Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Стратегическое сотрудничество России и Китая с 1991 до 2017 гг.

irina_krut2020 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Цель данной выпускной квалификационной работы – проанализировать взаимоотношения России и Китая в разных сферах деятельности на современном этапе. Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи: 1. Исследовать историю сотрудничества России и Китая и наиболее важные договоры постсоветский период (1991-2000гг.) 2. Изучить проявление стратегического сотрудничества РФ и КНР во всех сферах жизнедеятельности в период с 2000 по 2016гг. 3. Выявить успехи и проблемы двустороннего сотрудничества, и на базе проведенного анализа становления дипломатических контактов между Китаем и Россией, сделать вывод о настоящем состоянии китайско-российских отношений. Объектом исследования являются китайско-российские отношения. Предметом исследования развитие стратегических отношений между Китаем и Россией, их проблемы и перспективы в условиях развития современного мира. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х гг. по 2017 год. Соответственно нижняя граница исследования – 1991 год, поскольку именно он стал переломным для российско-китайских отношений по экономическим, политическим и культурным показателям. С распадом СССР произошло огромное геополитическое изменение на мировой арене. Верхняя граница исследования обозначена 2017 годом. Источники и литература. Информационная база выпускной квалификационной работы может быть подразделена на несколько блоков документальных материалов и научной литературы на русском и иностранных языках. Первый блок включает в себя документальные источники официального характера, а именно, конституцию КНР , Концепцию внешней политики Российской Федерации . К этому же блоку относится российско-китайская договорно-правовая база, то есть совместные заявления и декларации двух стран , в том числе Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой , подписанный в 2001 году и Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия от 20 мая 2014 года . Перечисленные источники позволили проанализировать характер межгосударственного сотрудничества на высшем уровне. Второй блок источников составили стенограммы официальных выступлений, а также интервью и доклады. В частности, особо ценные сведения были извлечены из выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел КНР Ван И. Данные документы доступны исследователям на официальном сайте МИД РФ. Для понимания определенных аспектов работы были использованы материалы периодических изданий, в том числе: Global Times», «Жэньминь жибао», «Гуанмин жибао», «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь». Первая группа включает в себя научные труды таких российских научных деятелей, как Портяков В.Я. , Чудодеев Ю.В. . Их научные труды представляют собой комплексный анализ внешнеполитических, мирохозяйственных и внутристрановых изменений процесса становления Китайской Народной Республики как ответственной глобальной державы. Несомненно, работы Портякова В.Я. и Чудодеева Ю.В. помогли мне глубже проникнуть в суть выбранной мною темы. Также особое значение для моей работы имели исследования западных и китайских ученый таких, как Г. Моргентау , К. Уолтц , Дж. Най , Дж. Розенау , С. Хантингтон , Шэнь Цзичжу и др. Также для нашего исследования были полезны справочные издания, как «Международные процессы», материалы китайского информационного агентства Xinhua и др. Таким образом, на сегодняшний момент существует весьма обширная литература, рассматривающая ключевые проблемы, возможные пути их преодоления и дальнейшие перспективы сотрудничества двух стран. Однако следует отметить, что и в зарубежных, и в российских исследованиях к настоящему времени не было сформулировано ни одного комплексного исследования, неразрывно освещающего вышеперечисленных аспекты. Методологическую основу данной работы представляет собой системный подход к пониманию современных реалий. Причина тому коренится в следующем: проблемы и перспективы российско-китайских экономических взаимоотношений на современном этапе нельзя рассматривать изолированно, поскольку они представляют собой важные структурообразующие элементы единой экономической системы. Если вести речь о методике, используемой автором, то, с одной стороны, были применены общенаучные методы исследования, характерные также для изучения международных отношений: метод исторических аналогий, наблюдение, метод сравнительного анализа. С другой стороны, частнонаучные методы, например, элементы статической обработки информации. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к изучению формирования китайско-российского сотрудничества. Было проведено исследование, анализирующее различные аспекты взаимодействия двух государств. Структура работы отвечает поставленным целям и задачам исследования. Наряду с введением и заключением, работа содержит три главы, список использованных источников и литературы.
Введение

Две великие державы Евразии, Китай и Россия, прошли длинный путь становления дипломатических отношений. Они имеют многовековую историю взаимных контактов и связей. Такое плотное взаимодействие двух государств обусловлено их географической близостью. С древних времен Россия служит мостом и одновременно опорой для Востока и Запада, соединяя воедино весь огромный Евроазиатский материк. Несмотря на тот факт, что Китай и Россия – близкие соседи, исторически две сверхдержавы олицетворяют собой совершенно различные цивилизации: Китай представляет собой конфуцианский мир, а в России подавляющее большинство людей позиционируют себя как люди славянско-православной традиции. Помимо этого, существует очень много различий между двумя странами, которые проявляются в различии национально-этнического состава, несхожести национального характера и менталитета, абсолютной несопоставимости культурно-исторического развития. Однако, несмотря на число различий, ближайшие соседи - Китай и Россия имеют огромную историю сотрудничества и будут ее продолжать. Каждый игрок имеет свои стратегические интересы в углублении сотрудничества друг с другом. Более того, обе страны имеют свои сильные и слабые стороны, а при их сопоставлении получается удачная и сильная внешнеполитическая стратегия. По данной теме существует большое количество работ. Однако, фундаментальной работы, которая могла бы наиболее полно осветить развитие отношений России и Китая на современном этапе, нет. Зачастую политики, дипломаты, кандидаты исторических наук и послы при анализе данного вопроса сходятся в своих суждениях, но имеют и существенные различия. Противоречий во взглядах много. Таким образом, некоторые исследователи убеждены, что Китай не имеет потенциала стать противостоящей силой США. Они считают, что это китайское экономическое чудо, однако оно временное. В то же время большинство исследователей убеждены в обратном. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что сегодня интерес мирового сообщества прикован к развитию российско-китайского сотрудничества во всех областях. Поэтому от исследователей требуется повышенное внимание к выявлению закономерностей стратегического сотрудничества России и Китая. Сотрудничество включает в себя различные проекты, а решения и действия двух стран оказывают существенное влияние на мировые процессы. К тому же, актуальность исследования повышается в силу недостаточного количества работ, касающихся прогнозов на развитие отношений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….5 ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1991-2000 ГГ.)......................................................................................................11 1.1. Причины трансформации характера китайско-российского сотрудничества в середине 1990-х гг……………………………………..16 1.2. Политические соглашения между РФ и КНР, заключенные в 1991-2000 гг…………………………………………………………………….…18 а). Соглашения между правительствами КНР и РФ о делимитации границы и особенности правового режима отдельных участков государственной границы между Россией и Китаем…………………….19 б). Межправительственные договоры, регулирующие торгово-экономические отношения между РФ и КНР…………………………….20 в). Способы совместной работы по обеспечению международной безопасности в районе общей границы…………………………………...22 1.3. Факторы и этапы развития партнерства КНР и РФ в области культуры и образования …………………………………………………...23 ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (2000-2016 ГГ.).……………...…28 2.1. Роль регионального сотрудничества в развитии экономических отношений…………………………………………………………………..30 а). Инвестиционное сотрудничество……………………………………...32 б). Сотрудничество России и Китая в нефтегазовой отрасли…………...34 2.2. Взаимодействие России и Китая в политической сфере……………36 2.3. Направления и результаты гуманитарного сотрудничества………..39 ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..........................................................................42 3.1. Возможные пути развития регионального экономического сотрудничества……………………………………………………………..46 3.2. Тенденции развития регионального экономического сотрудничества. …………………………………………………………………………….....51 3.3. Разработка и реализация совместных культурных проектов………53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….65
Список литературы

I. Источники 1.1. Официальные документы РФ и КНР 1. Конституция РФ 1993 г. URL: http://www.constitution.ru/ 2. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. Л.М. Гудошникова. М., 1984. 358 с. 3. Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Москва, 12 февраля 2013 года. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.ns f/newsline/6D84DDEDEDBF7DA647F. 1.2. Документально-правовая база российско-китайских отношений 4. В Пекине подписан Дополнительный протокол по российско-китайской границе // Газета.ru: ежедн. интернет-изд. 2008, 21 июля. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2008/07/21/n_1245863.shtml. 5. Договор о добрососедстве и дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ [Электронный ресурс Интернет]: Посольство КНР в РФ //URL: httр://ru.china-embassy.org/rus/zegx/ygwj/t69716.htm. 6. Совместная с российско-китайская декларация от 21 марта 2006 года [Электронный ресурс Интернет]: //Asia Business Information for Russians // URL: httр://www.abirus.ru/content/56/623/627/634/636/11261/11266.html. 7. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке // Официальный сайт Президента России. 1 июля 2005. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/07/01/1728_type72067_90623.shtml?type=72067. 8. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении Российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия // Сайт Президента России. 27 сентября 2010. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719. 9. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики по текущей ситуации в мире и основным международным вопросам // Сайт Президента России. 16 июня 2011. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/967. 10. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, Шанхай, 20 мая 2014 года. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://kremlin.ru/supplement/1642. 11. Соглашение между правительством РФ и КНР о торогово-экономических отношениях. [Электронный ресурс Интернет]: URL: httр:// www.chinaruslaw.com/RU/CnRUTreaty/004/2009910221255_122875.htm. 1.3. Стенограммы официальных выступлений и интервью 12. Выступление и ответы на вопросы журналистов Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Китае Разова С.С.: Материалы пресс-конференции по вопросам российско-китайских отношений, Пекин, 29 октября 2007 г. [Электронный ресурс Интернет]: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: www.mid.ru. 13. Интервью Президента Китайской нефтегазовой корпорации, Китай считает, что проект нефтепровода "Россия-Китай" обладает инвестиционными преимуществами [Электронный ресурс Интернет]: // ИТАР-ТАСС. 14 февраля 2003 г. URL: http://studbooks.net/2204261/ekonomika/rossiysko_kitayskie_torgovo_ekonomicheskie_otnosheniya. 14. Интервью директора Первого департамента Азии МИД России К.В.Внукова о российско-китайских отношениях агентству [Электронный ресурс Интернет]: //Интерфакс. 19 октября 2007 г. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: www.mid.ru. 15. Интервью директора Первого департамента Азии МИД России К.В. Внукова по проблематике российско-китайских отношений // Итоги. 2007. № 3. 16. Интервью директора Первого департамента Азии МИД России К.В.Внукова по проблематике российско-китайских отношений // Итоги. 2007. № 3. 17. Интервью официального представителя МИД России А. В. Яковенко РИА «Новости» по российско-китайским отношениям, 17 сентября 2004 г. [Электронный ресурс Интернет]: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: www.mid.ru. 1.4. Периодические издания 18. Государственное управление по нефтяной и химической промышленности Китая. [Электронный ресурс Интернет]: http:www/cncic/cn/Pages/default.aspx. 19. Китайско-российские торгово-экономические отношения на фоне финансового кризиса: серьезный вызов и огромный потенциал. [Электронный ресурс Интернет]: http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2009-03/05/content_830770.html. 20. Новая российско-китайская граница имеет протяженность 4,3 тысячи километров [Электронный ресурс Интернет]: Новое агентство «Накануне.ru». URL: httр//www.nakanune.ru/news/2011/03/01/2133624. 21. Об итогах российско-китайских переговоров в области развития высоких технологий гражданского назначения: Сообщение пресс-службы Торгово-промышленной Палаты России от 08.08.2003 г. [Электронный ресурс Интернет]: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: www.mid.ru. 22. О российско-китайском сотрудничестве в области научных разработок, обмена опытом и подготовки специалистов для различных отраслей промышленности: Материалы пресс-центра «Байкальского экономического форума» 24 марта 2004 г. [Электронный ресурс Интернет]: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: www.mid.ru. 23. О российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве. [Электронный ресурс Интернет]: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: www.mid.ru. 24. Перспективы и проблемы российско-китайского нефтегазового сотрудничества [Электронный ресурс Интернет]: Центр политических исследований России // URL:httр:www.рircenter.org/kosdata/рage_doc/р1554_1.рdf. 25. Россия и КНР подписали 27 торговых соглашений на $15 млрд, Информационное агентство Rambler финансы. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://finance.rambler.ru/news/economics/108007694.html. 26. Соглашение между правительством РФ и КНР о торогово-экономических отношениях. [Электронный ресурс Интернет]: URL: httр:// www.chinaruslaw.com/RU/CnRUTreaty/004/2009910221255_122875.htm. 27. С 1 февраля экспортная пошлина на нефть составит 100,9 долл./т. [Электронный ресурс Интернет]: Интекс Сталь. URL: http://www.metalmfo.ru/ru/news/32875. 28. China and Russia: partnershipр of strategic coordination «Электронный ресурс»/Ministry of Foreign Affairs of the Рeoрle Reрublic of China [Электронный ресурс Интернет]: URL://www.fmрrc.gov.cn/eng/ziliao/3602/3604/t18028.htm. 29. China and Russia: partnership of strategic coordination [Электронный ресурс Интернет]: Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. URL: http:// httpV/vvww.fmprc.gov.cn/eng/ziliao/3602/3604/tl 8028.htm. 30. A New Era in China-Russian Relations? Дата публикации 18/10/2011 [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://www.worldpoliticsreview.com/articles/10369/a-new-era-in-china-russian-relations. 31. ?????????????????? Информационное агенство «????» [Электронный ресурс Интернет]: http://www.peopledaily.com.cn. 32. Информационное агенство “Regions.ru” [Электронный ресурс Интернет]: http://www.rol.ru/news/misc/newsreg/02/02/08_242.htm. II. Литература 33. Арин О.А. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке: Россия: ни шагу вперед. М.: Альянс, 2001. 191 с. 34. Алигьери Ф., Таубе М. Вступление Китая в ВТО: вызовы Китаю и мировой экономике // Internationale Politik, 2006. №2. С. 13-18. 35. Амиров В. Япония - Китай: на пути к битве экономических гигантов // Азия и Африка сегодня, 2003. №4. С. 17-20. 36. Архипов В., Плоды политики открытых дверей // Азия и Африка сегодня, 2003. №4. С. 11-14. 37. Ашимбаева М. Актуальные проблемы мировой политики // Сборник научных трудов, 2005. 272 с. 38. Барковский Н., Оболенский В., Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве. // Россия и современный мир, 2005. №3. С. 11-20. 39. Бергер Я.М. Об энергетической стратегии Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2004. №3. С. 120-138. 40. Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Мировая экономика и международные отношения, 2003. №9. С 60-66. 41. Бергер Я.М, Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. // Бергер Я.М под ред. Михеев В. Москва, 2005. 347 с. 42. Воскресенский А. // Китай в мировой политике, 2001. 179 с. 43. Воскресенский А.Д // Восток-Запад. под ред А.Д. Воскресенского. Москва, 2002. 665 с. 44. Барабанов М.С., Макиенко К.В., Пухов Р.Н. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами: анализ рынка. М.: Наука, 2008. 470 с. 46. Безруков И.С. Дальний восток на пути к рынку труда. Владивосток: ДВГТУ; ВГУЭС, 1999. 235 с. 47. Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010. 252 с. 48. Буглай В.Б., Ливенцев М.М. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 206 с. 49. Ван Сяодун, Дандай Чжунго миньцзучжуи лунь [Теория современного китайского национализма] // Чжаньлюе юй гуанли, 2000. №5. С. 19. 50. Ван И. Сотрудничество приграничных регионов России и Китая: история и современное состояние // Международная экономика, 2007. № 12. С. 45-53. 51. Ван Хайдун. Российско-китайские отношения и проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии // Европеум пресс, 2005. 448 с. 52. Ващенко В. Проблемы и перспективы российско-китайского инновационно-технологического сотрудничества // Москва, 2005. 118 с. 53. Ванг Гуангченг Китайская политика добрососедства // Internationale Politik, 2006. №2. С. 69-77. 54. Ван Лолинь, Пэй Чжанхун, Лу Шэнлян Иностранные инвестиции в Китае: структура, динамика и тенденции развития // Проблемы Дальнего Востока, 2005. №1. С. 85-99. 55. Вaн Лэй Китайцы считают Россию самой дружественной для Китая страной // Китай, 2008. №6. С. 47. 56. Взаимоотношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс Интернет]: //Время Востока. URL: http://wvv\v.easttime.ru/analitic/3/8/780.html. 57. Власкин Г., Ленчук Е., Глобальные тенденции научно-технического развития и безопасность России // Науковедение, 2003. №3. С. 16. 58. Власкин Г., Технологическая политика России: проблемы и перспективы // В сборнике статей Международной научно-практической конференции МГУ, 2003. 59. Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: Историческая динамика политических взаимовлияний. М.: Муравей, 2004. 600 с. 60. Гао Дун Некоторые тенденции инновационного развития Китая на современном этапе // Социология власти, 2009. №8. С. 161-189. 61. Гельбрас В. Куда идет Китай. // МЭ и МО, 1998. № 4. С. 48-60. 62. Иванов А.С. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества // Перспективы. Фонд исторической перспективы, 2010. 248 с. 63. Караганов С.А. Современный Китай: Вызов или открывающиеся возможности. Материалы ситуационного анализа, проведенного в октябре 2003 года Советом по внешней и оборонной политике // Россия в глобальной политике, 2004. №2. С. 28. 64. Кондрашова Л.И. Модернизация с китайской спецификой: проблема экономического измерения // Проблемы Дальнего Востока, 2006. №4. С. 75-94. 65. Лавров С.В. Россия-Китай: партнерство открывающее будущее //Женьминь Жибао, 2004. 66. Лапердина В.В. Китай в 2009 г. в поисках источников устойчивого развития // Восточная и Юго-Восточная Азия 2009. М.: Муравей, 2010. 222 с. 67. Ломейко В.Б. Глобализация вынуждает к партнёрству // Восток Запад: историко-литературный альманах. М.: Восточная литература, 2002. 159 с. 68. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. М.: ИД "Форум", 2009. 288 с. 69. Лю Цинцай. КНР: геополитическая среда и внешняя политика добрососедства // Проблемы Дальнего Востока, 2006. №2. С. 33-42. 70. Маргелов М.В. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь, 2003. 256 с. 71. Маслов А.А. Кормилец с Востока // Аргументы и факты, 2001. 72. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.). М.: Институт российской истории, 1997. 245 с. 73. Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. Новая и новейшая история. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. С. 51-52. 74. Мясников В. О российско-китайских отношениях в ХХI веке // РАН, 2001. С 80-82. 75. Новоселова Л.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М.: Аврора, 2008. 256 с. 76. Островский A.B. Трудовые ресурсы Северо-Восточной Азии: какую выгоду может извлечь Россия // Человек и труд, 2002. 199 с. 77. Портяков В.Я. Российско-Китайские отношения: современное состояние и перспективы развития. 2013. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://www.ifes-ras.ru/online-library/book/6-papers/57-Portyakov_china_in_wp_2013.html (дата обращения: 12.10.2017). 78. Рахманин О.Б. К истории отношений РСФСР, СССР, РФ с Китаем, 1917-1997: (обзор основных событий, оценки экспертов). М.: Институт Дальнего Востока, 1999. 293 с. 79. Сафронова О.В. Теория международных отношений: Часть 1. Реализм // Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. 80. Сафронова О.В. Теория международных отношений: Часть 2. Плюрализм // Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. 81. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005. 588 с. 82. Степанов Е.Д. Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР (1949-1994). М.: Муравей, 1996. 327 с. 83. Титаренко М.И. Россия. Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М.: Республика, 2003. 223 с. 84. Тимофеев О.А. Американо-китайские отношения на современном этапе: события, процессы, тенденции // Современный Китай в системе международных отношений. М.: КРАСАНД, 2012. 549 с. 85. Титаренко М.Л. Россия лицом к Азии. М.: Республика, 1998. 322 с. 86. Тригубенко М.Е., Т.В. Леженина. Формирование Восточноазиатского сообщества в АТР при участии России в XXI веке. М.: ИЭ РАН, 2008. 39 с. 87. Чернова А.Ф. Совместные экономические зоны России и Китая как элемент стратегического партнерства. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://www.synologia.ru. 88. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [пер. с англ. – Т. Велимеева]. М.: Издательсво АСИ, 2015. 571 с. 89. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 382 с. 90. Чудодеев Ю.В. На глазах меняющийся Китай. М.: Институт Востоковедения РАН, 2008. 160 с. 91. Шлындов А.В. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене //Проблемы Дальнего Востока, 2006. №2. С. 23. 92. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 97. 93. Gilbert Rozman. Why Chinese-Russian Friendship is here to stay // Foreign Affairs. 2014. [Электронный ресурс Интернет]: URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/east-asia/2014-10-29/asia-asians. 94. Joseph Nye. A New Sino-Russian Alliance // Project-syndicate. 2015. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/russia-china-alliance-by-joseph-s--nye-2015-01. 95. Pepe Escobar. China's silky road to glory // AsiaTimes. 2014. [Электронный ресурс Интернет]: URL: http://www.atimes.com/atimes/China/CHIN-01-141114.html.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1991-2000 гг.) С распадом СССР, произошла расстановка сил на мировой арене, а именно, был потерян геополитический противовес США. Внешняя политика России после распада СССР пережила некоторую переориентацию. Так, потеряв значительные территории в европейской части, она стала «более азиатским» государством . Дальневосточные порты и Северный морской путь начали играть важнейшую роль в военно-стратегической, торговой и политической заинтересованности России. Договор о добрососедстве и сотрудничестве со странами АТР в целом, и прежде всего с Китаем, стал для России более приоритетным, по сравнению с развитием связей с европейскими и американскими партнерами. Анализируя историю двусторонних отношений важно отметить, что между Китаем и Россией складывались сложные, а порой даже и противоречивые отношения. За всю историю российско-китайских отношений, две страны были не только союзниками, но в некоторых ситуациях они были самыми яростными противниками. Однако, по причине больших изменений на геополитической карте, развал СССР и окончание Холодной войны, а также усилившиеся после этих событий процессы глобализации, дали толчок для кардинального изменения дипломатических отношений между двумя государствами. Говоря о настоящем времени, невозможно не подчеркнуть развитие сотрудничества на довольно благоприятном и дружественном этапе. В текущих отношениях между Китаем и Россией отсутствуют территориальные, как с Японией, и политические, как с КНДР, проблемы, которые часто мешают и останавливают процесс становления международных отношений. Общая китайско-российская граница, которая составляет 4300 км и которая на протяжении многих лет была камнем преткновения, сейчас служит неким мостом для сотрудничества, а все былые проблемы решены на основе принципов международного права . В настоящее время между Китаем и Россией поддерживаются контакты на государственном уровне, происходит упрочнение экономические контактов, растет взаимодействие в культурной, гуманитарной и образовательной сферах. Совместным решением и достижением было создание различных международных организаций, например, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС. Более того, множественные факты свидетельствуют о том, что сферы взаимодействия между КНР и Российской Федерацией расширяются, а значит, есть вероятность создания регионального блока. Что касается сферы энергетики, финансов и электроэнергии, учитывая, что механизм консультации по стратегической безопасности стартовал несколько лет назад, а отношения стратегического характера развиваются вширь и вглубь, то здесь можно отметить существенные сдвиги. После распада СССР начался подъем китайско-российских отношений на значительно новый уровень. На тот момент главной задачей было проведение встреч на межправительственном уровне и заключение межведомственных соглашений практически во всех областях двустороннего сотрудничества. Для того, чтобы укрепить стабильность и доверие в Центрально-Азиатском Регионе, по инициативе глав государств была разработана и создана новая система взаимодействия стран региона, которая после подписания Соглашений об укреплении доверия в военной области в районе границы от 1996 года и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем была институализирована в форме «шанхайской пятерки» . В 2001 году к Шанхайской пятерке присоединился Узбекистан и была образована Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Самым первым документом ШОС стала Конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, которая была принята в июне 2001 года . Москва и Пекин используют отлаженный механизм взаимодействия. Более того, у Российской Федерации нет таких дипломатических отношений ни с одной другой страной. Эта система базируется на ежегодных саммитах глав государств, на регулярных встречах глав правительств и на постоянных контактах министров иностранных дел. Согласно подписанному в 2001 году Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия двух великих соседних 12 государств, Россия и Китай выступают за решение всех спорных вопросов политическим путем и за повышение роли ООН в обеспечении международной безопасности. Они выступают за повышение борьбы против терроризма и распространения наркотиков, стоят на позициях уважения суверенитета и национальных интересов всех стран . На сегодняшний день, главной целью для Китая является сохранить мир и стабильность в стране, для того, чтобы решать свои внутренние проблемы. Это обусловлено необходимостью внутреннего развития страны, а для реализации этой цели необходима политика открытости и содействия, чтобы привлечь зарубежные инвестиции, а также передовые технологии для своевременного развития страны. Более того, Китай нуждается в постоянных поставках сырья. А единственным игроком на мировой арене, который отвечает данным требованиям, является Россия. С другой стороны, Россия нуждается в постоянном экспорте своих энергоресурсов и нефтяных ресурсов. Более того, для Российской Федерации крайне необходимы китайские капиталовложения и товары. Учитывая перспективу лидерства Китая, Россия будет способна налаживать экономические связи Китая с Европой, благодаря своему географическому положению, и, соответственно, будет иметь от этого выгоду в свою пользу. Среди основных задач китайско-российского сотрудничества присутствуют задачи по поддержанию мира, стабильности, безопасности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где тесно переплетаются военные, политические, экономические и другие интересы многих государств и где, к сожалению, до сих пор имеется немало "горячих точек" . Конкретно в этом регионе китайско-российское стратегическое партнерство особо важно. Одним из ярчайших примеров успешной совместной работы двух стран оказалось решение мирным путем ситуации на Корейском полуострове. Обе страны поддерживают решение о введении безъядерного статуса Корейского полуострова и выступают за государственную поддержку безопасности. Политическая элита двух стран также изучают проблемы Афганистана, объявляя, что эта страна в будущем должна стать суверенной, демократической и процветающей, свободной от терроризма и наркотиков. Важной сферой общего взаимодействия является борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия, борьба с нелегальной миграцией, организованной преступностью. Более того, страны выступают за запрет распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения. Сейчас же КНР и РФ заинтересованы в создании некого альянса против НАТО и США. Более того, Россия и Китай имеют общие позиции и мнения относительно различных стран и международных организаций, которые стремятся к обеспечению мира и стабильности в Азиатском-Тихоокеанском регионе и в различных подходах по мирному урегулированию спорных вопросов . Обе страны обладают очень ценным качеством, а именно взаимной цивилизационной и политико-идеологической толерантностью . Современные дипломатические связи между КНР и России стабилизировались только к концу 1991 года, а в своем развитии прошли три основные стадии: Первую ступень отношений можно охарактеризовать как «добрососедские и взаимовыгодные отношения» . Начиная с 1992 года Россия и Китай проводят постоянные встречи и рабочие визиты. После распада СССР, Китай и Россия подписали огромное число двусторонних соглашений, которые напрямую касались многих аспектов отношений и сфер влияния между Россией и Китаем, таких как политика, экономика, культура, научно-техническая и образовательная сферы. Вторая ступень усовершенствования отношений датируется 1994 годом. Главной характеристикой данной стадии отношений является «конструктивное партнерство» . Развитие торговых отношений на базе новых документов. Последнее развитие в отношениях представляло собой «стратегическое взаимодействие и партнерство». В 1996 году Б.Н. Ельцин вновь нанес визит в КНР, в результате которого было подписано Совместное заявление и Пекинская декларация, где говорилось уже о «стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации» . Отношения закрепились между двумя державами после заключения Соглашения о советско-китайской границе на её восточной части. Москва и Пекин выступали за создание общей границы в рубеж добрососедства, дружбы, мира и спокойствия, заявив о необходимости разработки соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ, развития дружественных связей между армиями двух государств и укрепления военно-технического сотрудничества с учетом международных обязательств обоих государств . 1.1. Причины трансформации характера китайско-российского сотрудничества в середине 1990-х гг. Политическая элита 1991 года во главе с Б.Н. Ельциным не имела четкой структурированной программы взаимодействия с Китаем. В свою очередь, лидеры Китая не стремились установить прочные политические или торговые отношения с СССР, потому что разрушение советской системы был ожидаем на Востоке. Таким образом, в 90-е годы заключали только договоры, которые на практике не имели места быть . Начиная с середины 90-х годов, Россия заявила о намерении построить многополярный мир, а такое желание полностью совпадало с целями Китая, соответствовало стратегическим интересам руководства КНР. Это стало первой причиной трансформации китайско-российского сотрудничества. В результате во второй половине 90-х годов китайско-российские отношения вышли на новый межправительственный уровень. Далее, партнёрство послужило механизмом для развития не только двусторонних отношений, но и стало выходить на международный уровень. Первым шагом стало вступление России в организацию Азиатского-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Начиная с 2000 годов, сотрудничество в политической сфере получило мощный толчок к последующему развитию, а характер китайско-российских отношений потерпел некоторые изменения. С началом правления нового президента в России В.В. Путина, отношения между двумя странами начали теплеть и с тех пор тенденция к взаимозависимости заметно усилилась. Россия во главе с В.В. Путиным начала политику глубоких реформ с целью усилить внешнеполитические позиции страны. Китай же начал рассматривать Россию, как сферу собственных интересов. Ярким событием в истории китайско-российских отношений стало подписание в 2001 году Договора «о Добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Этот документ стал правовым фундаментом в партнерстве и сотрудничестве между двумя странами. Вместе с подписанием договора, важным событием стало создание Шанхайской организации сотрудничества. С 2003 года характер китайско-российских отношений стал более устойчив. Одной из причин стала интенсификация сотрудничества в военно-технической и оборонительной сфере. Увеличились объемы контрактов и соглашений между Россией и Китаем. Характер экономических отношений с 1991 года был немного нестабильным. Но начиная с 2001 года объем торговли значительно вырос, что скорее всего связано с подписанием совместного Договора. В отличие от настоящего времени, в 90-е годы инвестиционное и производственное сотрудничество стояло на одном месте и не имело способности к росту . 1.2. Политические соглашения между РФ и КНР, заключенные в 1991-2000 гг. Процесс формирования правовой базы документов между КНР и РФ получил ускоренную динамику только после 1991 года, когда две страны заключили между собой более сотни новых межгосударственных и соглашений . Правовая база сотрудничества была основана на Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая от 5 марта 1992 года . Соглашение предоставляло сторонам режим наибольшего благоприятствования, а именно уход от таможенных пошлин и другого налогообложения. С 1994 по 1999 годы были подписаны различные договоры, которые контролировали экономическое сотрудничество двух стран . С 1999 года Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» исполняется в Российской Федерации . Этот документ определил сферы взаимодействия в регионах между Китаем и Россией. Как результат, этот закон стал конечной точкой в формировании и становлении региональных китайско-российских отношений. В 2011 году Правительства двух стран заключили Меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики. Благодаря данному Меморандуму, компании Российской Федерации имеют благоприятную конъюнктуру для ведения различной деятельности. В 2001 году лидерами двух стран был заключен «Догoвор о добрoсоседстве, дружбе и сотрудничестве». Этот документ и на сегодняшний момент является основным документом, который регулирует отношения между Китаем и Россией, как так охватывает все сферы взаимодействия. Данный документ заключен двумя сторонами на два десятка лет с дальнейшей возможностью продления на пять лет. Договор провозглашает взаимное и взаимовыгодное содействие двух стран в торговой, экономической, военной, технической, научной, технической и энергетической сферах. Более того, данный документ продвигает китайско-российское сотрудничество на пограничной зоне и в зонах общих региональных интересов. Важным пунктом Договора стала статья № 6, которая закрепляет отсутствие различных территориальных претензий между сторонами. Данный пункт стал отправной точкой для развития и установления переговоров, касающихся общей границы между сторонами. С 2008 года, вопрос об общей границе был окончательно решен и было подписано официальное описание китайско-российской границы. а). Соглашения между правительствами КНР и РФ о делимитации границы и особенности правового режима отдельных участков государственной границы между Россией и Китаем В 2005 году было подписано Соглашение о Демаркации российско-китайской границы и введении особого правового режима . Данное соглашение оформило межгосударственную границу по центру реки Амур, а территория Китая прибавила участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. В 2004 году главы двух государств сделали дополнение к существующему соглашению, согласно которому произошла передача. Реакция жителей России на передачу островов стала неоднозначной. С одной стороны, положительным моментом было сохранение и улучшение отношений с Китаем так же, как и сдерживание возможных военных конфликтов на этой границе в дальнейшем. С другой стороны, передача островов расценивалась политологами как ослабление позиций России на международной арене. Также негативные мнения обуславливались стратегическим положением остовов и наличие на них природных ресурсов. б). Межправительственные договоры, регулирующие торгово-экономические отношения между РФ и КНР В 1990 году было заключено межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Торговое соглашение 1990 г., а также Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР товаров . После распада СССР две страны были вынуждены оформлять отношения в соответствии с новым режимом, требовались новые договоры, которые могли бы регулировать торговые и экономические отношения. Первым таким документом стало Соглашение о торгово-экономических отношениях от 1992 года. Далее рынок обеих стран развивался все быстрее и больше, механизм заключения договоров имел особую важность, охватывая при этом все более широкие сферы сотрудничества. В результате, в 1992 году Соглашение по строительству атомной электростанции и Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в Российскую Федерацию продовольственных товаров, которые были важны для того, чтобы отвечать заявленному спросу потребителей на российском рынке. По причине того, что китайско-российский рынок динамично рос, благодаря дешевизне и избытку товаров народное потребления, возникла необходимость в регулировании налоговой политики. В результате, в 1994 году межгосударственное Соглашение об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы было заключено. Растущий рынок стал одной из причин появления конкуренции и монополии, что усугубляло отношения в экономической и торговой сфере между КНР и РФ. Тогда страны разработали Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики и Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля в 1996 году. В последующие 10 лет Китай и Россия заключили более 100 совместных соглашений и деклараций, которые касались развития экономики . Важной частью торгово-экономического сотрудничества России и Китая стало межправительственное Соглашение от 2006 года о поощрении и взаимной защите капиталовложений, обеспечивающее благоприятные условия инвесторам для осуществления капиталовложений на территории страны-партнера. С 2009 года сотрудничество в сфере разработки нефти было ускорено Соглашением, которое послужило толчком для строительства и активного использования нефтепровода «Сковородино-Мохэ» . В 21 веке торговые и экономические отношения КНР и Российской Федерации контролируются принятыми мировым сообществом нормами права, так как Китай является членом Всемирной торговой организации. Но, прежде всего, торгово-экономические отношения между двумя странами контролируются и выполняются в соответствии с внутренними законами стран. Каждое из государств имеет свои таможенные кодексы и законы о безопасности. в). Способы совместной работы по обеспечению международной безопасности в районе общей границы Сегодня, зона русско-китайской границы характеризуется такой проблемой, как контрабанда и ввоз дешевой китайской продукции по «серой» схеме таможенного оформления . Производителям из развитых стран достаточно сложно пробиться на российский потребительский рынок, так как ниша в сегменте недорогих товаров плотно занята компаниями из провинции Хэйлунцзян, которые импортируют товары с небольшой таможенной пошлиной. Таможенники проводят досмотр перевозимых товаров формально, устанавливая за это частную плату. В результате, среди 60 % грузов только 30-35% проходит через документы. Криминализация границы и челночной торговли представляет угрозу для властей в приграничных регионах России, их социальной и политической стабильности. Одной из основных проблем, связанных с безопасностью границ является миграция китайских рабочих. Низкая плотность населения в приграничных районах России и Китая и рост демографической нагрузки в Китае существенно влияет на рост числа китайских мигрантов в России. В настоящее время число китайцев, более или менее постоянно проживающих в России, по разным оценкам составляет от 200 тыс. до 2 млн . Более того, с распадом Советского Союза возможность пересечения китайцами границы увеличилась. Например, многие китайцы приезжают в Россию через Казахстан, который имеет безвизовый режим пересечения границы, и с Россией, и с Китаем. Однако, существует мнение среди российских политиков, что Россия - это некий плацдарм для китайцев и возможность постепенного переезда в Европу. На протяжении нескольких лет существования официальной китайско-российской границы, главной опасностью, по-прежнему считается криминальный теневого бизнес и коррупция российских чиновников. Для того, чтобы избежать обострения этнических проблем, необходимо обеспечить полный контроль над процессом иммиграции и корректировать их по соображениям целесообразности, например, ввести режим квот. В заключение следует подчеркнуть, что Китай, исходя из его экономической мощи и растущего политического влияния, гораздо более эффективно использует преимущества приграничного положения. 1.3. Факторы и этапы развития партнерства КНР и РФ в области культуры и образования Укрепление китайско-российских отношений в сфере культуры и образования способствовали различные политические и социально-экономические факторы, но более всего создание прочной договорно-правовой базы. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. для дальнейшего укрепления и эффективного развития китайско-российских отношений в сфере культуры и образования стала острая потребность в налаживании договорно-нормативной базы, которая могла бы регулировать перспективные взаимоотношения КНР и РФ во всех сферах гуманитарного сотрудничества. Мoжнo с yверeннoстью утвeрждaть, чтo создaние соврeмeнной нoрмaтивно-прaвoвой бaзы мeждy Россией и Китаем вывeло их отнoшeния на кaчествeннo нoвый урoвень взаимooтношений и закрепилo пoзиции гyмaнитарнoй сфeры в кaчeстве приoритeтного нaправлeния рaзвития рoссийскo-китайских oтношeний в 2000-е гг. Первый этап: нормализация отношений (1990 – 1992 гг.): начинается процесс нормализации отношений Советского Союза и Китая во всех областях. В апреле 1990 г. премьер КНР Ли Пэн посетил СССР, обе стороны подписали шесть межправительственных документов. В мае 1991 году главы государств заявили о развитии добрососедских дружественных связей на основе пяти принципов мирного существования. В 1992 году, во время визита президента РФ Б.Н. Ельцина в Пекин, была подписана совместная «Декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» . Этот документ является основой для дальнейшего развития российско-китайских отношений. Во время этого визита было подписано около 20 соглашений, в числе которых «Соглашение о культурном сотрудничестве» от 18 декабря 1992 г. , которое стало первым за долгое время межправительственным документом в сфере культуры, а поэтому особенно ценным. Втoрой этaп: улyчшениe двустoронних отнoшeний в облaсти кyльтyры и oбрaзoвaния (1993 – 1995 гг.): Poccия и Китай встyпили в нoвый этaп дрyжбы, взaимoвыгoдногo сoтрудничествa. Рoccийско-китайскиe отношeния в укaзанный периoд полyчили быстрoе всестороннee рaзвитие: в пoлитической, эконoмической, вoeнной, культyрной и обрaзовательной сферaх. Завершился этот этап подписанием «Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях» . Третий этап: эпоха добрососедства, дружбы и сотрудничества (2001 – 2012 гг.): начало века ознаменовало и начало новой ступени в российско-китайских отношениях. В июле 2001 г. был подписан исторический двусторонний документ – «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» . Можно смело говорить о переходе на качественно иной уровень партнерства РФ и КНР. После его заключения начала активно развиваться международная культурная и образовательная деятельность. Гуманитарные контакты между Россией и Китаем в 1990-е – начале 2000-х гг. рассматриваются в четырех направлениях: 1) между центральными ведомствами двух стран (министерствами культуры, науки, образования и др.); 2) в рамках многостороннего обмена между местными органами власти на региональном уровне; 3) между самостоятельными организациями сферы науки, культуры, образования, спорта на основе двусторонних договоров (между академиями наук, театрами, музеями, общественными организациями, учебными заведениями и др.); 4) на индивидуальном уровне между гражданами двух государств . Все мероприятия, реализуемые в рамках межправительственных соглашений, имеют большой политический и социокультурный эффект. После их проведения изменилось отношение народов друг к другу, увеличился поток достоверной информации о странах, все это имеет благоприятное влияние на имидж государств. Кроме того, необходимо отметить политическую и экономическую значимость данных проектов. После проведения Национальных годов и Годов национальных языков значительно увеличился туристический поток, а также количество россиян, обучающихся в Китае, и китайцев, получающих образование в России. Китайско-российское партнерство в сфере образования и науки растет с каждым годом. Актуальность данного явления обуславливается такими причинами, как экономическое развитие Китая, научное развитие двух стран, углубление стратегического сотрудничества. «Кроме того, говоря об академическом сотрудничестве в области образования, необходимо отметить недостаточное количество квалифицированных специалистов и преподавателей, не просто владеющих китайским языком в России и русским языком в Китае, но и имеющих более узкую сферу преподавания и исследования, например: преподаватель китайского языка и переводчик в нефтегазовой области, преподаватель классического китайского языка» . Кроме того, такому расширению гуманитарных связей способствует хорошо разработанная межправительственная нормативно-правовая база. Подписан ряд ключевых соглашений и договоров между правительствами двух государств, отдельными учреждениями культуры и образования. Наиболее эффективным каналом развития российско-китайских отношений в области культуры и образования являются министерства, посольства, научно-исследовательские и образовательные учреждения, благодаря этому гуманитарное сотрудничество вышло на более высокий уровень, но значительно потеряло в масштабах.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 82 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 59 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 120 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 83 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg