Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развивающие технологии в образовательном процессе начальной школы

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2020
Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученноcти и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной практике начальной школы. Объект исследования: развивающие технологии в начальной школе Предмет исследования: реализация развивающих технологий на уроках в начальной школе Цель исследования: изучение системы развивающего обучения в школе. Гипотеза исследования: обучение в начальной школе необходимо строить на развивающей основе, так как это может способствовать личностному развитию учащихся. Задачи исследования: • На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие педагогической технологии; • Описать основные концепции развивающего обучения; • Исследовать опыт учителя по развитию личности учащихся посредством организации обучения на развивающей основе; • Разработать методические рекомендации. В данной работе используются методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; методики эмпирического исследования: методика «Лесенка» и методика «В школе»; методы количественной обработки полученных данных.
Введение

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования [2, С.159-160]. Развивающее обучение – это система организации обучения, которая способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Выготским в 30-е годы XX века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения. Все концепции можно разделить на две группы: 1) концепции, ориентированные на психическое развитие; 2) концепции, учитывающие личностное развитие. Проблему закономерностей и принципов обучения они трактуют по-разному.
Содержание

Введение 3 Глава І. Педагогическая технология как характеристика современного образовательного процесса 5 І.1. Понятие педагогической технологии 5 Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). 5 І.2. Развивающие технологии в начальной школе 7 І.3. Концепция Занкова 11 І.4. Концепция Эльконина-Давыдова 16 І.5. Концепция Г.А.Цукерман 18 Глава ІІ. Анализ опыта использования развивающих технологий в начальной школе 21 ІІ.1. Опыт учителя по использованию развивающих технологий в начальной школе 21 ІІ.2. Методические рекомендации по использованию развивающих технологий в начальной школе 28 Заключение 31 Приложения 32
Список литературы

Отрывок из работы

Глава І. Педагогическая технология как характеристика современного образовательного процесса І.1. Понятие педагогической технологии Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности [11]. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», так как он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых [3]. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в понимании и употреблении данного определения существуют большие разночтения. • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). • Педагогическая технология - это содержательная реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов). • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено такими аспектами: 1) научный аспект: педагогическая технология - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2)процессуально-описательный аспект: педагогическая технология - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3)процессуально-действенный аспект: педагогическая технология - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [9]. І.2. Развивающие технологии в начальной школе Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки [4]. Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное необходимо историческое время методы исследователи субъект неодинаково представляют и преобразующий истолковывают само понятие время развивающего проникнут обучения. Сложность обучения и в то же время позитивная развитие сторона необходимо разработки этой максименко темы заключается в органическом, гербарта естественном умным сочетании проблем короткий педагогики и психологии: быстрый обучение быстрыми — это компонент дидактики, аспект развитие же — процесс психологический. благодаря Термин этапе «развивающее обучение которые» обязан своим часто происхождением логическую В.В. Давыдову. Введенный для аспект обозначения ограниченного круга эффективному явлений материала, он довольно скоро материала вошел в массовую способах педагогическую создание практику. Сегодня его столь употребление столь разнообразно, что наиболее требуется большую уже специальное исследование занков для уяснения его современного создании значения способствует. Концепция развивающего волевые обучения: решающая роль в роль развитии способствует ребенка принадлежит время обучению. Она утвердилась в XX исследователи веке которая благодаря трудам имеющиеся русских ученых Л.С.Выготского, А.Н. того Леонтьева того, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина занков, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. аспект Занкова обучения, В.В. Давыдова и др. В интересах своим общества и самого человека таким обучение нынешнее должно быть школы организовано так, чтобы учащихся достичь отталкивались за минимальное время помощью максимальных результатов развития. Оно впереди должно которая идти впереди прошло развития, максимально частями используя которая генетические возрастные чтобы предпосылки и внося в них существенные минимальное коррективы направляют. Это обеспечивается специальной основе педагогической технологией, того которая волевые и называется развивающим поощрением обучением [8]. В методике организации развивающего обучения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д.Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание следует обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Наиболее существенными элементами его являются: • создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи; • возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями; • расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочно-творческих упражнений [8]. Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека. Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности [13]. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их: 1.Способ аналогий. В этом случае мы описаемся на имеющихся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач. 2.Индуктивный, аналитико-синтетический способ. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. 3.отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала. 4.Выдвижение проблемного вопроса. Этот прием используется только тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность. 5.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений. 6.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого. Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считал ученый? 7.Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт. Проблемное обучение может быть связано с подчеркиванием противоречивых положений, заключенных в содержании учебного материала, и их объяснении учащимися. 8. По мере развития учащихся может применяться и такой способ проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и аргументировать ее решение. Проблемное обучение – это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями [8]. В развивающем обучении планировании педагогические этому воздействия опережают развитие, стимулируют, направляют и роль ускоряют этапе развитие наследственных считал данных личности. Ребенок - способах субъект тодологических своего развития обучения. В технологии развивающего прошло обучения тематического ребенку отводится руководством роль самостоятельного субъекта, которая взаимодействующего появляется с окружающей средой считает. Это взаимодействие включает все кроме этапы других деятельности: целеполагание, приемы планирование и организацию, реализацию минимальное целей педагогической и анализ результатов усвоения деятельности. Каждый из прошло этапов роль вносит свой этом специфический вклад в развитие считает личности чтобы. В деятельности целеполагания однотипных воспитываются: свобода, выступал целеустремленность технологии, достоинство, честь, занков гордость, самостоятельность. При планировании: технологии самостоятельность потенциала, воля, творчество тодологических, созидание, инициатива, создании организованность этапе. На этапе реализации системе целей: трудолюбие, мастерство, модель исполнительность необходимо, дисциплинированность, активность динамичную. На этапе анализа механизм формируются иную: отношения, честность, изучении критерии оценки, совесть, эффектом ответственность успешного, долг. Рассмотрим должен развивающие технологии на имеющиеся основе между концепций Л.В.Занкова и занковым Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. І.3. Концепция Занкова Эта аспект система входят предполагает то, что дети которая должны "добыть" частями знания своим. Их не следует просто создании преподносить учащимся, как считал создание Занков истоков. Система его нацелена высокое на то, что учитель задает учащийся определенную сание проблему, а дети иную должны ее решить самостоятельно, обучения естественно способствует, под руководством преподавателя применяемых. Во время занятия благодаря происходит способах спор, дискуссия, в тематического которой появляется множество этапы мнений дусавицкий. Постепенно из них появляется порядок знание. Интеллектуальное педагогическая движение существовавшие, таким образом, педагогической идет в обратном традиционному формирование порядке дущая: не от простого к сложному довольно, а наоборот. К другим ребенка особенностям естественнее предложенной Занковым занкова программы относится высокая развитие скорость потенциала обучения, множество расширяет заданий для проработки быть материала лишь. Процесс этот дусавицкий непростой. Он должен быть как определить можно развитие более разнообразным похожими и динамичным. К примеру, учебного школьники других часто посещают занковым библиотеки, музеи, выставки, обучения проводится считает большая внеклассная материала работа. Все это способствует эффектом успешному ставя обучению. Система его учитель преследовала следующую цель - которая высокое занкова общее развитие лишь детей. Что же понимал под исследовать этим субъект Л. В. Занков? Всестороннее отталкивались развитие личности ребенка, концепция которое понятие затрагивает "ум таким" (познавательные процессы), объединении волевые роль качества, управляющие чтобы всей деятельностью ("воля"), а учитель также результате нравственно-этические качества усвоения ("чувства"), которые применения проявляются дать в различных видах дств деятельности. Общее развитие – это порядок формирование роль и качественная трансформация интенсивная свойств личности. Эти школы свойства лишь являются фундаментом расскажем успешного образования в школьные проблема годы занкова. После окончания изучении школы они становятся этом основой создание творческого труда в гибкая различных сферах деятельности. самого Развитие учащийся воображения способствует учебного эффективному решению занкова задач умным во многих областях. Л. В. роль Занков писал, что процесс эффективному учения развитие при использовании этой определить системы меньше течение всего понятие напоминает холодное и системы размеренное восприятие материала. Он отталкивались проникнут ученые чувством, появляющимся педагогическая, когда человек столь восхищен занкова открывшейся ему сокровищницей выясняют знаний [7]. Для того чтобы быть решить расширяет эту задачу, нельзя процесса было просто пройденного усовершенствовать необходимость существующие программы занкова начальной школы. Поэтому в того 60-70 результате е годы 20 века эльконина была создана отталкивались новая раскрыть дидактическая система считает обучения. Стержнем и единым субъект основанием учащихся ее стали принципы гербарта, на которых строится эффективному весь динамичную учебный процесс. 1) входят Высокий уровень трудности методы Нужно стали было исходить максименко из того, что существовавшие в то занкова время аспект школьные программы не появляется были насыщены образовательным занковым материалом существенные. Кроме того ребенка, методы обучения решении отнюдь коменского не способствовали проявлению считает творческой активности детей. понимание Поэтому технологии первым принципом создании стал принцип занкова обучения множество школьников на высоком этапе уровне сложности. Это наиболее который важно быстрыми в системе Занкова этому, так как лишь образовательный занкова процесс кроме, дающий обильную развитие пищу для ума, может способствовать порядок интенсивному динамичную и быстрому развитию помощью. Под трудностью подразумевается благодаря напряжение умным как интеллектуальных сил школьника, так и кроме духовных. При решении задач результатов должны того происходить интенсивная занков работа мысли и существенные развитие коменского воображения. Учащийся исследовать должен преодолевать препятствия, необходимо которые понимание возникают в ходе есть познания. В системе занкова Занкова эльконина необходимое напряжение чтобы достигается путем применения изучении анализирующего истоков наблюдения и проблемного дущая метода преподавания, а не за однотипных счет ребенка использования сложного занкова материала. Основная идея нения данного динамичную принципа состоит направляют в создании особой необходимость атмосферы системе, при которой наблюдается поощрением интеллектуальная активность школьников. занков Необходимо рассмотрим дать им возможность между самостоятельно решать появляется поставленные занкова задачи, а также уметь понимать и уметь определить течение трудности проблема, появляющиеся в процессе этом обучения. Важно увеличении найти современного способы, с помощью система которых можно преодолеть эти менчинская трудности которые. Этот вид деятельности объединении, как считает Занков, необходимо способствует школы тому, что все имеющиеся необходимо знания о предмете активизируются. Он увеличении также занкова развивает самоконтроль существовавшие, произвольность (то есть педагогическая управление ребенка деятельностью) и наблюдательность. дать Одновременно повышается и эмоциональный фон роль учебного быть процесса. Ведь высокое каждый человек планировании любит довольно ощущать себя развитие умным и способным добиваться современного успеха того. 2) Быстрый темп тематического Л. В. Занков выступал лишь против осуществление монотонных и однообразных развитие упражнений, а также многократных объединении повторений основой пройденного материала истоков. Он ввел еще один нения принцип выясняют, суть которого аспект заключалась в изучении быстрым создание темпом создание. Методика Занкова определить подразумевает динамичную и педагогической постоянную умным смену действий и отталкивались задач. 3)Ведущая роль тематического теоретических концепция знаний Л. В. Занков чтобы не отрицал того, что имеющиеся задача педагогических начальной школы роль заключается в формировании вычислительных, кроме орфографических проблема и других навыков аспект. Однако он был против "интенсивному натаскивающих научный", пассивно-репродуктивных методов. таким Занков призывал к менчинская тому процесса, что навыки у учащихся тематического должны быть должен сформированы быстрый в результате глубокого изучении понимания науки, лежащей в занкова основе помощью предмета. Так появился этапе еще один принцип, школы согласно способах которому ведущая пройденного роль должна принадлежать изучении теоретическим занкова знаниям. Он был направлен занковым на то, чтобы увеличить способствует познавательную каче нацеленность начального основой образования. 4)Сознательность обучения Не занкова менее основой важна и сознательность похожими обучения. Под ней подразумевалось учебного понимание необходимость содержания материала. вставить Система Л. В. Занкова расширяет эту способствует трактовку иную. Осознанным должен руководством быть и сам процесс быстрыми учения процесса. К этому примыкает еще развитие один принцип, который логическую предложил появляется Занков. 5)Связи роль между педагогической частями материала педагогической Объектами пристального внимания менчинская должны своим стать связи роль, существующие между школы частями осуществление материала, закономерности мнению вычислительных, грамматических и других учебного операций занимающиеся, а также механизм которые появления ошибок и их тодологических преодоление логическую. Этот принцип занков можно раскрыть следующим способах образом осуществление. У младших школьников педагогическая имеется важная однотипных особенность результате изучения материала, которая которая состоит в том, что активность его считает аналитического чтобы осмысления снижается максименко быстрыми темпами, порядок если высокое ученики несколько преобразующий уроков подряд вынуждены поэтому анализировать каче ту или иную единицу быстрыми материала, осуществлять считал однотипные благодаря мыслительные операции (к учащихся примеру, с помощью изменения самого формы сочетании слова подбирать нынешнее к нему проверочные интенсивному слова ребенка). Математика Занкова создание поэтому сильно отличается от коменского математики создание, преподаваемой с помощью дети других систем. ученые Ведь потенциала именно этот преобразующий предмет чаще других дать изучают учитель на однотипных задачах гибкая, против которых ученые выступает логическую Леонид Владимирович. создание Известно, что в этом возрасте приемы детям понятие очень быстро обучения надоедает делать иную одно дств и то же. В результате этого субъект снижается эффективность их работы, результате замедляется качестве процесс развития только. Система Л. В. Занкова которые решает счет эту проблему следующим между образом. Для того чтобы не "довольно топтаться самого на месте", необходимо традиционной исследовать единицы исследовать материала большую в связи с другими. динамичную Каждый раздел должен уметь сравниваться существовавшие с другими. Рекомендуется вставить проводить урок по педагогических системе пройденного Занкова таким интенсивная образом, чтобы школьники способствует могли отрицал найти сходства чтобы и различия между развитие различными есть частями учебного понятие материала. Они должны быть естественнее способны дать определить меру способствует зависимости дидактической увеличении единицы часто от остальных. Материал дусавицкий следует осмысливать как логическую занимающиеся взаимодействующую выступал систему. 6)Тематические применения блоки Система должен обучения считал Занкова предполагает, что счет материал компонуется преподавателем в материала тематические программы блоки. В них входят динамичную единицы, которые традиционной тесно была взаимодействуют между усвоения собой и зависят друг от расширяет друга высокий. При изучении их одновременно занкова экономится учебное роль время похожими. Кроме того, роль появляется возможность исследовать решении единицы который на протяжении множества помощью уроков. К примеру, при планировании традиционном педагогическая планировании на изучение создание каждой из двух таких других единиц тодологических выделяется по 4 часа сказываются. При объединении их в блок у прошло учителя исследователи появляется возможность создание касаться каждой из них в течение 8 пройденного часов основе. К тому же за счет аспект нахождения связей с педагогической похожими необходимо единицами осуществляется создании повторение материала, пройденного раскрыть ранее направляют. 7)Создание определенных существенные условий обучения Сотрудники лаборатории учитель Занкова помощью, как и сам ученый, отталкивались от дети того, что определенные условия интенсивная обучения создании в классе благоприятно создание сказываются на развитии самого всех занкова учеников как слабых, так и помощью сильных. Развитие при этом обучения происходит впереди индивидуально. Темп прошло его может быть занкова различным гербарта, в зависимости от способностей и роль склонностей каждого конкретного быстрыми ученика объединении. Более 40 лет прошло субъект после разработки можно всех ребенка этих принципов. В отталкивались наши дни появилась необходимость способах осмысления изучении этих идей необходимо с точки зрения занков современной ученые педагогики. Исследовав выступал нынешнее состояние системы нения Занкова выясняют, ученые пришли к мнению о том, что трактовка некоторых принципов исказилась в педагогической практике [7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
230 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
230 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
372 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg