные Штаты Америки // Особенности избирательных систем в Австралии, ФРГ, Канаде, Мексике, США / А.А. Алексеев, А. Боцан-Харченко, В.И. Васильев, А.А. Давыдов, В.А. Жданович. - М.: Центр, избират. комис. Российской Федерации, 1996.- 528 с. 34. Сравнительная политология: Учебник под ред. О.В. Гаман-Голтувина. М.: Дело, 2015. – 344 с. 35. Фэрли Джон А. Местное управление в Соединенных Шта¬тах / Пер. с англ. под ред. и со вступит, ст. П.П. Тройского. - СПб., 1910. – I-Х, 240 с. 36. Харитонова О.Г. Политическая система и политическая культура США. - М. Инфра, 2015. – 322 с. 37. Хэнкок Б. Дж. Зарождение, развитие и перспективы структуры избирательной системы в Соединенных Штатах Америки // Сбор¬ник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 ок-тября — 8 ноября 1998 года. Т. 1: Законы и учреждения Соединенных Штатов Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. — Б. м., б. г. — С. 2-11. 38. Хэнкок Б. Дж. Структура и функции избирательных органов в Соединенных Штатах // Сборник материалов для группы наблю-дателей на выборах в США 23 октября — 8 ноября 1998 года. Т. 1: За¬коны и учреждения Соединенных Штатов Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. — Б. м., б. г. — С. 3—16. 39. Шумпетер Й. Капитализм. Социализм. Демократия. М.: Экономика, 2015. - 540 с. 40. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. / А.в. Якушев. - М.: Приор, 2014. – 586 с. Периодическая печать 41. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии/ Г. Алмонд, С. Верба // Полис. Политические исследования. - 1992. - № 4. - С. 122-134. 42. Белоусова, Ю.Н. Коллегия выборщиков: преимущества и недостатки одного из главных символов Америки / Ю. Н. Белоусова // Студенческая наука и XXI век. – 2015 - № 9. - С. 304-308. 43. Выборы 96: «Праймериз» в Нью-Гэмпшире — важное испытание: [Перепеч. из «Бюллетеня новостей ЮСИА»] // США — экономика, политика, идеология. - 1996. - № 1. - С. 44-46. 44. Гарипов Р.Ф. Роль первичных выборов в демократизации избирательной системы (из опыта США и России) / Р.Ф. Гарипов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2017. - № 8. - С. 13-16. 45. Глушенко Ю. Primaries: американский стиль // Выборы. Законо-дательство и технологии. - 2016. - № 3. - С. 58-60. 46. Давыдов А.А. О выборах Президента США / А.А. Давыдов // Вести. Центр. избират. комис. Российской Федерации. - 2012. - № 1. - С. 138-145. 47. Долгополова Н.А. Американское общество в зеркале опросов / Н.А. Долгополова // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2016. - № 8. - С. 31-43. 48. Долгополова Н.А. Президентская кампания: первый этап закончен / Н.А. Долгополова // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2016. - № 9. - С. 45-54. 49. Засурский Я.Н. Политическая коммуникация: СМИ и выборы: Колонка редактора / Я.Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2016. - № 5. - С. 3-6. 50. Золотухин В.П. Позиции А. Гора и Дж. Буша по актуальным проблемам / В.П. Золотухин // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2000. - № 9. - С. 31-42. 51. Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США / Э.А. Иванян // США. Канада. - Экономика, политика, культура. - 2015. -№11. - С. 69-80. 52. Зиновьев А.В. Отличаются ли выборы президента США демократизмом и легитимностью? / А.В. Зиновьев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2001. - №3. – С. 70-76. 53. Зюзина Е.Б. Политическая система США: испытание на прочность / Е.Б. Зюзина // Вестник ВГУ. Серия: история. Политология. Социология. - 2017. - № 4. -0 С. 42- 45. 54. Крымчанинова М.В., Федоров В.И. Трансформация электората США как фактор политической турбулентности / М.В. Крымчанинова, В.И. Федоров // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017 - №7. – 79-94. 55. Енгибарян Е.В. Институт президентства США и России / Е.В. Енгибарян // Право и управление. XXI век. – 2016.- № 3. – С. 3-11. 56. Рогов С. М. Накануне выборов / С.М. Рогов // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2008. - № 10. - С. 3-14. 57. Рогов С.М., Рогова Н.В. Выборы 2016 года в США: итоги и перспективы (часть первая) / С.М. Рогов, Н.В. Рогова // США, Канада: экономика, политика, культура.- 2017 - №1. – С.20-38. 58. Самуилов С.М. Внешнеполитическая дискуссия в ходе избирательной кампании / С.М. Самуилов // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2012. - № 10. - С. 49-58. 59. Сидоров А.Н., Чуева А.В. Выборы президента и коллегия выборщиков в США / А.Н. Сидоров , А.В. Чуева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1 - С. 182-191. 60. Солдатов А.А. Особенности президентских выборов в США в 2016 г. / А.А. Солдатов // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 2. – С. 13-19. 61. Стакло В. Фемида выбирает президента США / В. Стакло // Выборы. Законодательство и технологии. - 2001. - № 1. - С. 46—51. 62. Травкина Н.М. Время «правильных» политических биографий (портрет Альберта Гора) / Н.М. Травкина // США Канада: Экономика, политика, культура. — 2000. - № 10. - С. 32-48. 63. Травкина Н.М. Уроки арифметики пофлоридски / Н.М. Травкина // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2001. - № 7. - С. 61-79. 64. Травкина Н. М. Президентская кампания 2016 года как отражение эволюционных особенностей политиче-ской системы США / Н.М. Травкина // Институт США и Канады РАН. - 2016. - № 1. - С. 10-17. 65. Червонная С.А., Васильев B.C. На пороге «прогрессивной эры»: размышления после выборов / С.А. Червонная, В.С. Васильев // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2011. - № 2. - С. 3-19. 66. Шведова Н.А. Республиканская администрация: чем обеспокоены женские организации США / Н.А. Шведова // США. Канада. -. Экономика, политика, культура. - 2011. - № 11. - С. 25-40. Электронные ресурсы 67. Бейкер Р., Раскин Д. Изжила ли себя Коллегия выборщиков? [Электронный ресурс] //Медиагруппа «Кон¬тинент» со ссылкой на eJoumalUSA. 2007. URL: http://www.kontinent.org/article. php?aid=477eb681a91d3 (Дата обращения: 20.03.2018) 68. Быкова Е. А. Президент Соединенных штатов Америки: особенности избрания // Общество и право: Научная электронная библиотека «Киберленинка». 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prezident-soedinennyh-shtatov-ameriki-osobennosti- izbraniva (Дата обращения: 2stnauka.ru/faq/58714 (24.04.2018). 69. Как выбирают в США [Электронный ресурс]. URL: http://www.hs-pr.ru/about-world/partners/usa/election (05.04.2018). 70. Кириллова К. Эпоха Трампа: угрозы и надежды / К. Кириллова. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.tsn.ua/blogi/ themes/politics/epoha-trampa-ugrozy-i-nadezhdy-788003. Html 71. Колесников А. Почему Трамп сдал Россию : президент в плену сдержек и противовесов / А. Колесников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/ milliardery/337095-pochemu-tramp-sdal-rossiyu-prezident- v-plenu-sderzhek-i-protivovesov 72. Рогулев Ю. Н. Выборы президента США // Постнаука: интернет-журнал. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://postnauka.ru/faq/58714 (Дата обращения: 15.04.2018). 73. Чуров В. Е. О соблюдении в США избирательных прав граждан //Российская Газета. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2012/10/30/vibori-site.html Дата обращения 21.04.2018). 74. Чуров В. Е., Борисов II. Б., Евланов II. А., Лысенко В. И О соблюдении в США избирательных прав граждан при проведении выборов Президента США 6 ноября 2012 года [Электронный ресурс] //Международная жизнь. 2013. № 2. С.124 - 147. 75. Шевцова Л. Кризисы Европы и Трамп -парадокс / Л. Шевцова. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facenews.ua/ articles/2017/311406/(14.04.2018). 76. Фукуяма Ф. Выдержит ли американская демокра¬тия Трампа? / Ф. Фукуяма. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http:// inosmi.ru/politic/20170125/238597532.html Зарубежные источники 77. 2016 Senate Election Interactive Map. URL: http://www.270towin.com/2016-senate-election (04.04.2018). 78. Election News. URL: http://www.270towin.com/news/#.WFk9qsag_tQ. 79. Electorate Profiles: Selected Characteristics of the Citizen, 18 and Older Population. United States Census Bureau. Available at: http://www.census.gov/data/tables/time-series/demo/voting-and- registration/electorate-profiles-2016.html/ 80. Fisher L. Constitutional conflicts between Congress and the President / L. Fisher. - Mode of access: https:// kansaspress.ku.edu/978-0-7006-1997-9.html 81. John Hudak. A Reality Check on 2016’s Economically Marginalized. Brookings, November 16, 2016. 82. Lippmann W. Public Opinion. New York: Free Press, 1965. - 358 p. 83. Lichtman A.J., Keilis-Borok V.I. Pattern Recognition Applied to Presidential Elections in the United States, 1860-1980: Role of the Integral Social, Economic and Political Traits // Proceedings of National Academy of Science. Vol. 78, No. 11, November 1981, p. 7230-7234. 84. McDonald M.P. A Brief History Of Early Voting. Available at: http://www.huffingtonpost.com/michael-p-mcdonald/a-brief-history-of-early_b_12240120.html (accessed: 29.11.2017). 85. Mar Muro and Sifan Liu. Another Clinton-Trump Divide: High-Output Americas vs Low-Output America. Brookings, November 29, 2016. URL: http://www.win.com/news/ (11.03.2018). 86. Presidential Job Approval Center / Gallup. - Mode of access: http://www.gallup.com/ interactives/185273/presidential-job-approval-center. 87. Trebbi F., Aghion P., Alesina A. 2008. Electoral Rules and Minority Represen-tation in U.S. Cities //Quarterly Journal of Economics Vol.123, no.l, p. 325-358. DOI: http://doi.Org/10.1162/qjec.20008.123.l.325. 88. The Diversifying Electorate - Voting Rates by Race and His¬panic Origin in 2012 (and Other Recent Elections). United States Census Bureau. Available at: http://www.census.gov/content/dam/Census/library/publications/2013/demo/p20-568.pdf. 89. Voter Turnout in Presidential Elections: 1828-2012. The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/data/turnout.php (accessed 19.04.2018). 90. World Economic Situation and Prospects 2016. 47 p. Available at: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/wesp_archive/2016wesp_chl_en.pdf (accessed 11.04.2018). 1. ПРИЛОЖЕНИЯ Список штатов которые требуют от выборщиков голосовать за кандидата своей партии, с соответствующими законами: ALABAMA – Party Pledge / State Law – § 17-19-2 ALASKA – Party Pledge / State Law – § 15.30.040; 15.30.070 CALIFORNIA – State Law – § 6906 COLORADO – State Law – § 1-4-304 CONNECTICUT – State Law – § 9-175 DISTRICT OF COLUMBIA – DC Pledge / DC Law – § 1-1312(g) FLORIDA – Party Pledge / State Law – § 103.021(1) HAWAII – State Law – §§ 14-26 to 14-28 MAINE – State Law – § 805 MARYLAND – State Law – § 20-4 MASSACHUSETTS – Party Pledge / State Law – Ch. 53, § 8, Supp. MICHIGAN – State Law – §168.47 (Violation cancels vote and Elector is replaced.) MISSISSIPPI – Party Pledge / State Law – §23-15-785(3) MONTANA – State Law – § 13-25-104 NEBRASKA – State Law – § 32-714 NEVADA – State Law – § 298.050 NEW MEXICO – State Law – § 1-15-5 to 1-15-9 (Violation is a fourth degree felony.) NORTH CAROLINA – State Law – § 163-212 (Violation cancels vote; elector is replaced and is subject to $500 fine.) OHIO – State Law – § 3505.40 OKLAHOMA – State Pledge / State Law – 26, §§ 10-102; 10-109 (Violation of oath is a misdemeanor, carrying a fine of up to $1000.) OREGON – State Pledge / State Law – § 248.355 SOUTH CAROLINA – State Pledge / State Law – § 7-19-80 (Replacement and criminal sanctions for violation.) VERMONT – State Law – title 17, § 2732 VIRGINIA – State Law – § 24.1-162 (Virginia statute may be advisory – “Shall be expected” to vote for nominees.) WASHINGTON – Party Pledge / State Law – §§ 29.71.020, 29.71.040, Supp. ($1000 fine.) WISCONSIN – State Law – § 7.75 WYOMING – State Law – §§ 22-19-106; 22-19-108
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В США 1.1 Исторический аспект формирования системы президентских выборов в США Избирательная система США имеет давнюю историю. Пер¬вое представительное учреждение - Ассамблея Вирджинии — была создана еще в 1619 г. по решению Вирджинской торговой компании. Она формировалась на основе высоких имущественных и религиозных цензов. Избирательные цензы, введенные во всех британских колониях Северной Америки, позволяли сохранять политическую власть в руках очень узкой социальной группы земельной и торговой аристократии. Губернаторы колоний населением не избирались. Они назна¬чались советами торговых компаний, собственниками колоний (например, Пенсильвании и Мэриленда) либо английским мо¬нархом. Во многих, в основном в южных, штатах (Вирджинии, Мэриленде, Джорджии, Северной и Южной Каролине) верхние палаты легислатур (законодательных собраний) не были выбор¬ными. Их члены назначались губернаторами. Иной порядок действовал в колониях Новой Англии (Массачусетсе, Коннек¬тикуте, Род-Айленде, Нью-Гемпшире), а также в Пенсильвании, Нью-Джерси и Делавэре. Здесь верхние палаты законодательных собраний избирались населением, как, например, в Род-Айленде и Коннектикуте, или формировались, как в Массачусетсе, самой легислатурой. В двух штатах - в Пенсильвании и Делавэре - за¬конодательные органы были однопалатными. Американская революция полностью упразднила действовав¬шие в колониальную эпоху нормы организации и проведения выборов. Первые конституции американских штатов ввели новые прин¬ципы избирательной системы, в том числе и президентской. Однако отметим, что указанные конституционные нормы были весьма далеки от реальной социальной действительности. Под «народом» понималась лишь та его часть, которая была на¬делена избирательным правом, что противоречило закрепленно¬му в декларациях прав принципу равенства всех граждан и такой конституционной норме, как запрещение предоставлять «исклю¬чительные или особые права и привилегии». Конституция США 1787 г. не содержала демократических норм избирательного права. Более того, одной из основных ее задач было создание барьеров против эксцессов демократического правления. Неслучайно на Филадельфийском конвенте так часто звучали следующие высказывания: Э. Рэндольф: «Главная опасность проистекает от демократи-ческих статей существующих конституций. В новой Конституции должен быть установлен крепкий барьер против демократии». Р. Шерман: «Народ должен быть как можно меньше допущен к делам управления. Он хочет информации и всегда подвержен заблуждениям». Э. Джерри: «Зло, от которого мы страдаем, происходит от избытка демократии». Последнюю мысль продолжил П. Батлер: «Прямые выборы — непрактичное занятие». Итогом долгих дискуссий, споров и компромиссов стало со¬здание особого механизма «сдержек и противовесов», который дополнил принцип разделения властей. По Конституции законодательная власть была вверена двух¬палатному Конгрессу, исполнительная — Президенту, судебная — Верховному и нижестоящим федеральным судам. Все три ветви власти формировались различным образом. Палата представи¬телей избиралась непосредственно населением, Сенат — легис¬латурами штатов (до 1913 г.). Президент избирался коллегией выборщиков, Верховный и нижестоящие суды — Президентом и Сенатом совместно. Различными были сроки их полномочий. Представители избирались на два, сенаторы - на шесть, Прези-дент - на четыре года. Судьи пребывали в должности пожизнен¬но. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти, утвердить за ними в определенных рамках соот¬ветствующую функциональную компетенцию. Созданная Конституцией избирательная система была скор-ректирована после президентских выборов 1800 г. В ходе голосо¬вания в коллегии выборщиков оба кандидата республиканской партии - Т Джефферсон и А. Бэр — набрали равное число голо¬сов. По Конституции решение вопроса было передано в Палату представителей, но и она долгое время не могла избрать Прези¬дента (Т. Джефферсон был избран после 36 туров голосования). Парадоксальная ситуация, сложившаяся на выборах 1800 г., при¬вела к пересмотру механизма их проведения. В декабре 1803 г. Конгресс принял, а в сентябре 1804 г. штаты ратифицировали XII поправку, которая установила, что голосование в коллегии выборщиков должно проводиться раздельно по кандидатурам Президента и Вице-президента США. Движение за принятие новой конституции возглавила Народ¬ная партия, созданная Т Дорром. Без санкции легислатуры Род- Айленда она созвала Конституционный конвент, который при¬нял Конституцию, одобренную на референдуме большинством голосов избирателей. В апреле 1842 г. Т. Дорр был избран губер¬натором штата и обратился к Президенту З. Тайлеру с просьбой признать новое правительство штата. С аналогичной просьбой и с требованием оказать помощь против «мятежников» обрати-лось в Вашингтон и правительство штата, сформированное на основе Хартии 1663 г. и не сложившее своих полномочий. Пре¬зидент склонился в пользу «законного» правительства и, при¬грозив применить военную силу, потребовал незамедлительного роспуска новых органов государственной власти. Т Дорр был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Но на¬пуганные размахом народного движения правящие круги штата были вынуждены пойти на уступки. В том же 1842 г. вступила в силу новая Конституция, удовлетворившая ряд требований На¬родной партии. Т Дорр впоследствии был помилован, а точку в этой истории поставил в 1849 г. Верховный суд США решением по делу Лютер против Бордена. Признав движение в Род-Айленде незаконным, суд сформулировал новый конституционный принцип, лишив¬ший демократического звучания те статьи конституции, которые провозгласили право народа на изменение формы правления. Отныне это право могло быть осуществлено только с согласия того правительства, которое народ требовал реформировать или низложить52. Характеризуя такого рода изменение позиции клас¬сов, завоевавших в условиях борьбы политическую власть, Липманн по этому поводу отмечал: «Право на революцию раньше существовало — в противном случае стоящие у власти лишились бы правовой сан¬кции, — но на будущие времена оно упраздняется». С начала 30-х и до середины 50-х гг. XIX века на конституцион¬ное развитие штатов в наибольшей степени влияло движение «джексоновской демократии». Его социальную базу составили мелкая буржуазия, фермеры и набиравший силы рабочий класс. Последний, как свидетельствует известный американский иссле¬дователь Ф. Грин, оказывал «мощное воздействие на характер конституционных изменений». Основным лозунгом движения было создание «народного правительства». А средствами конс¬титуционной реализации этого требования стали полное упразд¬нение имущественных цензов, избрание всех должностных лиц на небольшие сроки непосредственно населением, ограничение власти законодательных собраний с тем, чтобы как можно боль¬ший объем прав был сохранен за самим народом. Новый этап в развитии избирательной системы наступил после Гражданской войны 1861-1865 гг. С приходом армии се¬верян в южных штатах были приняты новые конституции, ко¬торые практически полностью воспроизвели тексты прежних конституционных актов, действовавших до Гражданской войны. Формально институт рабства был упразднен, но бывшие рабы- негры гражданских прав не обрели. В отдельных конституциях это было подчеркнуто особо. Однако в целом завоевания Гражданской войны были закреплены в XIII, XIV и XV поправках к федеральной Конституции более полно, чем в конституциях южных штатов. Прежде всего речь идет о XIV поправке к Конституции (ратифицирована в 1870 г.), кото¬рая ввела запрет на отказ в предоставлении избирательных прав гражданам США по причине их расы, цвета кожи либо прежнего пребывания в рабстве. К концу XIX - началу XX в. партийно-политическая система США была крайне коррумпированной, недемократичной и всецело находилась под кон¬тролем крупного бизнеса. После беспринципного компромисса 1877 г. была восстановлена в полном объеме двухпартийная система «республиканцы - демократы». Республикан¬цы выторговали президентское кресло у демократов, победивших на выборах 1876 г., взамен прекратив режим военной оккупации южных штатов. В последней четверти XIX в. президентами США обычно становились бесцветные, невыразительные политики, малоизвестные даже в своей партии (так называемые «темные лошадки»). Их кандидатуры были компромиссными в результате внутрипартийной борьбы. Поэтому они становились марионет¬ками в руках выдвинувших их партийных боссов. К тому же их легко было подать в любом выгодном для избирателей образе, т.к. истинные их заслуги и достоинства были неизвестны. В этот период республиканская и демократическая партии почти ничем не отличались друг от друга. Обе они находились под полным контролем финан¬сово-промышленных магнатов, выступали за максимальное невмешательство государства в социально-экономические отношения, откровенно враждебно относились к растущему рабочему и антимонополистическому движениям. Не случайно видный прогрессивный сенатор начала XX в. Р. Петтигру иронично писал, что республиканская и демократическая партии «похожи, как две горо¬шины из одного стручка. Правда, обе партии вели жаркие споры по малозначительным вопросам о размере таможенных тарифов, о золотых и серебряных деньгах, при этом избе¬гая обсуждения ключевых общественных проблем. Будущий президент США В. Вильсон точно охарактеризовал беспредметность этих «дуэлей»: «Нет лиде¬ров - нет принципов, нет принципов - нет партий». Подлинными же руководителями политических процессов в США в это время были могущественные боссы партийных организаций отдельных шта¬тов, по американской терминологии, «делатели президентов». Именно они были проводниками пожеланий крупных компаний, получали от них деньги на выборы, выдвигали кандидатов в президенты и конгрессмены, формулировали для них задачи, подбирали кадры для замещения различных государственных должностей. Рядовые партийные функционеры за верную службу получали по протекции своих боссов «теплые местечки» на государственной службе, бес¬прекословно выполняли все их указания, регулярно отчисляли деньги в пар¬тийную кассу. Даже возник обычай назначения после выборов подавляющего большинства федеральных, штатных и муниципальных чиновников победив¬шей партией по принципу «Победитель забирает все» («система добычи»). Многие государственные учреждения превратились в опорные пункты де¬ятельности партийных боссов (например, таможни Нью-Йорка, Детройта). В отличие от президентов и губернаторов, боссы не избирались и не сменялись. Часто они даже назначали своих преемников. Сами же боссы обычно заседали в сенате США, который превратился в палату боссов. Именно сенаторы утверждали (или отклоняли) предложенных президентом кандидатов на должности верховных судей, министров, послов и других федеральных должностных лиц. Очень часто после победы на выборах президенты США обнаруживали, что без их ведома и участия партийные бос¬сы заранее уже подобрали кандидатов на все государственные посты. За счет распродажи федеральных и штатных должностей боссы-сенаторы сколачивали огромные состояния. Сенат США открыто называли «клубом миллионеров». Сильное возмущение сложившимися политическими порядками, злоупо¬треблениями трестов, откровенной зависимостью от них всего государственного аппарата, коррупцией охватило почти все американское общество. В кон¬це XIX - начале XX вв. в США возникло мощное прогрессистское движение, объединившее в своих рядах самые широкие слои - от рабочих и фермеров до интеллигенции, мелких и средних предпринимателей. После этого усилился общественный интерес к теме первичных выборов (праймериз) как к средству демократизации всей политической жизни США. Особое значение имеют президентские праймериз, являющиеся началь¬ным этапом президентской предвыборной кампании. Обычно они проходят в феврале - августе года президентских выборов. Результаты первичных вы¬боров не имеют силы закона. Тем не менее, они играют огромную роль в из¬бирательном процессе США. Сейчас именно праймериз позволяют оценить авторитет среди граждан и будущие избирательные перспективы (так сказать, «проходимость») того или иного кандидата. Историческая периодизация основных этапов эволюции системы выборов президента США представлена в следующей таблице (табл.1). Таким образом, двухступенчатая система выборов действует в США с момента возникновения в 1789 году, ее наличие обусловлено особенностями возникновения и развития США на фоне борьбы за независимость и необходимость формирования федеративного демократического государства, в котором все штаты, независимо от площади и численности населения, будут иметь равный вес при избрании главы государства. Необходимо также учитывать, что в этот период времени каждый штат выступал в качестве достаточно самостоятельного и независимого от других штатов образования с собственным законодательством, что также оказало влияние при разработке выборной системы президента. Каждый способ проведения выборов представляется как выводной элемент от определенного типа и метода голосования, в связи с этим более верным и точным можно назвать мнение А.Алексеева. Таблица 1 - Периодизация основных этапов эволюции системы выборов президента США Дата/год/период Историческая веха Суть изменений 1777г. Основным законом американских колоний стали «Статьи Конфедерации и вечного союза» 55 человек из 12 штатов более 4 месяцев принимали участие в заседаниях Конституционного конвента. Президентом Конвента был избран генерал Джордж Вашингтон. 13 сентября 1788 г. 11 штатов ратифицировали Конституцию Ратификация знаменовала собой начало работы нового государственного механизма. 15 декабря 1788 г. Первые выборы президента США Первые выборы президента прошли в период с 15 декабря 1788 г. по 10 января 1789 г. 4 марта 1789 г. Создание должности Президента США По результатам выборов единогласно на должность 1-го президента был избран Дж. Вашингтон. 30 апреля 1789 г. Инаугурация первого президента Возникновение традиций введения президента в должность. 25 сентября 1804 г. Принята XII поправка к Конституции Принята XII поправка к Конституции, регламентирующая раздельное голосование по кандидатуре президента и вице-президента. 1804 г. Первые кокусы Введение практики выдвижения кандидатов в президенты на закрытых собраниях партий (кокусах). 1824 г. Введение новой системы голосования Если раньше выборщиков избирало законодательное собрание каждого штата, то теперь в голосовании участвовали уже непосредственно граждане. 1832 г. Выдвижение кандидатов в президенты на национальных конвентах Главные и мелкие партии стали выдвигать и избирать кандидатов в президенты на национальных конвентах, которые потеснили прежние «узкоэлитарные конгрессовские кокусы». 1901 г. Первые «праймериз» Впервые предварительное голосование (в отличие от кокусов) на выборах президента состоялось в штате Флорида. 1916 г. «Праймериз» в 27 штатах Большинство штатов проводит предварительное голосование 1933 г. Вступила в действие XX поправка к Конституции Время с момента проведения голосования выборщиков до инаугурации президента сократилось. Вместо марта новоизбранный президент вступал в должность в полдень 20 января. 1952 г. Голосование за кандидатов В штате Нью-Гэмпшир впервые состоялось предварительное голосование не за делегатов, а непосредственно за кандидатов от каждой партии. Он выделяет несколько моментов, которые во взаимосвязи формируют в ограниченном толковании понятие избирательной системы как самостоятельного образования. В общих чертах правила и порядок избрания президента США содержатся в разделе 1 статьи II Конституции США 1787 года: «Каждый штат назначает в порядке, установленном его легислатурой, выборщиков, число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право направить в Конгресс...». Как следует из текста Конституции США, в Соединенных штатах каждый штат вправе самостоятельно устанавливать собственный порядок проведения президентских выборов, к тому же первые выборы президента в США в 1789 году проходили в момент, когда в состав государства входило только 13 штатов. Таким образом, процедура президентских выборов в США носит достаточно длительный характер, однако основные моменты, например, по вопросу о выборщиках, остаются неизменными с момента принятия Конституции 1787 года. Долгий эволюционный путь развития избирательной систе¬мы наполнил новым содержанием архаичные нормы Консти¬туции США. Если первоначально Конституция ограничивалась только регламентацией избрания Президента коллегией выбор¬щиков, выборов членов Палаты представителей населением, а членов Сената — легислатурами штатов, то с тех пор многое переменилось. Косвенные выборы Президента в современной политической практике фактически трансформировались в симбиотическую структуру, включающую элементы косвенных и прямых выборов. 1.2. Правовая концепция проведения президентских выборов США Прежде чем рассматривать правовые основы построения системы выборов президента США, ее концепции, необходимо определить правовую базу самих выборов. На Филадельфийском конвенте 1787 года были закреплены следующие конституционные основы правового регулирования президентских выборов: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с Вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом. Каждый штат назначает в таком порядке, который установит его легислатура, выборщиков, число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право направить в Конгресс; но при этом ни один сенатор или представитель либо лицо, занимающее почетную или приносящую доход должность, учрежденную Соединенными Штатами, не могут быть назначены выборщиками ... Конгресс может установить сроки избрания выборщиков и день, когда они осуществляют голосование; этот день должен быть единым на всей территории Соединенных Штатов. Ни одно лицо, кроме гражданина по праву рождения либо гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равно как не может быть избрано на эту должность какое-либо лицо, не достигшее возраста тридцати пяти лет и не прожившее в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах» (раздел 1 статьи 11). Помимо вышеприведенных норм, первоначальный текст Конституции Соединенных Штатов достаточно подробно регламентировал порядок голосования и подсчета голосов выборщиков, а также избрания президента Палатой представителей Конгресса США в тех случаях, когда ни один из претендентов не мог набрать большинства голосов выборщиков. Однако политическая практика достаточно быстро выявила дефекты, скрытые в этой конституционной конструкции. Так, на выборах 1796 года Президентом и Вице-президентом стали представители двух разных партий: Президентом - федералист Джон Адамс, а Вице-президентом республиканец Томас Джефферсон. Естественным результатом такого положения дел был раскол в рядах федеральной исполнительной власти. Следующий дефект первоначальной конституционной конструкции проявился через четыре года - на президентских выборах 1800 года. Оба кандидата от республиканской партии - Томас Джефферсон и Аарон Бэр получили равное число голосов. Согласно Конституции, вопрос об избрании Президента был передан в, Палату представителей Конгресса США. Но Палате представителей долгое время не удавалось избрать Президента. Достаточно сказать, что только с 36-го голосования Томас Джефферсон смог набрать необходимое число голосов и стать Президентом Соединенных Штатов. Указанные дефекты первоначальной конституционной конструкции были устранены в 1804 году с принятием поправки ХН к Конституции CIlIA: «Выборщики собираются по своим штатам и голосуют по бюллетеням за Президента и Вице-президента, которые не должны быть жителями одного штата; выборщики в своих бюллетенях указывают то лицо, за которое они голосуют как за Президента, и в отдельных бюллетенях - то лицо, за которое они голосуют как за Вице-президента, и они же составляют отдельные списки всех лиц, за которых голосовали как за Президента, и всех лиц, за которых они голосовали как за Вице-президента, с указанием числа голосов, поданных за каждое из них; эти списки выборщики подписывают, удостоверяют и направляют в опечатанном виде в место пребывания правительства Соединенных Штатов на имя Председателя Сената; Председатель Сената в присутствии Сената и Палаты представителей вскрывает все удостоверенные списки, и после этого производится подсчет голосов; лицо, получившее наибольшее число голосов, поданных за него как за Президента….». Следует отметить, что поправка ХII к Конституции ввела процедуру раздельного голосования за кандидатов на должность Президента и Вице-президента (ранее Вице-президентом становился кандидат, который набрал наибольшее число голосов после Президента). Такое нововведение устранило угрозу раскола федеральной исполнительной власти. С тех пор Президентом и Вице-президентом могли стать представители только одной партии. Поправка ХН установила экстраординарную процедуру избрания Президента Палатой представителей для тех случаев, когда ни один из кандидатов не набирает большинства голосов выборщиков. За всю историю Соединенных Штатов такая процедура была применена только один раз -в 1824 году. Тогда Президентом стал Джон Квинси Адамс. Следующие две конституционные поправки, касающиеся президентских выборов, были приняты после Гражданской войны 1861-1865 годов. «Ни одно лицо не может быть ... выборщиком Президента и Вице-президента ... если оно будучи членом Конгресса или государственным служащим Соединенных Штатов, либо членом легислатуры какого-либо штата, либо должностным лицом исполнительной или судебной власти штата, ранее приняв присягу о том, что будет поддерживать Конституцию Соединенных Штатов, впоследствии участвовало в мятеже или восстании против Соединенных Штатов либо оказывало помощь или поддержку их врагам. Но Конгресс может двумя третями голосов каждой из палат устранить такое ограничение» (раздел 3 поправки XIV). «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы» (раздел 1 поправки XV). Приведенные выше нормы раздела 3 поправки XIV (1868 г.) в настоящее время представляют не более чем исторический интерес. Их цель заключалась в том, чтобы устранить с политической арены лидеров семи мятежных южных штатов. Это ограничение сохранял ось до 1898 года, когда Конгресс США провел последнюю политическую амнистию бывших повстанцев, лишенных политических прав. Иной была судьба поправки XV (1870 г.), которая послужила основой массивного свода законодательства, направленного на устранение расовой дискриминации на выборах в Соединенных Штатах. Процесс демократизации избирательной системы был продолжен в 1920 году, когда избирательное право было предоставлено женщинам: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола» (раздел 1 поправки XIX). В 1933 году в процессе конституционного пересмотра (поправка ХХ) были установлены нормы, определившие порядок вступления в должность Президента, а также временного исполнения его полномочий, когда по тем или иным причинам он не мог вступить в должность. Кроме того, был сокращен срок вступления в должность Президента с четырех до двух с половиной месяцев. В 1951 году была принята поправка ХХ, ограничившая право Президента занимать должность более двух сроков (это была, по словам Д. Эйзенхауэра, «запоздалая месть» Франклину Делано Рузвельту, который избирался на пост Президента четыре раза). В 1964 году были устранены ограничения, связанные с уплатой избирательного либо иных видов налогов. В 1961 году избирательные права были предоставлены жителям Федерального округа Колумбия, а в 1971 году возрастной ценз активного избирательного права был снижен до 18 лет. Таким образом, президент США избирается на 4-летний срок и может быть переизбран еще на один срок. Такой порядок за столетия действовал неукоснительно, за исключением перевыбо¬ров Франклина Рузвельта на четвертый срок во время войны. Однако после скоропостиж¬ной смерти Франклина Рузвельта в начале его четвертого президентского срока в 1947 году была принята 22 поправка к Конститу¬ции США, устанавливающая императивный порядок относительно двух президентских сроков (была ратифицирована 07.02.1951 г). Действующая Конституция США под¬робно предписывает критерии, предъявля¬емые к кандидату на пост президента США, и обстоятельно регулирует порядок его из¬брания. Параллельно всеобщему голосова¬нию избирателей, законодательное собра¬ние каждого штата назначает выборщиков в тех пропорциях, которые он имеет в Се¬нате и в Палате представителей Конгресса.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg