Современное общество предъявляет системе образования повышенные требования. Государство стремится идти в ногу со временем и на законодательном уровне вносит в нее изменения. Современные средства обучения позволяют учителю выстроить урок так, чтобы обеспечить эффективное формирование у обучающихся личностных, мета предметных и предметных образовательных результатов, повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности через их включение в поисковую и исследовательскую деятельность. При этом очень важно сделать уроки более занимательными, свести до минимума напряжение и утомляемость учеников, в течение всего урока поддерживать у них внимание и заинтересованность.
Высокий результат может быть достигнут за счет использования деятельностных методов и приемов обучения, таких как учебная дискуссия, диалог, открытые вопросы, мозговой штурм, видео обсуждение, игровые технологии и т.д.
Актуальность использования деловых игр в обучении, широкие возможности их применения на уроках информатики послужили основанием для выбора темы исследования: «Использование деловой игры при обучении информатике». Через игру можно не просто повысить у учащихся внимание на уроке к слову и действию учителя; игра приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками образовательного процесса. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету. деловой
Вопросы, касающиеся использования игровых технологий в образовательном процессе является предметом изучения, как отечественной педагогики, так и зарубежной науки (Л.С. Выготский, А.Л. Семенов, А.В. Горячев, Р.К. Гедрайтис, Д.Г. Жемчужников и др.). Результатом современных исследований в этой области стало появление такого направления в науке, как геймификация - применение игровых элементов и техник для решения неигровых задач.
Для курса информатики, имеющего большую прикладную составляющую, определяемую широким спектром сфер применения информатики и информационных технологий, особый интерес представляют так называемые деловые игры, являющиеся средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности.
Использование деловых игр позволяет реализовать прогностическую функцию образования: школьники учатся предвидеть возможные результаты своих действий. Условность игры обеспечивает условия для сочетания социализации с индивидуализацией, так как осознанное стремление выполнять предписанные роли допускает индивидуальное отклонение от них. Игра способствует развитию коммуникативности, умению работать в команде.
Цель работы: изучение возможностей использования деловых игр на уроках информатики.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования: педагогические основы и способы применения деловой игры в учебной деятельности на уроках информатики.
Для достижения цели выделяем ряд задач:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по исследуемой теме.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игровые педагогические технологии», «деловая игра».
3. Изучить педагогические основы применения деловой игры на уроках информатики.
4. Разработать сценарий деловой игры по информатике.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение и классификация полученной информации, формулирование собственных выводов; проведение деловых игр на уроках информатики, наблюдение за работой учеников, сравнение получаемых ими результатов с использованием и без использования деловых игр.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения.