Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности развития психических процессов, обеспечивающих успешную деятельность летчиков гражданской авиации

bulakovp 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
В авиации все помнят, что в воздухе не остановишься, для обдумывания сложившейся ситуации будут минуты, а иногда и миг. Там, в небе, нет места для доброй житейской привычки: осмотреться, поразмыслить, посоветоваться.
Введение

Не нужно говорить о важности психологии в жизни общества. Одним из наиболее ярко выраженных направлений развития современной психологической науки является ее активное включение в различные сферы человеческой жизни, которые охватывают многообразные отрасли деятельности человека. Профессиональная деятельность – одна из таких сфер взаимодействия человека с окружающим миром. Научно-практическое направление психологической науки, ориентированное на авиацию, на психику летчиков, существует как психология летного труда или авиационная психология. Это отрасль психологической науки, которая занимается изучением особенностей летной деятельности, ее закономерностей, ее зависимостью от ряда факторов, таких как, например, психологических качеств личности пилота, авиационной техники, условий полета, а также методов обучения. В последние годы проводятся усиленные исследования в области взаимодействия человека и новой авиационной техники. В этот круг задач входит изучение особенностей внимания, мышления, памяти, восприятия, ориентирования в пространстве и времени, и еще социально-психологические особенности взаимодействия людей в процессе летной деятельности. В настоящее время очень трудно найти область деятельности, в которой не проводятся исследования относительно психологической науки. Помимо прочего, авиационная психология занимается изучением психологических особенностей летной деятельности, влиянием на психику летчика различных условий полета, своеобразие индивидуальных и групповых характеристик личности пилота и команды. Полученные результаты подобных исследований становятся основой при профессиональном отборе и определении психологической совместимости экипажей самолетов, совершенствовании авиационной техники, тренажеров, определении профессиональной пригодности поступающих в соответствующие учебные заведения, организации процесса труда в целом, а также модификации учебной деятельности. На практике изучение личности пилота и его индивидуальных особенностей начинается с понимания деятельности психических процессов, свойств, состояний, их проявлений и развития в условиях летной деятельности. Благополучие профессиональной деятельности пилота зачастую зависит от степени развития его внимания, памяти, мышления, остроты его реакций и других психических процессов. Актуальность настоящей работы характеризуется тем, что материалы исследования находятся в русле современного развития авиационной психологии, так как нацелены на оптимизацию подготовки и переподготовки профессиональных кадров и совершенствование методов психологической работы с сотрудниками. Повышение уровня развития психических процессов способствует повышению профессионализма и тем самым большей успешности деятельности пилотов гражданской авиации. В психологии проблему развития психических процессов и успешности профессиональной деятельности рассматривали: Рубинштейн С. Л., Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф., Сочнев В. Н., Пономаренко А. В., Зиньковская С. М. и многие другие. Тем не менее, взаимосвязь психических процессов и успешности деятельности пилотов гражданской авиации в период средней взрослости остается недостаточно проработанной и представленной в современной психологической науке. Цель исследования – изучить особенности развития психических процессов, охарактеризовать их изменения в условиях летной деятельности и период средней взрослости; измерить уровень сформированности психических процессов, необходимых для выполнения профессиональной деятельности летчиков гражданской авиации, определить степень влияния психических процессов на уровень успешности деятельности пилотов и предложить методики по совершенствованию психических процессов в период средней взрослости. Объект исследования – психические процессы личности, связанные с деятельностью пилотов гражданской авиации. Предмет исследования – определить взаимосвязь психических процессов и успешности деятельности летчиков гражданской авиации. Основная гипотеза исследования: Сформированность развития ряда психических процессов оказывает влияние на уровень успешности деятельности пилотов гражданской авиации. Цель реализуется следующими задачами: • проанализировать основные направления изучения развития психических процессов; • описать психофизиологическую характеристику деятельности летчика; • рассмотреть изменения психических процессов в различных ситуациях полета; • охарактеризовать особенности психических процессов в период зрелости; • определить критерии успешности пилотов гражданской авиации и взаимосвязь с психическими процессам; • разработать и реализовать программу эмпирического исследования; • оценить развитие психических процессов, с использованием автоматизированных методик; • оценить уровень успешности профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации; • дать описание и провести сравнительный анализ результатов эмпирического исследования, используя методы математической статистики; • дать рекомендации по развитию психических процессов. В исследовании были использованы следующие методы: • анализ литературных источников, посвященный проблеме исследования; • диагностические методики; • статистические методы обработки экспериментальных данных. Методики исследования: • Авторский опросник; • Методика «Кольца Ландольта. Автоматизированный вариант»; • Методика «Компасы. Автоматизированный вариант»; • Методика «Лабиринт. Автоматизированный вариант»; • Методика «Реакция на движущийся объект. Автоматизированный вариант»; • Методика «Шкалы. Автоматизированный вариант». Статистические методы обработки результатов исследования: критерий U Манна-Уитни. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из списка сокращений, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. ?
Содержание

Оглавление 2 Список сокращений 3 Введение 4 Глава 1. Развитие психических процессов, как предпосылка успешности профессиональной деятельности летчиков гражданской авиации 8 1.1 Понятие психических процессов 8 1.2 Психофизиологическая характеристика деятельности летчика 15 1.3 Характеристика изменений психических процессов летчика в различных ситуациях полета 21 1.4 Особенности психических познавательных процессов в период зрелости 35 1.5 Определение понятия успешности профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации 40 Глава 2. Описание плана экспериментального исследования по изучению влияния психических процессов на успешность деятельности пилотов гражданской авиации 47 2.1 Программа экспериментального исследования по изучению влияния психических процессов на успешность деятельности пилотов гражданской авиации 47 2.2 Описание выборки экспериментального исследования 52 2.3 Результаты и анализ исследования влияния психических процессов на успешность деятельности пилотов гражданской авиации 58 2.4 Рекомендации по развитию психических процессов пилотов гражданской авиации 69 Заключение 79 Список использованных источников 82 Приложение 84 Приложение 1 84 Приложение 2 85 Приложение 3 88 Приложение 4 91 Приложение 5 94
Список литературы

1. Авиационная медицина. Рудный Н. М., Копанев В. И., Черняков И. Н. – М.: Медицина, 2008. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 3. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Ин-т психол. РАН, 2000. 4. Ворона А. А., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда / под ред. В. А. Пономаренко. – М.: Воениздат, 2003. 5. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эскмо, 2005. 6. Гандер Д. В. Авиационная психология: учебное пособие / Д. В. Гандер; под ред. В. А. Пономаренко; Междунар. академ. проблем человека в авиации и космонавтики, Науч.-исслед. испытательный центр авиационной медицины и военной эргономики. – Москва: Воентехиниздат, 2010. 7. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М., 2001. 8. Ермолаева М. В. Психология развития. - М., 2000. 9. Завалова Н. Д. Методологические вопросы анализа познавательных процессов оператора в критических ситуациях / Н. Д. Завалова, В. В. Лапа, В. А. Пономаренко // Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах. — М. : Наука, 2012. 10. Зиньковская С. М. Рисковать профессионально: системный взгляд на проблему человеческого фактора в авиации / С. М. Зиньковская. — Екатеринбург, 2006. 11. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003 12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2002. 13. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды / Б. Ф. Ломов; отв. ред. В .А. Барабанщиков [и др.]. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2006. 14. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 2014. 15. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. - Москва, Литагент «Когито-Центр», 2004. 16. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. - СПб., 2001. 17. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001 18. Сечко А. В. Взаимосвязь летного долголетия и личностных характеристик летного состава ВВС РФ. Материалы восьмого международного научно-практического конгресса Человеческий фактор: Человек в экстремальных условиях, клинико-физиологическое и психологическое состояние, медицинский контроль и врачебно-профессиональная экспертиза. 25-29 марта 2013 года: Москва, НЦССХ им А.Н. Бакулева РАМН. – с. 16-18.- 0.2135 п.л. Тираж 500 экз. 19. Сечко А. В. Психологические аспекты профессиональной надежности летного состава. Материалы международной научно-практической конференции IV Левитовские чтения в МГОУ 21 апреля 2009 года. – М.: ООО «Диона», 2009.- С. 104-111.- 0.26 п.л. 20. Сечко А. В. Роль психологической установки в предотвращении авиационных происшествий. Материалы седьмого международного научно-практического конгресса. 25-28 октября 2010 года: Москва, НЦССХ им А.Н. Бакулева РАМН. – с. 30-31.- 0.2 п.л. Тираж 500 экз.
Отрывок из работы

Глава 1. Развитие психических процессов, как предпосылка успешности профессиональной деятельности летчиков гражданской авиации 1.1 Понятие психических процессов Летная деятельность происходит в специфичных условиях труда, под которыми понимаются особенности условий, в которых происходит профессиональная деятельность летной команды. Также особенностями работы пилотов является сложность выполнения задач, высокие требования, предъявляемые к летчику, особенности психофизиологического состояния во время полета. Профессиональная деятельность летчика происходит в непривычных пространственно-временных отношениях с окружающей средой. Во время этого искажаются привычные условия восприятия, а деятельность анализаторов подлежит перестройке, благодаря своеобразной пространственной ориентации, которая придает дополнительную неординарность летному труду. Крайне высокий темп восприятия и переработки информации является одной из черт профессиональной деятельности летного состава. Вследствие этого знание закономерностей развития психических процессов является важной составляющей успешной деятельности пилотов гражданской авиации. Психические процессы – это кратковременные процессы получения, обработки и обмена информацией, к которым относят восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. При рассмотрении понятия психических процессов человека, для начала стоит разобраться, в чем заключается специфика высших психических процессов. Одно из основных положений сообщает о том, что ни один психический процесс не является следствием только возрастного развития и созревания. Воспитание и многие другие социальные формы контактов – это непременное условие для их образования [3]. Следующей необходимой особенностью называют то, что преобразование сигналов, протекающих в мозгу, осознаются человеком, как события, происходящие вне его. К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» [5]. Другими словами, особенность психических процессов состоит в том, что они в окончательных осознаваемых параметрах определяются свойствами внешних объектов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 55 страниц
1375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg