Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Проблемы и перспективы внешней торговли Российской Федерации

irina_krut2020 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2020
Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что внешняя торговля дает огромные возможности для становления и развития экономической сферы страны, формирования государственного бюджета. Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля Российской Федерации. Предмет исследования – экспорт и импорт Российской Федерации. Цель – проанализировать состояние и обозначить перспективы внешней торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1). Рассмотреть положение России на мировом рынке 2). Отследить динамику внешней торговли России 3). Определить влияние упрощения процедур торговли на внешнюю торговлю Российской Федерации.
Введение

Мировая торговля - это традиционная, исторически первая форма международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарам и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. ? Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются следующие средства: таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства. Внешнеэкономическая деятельность становится все более значимым фактором развития народного хозяйства и экономической стабильности страны. Сейчас практически не существует ни одной отрасли в промышленно - развитых странах, которая не участвует во внешнеэкономической деятельности. ? Развитие внешнеэкономических связей играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые демонстрируют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно, не только для всей страны, но и для каждого предприятия в отдельности. Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. В настоящее время трудно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности. Эффективность работы подобного предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей. На протяжении долгого времени они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли во внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех стран мира. Соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, для того, чтобы достичь в первую очередь своих интересов. Внешняя торговля всегда играла, продолжает и будет в дальнейшем времени играть огромную роль в экономической жизни нашей страны. Наличие огромных запасов полезных ископаемых стало для России палочкой-выручалочкой, помогая компенсировать ошибки и провалы в экономической политике страны. Не могла бы страна осуществлять огромный экспорт нефти и газа, трудно сказать, как Россия пережила бы последние годы. На самом деле весь тот внешний блеск «новой экономики», который наблюдаем в витринах роскошных магазинов, в рекламах развлекательных клубов и игорных домов, оплачен пока только экспортом природных ресурсов. ? Не трудно понять, насколько серьезно экономистов и правительство интересует то, что происходит в сфере российской внешней торговли: как меняются объемы экспорта и импорта, что Россия вывозит и что ввозит и в какие страны.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3 1. Общее положение Российской Федерации на мировом рынке……………….…….5 1.1. Внешняя торговля как форма МЭО……………………………………………………..5 1.2. Основные показатели внешней торговли……………………………………………….6 1.3. Место внешней торговли России в мировой экономике………………………………9 2. Динамика внешней торговли России………………………………………………….12 2.1. Анализ экспорта по товарному и географическому признаку……………………….12 2.2. Анализ импорта по товарному и географическому признаку………………………..14 3. Влияние упрощения процедур торговли на внешнюю торговлю Российской Федерации …………………………………………………………………………………. 18 3.1. Упрощение процедур торговли: цели и выгоды………………………………............18 3.2. Принципы упрощения процедур торговли…………………………………………….20 3.3. Упрощение процедур торговли как результат таможенного сотрудничества………………………………………………………………………………22 Заключение………………………………………………………………………………….26 Список использованной литературы……………………………………………………28 Приложение…………………………………………………………………………………29
Список литературы

1. Международные экономические отношения А.И. Евдокимов и др.: учебник – М: ТК Велби, 2003 – 552 с. 2. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ИНФРА-М, 2015. - С.365 3. Булатов А.С. Мировая экономика. - М.: Экономистъ, 2015. - С.734 4. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование миро¬хозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. посо¬бие. - М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. - 624 с. ISBN 5-85187-093-1 5. Краткий конспект лекций по курсу «Мировая экономика» для студентов заочного факультета/Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. И. Евдокимова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 79 с. 6. Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. Б.М. Смитиенко. – 2 изд. – М.: ИНФРА – М, 2009, - 528с. – (Высшее образование). 7. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров/Н.Ф. Чеботарев. – М: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 352с. 8. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ. - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». 9. Современные международные отношения: Учебник/ Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Малыгина. – М.: Аспект Пресс,2013. – 688 с. 10. Смитиенко, Б. М. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Б. М. Смитиенко; отв. ред. Б. М. Смитиенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 590 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). 11. Основы экономической теории: учебник и практикум для СПО / С. А. Толкачев [и др.]. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 444 с. — (Серия: Профессиональное образование). Электронные ресурсы 1. Официальный сайт Центрального Банка России. – URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения 18.01.2018) 2. Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.fsgs.ru/ (Дата обращения 23.01.2018) 3. Федеральная таможенная служба. – URL: http://www.customs.ru/(Дата обращения 28.03.2018) 4. ЕЭК ООН. – URL: http://tfig.unece.org/(Дата обращения 28.01.2018)?
Отрывок из работы

1. Общее положение Российской Федерации на мировом рынке 1.1. Внешняя торговля как форма МЭО Одной из важнейших особенностей нашей эпохи является стремительный рост взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик в современном мире. Это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближений национальных экономик, ломке национальных экономик, укреплении региональных и международных структур. Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без активного участия в международном разделении труда. Рассматривая международные экономические отношения, необходимо определить понятие «мирового хозяйства», в рамках которого осуществляются международные экономические отношения (МЭО). Мировое хозяйство – это совокупность национальных экономик, обладающих взаимосвязью и находящихся в постоянной взаимозависимости, обеспечивающая так называемый синергический эффект, способствующий экономическому росту страны, в результате чего достигается большой эффект мирового развития, чем при простом суммировании национальных экономик. Мировое хозяйство – это объект изучения теории международных экономических отношений. МЭО – это сложная, противоречивая система хозяйственных связей как между отдельными государствами, их региональными и прочими объединениями, также и между национальными, международными компаниями в рамках мирового хозяйства. Система устойчивых мирохозяйственных связей за многолетнюю историю существования в корне изменилась. Изначально наиболее распространенным каналом их осуществления являлась мировая торговля. Специалисты определяют различные подходы к обозначению начального этапа становления той или иной формы международных экономических отношений. Широко признается то, что основой для формирования самих устойчивых связей, как и их системы, послужило появление крупной машинной индустрии в западных странах в XIX веке. В середине XX века создание мирового рынка означало закрепление сложившейся системы международного обмена, способствовало постепенному оформлению мирового хозяйства. На современном этапе осуществляется дальнейшее расширение мирохозяйственных связей, и прежде всего в таких важнейших сферах, как: · международная торговля товарами и услугами; · международное движение капитала; · международная миграция рабочей силы. Развитие международной специализации производства и углубление разделения труда (в виде общего, частного и единичного) создает многообразие форм и направлений международной торговли. Глубоко воздействует на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товарных потоков. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства. Поэтому, с одной стороны, внешняя торговля стала сейчас мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло сильное повышение зависимости стран от международного товарообмена. По современной классификации, подразделение внешнеторговой деятельности осуществляется следующим образом: обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами. При этом "международная торговля" представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Статистические издания ООН публикуют данные по динамике объема международной торговли как совокупной стоимости экспорта всех стран мира. Совершенно очевидно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею странами-участниками. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, с помощью которого страны, развивая свою специализацию, могут улучшать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения. ? 1.2. Основные показатели внешней торговли. Внешняя торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта. Экспорт – вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт – ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта отмечается в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот - В, экспорт - Э, импорт - И, то формула оборота внешней торговли: 1) В = Э + И Оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, так как включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров). Формула баланса внешней торговли (Б): 2) Б = Э - И Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Для анализа внешней торговли применяются также следующие показатели: 3) темпы роста экспорта (Т): ТЭ = (Э1:Э0) * 100%; где Э1 - экспорт текущего периода, Э0 - экспорт базисного периода. 4) экспортная квота (Кэ): Кэ = (Э / ВВП) * 100%, где Э - стоимость экспорта, ВВП - валовой внутренний продукт страны за год; 5) импортная квота (Ки); Ки = (И / ВВП) * 100%, где И - стоимость импорта, ВВП - валовой внутренний продукт страны за год. ? Технологический жизненный цикл товара проходит в международной торговле пять основных этапов. На первом этапе новый товар поступает на внутренний рынок. В процессе его завоевания качество товара улучшается. На следующем этапе спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворяется, и товары начинают экспортировать. На данном этапе государство-производитель (или фирма-производитель) обладает временной монополией в выпуске и реализации товара на мировом рынке. На третьем этапе возможности отработки технологии для производства товара внутри страны исчерпаны, большинство потенциальных покупателей на внутреннем рынке удовлетворили потребность в данном товаре. Перспективы повышения эффективности просматриваются в перенесении производства с унифицированной технологией в экономику других стран, имеющих более дешевые факторы производства, например, более дешевую рабочую силу. На этом этапе товар начинает выпускаться другими государствами по лицензии для их внутреннего рынка. На четвертом этапе увеличивается выпуск товара в странах, в которые было перенесено производство. Удовлетворив спрос на внутреннем рынке, они начинают завоевание рынков в других странах и, в частности, национального рынка страны-разработчика. Дешевизна рабочей силы объясняется более низкими издержками производства в стране, воспринявшей товар, поэтому разворачивается ценовая конкуренция на национальном рынке страны-разработчика. Победа в этой борьбе остается за страной с более низкими издержками производства, и страна-разработчик вынуждена свернуть производство и прекратить экспорт. На пятом этапе страна-разработчик полностью прекращает производство товара, а оставшиеся потребности удовлетворяет за счет ею импорта. В таких условиях она вынуждена заняться разработкой совершенно нового товара. В международной торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Методы с одновременным внедрением эффективны для товаров с коротким жизненным циклом, потому как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара. При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора. Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Но, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем. Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США. ? Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса). В целях международной сопоставимости экспорт рассчитывается на основе мировых цен на момент пересечения товаром таможенной границы на базе цен FOB (free on board – «свободно на борту»), а импорт - на базе цен CIF (cost, insurance, freight – «стоимость, страховка, фрахт»). Эти цены традиционно используются в связи с тем, что основная часть товаров во внешней торговле перевозится морским транспортом. Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. При этом для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый "повторный счет". Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира. В развивающейся национальной экономике необходимы протекционистские меры для защиты новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно долгое время. Расширение протекционистских мер осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др. Импортно-экспортные квоты (контингент) - наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно уничтожают воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. Наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В следствии чего квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики. Путем выдачи лицензий осуществляется квотирование. Вторая половина XX в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как "условия торговли", которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные. Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и также изменяться структура экспорта и импорта определенных стран. 1.3 Место внешней торговли России в мировой экономике. Роль России в мировой торговле невелика, но для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма велико. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения. Сейчас структура внешней торговли представлена следующими видами: ? ·экспорт; ·транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну; ·особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание; ·производство по лицензии; ·кооперация; ·компенсационные сделки и т.д. На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, а именно: ·углубление международного разделения труда и интернационализация производства; ·научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющих реконструирование старых; ·активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке; ·регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО); ·либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон; ·развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т д. Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена. Россия занимает промежуточные позиции в мировой иерархии между промышленно-развитыми и развивающимися странами. Несмотря на это в нынешних условиях имеются реальные предпосылки вовлечения России в процессы интернационализации хозяйственной жизни, в систему международного разделения труда. ? Внешняя торговля России как и прежде выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Слишком высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим слабым для страны позициям. Помимо этого, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой. К настоящему времени в России, и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе. ? Национальную конкурентоспособность нельзя исследовать в отрыве от характера и тенденций развития мировой экономики и международных рынков. По методике ВЭФ Россия за последние 10 лет имела следующие рейтинги конкурентоспособности: в 2000 г. - 55-е место среди 59 стран; в 2002 г. - 64-е среди 80 стран; в 2003 г. - 65-е среди 80; в 2005 г. - 75-е среди 117; в 2006 г. - 62-е среди 125; в 2008 г. - 51-е среди 134; в 2009 г. - 63-е среди 133 стран. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности проигрывает не только Швейцарии (1-е место), но и Эстонии (35-е), Китаю (29-е), Индии (49-е) и даже Индонезии (54-е). Как видим, в условиях мирового финансово-экономического кризиса позиции России значительно ухудшились (на 12 позиций - с 51-го на 63-е место), в то время как другие страны группы БРИК улучшили свои позиции. По данным экспертов ВЭФ, в России достаточно высокий уровень макроэкономической стабильности (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранения и начального образования (5,6 балла), а также значительный объем рынка (5,8 балла). Наибольшие проблемы в экономике России, по мнению экспертов ВЭФ, вызваны коррупцией, сложным доступом предприятий к финансированию, низкими гарантиями защиты прав собственности и налоговым регулированием. По рейтингу конкурентоспособности Международного института развития менеджмента Россия в 2009 г. занимала 49-е место из 57 возможных. Таким образом, показатели международной конкурентоспособности России, по оценкам международных организаций, достаточно низкие. Внешняя торговля России в постсоветский период демонстрирует достаточно стабильный рост, что свидетельствует об углублении интеграции ее экономики в мирохозяйственный связи. Исключением является лишь кризисный 2009г. (таблица 1). ? 2. Динамика внешней торговли России 2.1. Анализ экспорта по товарному и географическому признаку ? Для того, чтобы рассмотреть географическую и товарную структуру экспорта России, нужно выделить два основных направления: страны СНГ и страны дальнего зарубежья. По данным таможенной статистики, с учетом торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, суммарный экспорт в январе-июле 2015 года составил 297,2 млрд. долл. и по сравнению с январем-июлем 2014 года снизился на 1,6 % (в январе-июле 2012 года был прирост на 5,6 %), в том числе в страны дальнего зарубежья - прирост на 0,4 % до 258, 3 млрд. долл., и в страны СНГ - спад на 13 % до 38,9 млрд. долл. Продемонстрируем помесячное сравнение динамики экспорта России в январе-июле 2014 года и январе-июле 2015 года на рисунке 1. Физические объемы экспорта в целом выросли на 3,3 %, в том числе в страны дальнего зарубежья на 5,5 %, в страны СНГ - упали на 8,8 %. Средние экспортные цены снизились на 4,7 %, в том числе по странам дальнего зарубежья - на 4,8 %, по странам СНГ - на 4,7 %. Более ясно это показано на рисунке 2. В общем объеме экспорта удельный вес стран дальнего зарубежья составил 86,9 % (в 2014 году - 85,2 %). В общем объеме вывоза на долю ЕС приходилось 54,8 % (в 2014 году - 52,8 %), АТЭС - 18,6 % (17,6 %), стран СНГ - 13,1 % (14,8 %), ЕврАзЭС - 7,5 % (8,2 %) и ТС 7,0 % (7,8 %). Основные торговые партнеры России в экспорте: Нидерланды, Италия, Германия, Китай, Турция, Украина, Белоруссия. Снижение стоимостных объемов экспорта в январе-июле 2015 г. по сравнению с январем-июлем 2014 г. наблюдалось по многим основным товарным группам российского вывоза, которые составляют общую товарную структуру. (Рисунок 3) Так, в комплексе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья экспорт продукции по сравнению с январем-июлем 2014 года сократился на 14,6 % (на 7,3 млрд. долл.), доля же в общем объеме вывоза снизилась с 2,9 % до 2,5 %. Снижение стоимостного объема было вызвано резким спадом физического объема экспорта пшеницы, ржи, ячменя, семян подсолнечника и подсолнечного масла. Экспорт продукции в топливно-энергетическом комплексе по сравнению с январем-июлем 2014 года сократился на 0,8 %, когда доля в общем объеме вывоза повысилась с 70,8 % до 72,2 %. ? Экспорт товаров в лесном и целлюлозно-бумажном комплексе по сравнению с январем-июлем 2014 года повысился на 2,2 %, в том числе произошел и прирост доли в общем объеме вывоза с 2 % до 2,1 %. Экспорт продукции химического и нефтехимического комплекса по сравнению с январем-июлем 2014 года сократился на 3,4 %, доля же общего объема вывоза снизилась с 6 % до 5,9 %. Стоимостной объем поставок машин, оборудования и транспортных средств в машиностроительном комплексе увеличился по сравнению с январем-июлем 2014 года российского экспорта отмечается самая низкая доля экспорта машин и транспортного оборудования среди всех стран G 8 и БРИКС — около 5% (этот показатель в Японии достигает 62,0%, Китае — 47,4%, Германии — 46,2%, США — 42,8%, ЮАР — 21,9%) и самая высокая доля минерального топлива — около 70% (для сравнения: значение этого показателя в Индии — 18,1%, в Бразилии — 9,4%, в Китае — 1,6%). ? В целом по итогам, экспортная квота повысилась по каменному углю, нефтепродуктам, природному газу, необработанным лесоматериалам, легковым и грузовым автомобилям; снизилась по нефти, газетной бумаге, клеёной фанере, плоскому прокату. Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США. В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась доля отдельных стран Европейского союза (в частности Нидерландов, Италии – на 2%), а также Турции, Японии и Украины – на 1%. При этом возросла доля экспорта России в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял лидирующее положение среди стран-партнеров. В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары. (Числовые показатели на рисунке 4) Стоимостной объем экспорта России товаров ТЭК в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 27% и составил 211 млрд. долларов США. Вместе с тем, физические объемы экспорта нефти сырой и нефтепродуктов по сравнению с предыдущим годом сократились на 1% и 5% соответственно. Среди стран-партнеров наибольшее снижение физических объемов экспорта нефтепродуктов и нефти сырой зафиксировано в отношении следующих стран: Нидерланды, США, Латвия и Италия При этом зарегистрирован рост со стороны Китая, Дании, Сингапура и Индии. Беларусь и Турция сократили закупки нефти сырой, но одновременно увеличили импорт российских нефтепродуктов. Экспорт природного газа в 2017 году увеличился практически во все основные страны-партнеры, исключение составили Великобритания, сократившая закупки российского газа на 1 млрд м3, и Венгрия – на 0,7 млрд м3. Увеличение стоимостного объема экспорта топливно-энергетических товаров достигнуто за счет роста цен на основные товары ТЭК в среднем на 24%. В 2017 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости на 22,5%, а по физическому объему – на 9,8%. Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2017 году составила по стоимости 37,5%, тогда как в 2016 году она составляла 38,3%, по физическому объему доля этих товаров по сравнению с уровнем прошлого года немного увеличилась и составила 22,4%. В 2017 году при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%. Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись: - металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный); - машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики); - химическая продукция (минеральные и органические удобрения); - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg