Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Деятельностный подход как средство развития познавательного интереса учащихся старшей школы к изучению физики

irina_krut2020 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.04.2020
Выпускная квалификационная бакалаврская работа, 47 с., 2 ч., 2 табл.,6 иллюстр., 26 источников, 3 прил. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, МЕТОДИКА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА, ТИПЫ ФОРМ И МЕТОДОВ, ВИДЫ ФОРМ И МЕТОДОВ. Объектом исследования являются педагогические условия организации деятельностного подхода учащихся старшей школы к изучению физики. Предметом исследования является применение деятельностного подхода для развития познавательного интереса у учащихся старшей школы по физике при изучении раздела «Электродинамика». Цель дипломной работы заключается в выявлении условий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся старшей школы и разработке методических рекомендаций по использованию деятельностного подхода для учителей физики при изучении раздела электродинамики. В процессеработы.проведен анализ учебной и методической литературы по теме исследования, изучены методы и формы проведения уроков. Разработаны конспекты уроков для изучения раздела «Электродинамика».
Введение

Физика - это наука непрерывно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно влияяна характер мышления, помогаялучше ориентироватьсяв шкале жизненных ценностей, физика можетсодействовать, в конечном счете, выработкеправильного отношения к окружающему миру. Как.войтив мир. физики? Ощутитьегокрасоту, почувствоватьдыхание его тайн? Преподаваниефизики в школах Россиинасчитываетболее 350 лет. Возникновениеже интересак данной наукезависит в большейстепени от методикиее.преподавания, от того, насколько.искуснобудет построена технологияобучения этому предмету. Можно предложить такую схему развития у учащихся увлечения учебным.предметом: от любопытства к удивлению, от. него к активной любознательностии стремлению узнать, от них к прочному. знанию и научному поиску. На первой стадии - удивления и любопытства - у школьников появляется ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного эксперимента, слушания рассказа об интересном случае из истории физики. Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности обучающегося, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока - оборудование, мастерство учителя, формы работы и т. д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: любопытство перерастает в любознательность. Эта стадия характеризуется рвением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Следующая стадия - наличие познавательного интереса – проявления в стремлении к крепким знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с использованием знаний на практике. Важно отметить, что именно увлекательное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из главных критериев ценности учебного процесса. Физика занимает особенное место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она ориентирована на создание у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута лишь тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. «Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения», - писала И.Я. Ланина [12]. На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике. Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соответствие, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры. Актуальность. В системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствамформирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний. Объектом исследования являются педагогические условия организации деятельностного подхода учащихся старшей школы к изучению физики. Предметом исследования является развитие познавательного интереса у учащихся старшей школы через организацию деятельностного подхода по физике при изучении раздела «Электродинамика». Цель дипломной работы заключается в выявлении условий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся старшей школы и разработке методических рекомендаций по использованию деятельностного подхода для учителей физики при изучении раздела электродинамики. В дипломной работе используются такие методы исследования, как: ­ анализ литературы; ­ классификация; ­ систематизация; ­ моделирование работ. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи: ­ рассмотреть сущностную характеристику познавательного интереса учащихся ­ проанализировать деятельностный подход в образовании; ­ проанализировать основные формы и методы работы учителей; ­ изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов; ­ проанализировать теоретическую основу изучения электродинамики; ­ изучение нескольких аппаратных систем для наблюдения явлений электродинамики, а также экспериментальное определение оптимальной для исследований базы. ­ сочетание традиционных и активных методов обучения; ­ сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой. Методы исследования: ­ анализ литературных данных; ­ систематизация, классификация; ­ эксперимент. Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др. [21]. Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений[2]. При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал как личности ученика, так и личности учителя. Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………………. 1.1 Сущностная характеристика познавательных интересов учащихся средней школы……………………………………………………………………… 1.2 Деятельностный подход как средство развития познавательного интереса школьника………………………………………………. 1.3 Приемы и формы организации деятельностного подхода……………………. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА……….. 2.1 Развитие познавательных интересов учащихся на уроках физики…………… 2.2 Организационно-педагогические условия, способствующие формированию познавательного интереса школьников в процессе реализации деятельностного подхода на уроках физики ………………….. 2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….
Список литературы

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский . - М. : Просвещение, 1982. 2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М. :Просвещение, 1968. 3. Герасимов, Г.И. Концептуальные основы реформирования и развития образовательного процесса / Г.И. Герасимов. - Ростов-на-Дону, 1994. 4. Зайцев, В.Н. Тенденции в распределении времени и форм работы на современном уроке. Физика в школе / В.Н. Зайцев. - 1980. - № 4. – 29 с. 5. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В Занков. - М., 1960. 6. Зверева, Н.М. Применение в обучении частично-поискового метода. Физика в школе / Н.М. Зверева. - 1978. - № 5. – 53 с. 7. Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. Пособие для учителей / Л.А. Иванова. - М. : Просвещение, 1983. - 160 с. 8. Идармогев, Г.А. Из опыта повышения эффективности урока / Г.А. Идармогев. - Физика в школе. 1979. - № 4. – 54 с. 9. Ильин, B.C. Формирование познавательных потребностей у школьников / В.С. Ильин. - Ростов-на-Дону, 1969. 10. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - Педагогика. - 2008. - №10. 11. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образовании: учеб. Пособие для учителей / А.Г. Асмолов [и др.] . М., - 2007.- №4. 12. Ланина, И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя / И. Я. Ланина. - М. : Просвещение, 1985. - 126 с. 13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1990. 14. Монахова, Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ / Л.Ю. Монахова. - Наука и школа, 2000. - 45-52 с. 15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - Докторск. дисс. М., 1967. 16. Мухин, М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского / М.И. Мухин. - М., 1994. 17. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Зайка – Томск:Пелекг., 1993. – 61 с. 18. Разумовский, В.Г. Методика обучения физике: поиски смыслов – люди и идеи… Вопросы науковедения / В.Г. Разумовский, Ю.А. Сауров–Киров; Кировская областная типография., 2017. – 356 с. 19. Рубенштейн, С.Л. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / С.Л. Рубенштейн. - М., Изд-во Моск. ун-та., 1980. 20. Хриптова, А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека: пособие для учителя / А.Г. Хриптова. - М. : Просвещение, 1998. 21. Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / В.Э. Штейнберг. - Школьные технологии, 2000. - №2. - 3-24 с. 22. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1987. 23. http://www.edufacts.ru/lefabs-156-4.html 24. http://www.educationplace.ru/eduts-471-1.html 25. http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ 26. http://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Интересы человека являются одной из побудительных сил процесса обучения. В современной психологии существует несколько подходов к толкованию содержания этой психологической характеристики деяния индивида. Интерес можно понимать как некую специфическую направленность личности на конкретный предмет, а также как осознанное побуждение индивида к действиям, которое вызывает сложную, многоаспектную психическую активность человека, связанную с умственным процессом. 1.1 Сущностная характеристика познавательных интересов учащихся средней школы Итак, интерес - это внутренняя составляющая мотива, которая заставляет субъект действовать в соответствии с интеллектуальной значимостью и эмоциональной привлекательностью предмета. По нашему мнению, многомерное содержание понятия «интерес» можно свести к двум доминирующих составляющих. Первая - предметная: направленность на конкретный предмет, а вторая - осознанность, что обеспечивает направленность действия на этот предмет в конкретной ситуации. Необходимо отметить, что движущей силой поведения, деятельности и поступков людей, как и потребностей, являются интересы. Следовательно, если вернуться к рассмотрению нашей проблемы, заинтересованность детей в результатах учебной деятельности является основой действенности мотивов и стимулов к труду. Интерес, как сложное и важное для личности психическое образование, имеет много психологических определений. Это понятие рассматривается как: ­ Выборочная направленность внимания человека (Н. Добрынин, Т. Рибо) [24]. ­ Выявление умственной и эмоциональной активности личности (С. Рубинштейн)[24]. ­ Активатор разных чувств (Д. Фрейер)[24]. ­ Особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л. Гордон)[24]. ­ Активное познавательное (В. Мясищев, В. Иванов), эмоционально-познавательное (Н. Морозова) отношение человека к миру[15]. ­ Структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер)[24]. ­ Специфическое отношение личности к объекту, которое признано осознанием его жизненного значения и эмоциональной привязанностью (А. Ковалев)[24]. Разнообразие подходов к дефиниции категории "интерес" подводит к мысли о его многогранности и требует дополнительного всестороннего мониторинга в аспекте применения в педагогической психологии. Как отмечал С. Рубинштейн, мотивирование процесса обучения значительно зависит от ведущих интересов обучающегося. Ученый различал мотивы, в основе которых лежит определенный интерес: ­ Непосредственный интерес к самому содержанию предмета деятельности, в нем отражается; ­ Интерес, вызванный характером той умственной деятельности, в которой нуждается предмет; ­ Интерес, обусловленный соответствующей склонностью индивида к определенному типу предметного действия; ­ Опосредованный интерес к предмету, вызванный представлением о будущей деятельности к нему; ­ Интерес, обусловленный процессом учебной деятельности, связанный с социальной ситуацией (учебный коллектив, преподаватель и т.д.)[19]. Для того чтобы лучше понять сложное взаимодействие различных интересов, ученые подвергают их классификации. Интересы различают по содержанию, направленные на предмет осуществляемой деятельности, и процессуальные - направленные на некоторые побочные особенности развертывания процесса деяния или на собственно процесс. Интересы делятся также на дифференцированные и недифференцированные - по признаку оформленности относительно предмета и ситуации действия. Недифференцированный интерес представляет «размытую» структуру, в нем четко не определен предмет, а элементы ситуации действия вызывают активность индивида только при условии определенного, часто случайного сопоставления. Дифференцированный интерес, наоборот, возникает относительно четко определенного предмета, в ожиданиях относительно взаимодействия с данным предметом, в скором освоении ситуации, адекватной данному предмету. Можно также говорить об интересах актуальных - такие, которые проявляют свою побудительную силу. В настоящее время в конкретный момент. Действия индивида, и потенциальные - такие, которые находятся в «скрытом» состоянии, эмоциональная реакция индивида на их предмет снижена, однако при определенных условиях они могут переходить в актуальное состоянии и побудить определенную форму деяния индивида. Как известно, процесс обучения занимает ведущее место почти в течение всего периода становления личности, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая обучением в высшей школе. У А. К. Маркова находим следующее определение понятия обучения: это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков[13]. А.Г. Хрипкова подает другое определение: «Процесс обучения - это деятельность, которая сочетает в себе два противоположных (кто отдает, а кто-то принимает) момента обучения - преподавание и учения»[20]. Эти два аспекта (преподавание и учение) неразрывно связаны и являются одновременными процессами. Можно сказать, что преподавание в известной степени является активным процессом, потому стимулирует проведение необходимых познавательных актов. Обучение выступает деятельностью ученика (ребенка), которое мотивируется как извне, со стороны учителя, так и внутреннее, со стороны того, кто учится. Когда мотивация учения организована только извне (проверка родителей, контроль воспитателя и куратора), то, разумеется, ребенок учится ради оценки и табеля. Если же внешние факторы (стимулы) интериоризируются, то формируется внутреннее желание к освоению знаний, умений, навыков, основывается именно на глубоком интересе. По мнению Ильина Е.П., есть четыре средства формирования устойчивых познавательных интересов у учащихся: ­ Ученик захвачен изложение самого учебного материала (новизна, историзм, показ современных достижений науки, практического значения научных знаний и т.д.). При этом интерес должен формироваться не за счет отклонения от содержания основного материала, а благодаря подаче тех аспектов, к которым, прежде всего, должно быть привлечено внимание учеников; ­ Использование методов и форм организации обучения, побуждающие учеников к самостоятельной познавательной деятельности (проблемное обучение, наглядность, групповая работа, взаимное обучение и контроль); ­ Создание благоприятного эмоционального поля (доверие, такт учителя, открытость к новым идеям, взаимная доброжелательность); ­ Моделирование ситуации успеха, при которой создаются условия переживания радости успеха, осознание своих возможностей и веры в себя. При этом учитель должен акцентировать внимание учеников на том, что в усвоении любых знаний (как и в психологии) отрицательный результат - это тоже результат, потому что, в конце концов, он ведет к положительному, а не резко критиковать какие-то неправильные мысли или результаты учеников[9]. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Но значение интереса не исчерпывается и этим. Познавательный интерес в общей структуре учебной мотивации может быть как ведущим, так и второстепенным мотивом учения. Однако, входя в общую систему мотивации, познавательный интерес, по словам Г.И. Щукиной, «облагораживает любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение»[22]. Самостоятельная познавательная деятельность может быть обусловлена потребностью познания, относимой разными авторами к идеальным или социальным потребностям. Познавательную потребность ряд авторов рассматривает как один из концептуально важных элементов самоактуализации личности. Н.Г. Морозованазывает три степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю и высокую. Начальный уровень потребности характеризуется потребностью во впечатлениях - индивид реагирует, прежде всего, на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность - потребность в знаниях (любознательность) - носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности[15]. Автором выделяются две формы проявления познавательной потребности: первая - усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в накоплении знаний); вторая - исследование действительности с целью получения нового знания (анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности). Исследователь к характерным особенностям познавательной потребности относит: временной фактор занятия познавательной деятельностью, стремление проникнуть в суть рассматриваемых вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевых усилий при проведении самостоятельной познавательной деятельности, эмоциональный фон при проведении самостоятельного познания. Наиболее значимыми для познавательной деятельности могут являться широкие социальные мотивы. Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость внутренней и внешней мотивации самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г.И. Щукиной), степени интенсивности познавательной потребности и обозначенные уровни развития широких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности[22]. Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса. Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус...». Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности. Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса[22, 24, 15]. Познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей. 1.2 Деятельностный подход как средство развития познавательного интереса школьника Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Таким образом, Стандарты нового поколения выделяют в образовании именно активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. Задача учителя - организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать деятельностный подход. При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 3) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Понятие деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.).Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.убинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах[25]. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Деятельностный подход - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом[26]. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Деятельностный подход - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Значит, обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий: - Проектной деятельности; - Интерактивных методов обучения; - Проблемно - диалогового обучения; - Витагенногоподхода в преподавании; - Интегрированного обучения на основе межпредметных связей. Учитель может выбрать для своей работы с учениками довольно различные виды деятельностного подхода: 1. Лично-деятельностный. 2.Коммуникативно-деятельностный подход (предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся). 3. Системно-деятельностный подход. Проблема познавательного интереса по-прежнему является одной из ключевых в педагогике, а в современных условиях приобретает еще большую остроту и актуальность. В контексте перехода на новые образовательные стандарты образования она приобретает новое содержание, нужны новые подходы и методы в ее решении. Система работы основана на принципах развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой) направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения физике, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий и проблемного обучения. 1.3 Приемы и формы организации деятельностного подхода В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты. Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством: ­ вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность; ­ моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках; ­ использования активных методик. Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра. В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за счёт: ­ позитивного эмоционального фона; ­ вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление -интерес -мотив -цель -собственная учебная задача; ­ актуализации опорных знаний; ­ постановки проблемы; ­ создания на уроке «точки удивления»; ­ искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть. Деятельностный подход на уроках физики можно осуществлять: ­ при проведении целых уроков, спланированных таким образом, чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их, осмысливать и отрабатывать; ­ при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся. Реализацию деятельностного подхода при проведении целого урока физики: На 1 этапе урока «Организационный момент» (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты. На 2 этапе урока «Актуализация знаний» (стадии активизации мыслительной деятельности) идёт повторение изученного материала в форме индивидуального и фронтального опроса необходимого для «открытия нового знания». Продолжительность этапа 6 минут. В конце второго этапа ставится проблемная ситуация и выявляются затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Учащимся можно задать вопросы. Они выдвигают гипотезы, и убеждаются, что прежних знаний недостаточно для решения проблемы. На 3 этапе урока «Постановка учебной задачи» (стадии вызова) обсуждаются затруднения, и учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цель урока, при этом учитель может дополнить её. Продолжительность этапа 5 минут. На 4 этапе урока «Открытие нового знания» (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы. Продолжительность этапа 13 минут. Задача учителя на этом этапе урока заключается, в том, чтобы не давать новые знания в готовом виде, а организовать работу учащихся так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В конце этого этапа учащиеся озвучивают различные возможные способы решения проблемы и выбирают из них наиболее оптимальный. На 5 этапе урока «Здоровьесберегающая пауза» (стадия расслабления) учащиеся выполняют электронную физкультминутку для глаз. Продолжительность этапа 2 минута. На 6 этапе урока «Первичное закрепление» (стадия осмысления) учащиеся в парах решают качественные графические задачи. В процессе первичного закрепления задачи решаются с комментированием: учащиеся проговаривают новые правила в громкой речи. Продолжительность этапа 6 минут. На 7 этапе урока «Контроль знаний» (стадия осмысления) с целью проверки усвоения новой темы, учащиеся выполняют задания физического диктанта, проговаривая новые правила про себя, и осуществляют взаимопроверку в парах. Выставляют отметки. На 8 этапе урока «Рефлексия деятельности» (стадия итога урока) учащиеся проводят самооценку своей деятельности и всего класса. Продолжительность этапа 3 минуты. Учитель обращается к учащимся с вопросами: 1) Что вы узнали нового на уроке? 2) Что вы поняли? 3) Чему вы научились? 4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему? 5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg