Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Группы специальных интересов. Лоббирование.

irina_krut2020 168 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 14 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2020
Цель данной работы – оценить лоббирование как инструмент политическогопланирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач: - Рассмотреть понятия «группа интересов» и «группа давления» и оценить их заинтересованность в построении определенных политических планов; - Оценить основные элементы лоббизма, рассмотреть достоинства и недостатки; - Исследовать сущность лоббирования в политической деятельности; -Рассмотреть лоббизм в современной России, также использование общественных объединений и лоббистские структуры.
Введение

Современная Россия до сих пор переживает период общественно-политических и социально-экономических перемен, что с особой остротой ставит вопрос об отношениях между государством и обществом. Исторический опыт показывает, что взаимодействие между обществом и государством осуществляется в основном через специальные институты. Со стороны государства участвуют государственный аппарат и органы политической власти, со стороны общества — организации, группы и иные объединения, составляющие его институциональную инфраструктуру. Эта инфраструктура в системном плане распадается на несколько принципиально различных образования, среди которых находят свое место политические партии, а также группы давления бизнеса, неразрывно с ними связанные и часто их питающие. Причём каждое взаимодействует с государством по своим каналам и своими методами. Партии делают это через выборы, парламенты и местные представительные учреждения (система территориального представительства), тогда как группы давления бизнеса осуществляют такое взаимодействие, входа в непосредственный контакт с государством и его органами. Изучение групп интересов или давления, в свете такой деятельности как лоббизм, является одной из важнейших частей политологии. Однако, в наши дни данная проблема носит междисциплинарный характер. Здесь все более значимую роль играют социальные и экономические процессы в обществе. В настоящее время не приходится доказывать, что группы интересов играют заметную роль в политической жизни практически любой страны. Думается, имеет смысл попытаться выяснить, какого место указанных групп в политической и социально-экономической системе современной России. Такого рода анализ крайне актуален в современных условиях и позволит значительно более объективно взглянуть на всю политическую систему российского общества начала XXI в. Очевидно, что группы интересов осуществляют своего рода планирование политических процессов. Осуществляя лоббистскую деятельность, каждая из групп интересов следуют определенному политическому плану. Таким образом, очевидно, что лоббирование представляет собой особую форму политического планирования. Этот факт еще в большей степени усиливает актуальность исследования столь значимого в современной политической жизни деятельность, как лоббизм [1].
Содержание

Введение...................................................................................................................3 Основная часть.........................................................................................................4 1 Понятия «группа интересов» и «группа давления»..........................................4 2 Виды лоббизма......................................................................................................5 2.1Достоинства лоббизма.............................................................................6 2.2Недостатки лоббизма...............................................................................7 3 Сущность лоббирования в политической деятельности..................................8 4 Лоббизм в современной России..........................................................................9 5 Использование общественных объединений...................................................11 6 Лоббистские структуры.....................................................................................13 Заключение.............................................................................................................14 Список использованной литературы...................................................................15
Список литературы

1.Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004. 2. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 186с 3. Лущенков К. М., Политология. М., 2006 4.Б.В. Смирнов., Основы политологии. М., 2013 5. https://megalektsii.ru/s14391t4.html 6. Баталов Э. Я. Политическая культура современного общества. – СПб., 1998 7. Павлов, В. Г. Лоббизм в России: проблемы и перспективы // Рос. юрид. журн. - Екатеринбург, 1998. - N 3 8. Марченко М.Н. //Политические теории и политическая практика развитых стран. М.,1992 9. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности : природа, функции, современные виды // Вестник Серия 12. Политические науки.2003 № 4 10. С. Файер Политические группы //Политическая наука. Новое направление. – М., 1998 11. Берлин А. Д, Григор Г. Э, Корпоративный лоббизм: теория и практика. М., 2005
Отрывок из работы

Основная часть 1 Понятия «группа интересов» и «группа давления» Понятие «группа интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих отношения граждан с государством. Теоретически место и роль групп интересов были обоснованы в XIX – начале XXв. в трудах английских философов и экономистов, которые рассматривали группу как единицу общества. Американский ученый А. Бентли в книге «Процесс управления» уточнил эти представления, трактуя группы интересов уже как определенные объединения, количество которых ограничено только одним показателем – интересами, ради которых они созданы и действуют. В настоящее время в научной мысли группы интересов трактуются как объединения граждан, занимающие такое место в обществе, которое затрагивает интересы других субъектов со сходными требованиями. В целом, группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения или отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан. В то же время, в наши дни термин «группы интересов» нередко напрямую связывают с «группами давления» [2]. Термин «группа давления» (Press groups) впервые появился в США приблизительно в середине XX столетия, а первые исследования деятельности этих объединений относятся к 1928-29гг. Среди ученых, занимавшихся этим вопросом, можно назвать Э. Сайта, П. Херринга, Х. Чаялда. Первоначально характеристика этой разновидности групп интересов была связана со специфическими способами выполнения ими своих функций. Как указывает Р. Ж. Шванценберг, они рассматривались как организации, созданные для защиты интересов и оказания давления на общественные власти с целью добиться принятия таких решений, которые соответствовали их интересам. В немалой степени указанное понимание сохраняется в западной науке и поныне. В частности, американская энциклопедия гласит, что группы давления – это «некоторое число индивидов, пытающихся оказывать давление на правительство для достижения своих целей». При описании деятельности групп давления политологи оперировали такими понятиями, как «потенциальные группы», «официальные лица», «лобби», «группировки интересов обязательного характера», «перераспределительные ассоциации». Эти термины отражали выделение различных граней в деятельности групп давления. Работы Д. Трумена показали, что ни одна из этих групп не может полностью подчинить себе правительство. В исследованиях М. Олсона особое внимание уделяется возможности индивидуального давления на правительство. В трудах Р. Салисбери указана роль политического организатора группы, поскольку «именно он обязан принимать решение в случае изменения ситуации… Он распоряжается капиталом, направляет его на предоставление услуг членам группы». Постепенно группы давления стали интерпретировать несколько иначе. Опыт показал, что они занимают такое положение в обществе и его отдельных сферах, при котором их так или иначе затрагивают принимаемые в государстве решения, в силу чего они просто обязаны участвовать в управлении. Таким образом, деятельность упомянутых групп может быть рассмотрена не столько как давление на власть, сколько как механизм иерархического согласования решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократией и немногими привилегированными группами. Таким образом, очевидно, что группы интересов преследуют вполне определенные политические цели. Политическое планирование является одним из центральных элементов лоббистской деятельности [3]. 2 Виды лоббизма Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов. По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах) [4]. В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности: • лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоен¬ные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.); • ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или военнопромышленного комплексов и т.д.; • региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов. • иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений. Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования: • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами; • проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы; • позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка) Процесс формирования и стадии лоббизма можно описать так: 1) формирование конкретного интереса; 2) определение лоббистской цели; 3) выявление адресата давления - объект лоббистской деятельности; 4) оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность и определение форм и методов осуществления лоббистской деятельности; 5) организация лоббистского давления; 6) результат лоббистской деятельности - решение, действие (бездействие), отклонение и блокирование чей-либо инициативы; 7) последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения 2.1Достоинства лоббизма: 1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость; 2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества); 3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма; 4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п. 5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям; 6) позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов); 7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти; 8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества. 2.2Недостатки лоббизма: 1) лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как “непатриотическое” средство; 2) он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти; 3) может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения “специальных интересов”; 4) лоббизм таит в себе немалую опасность “размывания” народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп; 5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе); 6) лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих; 7) лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета (“перетягивание одеяла на себя”), на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.; 8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит [5]. 3 Сущность лоббирования в политической деятельности Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта. Современный энциклопедический социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, - это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте",и подобные методы. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, которые повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п. [6]. 4 Лоббизм в современной России Многие исследователи лоббизма подчеркивает негативную сторону данного рода политической деятельности, уделяя основное внимание феномену «теневого» лоббизма. В значительной мере это объясняется генезисом самой лоббистской деятельности, субъекты которой – лоббисты – стали известны как лица, уже в начале ХIХ века предпринимавшие попытки повлиять на членов Конгресса США для того, чтобы добиться принятия или отклонения того или иного законопроекта. С точки зрения С.В. Боботова, лоббизм представляет собой род закулисной политики, направленной на законодателей, ее целью является отстаивание выгодного определенным группам законопроекта, а средством – давление, взятки и оказание встречных услуг. Исторический опыт США показывает, что лоббизм является хорошо оплачиваемой деятельностью профессиональных «толкачей», которые имеют свои собственные лоббистские конторы с большим штатом сотрудников, состоящих в основном из юристов, отставных чиновников и генералов. Последние хорошо знакомы с процессом принятия государственных решений, осведомлены о его этапах и постоянно поддерживают связи с теми ведомствами, в которых ранее работали и служили. Лоббисты стремятся осуществлять контроль над тем, чтобы в Конгресс не проходили законопроекты, которые могут повредить интересам их клиентов. Политическая практика многих стран мира, в том числе и России, служит подтверждением указанных негативных трактовок лоббистской деятельности [7]. Так, зачастую лоббизм становится инструментом для удовлетворения лишь частных интересов самих групп давления, обладающих необходимыми финансовыми, организационными, материальными ресурсами для эффективного применения лоббистских технологий. Поэтому небезосновательно лоббизм характеризуется как «существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу». Нередко лоббизм выступает инструментом внеправового воздействия на процесс принятия и реализации решений органами государственной власти и управления. В этом случае принято говорить о «теневом» лоббизме («коридорном» лоббизме, взяточничестве, коррупции и т.п.). Такое применение лоббистских технологий ведет к дисфункции демократических институтов и превращению их в средство представительства интересов отдельных групп общества. В этом случае действительно важные политические и управленческие решения, удовлетворяющие общественно значимым потребностям и интересам, блокируются в угоду интересам чиновничества, реализация государственной политики становится непоследовательной, что проявляется в перманентной смене национальных целей и приоритетов. Кроме того, сложные экономические и политические условия жизни в модернизирующемся обществе способствуют формированию скрытых, нетранспарентных механизмов принятия политических и управленческих решений. Совпадение экономических и политических интересов отдельных социальных групп приводит к тому, что лоббистские технологии используются в узкогрупповых интересах, а это, в свою очередь, ведет к развитию неформальных, теневых технологий воздействия на государственную власть [8]. В этой связи основными задачами законодательного регулирования лоббизма становятся выработка действенных механизмов, сдерживающих узкокорыстные устремления лоббистских групп и представляющих в равной степени интересы всех социальных групп. Наряду с подходом, концентрирующим свое внимание на негативных аспектах деятельности групп давления, существует и более взвешенная, нейтральная точка зрения исследователей на лоббизм. Так, например, лоббизм понимается как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов. Сходная трактовка предлагается и Д. Султановым, рассматривающим лоббизм с юридической точки зрения как многоплановое взаимодействие (участие) граждан, их групп, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих интересов или интересов доверителей. Более широкое содержание в понятие лоббизма вкладывает М.В. Бятец. Он определяет лоббизм как систему приемов и практику реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Наконец, по мнению В.П. Воротникова и М.Г. Анохина, лоббизм есть воздействие различных групп и организаций на органы государственной власти с целью добиться от них выгодных данным группам решений. Лоббизм как основная форма деятельности групп интересов носит не только отрицательный, но и положительный характер. Тем не менее, позитивная сторона лоббизма в определениях остается фактически не раскрытой. Позитивный потенциал лоббизма заключается в том, что этот институт отношений органов государственной власти и управления, с одной стороны, и социума, с другой, способствует становлению и развитию плюралистической модели демократии и рыночных отношений в обществах переходного периода.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Экономика, 49 страниц
588 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg