ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1991-2000 гг.)
С распадом СССР, произошла расстановка сил на мировой арене, а именно, был потерян геополитический противовес США. Внешняя политика России после распада СССР пережила некоторую переориентацию. Так, потеряв значительные территории в европейской части, она стала «более азиатским» государством . Дальневосточные порты и Северный морской путь начали играть важнейшую роль в военно-стратегической, торговой и политической заинтересованности России. Договор о добрососедстве и сотрудничестве со странами АТР в целом, и прежде всего с Китаем, стал для России более приоритетным, по сравнению с развитием связей с европейскими и американскими партнерами.
Анализируя историю двусторонних отношений важно отметить, что между Китаем и Россией складывались сложные, а порой даже и противоречивые отношения. За всю историю российско-китайских отношений, две страны были не только союзниками, но в некоторых ситуациях они были самыми яростными противниками. Однако, по причине больших изменений на геополитической карте, развал СССР и окончание Холодной войны, а также усилившиеся после этих событий процессы глобализации, дали толчок для кардинального изменения дипломатических отношений между двумя государствами.
Говоря о настоящем времени, невозможно не подчеркнуть развитие сотрудничества на довольно благоприятном и дружественном этапе. В текущих отношениях между Китаем и Россией отсутствуют территориальные, как с Японией, и политические, как с КНДР, проблемы, которые часто мешают и останавливают процесс становления международных отношений. Общая китайско-российская граница, которая составляет 4300 км и которая на протяжении многих лет была камнем преткновения, сейчас служит неким мостом для сотрудничества, а все былые проблемы решены на основе принципов международного права .
В настоящее время между Китаем и Россией поддерживаются контакты на государственном уровне, происходит упрочнение экономические контактов, растет взаимодействие в культурной, гуманитарной и образовательной сферах. Совместным решением и достижением было создание различных международных организаций, например, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС. Более того, множественные факты свидетельствуют о том, что сферы взаимодействия между КНР и Российской Федерацией расширяются, а значит, есть вероятность создания регионального блока.
Что касается сферы энергетики, финансов и электроэнергии, учитывая, что механизм консультации по стратегической безопасности стартовал несколько лет назад, а отношения стратегического характера развиваются вширь и вглубь, то здесь можно отметить существенные сдвиги.
После распада СССР начался подъем китайско-российских отношений на значительно новый уровень. На тот момент главной задачей было проведение встреч на межправительственном уровне и заключение межведомственных соглашений практически во всех областях двустороннего сотрудничества.
Для того, чтобы укрепить стабильность и доверие в Центрально-Азиатском Регионе, по инициативе глав государств была разработана и создана новая система взаимодействия стран региона, которая после подписания Соглашений об укреплении доверия в военной области в районе границы от 1996 года и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем была институализирована в форме «шанхайской пятерки» . В 2001 году к Шанхайской пятерке присоединился Узбекистан и была образована Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Самым первым документом ШОС стала Конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, которая была принята в июне 2001 года .
Москва и Пекин используют отлаженный механизм взаимодействия. Более того, у Российской Федерации нет таких дипломатических отношений ни с одной другой страной. Эта система базируется на ежегодных саммитах глав государств, на регулярных встречах глав правительств и на постоянных контактах министров иностранных дел.
Согласно подписанному в 2001 году Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия двух великих соседних 12 государств, Россия и Китай выступают за решение всех спорных вопросов политическим путем и за повышение роли ООН в обеспечении международной безопасности. Они выступают за повышение борьбы против терроризма и распространения наркотиков, стоят на позициях уважения суверенитета и национальных интересов всех стран . На сегодняшний день, главной целью для Китая является сохранить мир и стабильность в стране, для того, чтобы решать свои внутренние проблемы. Это обусловлено необходимостью внутреннего развития страны, а для реализации этой цели необходима политика открытости и содействия, чтобы привлечь зарубежные инвестиции, а также передовые технологии для своевременного развития страны. Более того, Китай нуждается в постоянных поставках сырья. А единственным игроком на мировой арене, который отвечает данным требованиям, является Россия.
С другой стороны, Россия нуждается в постоянном экспорте своих энергоресурсов и нефтяных ресурсов. Более того, для Российской Федерации крайне необходимы китайские капиталовложения и товары. Учитывая перспективу лидерства Китая, Россия будет способна налаживать экономические связи Китая с Европой, благодаря своему географическому положению, и, соответственно, будет иметь от этого выгоду в свою пользу.
Среди основных задач китайско-российского сотрудничества присутствуют задачи по поддержанию мира, стабильности, безопасности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где тесно переплетаются военные, политические, экономические и другие интересы многих государств и где, к сожалению, до сих пор имеется немало "горячих точек" .
Конкретно в этом регионе китайско-российское стратегическое партнерство особо важно. Одним из ярчайших примеров успешной совместной работы двух стран оказалось решение мирным путем ситуации на Корейском полуострове. Обе страны поддерживают решение о введении безъядерного статуса Корейского полуострова и выступают за государственную поддержку безопасности. Политическая элита двух стран также изучают проблемы Афганистана, объявляя, что эта страна в будущем должна стать суверенной, демократической и процветающей, свободной от терроризма и наркотиков.
Важной сферой общего взаимодействия является борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия, борьба с нелегальной миграцией, организованной преступностью. Более того, страны выступают за запрет распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
Сейчас же КНР и РФ заинтересованы в создании некого альянса против НАТО и США. Более того, Россия и Китай имеют общие позиции и мнения относительно различных стран и международных организаций, которые стремятся к обеспечению мира и стабильности в Азиатском-Тихоокеанском регионе и в различных подходах по мирному урегулированию спорных вопросов . Обе страны обладают очень ценным качеством, а именно взаимной цивилизационной и политико-идеологической толерантностью .
Современные дипломатические связи между КНР и России стабилизировались только к концу 1991 года, а в своем развитии прошли три основные стадии:
Первую ступень отношений можно охарактеризовать как «добрососедские и взаимовыгодные отношения» . Начиная с 1992 года Россия и Китай проводят постоянные встречи и рабочие визиты. После распада СССР, Китай и Россия подписали огромное число двусторонних соглашений, которые напрямую касались многих аспектов отношений и сфер влияния между Россией и Китаем, таких как политика, экономика, культура, научно-техническая и образовательная сферы.
Вторая ступень усовершенствования отношений датируется 1994 годом. Главной характеристикой данной стадии отношений является «конструктивное партнерство» . Развитие торговых отношений на базе новых документов.
Последнее развитие в отношениях представляло собой «стратегическое взаимодействие и партнерство». В 1996 году Б.Н. Ельцин вновь нанес визит в КНР, в результате которого было подписано Совместное заявление и Пекинская декларация, где говорилось уже о «стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации» .
Отношения закрепились между двумя державами после заключения Соглашения о советско-китайской границе на её восточной части. Москва и Пекин выступали за создание общей границы в рубеж добрососедства, дружбы, мира и спокойствия, заявив о необходимости разработки соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ, развития дружественных связей между армиями двух государств и укрепления военно-технического сотрудничества с учетом международных обязательств обоих государств .
1.1. Причины трансформации характера китайско-российского сотрудничества в середине 1990-х гг.
Политическая элита 1991 года во главе с Б.Н. Ельциным не имела четкой структурированной программы взаимодействия с Китаем. В свою очередь, лидеры Китая не стремились установить прочные политические или торговые отношения с СССР, потому что разрушение советской системы был ожидаем на Востоке. Таким образом, в 90-е годы заключали только договоры, которые на практике не имели места быть .
Начиная с середины 90-х годов, Россия заявила о намерении построить многополярный мир, а такое желание полностью совпадало с целями Китая, соответствовало стратегическим интересам руководства КНР. Это стало первой причиной трансформации китайско-российского сотрудничества. В результате во второй половине 90-х годов китайско-российские отношения вышли на новый межправительственный уровень. Далее, партнёрство послужило механизмом для развития не только двусторонних отношений, но и стало выходить на международный уровень. Первым шагом стало вступление России в организацию Азиатского-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Начиная с 2000 годов, сотрудничество в политической сфере получило мощный толчок к последующему развитию, а характер китайско-российских отношений потерпел некоторые изменения. С началом правления нового президента в России В.В. Путина, отношения между двумя странами начали теплеть и с тех пор тенденция к взаимозависимости заметно усилилась.
Россия во главе с В.В. Путиным начала политику глубоких реформ с целью усилить внешнеполитические позиции страны. Китай же начал рассматривать Россию, как сферу собственных интересов.
Ярким событием в истории китайско-российских отношений стало подписание в 2001 году Договора «о Добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Этот документ стал правовым фундаментом в партнерстве и сотрудничестве между двумя странами. Вместе с подписанием договора, важным событием стало создание Шанхайской организации сотрудничества.
С 2003 года характер китайско-российских отношений стал более устойчив. Одной из причин стала интенсификация сотрудничества в военно-технической и оборонительной сфере. Увеличились объемы контрактов и соглашений между Россией и Китаем.
Характер экономических отношений с 1991 года был немного нестабильным. Но начиная с 2001 года объем торговли значительно вырос, что скорее всего связано с подписанием совместного Договора. В отличие от настоящего времени, в 90-е годы инвестиционное и производственное сотрудничество стояло на одном месте и не имело способности к росту .
1.2. Политические соглашения между РФ и КНР, заключенные в 1991-2000 гг.
Процесс формирования правовой базы документов между КНР и РФ получил ускоренную динамику только после 1991 года, когда две страны заключили между собой более сотни новых межгосударственных и соглашений .
Правовая база сотрудничества была основана на Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая от 5 марта 1992 года . Соглашение предоставляло сторонам режим наибольшего благоприятствования, а именно уход от таможенных пошлин и другого налогообложения.
С 1994 по 1999 годы были подписаны различные договоры, которые контролировали экономическое сотрудничество двух стран .
С 1999 года Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» исполняется в Российской Федерации . Этот документ определил сферы взаимодействия в регионах между Китаем и Россией. Как результат, этот закон стал конечной точкой в формировании и становлении региональных китайско-российских отношений.
В 2011 году Правительства двух стран заключили Меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики. Благодаря данному Меморандуму, компании Российской Федерации имеют благоприятную конъюнктуру для ведения различной деятельности.
В 2001 году лидерами двух стран был заключен «Догoвор о добрoсоседстве, дружбе и сотрудничестве». Этот документ и на сегодняшний момент является основным документом, который регулирует отношения между Китаем и Россией, как так охватывает все сферы взаимодействия. Данный документ заключен двумя сторонами на два десятка лет с дальнейшей возможностью продления на пять лет. Договор провозглашает взаимное и взаимовыгодное содействие двух стран в торговой, экономической, военной, технической, научной, технической и энергетической сферах. Более того, данный документ продвигает китайско-российское сотрудничество на пограничной зоне и в зонах общих региональных интересов. Важным пунктом Договора стала статья № 6, которая закрепляет отсутствие различных территориальных претензий между сторонами. Данный пункт стал отправной точкой для развития и установления переговоров, касающихся общей границы между сторонами. С 2008 года, вопрос об общей границе был окончательно решен и было подписано официальное описание китайско-российской границы.
а). Соглашения между правительствами КНР и РФ о делимитации границы и особенности правового режима отдельных участков государственной границы между Россией и Китаем
В 2005 году было подписано Соглашение о Демаркации российско-китайской границы и введении особого правового режима . Данное соглашение оформило межгосударственную границу по центру реки Амур, а территория Китая прибавила участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. В 2004 году главы двух государств сделали дополнение к существующему соглашению, согласно которому произошла передача.
Реакция жителей России на передачу островов стала неоднозначной. С одной стороны, положительным моментом было сохранение и улучшение отношений с Китаем так же, как и сдерживание возможных военных конфликтов на этой границе в дальнейшем. С другой стороны, передача островов расценивалась политологами как ослабление позиций России на международной арене. Также негативные мнения обуславливались стратегическим положением остовов и наличие на них природных ресурсов.
б). Межправительственные договоры, регулирующие торгово-экономические отношения между РФ и КНР
В 1990 году было заключено межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Торговое соглашение 1990 г., а также Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР товаров .
После распада СССР две страны были вынуждены оформлять отношения в соответствии с новым режимом, требовались новые договоры, которые могли бы регулировать торговые и экономические отношения. Первым таким документом стало Соглашение о торгово-экономических отношениях от 1992 года. Далее рынок обеих стран развивался все быстрее и больше, механизм заключения договоров имел особую важность, охватывая при этом все более широкие сферы сотрудничества.
В результате, в 1992 году Соглашение по строительству атомной электростанции и Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в Российскую Федерацию продовольственных товаров, которые были важны для того, чтобы отвечать заявленному спросу потребителей на российском рынке.
По причине того, что китайско-российский рынок динамично рос, благодаря дешевизне и избытку товаров народное потребления, возникла необходимость в регулировании налоговой политики. В результате, в 1994 году межгосударственное Соглашение об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы было заключено.
Растущий рынок стал одной из причин появления конкуренции и монополии, что усугубляло отношения в экономической и торговой сфере между КНР и РФ. Тогда страны разработали Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики и Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля в 1996 году.
В последующие 10 лет Китай и Россия заключили более 100 совместных соглашений и деклараций, которые касались развития экономики .
Важной частью торгово-экономического сотрудничества России и Китая стало межправительственное Соглашение от 2006 года о поощрении и взаимной защите капиталовложений, обеспечивающее благоприятные условия инвесторам для осуществления капиталовложений на территории страны-партнера.
С 2009 года сотрудничество в сфере разработки нефти было ускорено Соглашением, которое послужило толчком для строительства и активного использования нефтепровода «Сковородино-Мохэ» .
В 21 веке торговые и экономические отношения КНР и Российской Федерации контролируются принятыми мировым сообществом нормами права, так как Китай является членом Всемирной торговой организации. Но, прежде всего, торгово-экономические отношения между двумя странами контролируются и выполняются в соответствии с внутренними законами стран.
Каждое из государств имеет свои таможенные кодексы и законы о безопасности.
в). Способы совместной работы по обеспечению международной безопасности в районе общей границы
Сегодня, зона русско-китайской границы характеризуется такой проблемой, как контрабанда и ввоз дешевой китайской продукции по «серой» схеме таможенного оформления . Производителям из развитых стран достаточно сложно пробиться на российский потребительский рынок, так как ниша в сегменте недорогих товаров плотно занята компаниями из провинции Хэйлунцзян, которые импортируют товары с небольшой таможенной пошлиной. Таможенники проводят досмотр перевозимых товаров формально, устанавливая за это частную плату. В результате, среди 60 % грузов только 30-35% проходит через документы.
Криминализация границы и челночной торговли представляет угрозу для властей в приграничных регионах России, их социальной и политической стабильности.
Одной из основных проблем, связанных с безопасностью границ является миграция китайских рабочих. Низкая плотность населения в приграничных районах России и Китая и рост демографической нагрузки в Китае существенно влияет на рост числа китайских мигрантов в России. В настоящее время число китайцев, более или менее постоянно проживающих в России, по разным оценкам составляет от 200 тыс. до 2 млн . Более того, с распадом Советского Союза возможность пересечения китайцами границы увеличилась. Например, многие китайцы приезжают в Россию через Казахстан, который имеет безвизовый режим пересечения границы, и с Россией, и с Китаем. Однако, существует мнение среди российских политиков, что Россия - это некий плацдарм для китайцев и возможность постепенного переезда в Европу.
На протяжении нескольких лет существования официальной китайско-российской границы, главной опасностью, по-прежнему считается криминальный теневого бизнес и коррупция российских чиновников. Для того, чтобы избежать обострения этнических проблем, необходимо обеспечить полный контроль над процессом иммиграции и корректировать их по соображениям целесообразности, например, ввести режим квот.
В заключение следует подчеркнуть, что Китай, исходя из его экономической мощи и растущего политического влияния, гораздо более эффективно использует преимущества приграничного положения.
1.3. Факторы и этапы развития партнерства КНР и РФ в области культуры и образования
Укрепление китайско-российских отношений в сфере культуры и образования способствовали различные политические и социально-экономические факторы, но более всего создание прочной договорно-правовой базы. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. для дальнейшего укрепления и эффективного развития китайско-российских отношений в сфере культуры и образования стала острая потребность в налаживании договорно-нормативной базы, которая могла бы регулировать перспективные взаимоотношения КНР и РФ во всех сферах гуманитарного сотрудничества. Мoжнo с yверeннoстью утвeрждaть, чтo создaние соврeмeнной нoрмaтивно-прaвoвой бaзы мeждy Россией и Китаем вывeло их отнoшeния на кaчествeннo нoвый урoвень взаимooтношений и закрепилo пoзиции гyмaнитарнoй сфeры в кaчeстве приoритeтного нaправлeния рaзвития рoссийскo-китайских oтношeний в 2000-е гг.
Первый этап: нормализация отношений (1990 – 1992 гг.): начинается процесс нормализации отношений Советского Союза и Китая во всех областях. В апреле 1990 г. премьер КНР Ли Пэн посетил СССР, обе стороны подписали шесть межправительственных документов. В мае 1991 году главы государств заявили о развитии добрососедских дружественных связей на основе пяти принципов мирного существования. В 1992 году, во время визита президента РФ Б.Н. Ельцина в Пекин, была подписана совместная «Декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» . Этот документ является основой для дальнейшего развития российско-китайских отношений. Во время этого визита было подписано около 20 соглашений, в числе которых «Соглашение о культурном сотрудничестве» от 18 декабря 1992 г. , которое стало первым за долгое время межправительственным документом в сфере культуры, а поэтому особенно ценным.
Втoрой этaп: улyчшениe двустoронних отнoшeний в облaсти кyльтyры и oбрaзoвaния (1993 – 1995 гг.): Poccия и Китай встyпили в нoвый этaп дрyжбы, взaимoвыгoдногo сoтрудничествa. Рoccийско-китайскиe отношeния в укaзанный периoд полyчили быстрoе всестороннee рaзвитие: в пoлитической, эконoмической, вoeнной, культyрной и обрaзовательной сферaх. Завершился этот этап подписанием «Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях» .
Третий этап: эпоха добрососедства, дружбы и сотрудничества (2001 – 2012 гг.): начало века ознаменовало и начало новой ступени в российско-китайских отношениях. В июле 2001 г. был подписан исторический двусторонний документ – «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» . Можно смело говорить о переходе на качественно иной уровень партнерства РФ и КНР. После его заключения начала активно развиваться международная культурная и образовательная деятельность.
Гуманитарные контакты между Россией и Китаем в 1990-е – начале 2000-х гг. рассматриваются в четырех направлениях: 1) между центральными ведомствами двух стран (министерствами культуры, науки, образования и др.); 2) в рамках многостороннего обмена между местными органами власти на региональном уровне; 3) между самостоятельными организациями сферы науки, культуры, образования, спорта на основе двусторонних договоров (между академиями наук, театрами, музеями, общественными организациями, учебными заведениями и др.); 4) на индивидуальном уровне между гражданами двух государств .
Все мероприятия, реализуемые в рамках межправительственных соглашений, имеют большой политический и социокультурный эффект. После их проведения изменилось отношение народов друг к другу, увеличился поток достоверной информации о странах, все это имеет благоприятное влияние на имидж государств. Кроме того, необходимо отметить политическую и экономическую значимость данных проектов. После проведения Национальных годов и Годов национальных языков значительно увеличился туристический поток, а также количество россиян, обучающихся в Китае, и китайцев, получающих образование в России.
Китайско-российское партнерство в сфере образования и науки растет с каждым годом. Актуальность данного явления обуславливается такими причинами, как экономическое развитие Китая, научное развитие двух стран, углубление стратегического сотрудничества.
«Кроме того, говоря об академическом сотрудничестве в области образования, необходимо отметить недостаточное количество квалифицированных специалистов и преподавателей, не просто владеющих китайским языком в России и русским языком в Китае, но и имеющих более узкую сферу преподавания и исследования, например: преподаватель китайского языка и переводчик в нефтегазовой области, преподаватель классического китайского языка» .
Кроме того, такому расширению гуманитарных связей способствует хорошо разработанная межправительственная нормативно-правовая база. Подписан ряд ключевых соглашений и договоров между правительствами двух государств, отдельными учреждениями культуры и образования.
Наиболее эффективным каналом развития российско-китайских отношений в области культуры и образования являются министерства, посольства, научно-исследовательские и образовательные учреждения, благодаря этому гуманитарное сотрудничество вышло на более высокий уровень, но значительно потеряло в масштабах.