Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Теоретические положения развития малого бизнеса.

irina_krut2020 252 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Объект исследования – малое предпринимательство как вид предпринимательства , осуществляемый в рамках национальной экономики. В развитых странах малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест. Дееспособное население все больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. В нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Мелкие фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом. Мировая практика свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Введение

Целью курсовой работы является обнаружение тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в России, с учётом экономического развития страны на современном этапе. Актуальность данной темы исследования обуславливается рядом обстоятельств: Во-первых, ролью малого предпринимательства в росте эффективности производства; Во-вторых, повышение уровня жизни населения страны и обеспечение занятости населения; В-третьих, обострением проблем развития малого предпринимательства в условиях кризиса и необходимостью мер по поддержанию и содействию развития малого предпринимательства в России. Так же необходимо решить следующие задачи: 1.Описать малый бизнес как форму предпринимательской деятельности; 2.Выявить зарубежный опыт развития малого предпринимательства; 3.Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и Крыму.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………2-3 ГЛАВА 1.теоретические положения развития малого бизнеса ……………………………………………………………………..…..4 1.1.Сущность и этапы развития малого бизнеса……………….……………..4-7 1.2.Классификация предприятий малого бизнеса………................…….........7-8 1.3.Опыт развития малого бизнеса за рубежом…………………...…………9-11 ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННЫЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И КРЫМ.…12 2.1.Анализ современного соотношения малого бизнеса……………..……12-13 2.2.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и Крыму………………………………………………………………...……….14-17 2.3.Специфика развития малого бизнеса в условиях экономических санкций…………………………………………………………….………….18-19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..20-21 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……..2
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 1.1Сущность и этапы развития малого бизнеса Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. [1] Малое предприятие определяется, как небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100-200 - в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране. К малым предприятиям относят кроме производственных: коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Следует заметить, что в России на долю малого бизнеса приходится не более 12% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП. В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло несколько этапов своего развития. Первый этап: 1992-1994 гг. характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. B начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий, их доля в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась. Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства - и не только российских, но и иностранных партнеров [2]. Характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Малые предприятия России еще не готовы брать кредиты, так как многие из них не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом "проб и ошибок". Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны. Второй этап: 1995-1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ)[3] . Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания- 43%, строительство и промышленность уступает - 32% (17% и 15% )[4]. Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997гг." (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995г. № 1256) Цель этой программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики. Задачи: -создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства; -целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства; -создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами; -поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности; -широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994-1995 годах. Доля московских предприятий в общем числе малого предпринимательства равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития малого предпринимательства на 1996-1997 годы, в которой определены следующие приоритеты: а)производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров; б)производство товаров народного потребления; в)производство лекарственных препаратов и медицинской техники; г)общественное питание; д)строительство; е)инновационная и природоохранительная деятельность[5]. Третий этап: 1999-2001 гг., современный этап - по настоящее время. Для современного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 - 2001 гг. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12млрд. долл. , можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35%. Так же малые предприятия фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3-5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. Комплекс нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Во-первых, планируется реструктуризация банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с субъектами малого бизнеса. Во-вторых, в соответствии с Программой, необходимо создание гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий. Инновационное предпринимательство - это направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и выход экономики из тяжелейшего кризиса. Впрочем инновационная деятельность малого предпринимательства в современных условиях весьма далека от идеального состояния, так как она невозможна без инвестирования этой деятельности. Современный этап развития малого предпринимательства берет свое начало в 2001 году и длится по настоящее время. Данный этап в первую очередь, имеет важное значение в связи с принятием нового Федерального закона о развитии малого предпринимательства. Важно понимать, что наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. В соответствии с исследованиями Виленского А., значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах[6]. Автор полагает, что криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства. 1.2.Классификация предприятий малого бизнеса Предпринимательскую деятельность можно разделить по различным характерным признакам, однако в теории и практике сложилась классификация по признакам: а)формам собственности; б)законности; в)охвату территории; г)распространению на различных территориях; д)численности персонала и объему оборота; е)темпам роста и уровню прибыльности; ё)уровню использования нововведений. В рыночной экономике предпринимательство развивается на частной и государственной формах собственности. Частная форма собственности проявляется в форме индивидуальной и коллективной (партнерской). В России государственная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов РФ. Предпринимательство развивается на основе муниципальной собственности, а также смешанной и совместной форм собственности иностранных инвесторов. По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное и лжепредпринимательство. В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое. С точки зрения темпов развития и уровня прибыльности, и доходности предпринимательские организации можно подразделить на: -быстрорастущие; -медленно наращивающие темпы развития компании; -высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса. С точки зрения использования в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска ранее неизвестных возможностей для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта. В зависимости от количества участников собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское). По признакам, как численность всего персонала, по удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое предпринимательство. В странах с развитой рыночной экономикой отнесение субъектов хозяйствования к малым предприятиям осуществляется по 50 критериям. Если в создании предпринимательской организации наряду с российскими участниками принимают участие иностранные участники, такое предпринимательство является совместным. В зависимости от механизма создания, числа участников, процессов функционирования и управления выделяют простые и сложные предпринимательские организации.[7] 1.3.Опыт развития малого бизнеса за рубежом Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании– 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей (см.рисунок). В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1 602 521 малых предприятий, из них 1 374 777 – это микропредприятия[8]. По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США – 60%, Германии, Франции, Италии – 65-80, Японии – 80-88%). рис. Количество малых предприятий в различных странах Структура занятости в России указывает, что 54,8% рабочих мест обеспечивается за счет крупного бизнеса. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только на 34,2%. Средними предприятиями в России обеспечивается 23,4% занятости, малым бизнесом меньше 10%. Отраслевая структура малых компаний в России характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли (см. таблицу 1). Микро предприятия Малые предприятия Оптовая и розничная торговля 42,7% 30,7% Предоставление услуг 18,8% 17,0% Строительство 11,7% 14,3% Обрабатывающее производство 9,4% 16,0% Таблица 1. Отраслевое распределения малых компаний в России Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий России составляет лишь 4,3%. Понятие «малое предпринимательство» в различных странах. В Германии действует единая классификация малого бизнеса (на основе норм Европейского союза): численность персонала до 50 человек и максимальный годовой оборот 10 млн. евро. Также есть понятие «мельчайшего» предприятия – с численностью персонала до 10 человек и максимальным годовым оборотом менее 2 млн. евро. На эти нормы ориентируются различные министерства и банки страны. В Италии к малому бизнесу относят предприятия с численностью работников менее 100, к тому же выделяют микрофирмы – менее 20 работников. Микропредприятия в Италии составляют более 60% общего количества предприятий и обеспечивают до 40% объема продаж в стране. В Польше к малым предприятиям относятся организации с численностью работников не превышающей 50 человек. В Великобритании в производственной сфере считается малой фирма с числом работников меньше 200 человек. Однако в большинстве случаев к малым относятся предприятия до 100 работников, к микропредприятиям до 25. В США нет единого подхода к категории малого предприятия. Показатель среднесписочного состава работников имеет большую амплитуду колебаний: от 100 человек в оптовой торговле мебелью и некоторых других сферах до 1000 человек в сталелитейной промышленности. В Японии к малым относятся юридически самостоятельные предприятия с числом работников до 300 человек в отраслях строительства, транспорта, связи, кредита, промышленности, коммунального хозяйства; до 100 человек – в оптовой торговле; до 50 человек – в розничной торговле и сфере услуг. В России к малым предприятиям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий и до 15 человек для микропредприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать: для малого бизнеса 400 млн. рублей, для микропредприятий – 60млн. рублей. Во многих промышленно развитых странах успешной деятельности малого бизнеса способствует государственная поддержка. ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННЫЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И КРЫМУ 2.1.Анализ современного соотношения малого бизнеса В настоящее время в России насчитывается около 10000 акционерных предприятий и свыше 1500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2013 года из общего числа 5573 тысяч предприятий и организаций 70 % находятся в частной собственности. Сложившаяся отраслевая структура российского бизнеса, занятости на предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Сохраняется высокая дифференциация по уровню развития предпринимательства между российскими регионами, а потенциал предпринимательства в развитии экономики регионов задействован неравномерно. Особенностью российского предпринимательства остаётся высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов предпринимательства. Мировая практика свидетельствует о том, что: Во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивает наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения. Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке. Задачи: -реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета; -увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения. По состоянию на 01.01.2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4496,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3070,7 тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 980 тыс. являются малыми предприятиями, в то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают “нулевые” балансы. По данным Госкомстата, средняя численность занятых на малых предприятиях работников по состоянию на 01.01.2013 г. составляла 8045,2 тыс. человек, численность населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц - 7455,0 тыс. человек. В сфере малого бизнеса легально занято около 15 млн. человек, или 24% от общей численности занятого населения в стране. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата России, составило в 2013 г. 8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3%. Несмотря на преимущество малых предприятий перед крупными и средними по доле прибыльных предприятий, уровень рентабельности малого бизнеса значительно ниже. В целом рентабельность малых предприятий меньше в 7 раз и составляет 1,8 %, а на крупных и средних - 13,2 %. При этом в промышленности разрыв составляет 4,7 раза (3,8 % и 17,9 % соответственно), в торговле и общественном питании 9 раз (1,4 % и 12,7 % соответственно), информационно-вычислительном обслуживании в 5,8 раз (1,9 % и 11,1 % соответственно). Проблемы малого и среднего бизнеса в современной России: а) Финансирование. б) Административные барьеры. в) Способности и квалификация предпринимателей. г) Инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса. д) Нехватка информации. е) Проблемы, связанные с несовершенством законодательства. Роль малого бизнеса и перспективы его развития в российской экономике в настоящее время находится под пристальным вниманием. Предприятия малого бизнеса играют важнейшую роль в экономике России. 2.2.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и Крыму При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Надо определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Нужно создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм. Разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства. Проблемы были отмечены в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий: -недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; -трудности с получением банковских кредитов; -усиление давления криминальных структур; -нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов; -сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; -ограниченные возможности получения лизинговых услуг; -отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др[9]. Основное внимание многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и сковывая их деятельность. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта[10]. По степени важности некоторые авторы [11] располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке: 1) высокий уровень налогообложения; 2) недоступность кредитных ресурсов; 3) административные барьеры. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей[12]. В России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1 % потенциального рынка.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 38 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 37 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg