Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Работа социального педагога в профилактике подросткового суицида

irina_krut2020 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2020
Цель исследования: изучение работы социального педагога в профилактике подросткового суицида. Задачи исследования: 1. проанализировать факторы, влияющие на формирование суицидального поведения у подростков; 2. рассмотреть суицидальное поведение в подростковом возрасте; 3. рассмотреть работу социального педагога по профилактике суицидального поведения 4. разработать и апробировать коррекционную и профилактическую программу социального педагога. Объект исследования: механизм работы социального педагога по профилактике подросткового суицида. Предмет исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: профилактическая работа социального педагога с подростками будет эффективна, если будет разработана и проведена профилактическая программа по снижению у подростков суицидального риска. Теоретическая база исследования: методологическую и теоретическую основу исследования составили об этих Э. Дюркгейма, А. Амбрумова, Т. Вашек, А. Лесной, В. Мушинского, В. Рыбаки, Бердяев Н.А, Бойко И.Б, Вроно Е.М, Гилинский Я., Румянцева Г., и других по вопросам профилактики суицидального поведения подростков. Методы исследования: 1. Эмпирические: методика «Самооценка личности старшеклассника» (опросник Казанцевой Г.Н.). Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова) 2. Статистические: Т-критерий Вилкоксона, U- критерий Манна-Уитни. Практическая база исследований: Исследование проходило на базе муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 233 г. Знаменска. Всего было опрошено 62 человека. Для обследования было взято 20 человек учащихся, 7-8 класса, из них 10 человек склонны к суицидальному поведению и 10 человек без склонности к суицидальному поведению. Средний возраст 14-15 лет. Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке и реализации программы профилактики на повышение уровня самооценки подростка, и устранения суицидального риска. Программа может применяться в системе общего и специального образования. Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы и приложения.
Введение

Актуальность. Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийства несовершеннолетних – многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. За последние пять лет, самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по числу самоубийц. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% — это «крик о помощи». Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного «суицидального шантажа». Актуальность исследования обусловливается тем, что суицидальное проявление современных подростков, а в особенности в пубертатный период, является одной из наиболее актуальных социально-психологических проблем общества. Более 30% из общей численности несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством, - это дети и подростки из наиболее социально уязвимых групп, которым необходимо уделять особое внимание при разработке и реализации программ профилактики суицидального поведения. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ… 1.1. Психологический анализ факторов, влияющих на формирование суицидального поведения у подростков………………………………………… 1.2. Суицидальное поведение в подростковом возрасте, психологические проблемы…………………………………………………………………….. 1.3. Работа социального педагога по профилактика суицидального поведения………………………………………………………………………….. ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ…………………………. 3.1. Диагностика уровня суицидального риска у подростков………………. 3.2. Психологическая коррекция суицидального риска подростка …………… 3.3. Анализ и оценка результатов эксперементального исследования…… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………
Список литературы

1. Амбрумова, А.Г. Суицид, как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. – М.: Слово, 2016. – 158. 2. Андронникова, О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О. О. Андронникова // Вестник томского государственного педагогического университета. – 2015. –№9. – С. 120-126. 3. Бойко, Я.А. Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики/ Я. А. Бойко, И. В. Савельева // Наука и современность. – 2016. – № 19-2. – С. 184-189. 4. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты/ А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2015. – 436 с. 5. Егорова, В.Н. Личностные особенности подростков с суицидальными склонностями/ В.Н. Егорова, А.А. Макарова // Практическая педагогика: гуманизация процессов образования и воспитания. – 2016. – №3. – С. 61-66. 6. Ефимова, О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте / О.И. Ефимова // Успехи современного естествознания. – 2015. –№11. – С. 93-95. 7. Зайцев, В.О. Некоторые подходы к выявлению психических механизмов суицидального поведения и факторов суицидального риска у детей и подростков / В.О. Зайцев, Г.И. Лудин, А.А. Грачев // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. – 2015. – №11. – С. 4-7. 8. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Издательский дом "Академия", 2016. – 288 с. 9. Кондрашихина, О.А. Характерные признаки, уровни и формы конструктивной активности личности в условиях неопределенности / О.А. Кондрашихина // Перспективы науки и образования. – 2016. – №2. – С.158-162. 10. Котлярова, А. В. Профилактика суицидального поведения подростков в реабилитационном пространстве: теория и действительность / А. В.Котлярова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2016. – №1. – С. 100-115. 11. Куркина, О.В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида / О. В. Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. –№8. –С. 168-172. 12. Лапшин, В. Е. Суицид в молодежной среде и проблемы его профилактики / В. Е. Лапшин // Вестник Владимирского юридического института. – 2014. – №1. – С. 99-102. 13. Леванова, Е.А. Психолого-педагогическая концепция программы "профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков" [Текст] / Леванова Е.А., Тарабакина Л.В., Бабиева Н.С. и др. // Преподаватель XXI век. – 2016. – №3. – С. 175-190. 14. Моховиков, А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / А.Н. Моховиков. – М.: Когито-Центр, 2016. – 569 с. 15. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2016. – 185 с. 16. Розанова, В.А. Перспективы предикции суицидального поведения подростков / В.А. Розанова // Клинико-лабораторный консилиум. – 2016. – №1. – С. 35-40. 17. Ромерек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромерек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. – СПб.: Речь, 2017. –256 с. 18. Свищева, И. К. Технология социальной работы: учеб. пособие [Текст] / И. К. Свищева. – Белгород: БелГУ, 2017. – 240 с. 19. Свищева, И.К. Частные технологии социальной работы: учебное пособие / И.К. Свищева, Т.Н. Кузнецова. –Белгород: ГиК, 2016. – 322 с. 20. Фетисова, Л.Н. Влияние семейных факторов на формирование суицидального поведения подростко / Л.Н. Фетисова // Альманах сестринского дела. – 2016. – №1-2. – С. 29-30. 21. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни, пер. с англ. В.В. Старовойтова. – М.: Канон-РООИ, 2015. – 288 с. 22. Черепанова, М.И. Социальные условия и факторы суицидального поведения молодежи [Текст] / М.И. Черепанова // Известия Алтайского государственного университета. – 2015. – №2-2. – С. 231-234. 23. Чернобавский, М.В. Тенденции смертности российских подростков от суицидов в сравнении с другими внешними причинами смерти / М.В. Чернобавский // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. – 2015. – №1. – С. 76-80. 24. Шелехов, И.Л. Суицидология: учебное пособие / И.Л Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2015. – 203 с. 25. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б. Шнейдер. – М: Гаудеамус, 2017. – 336 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ… 1.1. Психологический анализ факторов, влияющих на формирование суицидального поведения у подростков Суицид (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение — различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. Внутренние формы: • антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни); • пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.); • суицидальные замыслы; • суицидальные намерения. Внешние формы: • суицидальные высказывания; • суицидальные попытки; • завершенный суицид. Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом. Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой - сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление. Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. Само суицидальное решение - это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, - он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения. Главный механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, - это инверсия отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации. Как зарубежные, так и отечественные исследования показывают, что возраст и пол оказываются значительными характеристиками при распределении не только самоубийств, но и покушений на самоубийство. Причем здесь отчетливо констатируется дифференциация по видам суицидального поведения. Если завершенные суициды совершают по преимуществу лица среднего и пожилого возраста, и вероятность лишения себя жизни с возрастом все более увеличивается, то при анализе суицидальных попыток наблюдается обратная картина: покушение на свою жизнь чаще всего совершается молодыми женщинами и подростками (подавляющее большинство приходится на лиц до 29 лет). Но очевидно, что по мере взросления утяжеляются проблемы, с которыми сталкивается человек: тяжело переживаются смерти близких людей, предательство, развод, тяжелые заболевания. По-видимому, сложность проблем определяет и серьезность намерений, чем и объясняется преобладание среди самоубийц лиц зрелого и пожилого возраста. Ситуации, которые толкают человека на самоубийство, имеют чрезвычайно широкий диапазон - от обыденных и банальных до глубоко трагичных. Покушению на свою жизнь также могут предшествовать события разной степени серьезности с точки зрения объективной сложности их разрешения. Анализ конкретных случаев суицидальных попыток показывает, что в одних случаях суицидных ситуаций переживается субъектом как тяжелейшая жизненная драма, порождающая глубокий душевный надлом, и воспринимается как личностный крах. В других случаях, напротив, поражает легковесность в принятии решения о покушении на собственную жизнь с заметным прагматизмом в подходе к житейским проблемам. Мотивом такого поступка может быть стремление изменить ситуацию в выгодном для себя направлении, вызвать к себе жалость и сострадание, либо стремление любой ценой настоять на своем или, наконец, желание получить защиту или поддержку со стороны общественного мнения в случае реальных или мнимых притеснений. Совершая суицидальные действия, человек посылает таким образом сигнал бедствия, апеллируя к чувствам партнера, других близких и даже посторонних людей. Во многих случаях суицидального поведения у молодежи может быть и простое подражание, копирование поведенческих образцов, демонстрируемых с экранов телевизоров, с которыми неразлучно связано современное поколение и откуда оно черпает готовые схемы и решения эмоциональных и житейских проблем. Легче всего суицидальные модели поведения усваиваются социально незрелыми людьми, а среди них подростками, как наиболее восприимчивыми к освоению новых поведенческих образцов. В этом одна из причин, почему суициденты зачастую рассматривают посягательства на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффективности суицидальных действий как средства разрешения жизненных коллизий и способа выхода из психологического кризиса. Среди суицидальных мотивов различаются две центральные группы - мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как таковой, потеря близких любимых людей) и мотивы конфликта, в который, помимо суицидента, вовлечены и другие лица. Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды «монологические» по своему характеру, то есть суицидальные поступки, явившиеся результатом внутреннего монолога или размышления о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и нет расчета на то, чтобы таким образом изменить или добиться чего-либо от окружающих. суицидальный поведение подросток самооценка Мотивы конфликта чаше звучат в «диалогических» суицидах, то есть в суицидальных поступках, адресованных какому-нибудь конкретному лицу или общественному мнению. Они обычно носят смысл протеста, призыва о помощи, избежание страдания. Обычно суициды, которые мы называем «диалогическими», имеют символический характер, они представляют собой аргумент в «диалоге» или конфликте суицидента с другим лицом, от которого суицидент хочет чего-либо добиться или что-нибудь ему доказать (отсюда и склонность к демонстрации суицида). В смысле суицидологического прогноза «монологические» суициды более опасны, чем «диалогические». В первом случае человек сводит счеты с жизнью, он не верит в то, что жизнь может улучшиться, и не склонен рассчитывать на чью-либо помощь. В другом случае он сводит счеты с другими людьми, то есть активно включен в жизнь, в борьбу за свое место в ней и, и, как правило, более доступен для оказания ему психотерапевтической помощи. Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий [26]. Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин. Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Это результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов. Общими особенностями суицидального поведения являются: - Фиксированность позиции. Субъект не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно-временных координатах. - Вовлеченность, т.е. помещение себя в точку приложения угрожающих сил; взгляд на ситуацию «изнутри», неспособность отстраниться от конфликтной ситуации, дистаницировать ее. - Сужение сферы позиции личности по сравнению со сферой конфликтной ситуации. Сужение смысловой сферы личности происходит за счет ограничения представлений о собственных ресурсах и за счет нарастающей изоляции от окружающих. - Изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознания конфликтных отношений вместо адаптивной позиции «мы - они» имеется гораздо более уязвимая конфронтация «Я - они», свидетельствующая об отчуждении личности, утрате связи с референтными группами, нарушениях идентификации. - Пассивность позиции. Представляя себе активно направленные на него воздействия участников конфликта, субъект не может в рамках сложившегося смыслового образа представить свои конструктивные действия (нападения, защиты, ухода и т.п.). Подобная пассивность позиции обесценивает любые известные субъекту варианты решений. В пассивных позициях знания и опыт не только не актуализируются, но и отвергаются. 1.2 Суицидальное поведение в подростковом возрасте психологические проблемы Становление различных концепций самоубийства сопровождалось и сопровождается выдвижением соответствующих классификационных схем. Можно условно выделить три основные концепции суицидного поведения: • психопатологическая; • психологическая; • социальная. Психопатологическая концепция исходит из предположения, что все самоубийцы - это душевно больные люди, а все суицидальные действия - проявления острых и хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры, как Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко и др. Важно отметить, что специалисты выделяют два вида, суицидальной активности: внешнюю и внутреннюю. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения. Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Перечисленный ряд понятий, с одной стороны, отражает различия в структуре, в субъективном оформлении суицидальных феноменов, а с другой стороны, представляет шкалу их глубины или готовности к переходу во внешние формы суицидального поведения.Внешние формы суицидального поведения включают, в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицид - действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом. Иными словами, суицидальные действия в подавляющем большинстве случаев «обслуживают» иную «вышестоящую» потребность. Цель суицида и мотив деятельности, в состав которой он включен, не совпадают, а их отношение (цели к мотиву) составляет личностный смысл самоубийства для субъекта. Появление суицидальной цели и дальнейшее ее превращение в самостоятельный мотив, обладающий побудительной силой, обуславливается ситуацией конфликта у дезадаптированных лиц, то есть препятствием к удовлетворению актуальной ведущей потребности. В данном аспекте рассмотрения несущественно, является ли это препятствие внешним или внутренним, реальным или появившимся за счет психопатологической продукции. Важно то, что субъект переживает особую, непереносимую конфликтную ситуацию, единственный выход из которой (или возможность влияния на которую) он видит в самоубийстве, поскольку иные пути удовлетворения потребности блокируются. В гораздо более редких случаях суицидальное поведение выступает не на уровне действий, а как самостоятельная деятельность, т. е. цель и мотив самоубийства сливаются. Такие наблюдения относятся преимущественно к области психопатологии (так наз. «суицидомания», суициды при простой форме шизофрении и некоторые другие). Исходя из общей структуры суицидальных актов, мы построили типологические схемы, применимые как к внутренним, так и к внешним формам суицидального поведения. Первая из них основана на категории цели и дает возможность, с одной стороны, отграничить суицидальное поведение от внешне сходных вариантов самоповреждений, а с другой стороны, внутри суицидальной сферы дифференцировать истинные суициды от демонстративно-шантажных. Целью истинных самоубийств, покушений и тенденций является лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть, однако, степень действительной желаемой смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения. В отличие от суицидального поведения, самоповреждения (или членовредительства) вообще не направляются представлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того или иного органа. Это находит свое выражение и в способах реализации и в особенностях поведения субъекта. Наконец, как уже отмечалось ранее, опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаями. Вторая типологическая схема основана на категории личностного смысла, как отношения не совпадающих между собой цели действия - (суицида) - и мотива деятельности, в которую он включен. Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения очевидна и в общем виде может быть представлена следующими типами: • Протест, месть. • Призыв. • Избежание (наказания, страдания). • Самонаказание. • Отказ. • «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и само ценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетеро агрессии в аутоагрессию. Смысл суицидального поведения типа «призыва», состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна. При суицидах «избежание», (наказания или страдания) суть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая само ценность. Смысл суицида заключается во избежание непереносимой наличной угрозы путем самоустранения. «Самонаказание» можно определить, как «протест во внутреннем плане личности»; конфликт, по преимуществу внутренний при своеобразном расщеплении «Я», интериоризации и сосуществовании двух ролей: «Я - судьи» и «Я - подсудимого». Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа» обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни. Суицидальное поведение у подростков - это в основном проблема «пограничной психиатрии», т.е. области изучения психопатий и не психотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера. Выявлен ряд предиспонирующих психолого-психиатрических факторов суицидального поведения, к которым относятся следующие: • повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию; • импульсивность, эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта; • наличие чувства вины и низкой самооценки; • гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке ценностных ориентаций. В подростковом возрасте вероятность аутоагрессивного поведения в значительной мере зависит от типа акцентуации характера. Многочисленные исследования особенностей саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков позволили выделить группу риска. Вероятность аутоагрессивного поведения велика при следующих типах акцентуации характера: • Циклоидный тип. Суицидальные действия обычно совершаются в субдепрессивной фазе на высоте аффекта. Потенцирует суицид публично нанесенная обида, унижение, цепь неудач, что наталкивает подростка на мысли о собственной никчемности, ненужности, неполноценности. • Эмоционально-лабильный тип. Суицидальные действия совершаются в период острых аффективных реакций интрапунитивного типа. Суицидальное поведение аффективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило в тот же день. • Эпилептоидный тип. Суицидальные действия совершаются в период аффективных реакций, которые чаще бывают экстрапунитивными (агрессивными), но могут трансформироваться в демонстративное суицидальное поведение. • Истероидный тип. Для них характерны демонстративные и демонстративно-шантажные суицидальные попытки. У суицидальных подростков, как правило, имеется отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида обычно незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желаемого длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков. «Сексуальные» проблемы обычно бывают дополнены другими, не менее важными факторами дезадаптации. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидные попытки, если этот разрыв сочетается с унижением чувства собственного достоинства или если имелась чрезвычайно сильная эмоциональная привязанность, встречающаяся у подростков из разбитых семей или у эмоционально-лабильных подростков, которые в родительской семье ощущали эмоциональное отвержение. По мнению А.Я. Бойко, «семейные» проблемы более значимы в препубертатном, а «сексуальные» и «любовные» - в пубертатном возрасте. Наиболее частыми способами, к которым прибегают подростки как при истинных, так и при демонстративных попытках, раньше считались отравление у девочек и повешение у мальчиков. Последние зарубежные данные указывают на то, что как у девочек, так и у мальчиков более 90 % попыток совершается путем отравления. Суицид подростков имеет следующие характерные черты: • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.; • суицидальное поведение демонстративно; в нем есть признаки «игры на публику»; • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет, продуманности, взвешенности, точного просчета; • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.). Учитывая актуальность профилактики суицида у взрослых и детей, многие авторы задаются вопросом; нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются: 1.Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. 2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. 3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, потеря работы, общественное отвержение, тяжелое заболевание, крушение жизненных планов, утрата идеалов или веры. 4. Снижение личностных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, хронические стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности. В детской психиатрии выделяют специфические синдромы поведения детей указывающие на готовность к суициду:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 89 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg