Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников

irina_krut2020 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2020
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности в период обучения в школе. Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу психолого-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении. Гипотеза исследования заключается в том, что профессиональное самоопределения старшеклассников будет складываться успешно если осуществлять систематически и системно психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении старшеклассников и формированием таких личностных качеств как ценностные ориентации школьника, его самооценка, профессиональная направленность. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Определить показатели проявления профессионального самоопределения личности старшеклассников. 2. Установить специфику профессионального самоопределения старшеклассников, проследить динамику профессионального самоопределения старшеклассников. 3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. Методы исследования: • теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогического опыта); • эмпирические (тестирование, опрос, анкетирование, беседа, наблюдение); • методы математической статистики (достоверность полученных результатов подтверждена методами математической статистики). В исследовании использовались следующие методики: Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)»; Тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков); Методика «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов); Методика «Типы интеллекта» (согласно теории Говарда Гарднера); Методика «Опросник К. Юнга». Методологические основы исследования составили: личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.); социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.); этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профессионального самоопределения старшеклассников (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.); системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.). Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ № 3 г. Майкопа. В исследовании приняли участие 87 человек. Первая группа состояла из 44 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли 43 школьника 11 классов (16-17 лет). Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа. Первый этап исследования (июнь - сентябрь 2017 г.) - организационно-подготовительный - представлял собой изучение различных аспектов проблемы и включал в себя выбор темы, обоснование ее центральных идей, основных целей и конкретных задач экспериментальной работы; теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической базы исследования; разработку плана исследования. Второй этап (сентябрь – декабрь 2017 г.) - формирующий - методом включенного наблюдения проводилось изучение и анализ работы. Разработана и апробирована программа «Психолого-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении «КарьеристЪ». Третий этап (декабрь 2017 г.- апрель 2018 г.) - обобщающе-аналитический - проведены анализ, систематизация и оформление результатов формирующего эксперимента, разработаны рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников. Определялась практическая значимость изыскания, оформлялась квалификационная работа. Научная новизна. Выявлены и описаны проявления субъектно-личностного, ценностно-мотивационного и ориентационно-поведенческого компонентов профессионального самоопределения старшеклассников. В работе получены данные о профессиональном самоопределении старшеклассников. Раскрыта динамика профессионального самоопределения школьников. Определена психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения современных старшеклассников в школе. Разработана программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников «КарьеристЪ». Теоретическая значимость. Исследование расширяет и систематизирует современные представления о природе профессионального самоопределения в юношеском возрасте на этапе обучения старшеклассников. Выявленные факты позволяют расширить представления о профессиональном самоопределении, проясняя задачи подготовки старшеклассников. Полученные данные обогащают педагогическую психологию в целом и могут стать основой для теоретических разработок в области совершенствования методов психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения в школе. Практическая значимость. Результаты исследования профессионального самоопределения старшеклассников могут быть использованы специалистами по организации учебного процесса в средней школе, а также студентами и аспирантами при изучении проблем профессионального самоопределения. Данные об особенностях личностного самоопределения помогут прогнозировать успешность и понять причины затруднений при выборе профессии. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников в полном объеме может применяться школьными психологами с целью реализации задач обучения в средней школе и совершенствования психологической помощи юношеству на этапе профессионального самоопределения. Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональное самоопределение старшеклассников – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей. Профессиональное самоопределение старшеклассников является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни. 2. Психолого-педагогическая поддержка – представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь старшеклассникам в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности. Вся деятельность по организации психолого-педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: ? Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его психолого-педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки. ? На реализационном этапе происходит включение старшеклассника в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед педагогом-психологом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы со старшеклассниками группы риска. ? На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность психолого-педагогической деятельности во многом зависит от деятельности педагога-психолога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении. Содержание работы. Во введении обоснованы актуальность квалификационного исследования, сформулированы цель и задачи работы, предмет и объект исследования, научная новизна и практическая значимость; формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту; раскрываются теоретические предпосылки исследования. В первой главе «Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников» рассматриваются вопросы профессионального самоопределения старшеклассников как психолого-педагогическая проблема; психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников в условиях гуманизации профориентации и психолого-педагогические технологии поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении. Во второй главе «Экспериментальное апробирование программы по психолого-педагогической поддержке профессионального самоопределения старшеклассников» описаны организация и методы исследования, анализ результатов эмпирического исследования психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников и представлена психолого-педагогическая программа поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении. В заключении сделаны выводы. Структура и объем квалификационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Квалификационная работа содержит 15 рисунков, 9 таблиц, 50 источников литературы, 2 приложения.
Введение

Актуальность исследования. Самоопределение личности в значительной мере обусловливается ролью профессиональной деятельности в жизни каждого человека. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте устанавливает направление для самореализации, карьерного роста, профессиональной состоятельности, образа жизни, счастья, успеха, финансовой независимости человека. Сложность социально-экономических процессов в России, увеличение темпа жизни человека, повышение требований к каждому представителю общества, высокий уровень конкурентоспособности специалистов – профессионалов существенно сказывается на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. В последние десятилетия наблюдается повышение значимости высшего образования. Абитуриенты выбирают профессии актуальные, необходимые, пользующиеся популярностью сегодня. К сожалению, часто их профессиональная мотивация носит формальный характер. Привлекаемые престижностью, материальным достатком, внешними атрибутами профессии, молодые специалисты психологически не готовы к профессиональному труду. В настоящее время в науке существуют определенные теоретические предпосылки для решения проблемы профессионального самоопределения старшего школьника: - разработаны концептуальные основы теории ценностей (В.П. Тугаринов, Е.П. Ильин, Б.С. Братусь, П.И. Сидоров, Б.В. Зейгарник, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков); - раскрыты проблемы личностного роста, описаны проявления и факторы «самости» человека (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, А.В. Захарова, Д.А. Леонтьев, И.Ю. Шустова, А. Адлер, А. Маслоу, К. Рождерс, Э.Эриксон); - определены особенности юношеского возраста, исследованы базовые характеристики интересов старшеклассников (Л.И. Божович, Х. Ремшмидт, П.А. Шавир, А.Е. Голомшток, И.В. Дубровина); - сформулированы теоретические подходы в области изучения проблемы профессионального самоопределения (Е.А. Климов, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, А.К. Маркова, А.Г. Фонарев, Л.А. Головей, В.А. Якунин) и организации профессиональной ориентации (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников). «Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание»[15]. Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения, а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. Профессиональное самоопределение - это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встает проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника. Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно. В результате анализа состояния проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, изучения психолого-педагогической литературы, опыта работы педагогов средних общеобразовательных школ, выявились основные противоречия: - между социальным заказом общества на профессионально определившихся выпускников школ и недостаточной готовностью общеобразовательной школы выполнить данный заказ имеющимися средствами; - между актуальной потребностью старшеклассников в профессиональном самоопределении и их неспособностью к самостоятельному разрешению проблемы выбора профессии; - между ориентацией на помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении и психологическом обосновании педагогических средств для осуществлении этого процесса. Совокупность противоречий позволила определить проблему исследования, которая заключается в психолого-педагогической поддержке, обеспечивающая осуществление профессионального самоопределения старшеклассников и сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников 12 1.1 Профессиональное самоопределение старшеклассников как психолого-педагогическая проблема 12 1.2 Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении в условиях гуманизации профориентации 23 1.3. Технологии психолого-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении 34 Выводы по первой главе 50 Глава 2. Экспериментальное апробирование программы по психолого-педагогической поддержке профессионального самоопределения старшеклассников 53 2.1 Организация и методы исследования 53 2.2 Психолого-педагогическая программа поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении 56 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования профессионального самоопределения старшеклассников 59 Выводы по второй главе 71 Заключение 73 Список использованной литературы 76 Приложения 81
Список литературы

1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования /Т. В. Анохина // Новые ценности образования. – 1996. - №6. - С.34-36. 2. Арефьев, И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» /И. П. Арефьев // Школа и производство. – 2011.- №4. - С. 56-59. 3. Баранникова, А. В. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / А. В. Баранникова. – М.: АСТ Астрель, 2012. - 221 с. 4. Батракова, И. С., Мосина, А.В., Тряпицына А. П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы / И. С. Батракова, А. В. Мосина, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО 2013. - 238 с. 5. Битянова, М.И. Я выбираю профессии в первый раз / М. И. Битянова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2006. - №2. - С.29-30. 6. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – СПб: Питер, 2004. – 304 с. 7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 1995. - 236 с. 8. Большая энциклопедия психологических тестов. –М.: Эксмо, 2006.–416 с. 9. Газман, О.С. Неклассическое воспитание / О. С. Газман. – М.: Наука, 2002. -289 с. 10. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е. Е. Данилова – М.: Академия, 2012. – 160 с. 11. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О. Б. Даутова – М.: СПб.: КАРО, 2016. – 352 с. 12. Днепров, Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» / Э. Д. Днепров – М.: Просвещение, 2016. – 215 с. 13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики /. И. В. Дубровина. – М.: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР, 1991. – 129 с. 14. Дубровина, И. В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов. – М.: Педагогика, 1998. – 129с. 15. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1999. - 321 с. 16. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. 17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 198 с. 18. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 321 с. 19. Кравцова, Е.В. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Е. В. Кравцова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. - №1. - С. 3-16. 20. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения – вариант окончательный и утвержденный. Модернизация: шаг в будущее / Е. В. Кравцова // Учительская газета. – 2012. - №42. - С. 13-36. 21. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования / Е. В. Кравцова // Школьные технологии. – 2012. - № 4. - С. 79-91. 22. Кравцова, Е.В. Девятиклассники. Материал для проведения родительского собрания / Е. В. Кравцова // Газета «Школьный психолог». – 2013. - №11. – С.23-27. 23. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П. С. Лернер – М.: ИОСО РАО, 2003. – 66 с. 24. Максимов, В. Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов. – М.: Педагогика, 2008. – 196 с. 25. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 28-51-513/16. 26. Меттус, Е.В., Турта, О.С., Литвина, А.В. Учимся выбирать профиль обучения / Е. В. Меттус, О. С. Турта, А. В. Литвина.-СПб.: КАРО, 2006.-128 с. 27. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студунтов высших учебных заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с. 28. Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Л. М. Митина – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 184 с. 29. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе / М. В. Попова. - М.: ВЛАДОС, 2015. – 288 с. 30. Поташник, М. М. Эксперимент в школе: организация и управление / М. М. Поташник. – М.: Педагогика 1991. - 287 с. 31. Прихожан, А. М. Восьмиклассники. Материал для проведения родительского собрания / А. М. Прихожан // Газета «Школьный психолог». – 2012. - № 21. - С. 12-13. 32. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников – М.: ВАКО, 2006. – 288 с. 33. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: ИД Первое сентября, 2014. – 256 с. 34. Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвузовский сборник научных трудов — Ч.: 2011. – 326 с. 35. Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2013. – 208 с. 36. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. Рабочая тетрадь учащегося / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2011. – 80 с. 37. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. –М.: Генезис,2014.–128 с. 38. Новикова, Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Т. Г. Новикова – М.: АПК и ПРО, 2013. – 110 с. 39. Сазонова, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся / А. Д. Сазонова - М.: Просвещение, 2008. - 223 с. 40. Титкова, М.С. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение / М. С. Титкова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2015. - №5. – С. 25-29. 41. Чепурных, Е.Е. Актуальные проблемы модернизации российского образования / Е. Е. Чепурных // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2012 - №5. – С. 39-46. 42. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – 279 с. 43. Чистякова, С.Н., Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова П. С. Лернер Н. Ф.Родичев Е. В. Титов. – М.: Новая школа, 2014. – 311 с. 44. Чистякова, С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / С. Н. Чистякова И. А. Умовская Т. И. Шалавина. – М.: Просвещение, 1999. – 189 с. 45. Шадриков, В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной / В. Д. Шадриков. – С: Изд-во Саратовского ун-та, 2009. – 314 с. 46. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с. 47. Энциклопедия социальной работы. пер. с англ. в. 3 томах - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, Т.3. - 203с. 48. Юсфин, С.М. Педагогическая поддержка в школе / С. М. Юсфин // Народное образование, 2008, №6. С 78-83. 49. Якиманская, И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / И. С. Якиманская. – М.: Наука 1996. - 217 с. 50. Якобсон, П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон – Москва: Просвещение, 1997. 390 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников 1.1 Профессиональное самоопределение старшеклассников как психолого-педагогическая проблема Слово «профессия» в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определённой подготовки и соответствующих качеств личности. Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии. В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны. Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии - осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы. Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей. Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями. Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов. Наиболее разносторонно и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера. Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения. Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания. Структура профессионального самосознания включает: - осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы - строители»); - оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок); - знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»); - знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования; - личное представление о себе, а также работе в будущем. Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении: - гностический (перестройка самосознания и сознания); - практический (изменения в социальном статусе человека). Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается: - избирательностью в отношении индивида к миру профессий; - выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии; - постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни; - определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения); - проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации. Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление. Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии. H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты: - осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки; - ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда; - определение профессиональной цели-мечты; - выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей; - поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства; - представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей; - наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения; - практическая реализация личной перспективы, корректировка планов. Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях: - самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена); - самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника; - самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида; - самоопределение по конкретной профессии; - жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование; - личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности); - самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует. В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, в том числе профессиональной ориентации и их социально-педагогической поддержки. Следует разобрать его сущность и взаимосвязь с такими понятиями как «помощь» и «поддержка». В современной практике многие педагоги воспринимают эти понятия как синонимы. Отчасти это указывает на их взаимосвязь и действительную сложность в некоторых случаях разграничить эти понятия на практике. Логика соотношения понятий «помощь», «поддержка» и «сопровождение» станет понятной, если мы рассмотрим ее во взаимосвязи с онтогенезом ребенка. Обобщенно можно так определить разные формы педагогической деятельности, ориентированной на развитие индивидуальности. Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите. Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи. Педагогическую поддержку О.С. Газман [9] определял как процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности. «Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание»[15, с. 219]. Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотивов старшеклассников. Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно. Основное противоречие состоит в том, что, несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы. «В конце XIX в. – начале XX в. учёные и общественные деятели пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходимы не только выучка, но и способности, определяющие его профессиональную пригодность. В связи с этим молодым людям, выбирающим профессию, стала необходимой соответствующая помощь» [15 c. 123]. В XIX в. появились литературные источники, раскрывающие некоторые вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции вышло «Руководство по выбору профессий» в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса». Таким образом, зародившееся в конце XIX в. – начале XX в. движение по организации профессиональной ориентации получило свой старт, требуемый самой жизнью, её социально-экономическом развитием. В начале XX в. в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодёжи при биржах труда. Там школьники могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовки к будущей работе. Такие бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д. Однако, основным методом определения профессиональной пригодности молодого человека был лишь анкетный опрос. Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу. В 1908г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профессионально-ориентационного движения. Затем аналогичное бюро в 1910г. было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых человеку различными профессиями, более детальное знание особенностей учащихся. «Бюро свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах» [15, c.125]. В Англии поддержка и развитие профориентационных учреждений была организована на законодательном уровне. В начале XX века в России начинает развёртывать профориентационную деятельность Педагогический музей учительского дома (Москва). Музей предпринял ряд обследований, касающихся вопроса о выборе профессии учащимися различных типов школ. В процессе проводившейся работы выяснилось, «какие профессии привлекают наибольшее внимание, каковы причины, которые побуждают молодых людей пойти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся об их будущей профессии»[16, c. 68]. Требование подготовки учащихся советской школы к участию в производительном труде было определено программой РКП(б), принятой VIII съездом партии в 1919г. Один из теоретиков и организаторов трудовой политехнической школы П.Т. Блонский, развивая программу «хорошего работника» в школе, обосновал необходимость начинать профориентационную работу с начальных классов путём знакомства с профессиями на основе углублённых знаний по интересам и практической пробы своих сил. Для того чтобы создать резерв для пополнения различных отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, в 1924 г. старшие классы школы - девятилетки были профессионализированы. В стране были созданы средние школы с кооперативно - торговым, производственно-техническим, административно-хозяйственным, культурно-просветительным уклонами. Были организованы фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодёжи, в которых давались общеобразовательные знания и прививались определённые навыки и умения. В 1927 г. профессором В.М. Бехтеревым было основано Бюро профконсультации Наркомтруда, ставившее своей целью распределение рабочей силы более рациональным путём. В течение последующих двух лет в стране создалась сеть бюро профконсультаций: в Ленинграде, Перми, Свердловске, Ярославле, Твери [16, с. 22]. В послевоенное время на XIX съезде КПСС вопрос о политехническом обучении молодёжи был снова поставлен на рассмотрение. Перестройка работы школы на основе принятого в декабре 1958г. «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» ознаменовала новый этап и в развитии проблемы профориентации учащихся. В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профориентация». Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко[39] дали следующие определение: «Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности» [39, c. 198]. «Профессиональная ориентация как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» – писал А.В. Соловьёв [34, с. 67]. Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута Президентом РФ В.В. Путиным в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2015» [5, с. 3]. 1.2 Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников в условиях гуманизации профориентации Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку [7, с.234]. В целом, в большинстве исследований общим является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду профессиональной деятельности взрослого, направленной на решение определенных специфических проблем личности ребенка. Эта деятельность по существу является педагогической, и некоторые авторы определяют ее как принцип гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей (Ш.А. Амонашвили, В. Бедерханова, О.С. Газман, А.В. Мудрик, С.М. Юсфин и др.). Выделение идеологами педагогики свободы (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, самостоятельной области – «педагогическая поддержка ребенка в образовании», направлено на гармонизацию сущностно различных и оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем [55, с.99]. В зарубежных исследованиях разных стран педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования - в США; как коучинг – помощь и содействие личности в позитивных изменениях – в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования - в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути - в Голландии. В отечественной науке теория и практика педагогической поддержки детей разрабатывается в контексте гуманистической парадигмы. Педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Педагогическая поддержка рассматривается как сложная, высокотехнологичная, но одновременно «психологоемкая» система педагогического взаимодействия в условиях современного образовательного процесса, как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития. Психологическая поддержка выступает как составная часть педагогической поддержки, является ее неотъемлемым звеном. Сущность психологической поддержки заключается в преобразованиях, затрагивающих личность, она определяется уровнем осознания личностью собственных проблем и мерой помощи, которая может быть оказана взрослым в личностном становлении воспитанника, поэтому поддержка не может иметь неограниченный характер, она ограничена мерой понимания ситуации самим подростком, способами, адекватными пониманию создавшейся ситуации, уровнем развития субъектности воспитанника, нравственно-волевыми его качествами. Процесс поддержки обозначает, опредмечивает себя актами саморазвития, побуждаемыми не только системой внешних стимулов (требований, ожиданий, возможностей), но, прежде всего, системой внутренних побуждений - стремлениями, убеждениями, интересами, установками самой личности [1, с.314]. Эффективность педагогической поддержки обусловливается влиянием личности и деятельности учителя, проявляющего ценностное отношение к миру Детства и признающего приоритетность активности воспитанника. Парадигмальными и методологическими основаниями модели педагогической поддержки служат идеи личностно развивающего подхода, субъект-субъектного характера педагогического взаимодействия, нравственной сущности воспитания. Основные механизмы, с помощью которых осуществляется педагогическая поддержка. Механизмами, задающими личностное развитие и саморазвитие являются обретенная рефлексия и субъектность личности. Рефлексия как регулятивный механизм связан с внутренними преобразованиями - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их эвристическим преодолением, это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации: во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; во-вторых, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; в-третьих, делает человека (социальную систему) субъектом своей активности [2, с.105]. Субъектность как непременное условие саморазвития личности и оказания педагогической поддержки ей в этом, подразумевает развитие субъектных свойств личности: способность к преобразовательной деятельности, осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»; направленность на реализацию «САМО...» — самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации и т.д. [4, с.447]. Теоретическая модель организации педагогической поддержки школьников в учреждении. Она содержит следующие блоки: - концептуальный блок, который задает методологию и идеологию существования системы педагогической поддержки в образовательном учреждении;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg