Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Организационные основы разработки государственной региональной политики

irina_krut2020 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Объектом работы является государственная региональная политика. Предметом работы являются процессы осуществления государственной региональной политики в Российской Федерации. Целью работы является исследование основ разработки государственной региональной политики в Российской Федерации. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) Изучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации; 2) Рассмотреть организационные и законодательные основы формирования региональных программ социально-экономического развития; 3) Проанализировать основы и принципы региональной политики на примере Саратовской области; 4) Выявить эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения, библиографического списка
Введение

Актуальность темы объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации. В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах. В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы государственной региональной политики 5 1.1. Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации 5 1.2. Организационные и законодательные основы формирования региональных программ социально-экономического развития 10 Глава 2. Основы и эффективность государственной региональной политики 16 2.1. Основы и принципы региональной политики на примере Саратовской области 16 2.2. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения 22 Заключение 29 Библиографический список 31
Список литературы

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Kуpc лекций - М.: Юрид. лит., 2016. - 400 с. 2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. - СПб.: Издательство Михайлова В.А. 2014. - 659 с. 3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. - М.: Гардарики, 2017. - 384 с. 4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 495 с. 5. Ландабасо А. К вопросу о теории регионального развития. Федерализм - 2017. - № 1. - 425 с. 6. Ларина Н.И., Гумерова А.А., Черняков М.К., Шарков Д.И. Региональная экономика и управление. – Новосибирск: СибАГС, 2015. – 299 с.; 7. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. - СПб.: Питер, 2016. - 160 с. 8. Малин А.С. Региональное управление: учебн. Пособие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2016. - 197 с. 9. Пикулькин А.В. Система государственного управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 639 с. 10. Старцев Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ: учебное пособие. - Екатеринбург, 2017. - 256 с. 11. Туровский Р.Ф. Политическая Регионалистика. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2016. - 234 с. 12. Халипов В.Ф. Власть. Кратологический словарь. - М.: Республика, 2016. - 328 с. 13. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2016. - 511 с. 14. Олех Л.Г. Регионализм и федерализм. Учебн. пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2015. - С. 53. 15. Туровский Р.Ф. Политическая география // Учебн. пособие. - Смоленск: Издательство СГУ, 2016. - 198 c. 16. Шабров О. Политико-административное управление в Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы // Власть. - 2004. - № 11. - С.10. 17. Официальный сайт Правительства Саратовской области // http://www.saratov.gov.ru (дата обращения: 09.04.18).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы государственной региональной политики 1.1. Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. В современной России утверждается понимание трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Одна из ветвей государственной политики - это государственная региональная политика. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами . По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями). К задачам государственной региональной политики относятся: • формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития; • создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона; • создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации. В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки. Для систематизации регионального политического процесса можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенной системой отношений в рамках региона и в его отношениях с центром. Этот процесс может рассматриваться как для страны в целом (наиболее общие изменения в ситуации на местном уровне), так и для отдельных территорий . В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось должного внимания. Россия вступала в новый этап развития. После событий августа 1991 г, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Таким образом, регионы практически были «сами по себе». Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке. К концу 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что без принятия законодательных решений о прогнозировании и программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Таким образом, были сделаны первые шаги во взаимоотношениях центра и субъектов РФ. Проектирование приоритетных направлений, предложения по улучшению обстановки в стране, прогнозирование - этому была посвящена большая часть работы. Власти «приноравливались» к решению проблем. Следующая серьезная попытка создания механизма улучшения жизни населения была сделана в правительственном постановлении от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято «Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Стоит отметить концепцию об административной реформе. Ее целью является повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов власти, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования . Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, среднесрочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс. Федеральная целевая программа - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям согласованный комплекс целевых мероприятий правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение приоритетных проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала региона, который может включать несколько подпрограмм, направленных на реализацию конкретных задач программы. У федеральных целевых программ существует ряд важных достоинств. На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и проч. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Финансирование программ осуществляется крайне недостаточно . Итак, направленность государственной региональной политики состоит в улучшения качества политического, экономического и социального аспектов в субъектах Российской Федерации, повышения уровня жизни населения. Таким образом, в России в период экономического кризиса и децентрализации 1990-х гг. федеральная политика ограничивалась перераспределением относительно небольших финансовых ресурсов и раздачей многочисленных льгот, в основном политически обусловленных. Государственная политика была направлена на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических, а то и просто чрезвычайных ситуаций, и лишь затем на попытку борьбы с нарастающими территориальными диспропорциями. В 2000-е годы влияние федеральной политики усилилось в ходе возрастающего перераспределения бюджетных ресурсов, реализации программ развития приоритетных территорий. Следует отметить, что стратегия территориального развития в России так, и не разработана, поэтому федеральная стимулирующая политика остается несистемной. 1.2. Организационные и законодательные основы формирования региональных программ социально-экономического развития Программа социально-экономического развития - целевая программа, направленная на достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития регионов. Программы экономического и социального развития регионов представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, инициируемых, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона . Целью разработки и реализации программы социально-экономического развития региона является достижение устойчивого уровня развития территории и обеспечение условий для полноценного и всестороннего развития граждан, проживающих на территории региона. Программа социально-экономического развития служит действенным инструментом регионального развития, поскольку при разработке программы можно сформулировать перечень проблем региона и провести структуризацию этих проблем с целью выявления приоритетов развития. Программа экономического и социального развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития региона и исходя из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, включает в себя перспективные направления развития региона и показатели развития на текущий момент. Программа социально-экономического развития региона является одним из элементов непрерывного планирования развития региона. Такой подход позволяет обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей; рационально формулировать приоритеты регионального развития, опираясь на опыт развития региона. Основными целями программы социально-экономического развития региона являются: ? оптимальное развитие экономики региона; ? структурная перестройка инфраструктуры региона; ? обеспечение стабильного развития экономики региона; ? создание эффективного инструментария разработки и реализации программ; ? обеспечение высокого уровня и качества жизни; ? оптимальное использование финансовых, природных, материально-технических и производственных ресурсов региона; ? сокращение уровня социального неравенства между различными слоями населения. Системы институтов в рамках, которых происходит разработки и реализация программ социально-экономического развития регионов : I. нормативно-правовая система институтов; II. финансово-бюджетная система институтов; III. административная система институтов. 1) Нормативно-правовая база разработки программ социально-экономического развития. Нормативно-правовая система институтов представлена нормативно-правовыми актами, которые определяют общие направления политики и устанавливающими правила взаимодействия различных институтов. Разработка нормативных материалов осуществляется как законодательными, так и исполнительными структурами. В современной России термин «программа социально-экономического развития» на федеральном уровне был впервые определен Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в котором были закреплены законодательно-правовые основы применения программ социально-экономического развития. Программы экономического и социального развития регионов РФ разрабатываются и реализуются органами власти субъектов Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ и способы их реализации. Управление программами на местах непосредственно осуществляют исполнительные органы власти территорий. В функции, которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» входят: принятие к исполнению новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами правительственной политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение бюджетных ассигнований между программными и не программными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений в действующие программы и т.д . Существуют также специальные целевые программы, которые направлены на сокращение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов. 2) Административная система институтов. Административная система институтов отражает общую схему органов и институтов региональной власти, которые занимаются управлением региональным развитием территории и является одной из форм контроля над соблюдением определенных бюрократических процедур. Участниками разработки и реализации региональной политики на уровне региона являются: ? Органы исполнительной и законодательной власти регионов РФ; ? Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; ? Различные фонды (например, федеральный фонд регионального развития) В процессе разработки и реализации областных программ выделяются следующие субъекты: инициатор постановки проблемы, разработчик концепции областной программы, государственный заказчик областной программы, основные разработчики областной программы, исполнители областной программы, деятельность и функции. Инициаторами постановки проблем (далее - инициаторы) для решения их программными методами на региональном уровне выступают органы государственной власти (государственные органы). Органы исполнительной власти субъектов Федерации отвечают за разработку концепции и стратегического плана развития региона. Они вырабатывают основные направления региональной политики . Профильные министерства и комиссии при исполнительных органах власти (департамент экономического развития, Министерство экономического развития) занимаются оценкой разработанных программ и выносят свои рекомендации о целесообразности принятия программ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Политология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Политология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg