Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности адаптации курсантов к условиям военного ВУЗа

irina_krut2020 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2020
Цель нашей работы в том, чтобы исследовать психологические особенности адаптации курсантов к условиям военных ВУЗов. Исходя из поставленной цели, нами были выделены следующие задачи: 1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы адаптации в психологии; 2. Реализовать теоретический анализ психологических особенностей адаптации к условиям ВУЗа; 3. Проанализировать психологические особенности адаптации курсантов к условиям военного ВУЗа. Объектом исследования: адаптация курсантов Предмет исследования: особенности психологической адаптации курсантов на разных этапах обучения в военном ВУЗе. Гипотезы исследования: 1. Основываясь на изменяющихся условиях обучения, психологическая адаптация курсантов имеет собственную динамику и особенности в течении всего периода обучения в военном ВУЗе. 2. Психологическая адаптация курсантов военного ВУЗа характеризует методы и организацию мероприятий морально¬-психологического обеспечения. Методы исследования. Для проверки гипотез и решения исследовательских задач, были использованы теоретический анализ научной и методической литературы по данной проблеме : социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. Теоретическая значимость исследования. Результаты работы расширяют научное представление о динамике, особенностях и факторах психологической адаптации курсантов военных институтов. Практическая значимость. Сформированные, учитывая этапы психологической адаптации, рекомендации по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения процесса обучения позволяют дифференцированно планировать и осуществлять комплекс мероприятий для педагогической и психологической коррекции курсантов в ходе обучения в военном институте с участием не только психологов группы профессионального психологического отбора и курсовых офицеров, а также и с привлечением к данной работе педагогов кафедр, а также офицеров по работе с личным составом института. Структурно работа состоит из двух глав, поделенных на параграфы, введения, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. Происходящие социально-экономические реформы в России, изменение в ходе преобразования нового облика и становления Вооруженных Сил, а также оформление новых подходов в осознании возрастных этапов развития психики индивида требуют поиска новых путей и решений психологических вопросов обучаемости и успеваемости и значимых перемен в системе профессионального образования. Главное противоречие состоит в том, что, невзирая на понимание, в общем, актуальности разработки и проведения мероприятий психологического обеспечения курсантов высших военных учебных заведений, их результативность остается недостаточно высокой. До сегодняшнего дня в государственных документах и психологической литературе нет общего понимания в характеристике базовых задач, основ, организации и содержания мероприятий психологического обеспечения курсантов в военных ВУЗах на всех курсах обучения.
Содержание

Введение 3 1. Теоретико-методологический анализ, подходы к изучению проблемы адаптации и их практическое применение 5 2. Теоретический анализ психологических особенностей адаптации к условиям ВУЗа 13 3. Теоретическо-методологический анализ динамики психологической адаптации курсантов военных ВУЗов 16 4. Формирование практических рекомендаций по оптимизации роста процесса адаптации 30 Заключение 36 Список использованной литературы 37
Список литературы

1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков. – СПб.: Речь, 2014. – 166 с. 2. Абдулахамидова Б. Н. Педагогические основы валеологического воспитания / Б. Н. Абдулахамидова. – М.: АСТ, 2007. – 165 с. 3. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. – 243 с. 4. Бенедиктов Б. А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б. А. Бенедиктов, С. Б. Бенедиктов. – Минск: Высшая школа, 2003. – 223 с. 5. Варламова И. А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию: дис…канд. психол. наук / И. А. Варламова. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского ун-та, 2006. – 188 с. 6. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка: учебно-методическое пособие // Под ред. Н. И. Резника. – М.: Просвещение, 2014. – 88 с. 7. Военная психология и педагогика // Под общ.ред. В. Ф. Кулакова. – М.: Изд-во Совершенство, 2008. – 98 с. 8. Волкова М. Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: дис…канд. психол. наук / М. Г. Волкова. – Ярославль, 2003. – 239 с. 9. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 134 с. 10. Давыдов В. П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничной службы РФ / В. П. Давыдов. – М.: Академия ФПС России, 2002. – 115 с. 11. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов н первом и втором году обучения в военном вузе: Автореф. дис…канд. психол. наук / С. Ю. Добряк. – СПб., 2004. – 105 с. 12. Дорошенко Т. Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дис…канд. психол. наук / Т. Е. Дорошенко. – Ставрополь, 2008. – 224 с. 13. Дуранов М. Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе / М. Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2008. – 337 с. 14. Зибров Г. В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров / Г. В. Зибров. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. – 157 с. 15. Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 2007. – 197 с. 16. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции поведения. – М.: Просвещение, 2009. – С. 219-232. 17. Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации студентов в высшей школе / М. А. Иванова. – СПб.: Нестор, 2000. – 149 с. 18. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Введение в профессию военного психолога / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. – М.: Академия, 2012. – 208 с. 19. Кундозерова Л. И., Редлих С. М., Ростовцев А. И. Проблемы социально-профессиональной адаптации / Л. И. Кундозерова, С. М. Редлих, А. И. Ростовцев. – Новокузнецк: НГПИ, 2001. – 230 с. 20. Лазукин В. Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты образовательного процесса военного инженерного вуза. Монография / В. Ф. Лазукин. – Воронеж: Изд-во Воронежского ВВАИУ (ВИ), 2006. – 215 с. 21. Макарова А. Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис…канд. пед. наук / А. Н. Макарова. – Нижний Новгород, 2005. – 189 с. 22. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстримальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал, 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16-24. 23. Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество / А. А. Налчаджян. – Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1991. – 345 с. 24. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1988. – 207 с. 25. Охремчук С. И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис…канд. пед. наук / С. И. Охремчук. – Магнитогорск, 2002. – 192 с. 26. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2002. – 255 с. 27. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С, Т. Посохова. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с. 28. Психологические механизмы регуляции социального поведения // Под ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 2009. – 335 с. 29. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: Прайм-17, 2010. – 255 с. 30. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2016. – 365 с. 31. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: дис…докт. пед. наук / Г. И. Симонова. – Киров, 2006. – 425 с.
Отрывок из работы

1. Теоретико-методологический анализ, подходы к изучению проблемы адаптации и их практическое применение В отечественной психологии есть много подходов к определению сущности процесса адаптации личности. Большая часть отечественных психологов занимающихся вопросоми адаптации, придерживаются мнения, что изучение данной проблемы целесообразно проводить с позиции системно-деятельностного подхода к исследованию личности (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) и всестороннего подхода к изучению адаптации (А.Н. Жмыриков, Э.Ф. Зеер, А.А. Реан)[12]. Ряд ученых рассматривают адаптацию личности в неразрывной связи с социализацией. Согласно А.В. Петровскому, процесс социализации – это смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека, начинается с усвоения действующих норм и овладения соответствующими формами и средствами деятельности , а соответственно и адаптации. Фаза индивидуализации связана с противоречием между потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей и достигнутым результатом адаптации. Третья из перечисленных фаз вызвана противоречием между потребностью личности в самореализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, а в случае успешной социализации она разрешается как интеграция личности и группы [26]. А.А. Налчаджян под онтогенетической социализацией понимает такой процесс взаимодействия человека и социальной среды, в процессе которого, оказываясь в разных проблемных ситуациях, которые возникают в области межличностных отношений, человек приобретает нормы социального поведения, черты характера и их комплексы, установки, иные особенности и подструктуры, которые имеют в общем адаптивное значение. Любой отдельно взятый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации человека, в ходе которого он применяет приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки, шаблоны поведения либо открывает новые пути решения задач и поведения, новые программы и планы внутри психических процессов. Адаптивные механизмы индивида с успехом реализуют собственные функции, при условии приведения личности к адаптированности в социальной ситуации и природной среде [24]. Важно отметить, что адаптация непрерывна, поскольку постоянными изменениями как вокруг человека, так и в нем самом. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, поэтому он должен осмысленно выбирать адекватную линию поведения и самосовершенствования. В отличие от социализации, которая отражает становление индивида, процесс адаптации отражает в большей мере субъективно опосредованное развитие человека, которое соответствует его личным особенностям и склонностям [28]. Л.М. Растова дает свое видение соотношения процесса социализации и адаптации, утверждая, что социализация представляет собой прежде всего общее направление развития личности, а адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. При этом условием успешного протекания адаптации является наличие необходимого уровня социализации личности (соответствующих знаний, умений, навыков и др., позволяющих адаптироваться человеку в определенных ситуациях), в то же время процесс адаптации – это определенный вклад в социализацию индивида. Л.М. Растова отмечает значимость условий, формирующихся в процессе социализации, поскольку их отсутствие может не только затормозить, но и сделать невозможной адаптацию личности в той или иной среде. Она указывает на целесообразность изучения социальной среды, в которой будет осуществляться процесс адаптации, так как среда может либо соответствовать общему направлению социализации личности, либо препятствовать ему [4]. О.И. Зотова и И.К. Кряжева утверждают, что социализация личности – необходимое условие адаптации индивида в обществе и конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация – это один из необходимых путей полной социализации личности [15]. Таким образом, можно отметить два значимых момента в соотношении процессов социализации и адаптации. Во-первых, благодаря этим процессам человек развивает свою личность, усваивает требования и нормы поведения, присущие обществу, овладевает жизненным опытом. Во-вторых, существует ряд различий между данными понятиями по содержанию, характеру и глубине изменений, происходящих в личности. Таблица 1. Подходы к определению сущности процесса социальной адаптации Ученые Понятие процесса социальной адаптации 1 2 Д. А. Андреева Процесс выработки необходимого режима целенаправленного функционирования человека, другими словами приведение его в определенных условиях времени в некое состояние, при котором энергия, физические и духовные силы человека направлены и расходуются лишь на реализацию ее главных задач И. А. Милославова Трудный противоречивый процесс, который включает в себя момент активности со стороны человека и сопровождается некоторыми сдвигами в ее структуре А. В. Петровский Усвоение существующих в обществе норм поведения и овладение определенными формами и средствами деятельности Т. Г. Дичев Процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем — социальной среды и личности, в результате чего происходит изменение в обеих системах В. Я. Крявкин Процесс активного освоения личностью новой социальной среды, связанной с усвоением знаний об окружающей ее действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, активным участием в общественной жизни, присвоением норм и ценностей Б. Н. Алмазов Уравновешенное состояние социальной действительности и социального в человеке М. И. Скубий Детерминированный социально-экономическим и политическим строем процесс взаимодействия субъекта с новой социальной средой, в ходе которого изменяются объективные и субъективные характеристики обеих сторон и тем самым обеспечивается эффективность их функционирования Л. А. Гордон Процесс психологического и поведенческого освоения меняющегося типа целостной системы общественных отношений Из таблицы мы видим, что определения сущности процесса социальной адаптации весьма разнообразны. Однако, несмотря на множественность трактовок этого феномена, можно выделить ряд общих положений: 1. социальная адаптация формируется в итоге взаимодействия и взаимовлияния систем (социальной среды и личности) и приводит к изменению и развитию в двух системах; 2. постоянная изменчивость условий социальной среды свидетельствует о непрерывности процесса адаптации; 3. социальная адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому качественно отличается от приспособительных механизмов в животном мире; 4. социальная адаптация личности – динамичное явление, проходящее в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых различна; 5. в общественной жизни социальная адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности [5]. Ряд отечественных ученых (П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) под психологической адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов [30]. Мы считаем данную позицию в некоторой степени узкой, так как она не подразумевает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к элементарному приспособлению. А.Н. Макарова в своем исследовании под психологической адаптацией понимает процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических, и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Согласно А.Н. Макаровой, психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей общества. Основное проявление этого феномена заключается во взаимодействии (в том числе общении) человека с окружающими людьми и его активной деятельности. Значимое средство достижения адаптации – обучение и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами [21]. Ключевой момент указанной позиции состоит для нас в признании автором в качестве ведущих средств достижения успешности адаптационного процесса обучения и воспитания, а также необходимости активности личности в процессе адаптации. Следует отметить позицию Г.И. Симоновой, рассматривающую психологическую адаптацию как процесс, который возникает в ответ на важную новизну окружающей среды, включает в себя мотивацию адаптивного поведения индивида, определение целей и программы поведения. С точки зрения автора, психологическая адаптация, являясь социально обусловленной общественным характером, которые вызывают перемены окружающей среды и сознания и психики человека, в свою очередь, через выделение целей и программы жизнедеятельности влияют на результативность адаптивной деятельности, а кроме того придает ее динамике индивидуально-эмоциональную окраску [31]. Согласно исследованиям М.Е. Дуранова, педагогическую адаптацию следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования [13]. По нашему мнению, наиболее емкое в педагогическом контексте определение адаптации именно учащихся, предлагает Г.И. Симонова, определяя ее как процесс педагогически целесообразно организованного взаимодействия учащихся с новой социальной средой и как результат, характеризующийся их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением, саморазвитием и жизненной устойчивостью [31]. В современной науке существуют два ведущих подхода к осознанию социально-психологической адаптации человека. Г.Н. Филонов определяет социально-психологическую адаптацию как оптимизацию взаимоотношений людей и групп, сближение цели их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение человеком норм и традиций коллектива, вхождение в ее ролевую структуру [19]. Социально-психологическая адаптация, по определению О.И. Зотовой и И. К. Кряжевой, является взаимодействием человека и социальной среды, которое приводит к верным соотношениям целей и ценностей человека и коллектива. Адаптация наступает тогда, когда общество оказывает помощь в осуществлении потребностей и стремлений индивида, служит раскрытию ее личности [16]. На наш взгляд, общим звеном в указанных дефинициях является использование категории «взаимодействие» в определении сущности социально-психологической адаптации личности, свидетельствующее о возможных изменениях как адаптирующейся личности, так и группы (среды), к которой она адаптируется. При этом социально-психологическая адаптация личности может выступать одновременно и как аспект учебной, профессиональной, производственной адаптации, и как самостоятельный автономно происходящий процесс. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-психологической адаптации личности позволяет определить следующие ее особенности: протекает в постоянно меняющейся среде; не имеет четких границ и развивается в течение всего онтогенетического развития человека; характеризуется индивидуальностью и уникальностью способов; имеет высокую степень реализации активной преобразовательной функции как личности, так и среды (существенная особенность данного процесса); подразумевает взаимодействие равноправных сторон – личности и среды, а не сводится к элементарному приспособлению; предполагает больше возможностей контроля и целенаправленной организации процесса со стороны личности; предусматривает в качестве основной цели не приспособление, а самореализацию личности. Проанализировав все многообразие взглядов на проблему адаптации личности в отечественной психологии, можно сделать ряд выводов: Выявлена бинарная сущность адаптации личности, заключающаяся в единстве процессуальной и результирующей составляющей. При этом личностная адаптация как процесс предполагает взаимодействие индивида и той социальной среды, к которой он адаптируется (группы людей, микросоциум, общества, институты, и др.). Ключевое понятие в теории адаптации – это «взаимодействие», оно основывается на четырех аспектах: 1. процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух или нескольких систем; 2. взаимодействие зачастую разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами; 3. основная цель таких взаимодействий – некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; 4. достижение цели предполагает изменения во взаимодействующих системах. Идея активности личности в процессе адаптации. Взаимодействие человека со средой происходит в различных формах. Следовательно, и процесс адаптации личности, основывающийся на понятии взаимодействия, имеет несколько форм проявления. Взаимосвязь процессов адаптации и развития. При достижении гармонии и согласованности в процессе адаптации происходит преодоление внешних и внутренних конфликтов, решение проблем, приобретение новых знаний, умений, навыков, формирование личностных новообразований, что свидетельствует о неразрывной связи, а также существенном пересечении процессов адаптации и развития. Адаптационные способности человека в большей степени находятся в зависимости от психологических особенностей, качеств и свойств человека, которые определяют вероятность адекватной регуляции функционального состояния организма в различных условиях жизнедеятельности. Чем важнее адаптационные способности, тем больше возможность правильной работы организма и результативной деятельности при усилении интенсивности влияния психологических факторов внешней среды. Чем больше уровень их развития, тем больше вероятность положительной адаптации, и тем важнее диапазон внешних факторов среды, к которым человек способен адаптироваться. ? 2. Теоретический анализ психологических особенностей адаптации к условиям ВУЗа Сегодня общество в условиях непрерывного развития разных его областей предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием для различных областей социальной практики. На сегодняшний день главной целью высшего образования выступает не только качественная подготовка студентов к профессиональной деятельности, также и к жизни, а кроме того формирование оптимальных условий для раскрытия и осуществления возможностей, способностей и потребностей любого человека. У индивида, который оказывается после поступления в институт в новой социальной среде первоочередная актуальная проблема адаптации. Процесс подготовки молодых людей к активной профессиональной деятельности включает в себя не только приобретение некоторой совокупности знаний, умений и навыков, а также и усвоение системы ценностей и установок поведения, которые регламентирует жизнь социума [1].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg