Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Льготы в системе социального обеспечения. порядок предоставления ежемесячных денежных выплат

irina_krut2020 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2020
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с социальным обеспечением в виде предоставления льгот и ежемесяч-ных денежных выплат. Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие социальное обеспечение в виде льгот и ежемесячных денежных выплат, соответствующая правоприменительная практика и специальная литера-тура по теме исследования. Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы является ком-плексный анализ правового регулирования предоставления льгот и ежемесячных денежных выплат в системе социального обеспечения, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о льготах в праве социального обеспечения. Для достижения поставленной цели следует решить следующие основные задачи работы: 1) раскрыть понятие и сущность льгот в системе социального обеспечения; 2) изучить особенности правового регулирования льгот в системе социального обеспечения по действующему российскому законодательству; 3) дать развернутую классификацию системы льгот в Российской Федера-ции; 4) обобщить проблемы монетизации льгот и предложить пути их решения 5) раскрыть понятие ежемесячной денежной выплаты, порядок обращения за ее назначением; 6) охарактеризовать категории граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной выплаты; 8) проанализировать порядок назначения ежемесячной денежной выплаты, случаи изменения ее размера; 9) рассмотреть набор социальных услуг, его структуру, порядок отказа. Методами исследования выступили системный, формально-юридический, конкретно-социологический, метод теоретического исследования, которые позволили описать и систематизировать знания о социальном обеспечении в виде льгот и ежемесячной денежной выплаты. Структура работы. Цель и задачи выпускной квалификационной (диплом-ной) работы определили ее структуру, которая включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы. В первой главе дана общая характеристика льгот в системе социального обеспечения. Во второй главе осуществлен анализ предоставления ежемесячной денежной выпла-ты как особой разновидности социального обеспечения.
Введение

Актуальность темы. Среди проблем, которые являются межотраслевыми, особое место занимает проблема льгот, поскольку она имеет юридический, политический, нравственный, социологический, экономический аспекты. Отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в сфере установления и реализации льгот - одна из основных проблем в текущий период в России. Действующая система социальных выплат и льгот не позволяет справедливо перераспределять ресурсы в пользу наиболее нуждающихся в помощи государства граждан. Льготы предоставляются чаще всего по категориальному принципу, независимо от материального положения и потребностей их получателей. Отсутствует четкое разграничение полномочий и источников финансирования предоставления льгот между различными уровнями бюджетной системы страны, что приводит к размыванию ответственности и дисбалансу между обязательными социальными расходами и возможностями их финансирования: региональные и местные бюджеты перегружены установленными федеральным законодательством социальными обязательствами, на погашение которых хронически не хватает средств. Не-стабильность и противоречивость жизни в России, а соответственно и правовой системы, несомненно сказываются и на системе льгот, которые во многом не упорядочены, противоречивы, не согласованы друг с другом. Такая политика в сфере льгот является следствием политики государства в целом. Развитая система льгот в России создает впечатление о повышенном вни-мании общества, государства к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так на самом деле потому, что система льгот практически восполняет (хотя далеко не в полной мере) крайне низкий реальный уровень пенсий, социальных пособий, оплаты труда. Гораздо дешевле для государства предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего им безболезненно оплачивать проезд за счет пенсии. Отметим, что реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан, кто живет только за счет социальных выплат, поистине пла-чевное. Количество бедных в России растет. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности . Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку). Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в систематической социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к расширению количества льгот, ежемесячных денежных выплат и числа льготных категорий граждан. По оценкам Минтруда, численность получателей льгот составляет около 100 млн. человек, что требует более 250-300 млрд. рублей в год . Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации. Существующая неоднородность правовой базы, устанавливающей право на получение льгот и ежемесячных денежных выплат, также является одной из проблем права социального обеспечения, так как нормативные акты во многом противоречат друг другу. Нет единых критериев в предоставлении льгот: они предоставляются по принципу формальной принадлежности к той или иной социальной группе и профессии, некоторыми льготами пользуются и члены семей, зачастую трудоспособные, что приводит к неэффективному расходованию средств. Степень изученности темы. При всей социальной значимости льгот, прак-тически отсутствуют теоретические исследования по данному вопросу тем более на монографическом уровне, а в тех немногочисленных работах, в которых эта проблема затрагивается, не сложилось единого понимания льгот. В том или ином объеме данная проблема затрагивалась учеными-юристами (Н.Г. Александровым, B.C. Андреевым, Е.Г. Азаровой, И.В. Гущиным, А.Д. Зай-киным, Р.И. Ивановой, Р.З. Лившицем, Г.В. Мальцевым, В.А. Тарасовой, Я.М. Фогелем, В.Ш. Шайхатдиновым и др.) при анализе иных проблем, в частности, системы, видов социального обеспечения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения .. 7 1.1. Понятие и сущность льгот в системе социального обеспечения …………….. 7 1.2. Особенности правового регулирования льгот в системе социального обеспечения по действующему российскому законодательству …………………………. 12 1.3. Система льгот в Российской Федерации ………………………………………. 16 1.4. Проблемы монетизации льгот и пути их решения …………………………….. 21 Глава 2. Ежемесячная денежная выплата как особая разновидность соци-ального обеспечения ………………………………………………………………... 26 2.1. Понятие ежемесячной денежной выплаты, порядок обращения за ее назна-чением …………………………………………………………………………………. 26 2.2. Категория граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной выплаты ……………………………………………………………………………….. 35 2.3. Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты, случаи изменения ее размера ……………………………………………………………………………….. 44 2.4. Набор социальных услуг, его структура, порядок отказа …………………….. 49 Заключение…………………………………………………………………….……... 52 Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судеб-ной практики, специальной литературы ………………………………………… 55
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237; 2014. - №163. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: [федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по состоянию на 5 декабря 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; 2017. - №50 (часть III). - Ст. 7552. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (часть I). - Ст. 3. 4. О ветеранах: [федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ: по состоянию на 07.03.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168. 5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: [федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ: по состоянию на 07.03.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563. 6. О государственной социальной помощи: [федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ: по состоянию на 07.03.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699. 7. О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратив-шими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Фе-деральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: [федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ: по состоянию на 07 марта 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607. 8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: [федеральный закон от 8.05.2010 № 83-ФЗ: по состоянию на 27 ноября 2017 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 19. - Ст. 2291. 9. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: [федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ: по состоянию на 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 45. - Ст. 6336. 10. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: [закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1: по состоянию на 16.03.2018] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 21. - Ст. 699. 11. Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны: [постановле-ние Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122] // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5038. 12. Об удостоверении ветерана боевых действий: [постановление Правитель-ства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 52. - Ст. 5064. 13. О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: [постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 670] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 38. - Ст. 4310. 14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р: по состоянию на 10 февраля 2017 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489. 15. О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной де-нежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»: [постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 142] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 10. - Ст. 1230. 16. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федера-ции от 22 февраля 2012 г. № 142: [постановление Правительства РФ от 27.02.2015 № 173] // Собрание законодательства РФ. - 2015. -№10. - Ст.1533. 17. Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации: [приказ Мини-стерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. № 294] // Российская газета. - 2004. - №3666 (0). 18. Об утверждении Административного регламента предоставления государ-ственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, при-знанным в установленном порядке безработными: [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 июня 2012 г. № 10н] // Российская газета. - 2012. - № 203. 19. О внесении изменений в Порядок и условия оформления и выдачи гражда-нам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чер-нобыльской АЭС, утвержденный приказом Министерства Российской Фе-дерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-видации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 727/831/165н: [приказ МЧС России № 368, Минтруда России № 7н, Минфина России № 91н от 27.06.2012] // Российская газета. - 2012. - № 156. 20. Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсион-ным фондом Российской Федерации государственной услуги по установле-нию ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации: [приказ Минтруда России от 30.10.2012 № 353н: по состоянию на 01.09.2016] // Российская газета. - 2013. - № 97. 21. Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации: [приказ Мини-стерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. № 35н] // Российская газета. - 2015. - № 49. II. Материалы судебной практики: 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2004 № 19-П // Собрание Законодательства РФ. - 2004. - № 52 (ч. 3). - Ст. 5585. 2. Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 164-О // Собра-ние Законодательства РФ. - 2005. - № 27. - Ст. 2812. 3. По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы: [постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П] // Российская газета. - 2006. - 24 мая. 4. Определение Конституционного Суда РФ от 14.06.2006 № 273-О «По жалобе граждан Ковалева Василия Никитовича, Ковалева Игоря Васильевича, Ковалева Эдуарда Васильевича и Ковалевой Валентины Михайловны на нарушение их конституционных прав положениями п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 5 ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - № 6. 5. Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 321-О-П «По жалобе гражданина Селезнева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 4. 6. По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П] [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.. 7. По делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции» и ст. 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода: [постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. № 13-П] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 31. - Ст. 3997. 8. По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы: [постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 7-П] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 15. - Ст. 1809. 9. Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2008 № ГКПИ08-950 «Об оставле-нии без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 7. 10. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-552-2014 [электронный ресурс]. - Доступ: www.tatsud.tatarstan.ru. 11. Постановление Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2012 г. по делу № 44 г-361 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru. 12. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 06 мая 2015 г. по делу № 33-1538/2015 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru. 13. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27 августа 2014 г. по делу № 33-8285/2014 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru. 14. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июня 2011 г. по делу № 33-2129 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru. III. Специальная литература: 1. Андреев В. С. Право социального обеспечения. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 374 с. 2. Апросичева Н.В., Исайчева Е.А. Право социального обеспечения: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов.- М.: Экзамен, 2014. - 358 с. 3. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: КноРус, 2015. - 394 с. 4. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? / Ю.В. Васильева // Известия вузов. Правоведение. - 2016. - № 4. - С. 109-111. 5. Добрынин Н.М. Конституционно-правовые аспекты бюджетной обеспеченности реализации социальных гарантий граждан в Российской Федерации и проблема монетизации льгот / Н.М. Добрынин // Право и политика. - 2013. - № 11. - С. 4-8. 6. Доклад Московского бюро МОТ «Стратегия содействия сокращению бед-ности в России: анализ и рекомендации» // Социальное обеспечение. - 2018. - №1. - С. 15-19. 7. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2014. - 410 с. 8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М.: Проспект, 2015. - 386 с. 9. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению / Р.И. Иванова. - М.: ПРИОР, 2016. - 272 с. 10. Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование / Р.И. Иванова. - М.: Юрайт, 2014. 11. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Юстицинформ, 2015. - 257 с. 12. Кондаков А.А. Развитие законодательства и судебной практики, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС // Право в Вооруженных Силах. - 2016. - № 9. - С.33-36. 13. Косульникова М.Л. Социальная поддержка безработных граждан // Кадро-вая служба и управление персоналом предприятия. - 2016. - №2. - С.37-42. 14. Крылатых Е.Г. Льготы в праве социального обеспечения / Е.Г. Крылатых. - М.: Юрайт, 2013. - 360 с. 15. Ледях И. А.Социальное государство и права человека: сб. науч. трудов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - 351 с. 16. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения.- М: Юстицинформ, 2014. - 337 с. 17. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. - 275 с. 18. Мачульская Е. Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник МГУ. - 2016. - № 1. - С. 24-28. 19. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2013. - 394 с. 20. Пашкова Г.Г. Льготы в праве социального обеспечения / Г.Г. Пашкова. - Томск, 2014. - 196 с. 21. Писарева И.В. , Покладова Т.А. О порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан // Пенсия. - 2017. - № 12. - С.22-26. 22. Право социального обеспечения. / Под общ. ред. И.В. Гущина. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 370 с. 23. Право социального обеспечения РФ: Учебник для вузов. / Под ред. Бобылева А.И. - М.: Контракт, 2016. - 389 с. 24. Право социального обеспечения России: Учеб. / Отв. ред. К.Н. Гусов. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2015. - 382 с. 25. Право социального обеспечения России. Практикум: Учебное пособие. / Отв. ред. Тучкова Э.Г. - М.: Проспект, 2015. - 411 с. 26. Толмачев А.П. Право социального обеспечения (Конспект лекций) - (В по-мощь студенту). - М. ПРИОР, 2014. - 375 с. 27. Харин К.С. Право социального обеспечения: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. - СПб.: СПбГУАП, 2014. - 402 с. 28. Четвернина Т.Я. Социальная защита от безработицы и её институциональ-ное обеспечение. - М.: Инфра-М, 2015. - 305 с. 29. Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2014. - 381 с. IV. Электронные ресурсы: 1. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Элек-тронный ресурс]. - Доступ: www.rosmintrud.ru. Дата обращения: 28.04.2018. 2. Официальный сайт Пенсионного фонда России [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.pfrf.ru. Дата обращения: 28.04.2018.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения 1.1. Понятие и сущность льгот в системе социального обеспечения Законодатель издавна употреблял термины «льгота», «привилегия». Уже в Законах ХII таблиц используются эти понятия. В римском праве было установлено три вида привилегий: лица, вещи, известных отношений. В зависимости от утилитарных критериев привилегии подразделялись на приносящие пользу и невыгодные (например, ограничение правоспособности за уклонение от господствующей религии) . По мере развития государственности, объемов задач социально-политического, военного и экономического характера, решаемых центральной властью, практика применения привилегий только увеличивалась. Наибольшее значение привилегии получают при феодализме. В средневековой Европе привилегии не только характеризовали статус субъекта, его служебную роль в иерархии власти, но и регламентировали даже бытовые условия жизни в зависимости от принадлежности к какому-либо сословию: форму одежды, жилище, место в собрании и в церкви и т.д. В России, начиная с времен Русской Правды, привилегии оформлялись как «пожалованные» государем исключительные права, как проявление его милости и «монаршей воли», как особый дар, «подать» ограниченному кругу субъектов, принадлежащих к «власти предержащей». Именно в этот период исторически закладывался социально несправедливый подход к оценке значимости личности, ведущий к нарушению принципа заслуг, поскольку воздаяние далеко не всегда было заслуженным. К сожалению, такой подход во многом сохраняется и в настоящий период. В обыденном сознании даже слово»привилегия» обозначало нечто недоступное, недосягаемое для простого человека, ассоциировалось с благородным происхождением, высоким служебным положением, материальным достатком, то есть со всем тем, что подразумевается под понятием исключительности, обособленности, избранности, соответственно вызывающим к себе негативное отношение основной части общества . При реализации социальной политики через предоставление мер социаль-ной поддержки населению используются понятия «гарантия», «льгота» и «ком-пенсация». Нечеткое разграничение этих категорий может привести к подмене понятий, что негативно отразится на анализе проблемы. Чтобы этого избежать, нужно определиться с терминами. Гарантия - это обеспечение, активная деятель-ность по реализации того или иного положения. Льгота подразумевает под со-бой стремление благоприятствовать отдельным субъектам, предоставление кому-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или обеспечение условий их выполнения. Компенсация - это возмещение убытков, вызванных причинами, ответственность за которые принимает на себя государство. Льготы являются самостоятельной частью социального обеспечения и решают задачи по защите наиболее уязвимых слоев населения . При определении юридического понятия «льготы» мы опираемся на выра-ботанные в юридической науке (Андреев В.С, Лившиц Р.З., Малько А.В. и др.) следующие признаки льгот: 1) это исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, способ юридической дифференциации; 2) это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами в нормативных актах в соответствии с установленными процедурами правотворчества; 3) льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности . Кроме того, по нашему мнению, социально-обеспечительным льготам присущ еще один признак - они служат вспомогательным по отношению к основным видам социального обеспечения механизмом распределения доходов и благ. В научной литературе нет однозначного подхода к понятию льгот, но чаще всего их определяют как правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Мы считаем, что определение льгот как преимуществ изначально допускает неравенство возможностей при реализации гражданами своих прав. Мы поддерживаем точку зрения (В.С. Аракчеев), что правовые льготы следует рассматривать в широком и узком (специальном) смысле этого слова. В широком (общем) смысле слова под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению со стандартным путем наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей. В узком же (специальном) понимании льгота - это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от бремени исполнения части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы необходимо рассматривать именно в узком (специальном) смысле, поскольку они сводятся, как правило, к полному или частичному освобождению нуждающихся граждан от исполнения определенных обязанностей в различных сферах их жизнесуществования (бесплатный проезд, снижение оплаты за различные услуги и т.п.). Кроме того, такой подход позволяет более рационально и справедливо отреагировать на тенденции сокращения льгот и круга субъектов их получателей . Объективной необходимостью существования льгот является потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных, специфических нужд нетрудоспособных граждан, характерных только для них, которые не могут быть сокращены или ограничены. Также существование льгот обусловлено политическими причинами, в числе которых: - необходимость реализации принципа социальной справедливости; - наличие групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства; - проблема выживания, жилищная и другие проблемы, решение которых для нетрудоспособных лиц невозможно в современных условиях без наличия такой экономической и правовой категории, как льготы . Таким образом, значимость льгот и преимуществ в системе социального обеспечения, потребность не только для отдельной личности, но и для общества в целом предопределяет необходимость их дальнейшего развития и совершенствования. При этом следует отметить, что в процессе развития могут возникать новые виды льгот, а отдельные льготы, исчерпавшие свое значение по тем или иным причинам, прекратят свое существование. Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явля¬ется одно-знач¬ным. При анализе данной проблемы следует учиты¬вать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полно-стью, нет однозначного подхода к определению ее структуры. В этой связи убе-дительным представляется мнение Е.Г. Крыла¬тых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспече¬ния - пишет она, - общепризнанным является, что исходным осно¬ванием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставле¬ния данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия пре¬доставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную са¬мостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт» . Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отноше-ние и даже не часть его, а являются лишь возможным эле¬ментом этого отноше-ния, связанного с видом обеспечения примени¬тельно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обес¬печения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. Льготы - один из главных видов социальной помощи в Российской Федерации. Учеными обозначены основные критерии льгот: 1) льготы - это наиболее полное удовлетворение потребностей индивида ; 2) льгота - это улучшение положения индивида, по средствам представле-ния ему дополнительных прав для осуществления полноценного существования ; 3) льготы в наиболее узком понимании - это освобождение индивида от выполнения части обязанностей и общества в целом и индивида в частности очень разнообразны, и далеко не все из них человек способен удовлетворить без помощи государства . Целью льгот в осуществлении государством социальной политики является улучшение качества жизни нуждающихся граждан через создания особых условий для удовлетворения их потребностей. Опираясь на положения законодательства, разграничение льгот происходит не по их сущности, а по принадлежности их получателей к тем или иным социальным группам. Таким образом, количество соразмерных льгот одной и той же структуры (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам) различны для некоторых категорий граждан. Многообразны и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление льгот. Объясняется это неточностям нормотворческого процесса. Таким образом, льготы - необходимое условие социальной поддержки населения со стороны государства. Рассматривая вопрос о соотношении льгот и привилегий, мы приходим к выводу, что льготы и привилегии имеют и общие черты, и существенные разли-чия. И те, и другие являются исключением из общих правил, однако привилегии - более высокий уровень дифференциации правового регулирования, «исключения из исключений». И привилегии и льготы позволяют улучшить положение соответствующих субъектов, но разными способами: льготы - посредством облегчения положения субъекта, снижения бремени несения обязанностей с целью выровнять фактическое неравенство; привилегии - с помощью дополнительных предоставлений. Понятие льготы исходит из представления о том, что все люди несут на себе некий груз обязанностей, и только некоторым из них это бремя облегчается. Привилегия же - это исключительное право, преимущество. Конечный результат привилегий и льгот совпадает - какое-либо конкретное благо. Однако различны условия, способы предоставления такого блага, а также его объем. Разграничение льгот и привилегий, как уже отме-чалось, необходимо, в первую очередь, для того, чтобы под эгидой льгот не вуалировались зачастую необоснованные, нецелесообразные, противоречащие принципам социальной справедливости привилегии. Следует отграничивать льготы и привилегии по различным критериям: по кругу субъектов, по основаниям возникновения субъективного права на их полу-чение, по объему предоставлений дополнительного характера или, напротив, по изъятиям из общего правового положения. Институт льгот в системе социального обеспечения играет большую роль. Наличие значительного количества льгот, а также категорий граждан - льготников говорит о том, что законодатель постарался учесть потребности разных категорий граждан, создав при этом разветвленную нормативную правовую базу. Каждый гражданин страны, который по разным причинам не имеет возможности удовлетворить свои потребности, может рассчитывать на помощь государства. Государством создан определенный набор мер и гарантий государственной социальной помощи, зафиксированный в нормативно-правовых актах и законах . Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что под льготами в системе социального обеспечения понимается юридически-закрепленное создание особых правовых привилегий для граждан, находящихся в затрудненной жизненной ситуации. Цель льгот состоит в взаимодействии интересов личности, различных социальных слоев и государства, в создании особых правовых привилегий для удовлетворения потребностей субъектов социальных взаимоотношений. 1.2. Особенности правового регулирования льгот в системе социального обеспечения по действующему российскому законодательству Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по юридической силе, т. е. степени их важности и субординации; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по под отраслям и институтам права социального обеспечения. Среди перечисленных классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают. По юридической силе источники делятся на две большие группы: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права и 2) международные договоры и внутригосударственные нормативные правовые акты. В силу ст. 15 Конституции РФ международные договоры входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Государственные нормативные правовые акты, регулирующие сферу соци-ального обеспечения, в свою очередь, делятся на: 1) законы и 2) подзаконные акты. Одной из проблем организации социальных выплат и льгот в Российской Федерации является сложность правового регулирования - только на федеральном уровне они регулируются более 400 нормативными правовыми актами (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). Большое число и разнообразие источников права социального обеспечения по регулированию льгот позволяют охарактеризовать только основные источники, в которых закрепляются права физических лиц на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов. В Конституции РФ п. 1 ст. 7 сформулировано положение, гласящее, что Российская Федерация является социальным государством. Поясняется, что на практике это означает направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важное значение в реализации названной государственной политики имеет система закрепленных Конституцией РФ социальных прав человека. Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется соци-альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В сфере правового регулирования льгот в системе социального обеспечения действует большое количество законов. На сегодняшний день права граждан на тот или иной род социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание. Однако, в системе источников права социального обеспечения нет единого, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что не позволяет последовательно развивать эту отрасль законодательства и права и, напротив, создает благодатную почву для его частых изменений в силу финансовых и иных конъюнктурных обстоятельств. В этой связи весьма актуальным становится вопрос систематизации права на социальное обеспечение. Сама по себе данная тема не нова и рассматривалась различными исследователями. О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Задача кодификации законодательства о социальном обеспе-чении требует решения многих концептуальных вопросов, один из которых каса-ется формы кодифицированного акта . Федеральным Законом от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» заложена правовая база для завершения формирования государственной системы социальной помощи. Как уже отмечалось, она создается в целях защиты населения от социального риска бедности и имеет все признаки самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Во-первых, она распространяется на особые субъекты - малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан. Во-вторых, источниками финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, предоставляются особые виды выплат и услуг. В-четвертых, социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущего лица, как правило, после проверки нуждаемости. Законодательство о социальном обслуживании предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. Так, согласно ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» : 1) оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 2) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 3) инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Так же можно отметить льготы по оплате жилья, обеспечение лекарственными препаратами и т.д. Следующую группу источников правового регулирования льгот в системе социального обеспечения составляют подзаконные акты. Они занимают значи-тельное место в системе источников права социального обеспечения. Их также можно расположить в определенном иерархическом порядке. Прежде всего, это указы Президента РФ. Среди них нужно выделить следующие: указ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; указ № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и др. Следующий уровень подзаконных нормативных правовых актов - постановления Правительства РФ. Такими постановлениями устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав человека в сфере социального обеспечения. Так, непреходящее значение имеет постановление Совета Министров - Правительства РФ № 941, определяющее порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов УИС и др. Весьма продуктивной была деятельность Правительства РФ по изданию не-обходимых нормативных правовых актов в связи с принятием, так называемого Закона о монетизации льгот. В целях его реализации приняты важнейшие для бывших льготников постановления: № 771 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета»; № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»; № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др. Государство в своей правоустанавливающей деятельности по изданию зако-нов, устанавливающих формы выплат социальных льгот и порядок их получения, должно руководствоваться как первостепенными принципами социального государства (равенство, справедливость, гарантированность прав и свобод государством), так и конституционно значимыми принципами правового регулирования социального обеспечения , которые можно найти в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, из смысла конституционных постулатов вытекает принцип всеобщности социального, в том числе пенсионного, обеспечения, необходимость использования различных правовых механизмов для его реализации (например, Постановление КС РФ от 23.12.2004 № 19-П; Определение КС РФ от 12.04.2005 № 164-О ). Такова классификация и характеристика источников правового регулирова-ния льгот в системе социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg