Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников .

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2020
Цель исследования: изучить роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности дошкольников. Объект исследования: изучение формирования учебной деятельности дошкольников с помощью наглядных средств обучения. Предмет исследования: наглядные средства обучения в дошкольном возрасте. База исследования: МБОУ СОШ № 2 Г. Кызыла Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета, нами были поставлены задачи: 1. Проанализировать основные характеристики наглядности; 2. Рассмотреть использование наглядных средств обучения; 3. Изучить принцип наглядности в педагогических исследованиях различных ученых и педагогов; 4. Анализировать методы наглядности при обучении младших школьников; 5. Провести опытно-экспериментальное исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших школьников; Для решения поставленных задач были применены следующие методы: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы, а также периодических изданий по рассматриваемой теме; описательный метод, сравнение, составление библиографии; тезирование. Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы в практике педагогов дошкольных учреждений, в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах и колледжах, а также при подготовке к практическим и семинарским занятиям, при написании докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (19 наименований). Объём работы составляет 30 страниц.
Введение

большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке. Актуальность исследования состоит в том, что применение наглядных методов на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проведённые Л.В. Занковым, И.М. Соловьёвым, К.Д. Ушинским, Г.М. Дульневым, Я.А. Коменским, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и других показали, что использование наглядных средств в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль.
Содержание

Введение…………………..……………………………………………….............3 Глава 1 Теоретические основы использования наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………6 1.1 Принцип наглядности в педагогических исследованиях различных ученых и педагогов ………………………………………………………...6 1.2 Роль и место наглядности в начальном этапе обучения……………….8 1.3 Использование методов наглядности при обучении младших школьников………………………………………………………………..12 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших школьников…………………………………………………………………….15 2.1 Исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших…………………………………………...15 2.2 Результаты исследования……………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………….32 Список использованных источников …………………………………..............34
Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения математике детей дошкольного возраста / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М.: Издательство «Академия», 2010. – 141 с. 2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с 3. Вартанова Н.И. Формирование учебной деятельности / Н.И.Вартанова / Вестник Московского Университета, серия 14. Психология, 2011. - № 3. – С. 12-23. 4. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л Венгер., О.Г. Свердлова – М.: Знание, 2009. – 192 с. 5. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 369 с. 6. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский / 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 432 с. 7. Давьшова Т.Г. Использование наглядных средств в работе с детьми / Т.Г. Давьшова, В.М. Ввозная / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2012. – 69 с. 8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с. 9. Костюченко, М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. - №7. – С.36-39. 10. Костюченко, М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. – №8. – С.42-47. 11. Костюченко, М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. - №9. – С.64 – 65. 12. Кравцова, Е.Е., Кравцов, Г.Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 2010. - № 7. – С.81-84. 13. Логинова, В.М. Дошкольная педагогика. Методика и организация воспитания в детском саду / В.М. Логинова, П.Г Саморукова, Б.С. Лейкина и др. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 270 с. 14. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкол.)» / Г.Г. Петроченко.– 4-е изд., перераб и доп. – Мн.: Высш. школа, 2010. – 240 с. 15. Синельникова, Я. Психология наглядности при обучении / Я. Синельникова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. – С.18-37. 16. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Селиванов / 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336с. 17. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2009. – 928с. 18. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 344 с. 19. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.-5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304с. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования //http:// do.isiorao.ru
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы использования наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников 1.1 Принцип наглядности в педагогических исследованиях различных ученых и педагогов Принцип наглядности - это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности - без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Яном Коменским (1592 - 1670). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие - либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”[11, c. 23]. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т.е. сформировать у учащихся понятия. Познание окружающего мира дошкольниками и младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [1, с. 16]. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся [1, с. 19-22]. В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о свойствах наблюдаемого предмета и показывает их. Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям. [4, с. 77] 1.2 Роль и место наглядности в начальном этапе обучения За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняет многими причинами. Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности - базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, - говорил М.И. Калинин. - Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями». Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с его закономерностями, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Между тем, как показывают массовые исследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно. Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. Каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы. В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. В учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это - острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики. За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Значение наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е., найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование. Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общих дидактических концепций, от целей и задач обучения. В период господства в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы. Спустя некоторое время изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности в обучении. Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучения. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения. Теоретическое обоснование понятия «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе. Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства и техники. По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы), и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное - основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы). 1.3 Использование методов наглядности при обучении младших школьников Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. С помощью демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия. Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности. Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые), ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда), функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино), функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры), функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии. Звуковая наглядность, функция - воспроизведение звуковых образов. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы), функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм, функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся. Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших школьников 2.1 Исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших Для проведения опытно-экспериментального исследования были взяты два класса: 2 «А» (в котором систематически использовались методы наглядности) и 2 «Б» (в котором методам использования наглядности отводилось наименьшее количество времени). Для сравнения уровня усвоенных знаний и проверки визуальной памяти и внимания, проведём ряд исследований. Сначала мы проследили, как проходят уроки русского языка и уроки по математике в обоих классах. Урок по русскому языку во 2 «А» классе. Цели урока: Повторить знания детей о типах предложений по цели высказывания, по интонации. Развивать орфографическую зоркость. Повторить написание слова из словарика. Ход урока I. Организационный момент и сообщение целей урока На доске висят перевёрнутые карточки, 11 штук, с буквами. На столе учителя лежат карточки, тоже перевёрнутые, на них - числа от 1 до 11. Выходит один ученик, вытаскивает любую карточку со стола. Учитель загадывает вопрос под этим номером. Если ученик отвечает правильно, то учитель переворачивает карточку с этим же номером, и дети видят букву. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается. Затем выходит другой ученик, и т. д. Вопросы: 1.Найдите «лишнее» слово. НОЧЬ, НОЧНОЙ, НОЧЛЕГ, НОЧЕВКА. (Ночной, так как это имя прилагательное, а остальные слова — имена существительные.) Открывается буква П. 2. Прочитайте предложение. (Валя и Наташа подруги.) Открывается буква Р. 3.Найдите существительные. ВОДА ПЕРЕСТАЛА ТЕЧЬ. В ЛОДКЕ ОТКРЫЛАСЬ ТЕЧЬ. (Вода, в лодке, течь (2 предл.) Открывается буква Е. 4.Назовите противоположное по смыслу слово. ДРУГ - ? (враг)ДОБРО - ? (зло)ХОЛОД - ? (жара) РАДОСТЬ - ? (горе) ПРАВДА - ? (ложь)ЖИЗНЬ - ? (смерть) Открывается буква Д. 5.Найдите такое слово. Мой корень в просьбе заключен (В ней он озвучен и смягчен). Приставка - в воплощенье где-то, На целое - все ждут ответа. (Вопрос.) Открывается буква Л. 6.Вставить в слова разделительный Ь или Ъ, чтобы получились новые слова. ПОДЕЛИ - ? (подъели)СЕЛ - ? (съел) СЕМЯ - ? (семья) КОЛЬЯ - ? (коля) Открывается буква О. 7.Найдите слово без приставки. ПОЖЕЛТЕТЬ, ПОИЛКА, ПОЛИВКА, ПОЛОМКА. (Поилка.) Обрывается буква Ж. 8.К прилагательному подберите синоним. СВЕЖИЙ ХЛЕБ (мягкий). СВЕЖИЙ ВЕТЕР (прохладный). Открывается буква Е. 9. Сколько звуков и букв в словах? ЮЛА (3 буквы, 4 звука); СОЛНЦЕ (6 букв, 5 звуков). Открывается буква Н. 10. Составьте «рассыпанное» слово. ЕЛОНЬ (олень);КОКАШ (кошка). Открывается буква И. Кто в лесу живёт? Какого зверя называют так: СОХАТЫЙ? (лось);СЕРЫЙ? (волк);КОСОЙ? (заяц). Открывается буква Е. Дети читают получившееся слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». II. Проверка домашнего задания -Как образовалось слово ВПЕРЕД? (Путем слияния предлога В с формой предложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД.) -В какие части слова превратились предлог и окончание? (Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.) - Какие слова с проверяемыми безударными гласными в корне вы нашли (ОСВЕЩАЕТСЯ, КРАСИВЫМ, СЧАСТЛИВЫМ) III. Чистописание а) Вот качели – Буква «М»! Здесь качаться Можно всем! (Е. Тарлапан) - На «минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная буква М и строчная буква м. Но вначале подготовим наши пальчики к работе. б) Массаж пальчиков. - Погрейте! (потирание ладошек). - «Скалка» (покатайте ручку между ладонями). - Покатайте ручку между двумя пальчиками. - Похлопайте в ладоши. в) Письмо в тетради. Учитель показывает образец письма в тетради. г) Работа со скороговоркой. Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочерёдно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно). IV. Работа по теме урока а) Учитель на доске заранее делает следующую запись: ... - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, ... - это название предмета, признака предмета, действия предмета, ... - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. - Подберите к трем единицам языка (СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ) определения. б) Игра «Паровозик». Класс делится на группы по 4-6 человек. Кто-нибудь произносит короткое предложение, например: Я ИДУ В ШКОЛУ. Второй ученик добавляет слово и произносит новое предложение целиком. Я БЫСТРО ИДУ В ШКОЛУ. Третий ученик добавляет ещё одно слово, и предложение повторяется вновь. Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ. Четвёртый ученик добавляет новое слово. УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ. Пятый ученик тоже добавляет слово. РАННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ. Шестой ученик добавляет своё слово. РАННИМ ОСЕННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ. - Ребята, для чего служат предложения? (При их помощи люди выражают свои мысли и чувства, спрашивают друг друга, советуют, просят.) в) Виды предложений. - На какие две группы можно разделить предложение? (По цели высказывания и по интонации.) На доске вывешивается плакат с надписью Предложения По цели высказывания По интонации На какие подгруппы можно разделить эти две группы? На доске плакат таблица, представленная на рисунке 1. Таблица 1 – Виды предложений По цели высказывания По интонации Примеры Повествовательное С понижением голоса (спокойно) С чувством (с восклицательной интонацией) Мы пришли в библиотеку Как много книг! Вопросительное С вопросом (с вопросительной интонацией) Вы любите читать сказки? Побудительное С понижением голоса (спокойно) С чувством (с восклицательной интонацией) Читай, дружок, книгу перед сном. Берегите книги, школьники! г) Работа по учебнику. - Прочитайте текст. Где в жизни встречались с рисуночным письмом? (Дорожные знаки, вывески «Парикмахерская», «Столовая», «Гостиница»). - Какое вопросительное предложение можно составить к этому тексту? (Каким называют современное русское письмо? Почему оно получило такое название?) - Каким по цели высказывания является третье письмо? (Повествовательное.) - Спишите этот текст. V. Физкультминутка Песенка мартышки Лучшие качели – Гибкие лианы. Это с колыбели Знают обезьяны. (Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад,) Кто весь век качается, Да-да-да! (хлопки) Тот не огорчается Никогда! (прыгают) VI. Словарно-орфографическая работа а) Послушайте текст. Запомните имена собственные. Москва. Свыше 800 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Её назвали Москвой. Город рос. Деревянные, дубовые стены были заменены новыми - из белого камня. Много лет прошло с тех пор. Сейчас город Москва является столицей России.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
540 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg