Глава 1 Индивидуальный подход в развитии
творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста на занятиях в ДОО
1.1. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Вопрос о том, что же такое творческая способность и, какова ее роль в жизни учащихся интересует многих психологов и педагогов нашего времени.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения [18].
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение [30].
Способности делятся на учебные и творческие, по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
В психологии, прежде всего, трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности [2].
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [14].
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы или отражают степень выраженности способностей.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный». Способный здесь фактически понимается как умелый [17].
Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать и находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Старший дошкольный возраст — благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю¬щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно¬сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест¬ный амери¬канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече¬ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы¬ваемое дивергентное мышление [6]. Люди, обладающие таким ти¬пом мыш¬ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина¬ции из элемен¬тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо¬бенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за¬конченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му¬зыкантов выделяет следующие творческие способности [14]
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно¬шении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю¬даемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль¬ного замысла [14].
Ученые В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос¬новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече¬ской истории.
1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело¬век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче¬ских категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда¬вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры¬тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про¬анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [12].
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос¬питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго¬ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком¬понентов творческого по¬тенциала человека составляют следующие способно¬сти.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция [9].
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав-ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз¬личие подхо¬дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во¬ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор¬ческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
1.2. Индивидуальный подход в научной, педагогической
и методической литературе
В психолого-педагогической литературе понятие творческие способности чаще всего рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творческую способность через свойства личности, способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию многие ученые обращаются в связи с концепцией современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Психологи А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко при характеристике творческих способностей рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что творческая способность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез [8, 28, 32].
Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности творческой личности: необыкновенной напряженностью внимания, огромной впечатлительностью, восприимчивостью. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности наблюдаются в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [14, 29].
В отечественных исследованиях творческие способности чаще всего заменяется креативностью. Выготский Л.С., обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового[8]. В работах Пономарева Я.А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности[28].
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, многие исследователи указывают на воображение.
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку, чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов, которое требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях – Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский В.А., Эльконин Д.Б. [8,12, 19, 31,45].
Концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга" [8]. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение". Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:
1. Воображение опирается на опыт, где новое создается из элементов действительности.
2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это "высшая форма связи" воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту".
3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
Воображение руководствуется эмоциональным фактором – внутренней логикой чувств, "чувства влияют на воображение". Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.
Воображение влияет на чувства, проявляется "закон эмоциональной реальности воображения".
4. Воображение становится действительностью, когда оно кристаллизируется, воплощается, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения, возможный также и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции [9].
Детское воображение имеет образный характер – особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, так как преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.
А.В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и включением объекта в новую ситуацию, изменением условий действия объекта, одушевлением неживой природы, приданием объекту несвойственных ему качеств [31].
В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи[27]. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от детей шести-семи лет, которые строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, непрерывно развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Как показывают исследования, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом, откуда следует вывод о необходимости расширять опыт ребенка, создавая достаточно прочные основы творческой деятельности. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от таких немаловажных факторов, как:
потребности и интересы (в которых эти потребности выражаются);
комбинаторная способность и упражнения в творческой деятельности;
воплощение продуктов воображения в материальную форму;
технические умения;
традиции (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека);
окружающая среда (стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды).
Согласно взглядам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование[10]. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.
Так как творческая способность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к креативности, ряд исследователей, определяют творческую способность, как способность или свойство личности, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, П. Торрэнс [8,9].
П. Торрэнс под творческой способностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.
Э. Фромм понятие творческой способности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [26].
В исследованиях таких ученых, как Ж. Пиаже, В. Штерн творческая способность связывается с интеллектом. Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии М. Вертхеймер, В. Келер, разработавшими понятие инсайта[27]. Существует как минимум три основных подхода к отношению интеллекта и творческой способности. Представители первого подхода утверждают, что как таковой творческой способности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская [4]. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход в работах Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Я. А. Пономарева предполагает характеристику творческой способности как креативности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта[9,32]. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен [39]. В концепции, названной теория интеллектуального порога, П. Торренс считает, что интеллект и творческая способность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.
Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев творческой способности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей Н.А. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.Г. Комарова.
О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит[10]:
1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии творческой способности Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд [9]. Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии.
Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности:
1. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2. Семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
3. Образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру творческой способности.
Позже Гилфорд дополняет параметры творческой способности:
1. Способность к обнаружению и постановки проблем;
2. Способность к генерированию большого числа идей;
3. Гибкость – способность к продуцированию различных идей;
4. Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6. Способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Джон Гауэн рассматривает творческую способность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение творческой способности, но и выделяет ее критерии. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, инициативен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы творческой способности позволил выяснить, что творческая способность – это способность к креативу. Понимание творчества с позиции личностного подхода позволяет трактовать его как явление развивающееся, и соответственно с ним развивается и творческая способность. Психологи утверждают, что развитие творческой способности качественно меняет личность человека, что позволяет нам связать творческую способность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и творческая способность дошкольника.
1.3. Формы занятий в дошкольной образовательной организации.
Занятия, прогулка, целевая прогулка, экскурсия.
Форма организации - это способ организации, который осуществляется в определенном порядке и режиме [18]. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с ФГОСДО. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.
Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.
В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей
Требования к занятиям: гигиенические - занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
Дидактические - точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.
Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.
Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные
Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
Четко определить цель и дидактические задачи занятия.