Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Государство в командной и смешанной экономике: способы регулирования.

irina_krut2020 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.04.2020
Целью моей курсовой работы является изучение способов государственного регулирования в командной и смешанной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Выяснить, в чём сущность командной экономики - Понять сущность смешанной экономики - Выявить, какова роль государства в командной и смешанной экономике - Рассмотреть и понять сущность и степень государственного регулирования в бюджетной, налоговой, социальной, монетарной сферах. Учитывая характер поставленных задач, курсовая работа включает в себя 2 главы, введение, заключение и список использованной литературы. Объектом исследования в моей работе является процесс государственного регулирования. В качестве предмета исследования в моей курсовой работе выступают различные сферы государственного регулирования. При написании курсовой работы использовалась методологическая база в виде учебников и современной периодической литературы.
Введение

На примере многих развитых стран можно заметить необходимость государственного регулирования экономики. Общество в целом является достаточно сложной системой, из чего следует, что оно нуждается в управлении. Одни только рыночные структуры не могут обеспечить максимально эффективное распределение ресурсов. Экономику современности сложно представить без бюджетного, налогового, социального и монетарного регулирования. Это основные направления деятельности государства, которые, на мой взгляд, стоит изучить. Государство играет роль экономического субъекта в обществе. Вмешательство государства может помочь преодолеть некоторые экономические проблемы, такие как кризисы, рост безработицы. Государство помогает сохранять в обществе стабильность и гармоничность. На мой взгляд, проблема способов государственного регулирования важна для изучения в настоящее время, важно видеть опыт стран с различными экономическими системами, с различным регулированием экономики государством. В этом заключается актуальность моей работы.
Содержание

Введение. 1 Глава 1. Экономическое содержание экономических систем. 3 1.1. Экономическая сущность командной экономики. 3 1.2. Экономическое содержание смешанной экономики. 5 1.3. Роль государства в командной и смешанной экономике. 8 Глава 2. Государственное регулирование в различных сферах. 11 2.1 Бюджетное регулирование. 11 2.2. Налоговое регулирование. 14 2.3. Социальное регулирование. 19 2.4. Монетарное регулирование. 21 Заключение 28 Список использованной литературы 30
Список литературы

1. Коршунов, В. В. Основы экономической теории : учебник для СПО / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 112 с. — (Серия : Профессиональное образование). 2. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для СПО / В. П. Васильев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. —25-72 с. 3. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. М., 2017. С.51. 4. Шимко, П. Д. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / П. Д. Шимко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 56 с. — (Серия: Профессиональное образование). 5. Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. – М.: М.: Экономика, 1991. – 20-130 с. 6. Куликов, Л. М. Основы экономической теории : учебник для СПО / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 167 с. 7. Розанова, Н. М. Монетарная экономика. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 100-160 с. 8. 375 руб. 1 650 руб. 749 руб. 9. Гребенников, П. И. Экономика : учебник для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 15-111 с. 10. Граборов С.В., Пителин А.К. Мажоритарная оптимальность прямого и косвенного налогообложения граждан // Экономика и математические методы, 2017, 53 (2), 24-39 с. 11. Ялмаев Р. А. Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 705-709. 12. Шимко, П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П. Д. Шимко ; под ред. И. А. Максимцева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 150-198 с. 13. Гуринович, А. Г. Правовое регулирование бюджетного процесса : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Гуринович. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 67-129 с. 14. Попова, Н. Ф. Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. Ф. Попова, М. А. Лапина ; под ред. М. А. Лапиной. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 50-210 с. 15. Худоренко, Е. А. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах : учебник для вузов / Е. А. Худоренко, Н. Е. Христолюбова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 201 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Экономическое содержание экономических систем. 1.1. Экономическая сущность командной экономики. Командная экономика - хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Централизованное планирование служит определенной экономической базой в командной экономической системе. Отмечается господство государственной собственности в экономике. Централизованный экономический план разбивается на директивы по отдельным производителям, регионам, отраслям. Также стоит указать, что административная коллективизация сельского хозяйства считается обязательным элементом этой экономической системы, который отбирает частную собственность и насильственно объединяет частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, при этом жестко контролируемые государством, которое таким способом полностью монополизирует экономику и власть в стране. В связи с этим исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Хоть монополизм производства и считается характерной чертой командной экономической системы, он существенно задерживает научно-технический прогресс. Монополизм производства, государственное регулирование цен, а также торможение научно-технического прогресса порождают экономику дефицита. Но при этом дефицит появляется в условия всеобщей занятости и почти абсолютной загрузке производственных мощностей. Хозяйственный механизм командной системы подразумевает руководство всеми предприятиями из одного центра, а если конкретнее, то из высших органов государственной власти, что лишает самостоятельности хозяйственные субъекты. Государство целиком осуществляет контроль за производством и распределением продукции, а в результате этого исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью в основном с помощью директивных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья, материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы. Негативным результатом этого является невозможность предприятию реагировать быстро на изменения на рынке. Особенностью командной экономики является отсутствие полноценного рынка средств производства, их прямое, не опосредованное рынком, распределение по потребителям в соответствии с установленными для них лимитами на ресурсы. Производитель производит не то, что необходимо потребителю, а то, что предусмотрено планом (установлено государством). Так как детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах не является возможным, органы государственной власти руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Потребитель получает не то, что ему выгодно, а то, что предусмотрено лимитами. Это и является, конечно, явной причиной низкого качества, неконкурентоспособности производимой продукции, торможения роста производительности труда, а это объясняет отсутствие инноваций. Несмотря на то, что государство в командной экономической системе руководствуется преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей, такие потребности удовлетворяются абсолютно для всех. Именно это исключает проблему бедности, которая характерна для рыночной экономики, проблемы дотационных не прибыльных регионов государства. Существование централизованного планирования в значительной мере облегчает работу производственной сферы экономики: производителю нет нужды думать, что, как и для кого производить, ибо ответы на эти вопросы даёт директива из соответствующего управляющего органа власти. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным государством. Это не даёт возможности рынку диктовать свои условия в образовании цены на товар, что обеспечивает частичную стабильность цен на значительно больший период, чем это возможно при рыночной экономике. Важно добавить, что из-за схожего уровня доходов населения исключается возможность классового расслоения общества. Это считается основными преимуществами этой экономической системы, и именно это когда-то привело к установлению её как главенствующей на просторах Восточной и Центральной Европы, Азии и в некоторых регионах Африки и Центральной Америки. В общем, можно сказать, что плановая экономика в теории решает многие практические проблемы, которые время от времени возникают в рыночной экономике. В то же время, эта система сама собой порождает множество негативных явлений, которые не могут появиться при рынке. 1.2. Экономическое содержание смешанной экономики. Государство всегда хоть каким-то образом, но вмешивалось в экономику всех стран. Поэтому можно сказать, что рыночной системы в чистом виде не было никогда и существовать не может. Как показывает практика, в настоящее время в большинстве стран мира сложилась или складывается смешанная экономика. Смешанная экономическая система сложилась в большинстве развитых государствах, где эффективный механизм рынка дополняется регулированием со стороны государства. Роль государства сводится, в первую очередь, к созданию самых благоприятных условий с целью ведения предпринимательской деятельности, улучшения рыночной инфраструктуры, обеспечению конкретных социальных гарантий для населения, решению различных общенациональных проблем и задач. Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. В самом определении понятия «смешанная экономика» экономисты не имеют единого мнения. Не совпадают мнения по поводу того, что именно смешивается в этой экономике. Например, Клас Эклунд в своей известной книге пишет, что смешанная экономика – это экономика, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства ». В этом определении автор противопоставляет «рынок» и «план». Однако, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи пишут так: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рынончной системами…Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике.» Такое противопоставление рынка и государства является наиболее популярным. Несправедливо было бы считать абсолютно верным только какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики. Каждое из этих определений показывает одну из многих сторон смешанной экономической системы. Чтобы лучше понять сущность смешанной экономической системы, я хочу рассмотреть её на примере моделей некоторых стран. Например, Шведскую модель экономики можно охарактеризовать сочетанием высокого экономического роста со значительно высоким уровнем благосостояния населения и обеспечением его полной занятости. Этого получилось достичь благодаря тому, что правительство берет на себя активное участие в управлении экономикой и перераспределении доходов. Особенно успешной считается социальная политика государства, благодаря которой обеспечивается высокий уровень налогообложения, составляющий более 50% валового национального продукта. В Швеции безработица сведена к минимуму, высокий уровень социального обеспечения граждан, достаточно высокая экспортная способность шведских компаний. Если говорить про модель смешанной экономики Италии, то многие учёные отмечают, что эта модель характеризуется достаточно обширным государственным сектором, высокоразвитым частным бизнесом, развивающимся кооперативным сектором, а также укладами, которые остались от раннего капитализма. Государственный сектор в Италии занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией являются акционерные общества со смешанным капиталом. Кроме того, смешанную экономику Италии характеризуют развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты. Следующая страна, которую я рассмотрела в своей работе, Япония. Особенность смешанной экономики Японии является оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Экономисты характеризуют Японию как страну с относительно невысоким удельным весом крупных государственных и смешанных государственно-частных предприятий. В Японии хорошо развито среднее и мелкое предпринимательство. Японская экономика, как отмечают учёные, характеризуется более высокой степенью контроля государственной власти над экономикой согласно сравнению с другими индустриально развитыми странами. В США правительство также играет важную роль в управлении экономикой страны, однако абсолютное большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и особенностей ценообразования на нём. Масштабы государственной собственности в американской модели сравнительно небольшие. Частный капитал занимает гораздо большие позиции. Развитие капитала регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Государственное вмешательство велико и исполняется, например, при помощи системы правительственных заказов. Данная система формирует государственный рынок путём вовлечения частного бизнеса в осуществление государственных программ. Также существует обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которых либо невыгодно, либо не под силу частному капиталу. А главное воздействие на экономику государство осуществляет путём кредитно-денежной системы, госбюджета, хозяйственно-правового законодательства. 1.3. Роль государства в командной и смешанной экономике. Государственная политика достаточно сильно зависит от непосредственной деятельности правительства. Государство может влиять на баланс внутри экономики как прямо, так и косвенно, тем самым обеспечивая, например, экономическую стабильность государства или замедление инфляции. Государственная власть может быть задействована в экономике по-разному, но это не отменит тот факт, что без нее деятельность страны невозможно было бы осуществлять на должном уровне. На рисунке 1 представлены некоторые функции, которые выполняет государство. Рис. 1. Роль государства в экономике. Если говорить про разграничение форм и методов, то среди экономистов отсутствует единство касательно разделения форм и методов государственного регулирования. Одни авторы различают его типы, например, краткосрочные и долгосрочные, прочие выделяют административное и правовое, прямое и опосредованное экономическое регулирование, а в рамках второго отдельные формы, третьи различают формы государственного регулирования экономики без дальнейшего разделения, а четвертые к формам относят краткосрочное и долгосрочное планирование и др. Однако, принято самым целесообразным среди форм государственного регулирования выделять планирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное), программирование и прогнозирование, а среди методов (т.е. способов или средств воздействия государства на субъекты хозяйствования) – экономическое, правовое и административное регулирование. Подробнее формы государственного регулирования представлены на рисунке 2. Рис. 2. Формы государственного регулирования. Планирование на макроуровне (макроэкономическое планирование) – форма управления народным хозяйством (а, следовательно, форма государственного регулирования экономики), что предполагает определение целей, разработку и последующее составление планов и их реализацию (с учетом, конечно, путей достижения) на основе научного предвидения, основанный на познании экономических законов . На микроуровне планирование представляет собой составление бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ и задач и т.д. Значимой функцией государства является разработка долгосрочных (на 5 и более лет) программ экономического и социального развития, которые, снабжая экономическую систему всесторонней информацией, усиливают обратные связи и способствуют устойчивости системы. Государство создает также центральный орган управления экономикой. Центр создаёт (с разной степенью адекватности) объективную цель системы, общие задачи, планирует выделение ресурсов, устанавливает определенные нормативы, сроки, выделяет ресурсы и тому подобное. Планирование – это основа командной экономики. Программирование национальной экономики учитывает комплексный анализ ее состояния, обнаружение важнейших проблем, разрешение которых невозможно при помощи рыночных рычагов, разработку и реализацию отдельно взятых стратегических программ. В современной литературе программирование экономики также понимают как систему ее регулирования (прежде долгосрочного) на основе общехозяйственных программ. Основой программирования принято считать, что структурное регулирование экономики (или структурное программирование) представляет собой высшую форму экономического регулирования на национальном уровне, которое носит системный (в том числе комплексный) характер, базирующийся на выполнении долго- (10-20 лет), средне- (4-5 лет) и краткосрочных программ. По степени охвата можно выделить комплексно-целевые народнохозяйственные программы, программы социально-экономического развития, научно-технические и др. Планирование и программирование экономики взаимосвязаны с ее прогнозированием, то есть научным предвидением тенденций развития экономики на перспективу – темпов экономического роста, рынка, тенденций развития науки и техники, структурных изменений в рамках технологического способа производства и экономической собственности и так далее. Подойдя к завершению первой главы, я пришла к выводу, что общество является весьма непростой социальной системой, следовательно, ему необходимо управление различными процессами, протекающими в нем. Управлять такими процессами должна государственная власть. Вокруг государственного регулирования экономики постоянно ведутся различные теоретические дискуссии и политические споры, но они ведутся не по поводу необходимости государственного регулирования, а о его целесообразных масштабах, формах, интенсивности и эффективности. Однако, государственному регулированию требуется сильная правовая база, которая должна иметь свои пределы, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами. Глава 2. Государственное регулирование в различных сферах. 2.1 Бюджетное регулирование. Государство, располагая внушительными финансовыми ресурсами, способно оказывать значительное целенаправленное воздействие на экономическую сферу страны. Достигается это благодаря управлению совокупным общественным производством, спросом и предложением, инвестициями и, конечно, стимулируя рост национального дохода. Все финансовые ресурсы государства сконцентрированы в бюджете. Составной и, несомненно, очень значимой частью государственного регулирования является бюджетное регулирование, которое представляет собой процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, который входит в состав бюджетной системы страны. Основной целью бюджетного регулирования принято считать достижение сбалансированности структуры экономики в долгосрочном периоде. Эффективность бюджетного регулирования вполне можно определить содержанием и организацией бюджетных процедур, которые способны обеспечивать поступление средств в бюджет и расходование средств из бюджета. Реформирование бюджета и экономики должно сопровождаться не исключительно изменением количественных пропорций, масштаба распределения финансовых ресурсов и ВВП посредством бюджета, но еще и изменением качественной составляющей всех бюджетных процедур, что значительно сказывается на эффективности бюджетного регулирования. То, как наиболее эффективно распределять ресурсы путём государственного регулирования, в различных странах решается разными способами: одни предпочитают применять сочетание государственных и рыночных структур (страны со смешанной экономической системой); другие предпочитают применять только методы государственного планирования (страны с командной экономической системой), но оба этих варианта одинаково интересны для рассмотрения. К первой группе стран применяется индивидуалистическая концепция взаимоотношений государства (правительства) и бизнеса (рынка) в современной экономике; ко второй - коммунитарная. В индивидуалистической концепции, которая присуща странам со смешанной экономической системой, роль правительства является весьма ограниченной. Экономисты сошлись во мнении, что важнейшая цель его деятельности состоит в том, чтобы защищать различные формы собственности, обеспечивать выполнение соглашений и, безусловно, поддерживать и стимулировать открытость рынка, чтобы конкуренция между фирмами была максимально активной и свободной. Правительство, можно сказать, отделено от бизнеса и вмешивается лишь в тех случаях, когда это необходимо для сохранения здоровья и безопасности нации. Чаще всего вмешательство, как показывает практика, бывает связано с кризисными ситуациями и зависит от них же. Необходимо, чтобы такой процесс был временным и исключением из правил. Цели, направления деятельности правительства обуславливаются приоритетами, определяемые правительством. При принятии индивидуалистической концепции общество с подозрением может относиться к правительству, беспокоиться по поводу централизации власти и не хотеть позволять правительству осуществлять планирование, в особенности долгосрочное. Коммунитарная концепция, которую используют страны с плановой экономической системой, предусматривает другую роль правительства: оно должно быть авторитетно и властно, а порой может быть даже авторитарно. Его функция состоит в выявлении потребностей населения на долгосрочную и краткосрочную перспективу, забота об удовлетворении этих потребностей своими силами или же с привлечением иных структур. Оно формирует мировоззрение всего общества, помимо этого, правительство определяет и гарантирует права и обязанности граждан, играет важнейшую роль в создании консенсуса в поддержку того направления, в котором, по мнению правительства, общество должно развиваться. Формирование консенсуса часто требует того или иного принуждения, которое выражается в централизации или в децентрализации, т.е. осуществляется либо сверху вниз, либо снизу вверх. В командной экономике немаловажную роль играет установление целей государственного значения. Имеется в виду абсолютно иное соотношение между потребностями и их удовлетворением. Внутренняя напряженность между ними не проявляется на рынке. Определение их и регулирование производства находятся в одних руках, и плановые органы для начала удовлетворяют одни потребности, а затем уже пытаются ориентировать производственные процессы с помощью глобальных оценок и производственных инструкций. Из-под контроля потребителя выведено централизованное управление, в котором сконцентрирована вся экономическая власть.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 32 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Экономика, 44 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Экономика, 32 страницы
1800 руб.
Курсовая работа, Экономика, 24 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg