Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ

Типы рыночных структур: сравнительный анализ.

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.04.2020
Предметом данной курсовой работы является рыночная структура, а объектом - особенности рыночной структуры. При написании курсовой работы были использованы научные труды и работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Авдашевой С., Золотарчука В. В., Коуэла Ф. и многих других. Курсовая работа состоит из двух основных разделов. Первая глава основана на теоретической основе, в которой рассматривается общая характеристика типов рыночных структур и их сравнительный анализ. А вторая глава базируется уже на практическом аспекте, в котором рассматриваются особенности формирования рыночных структур в России.
Введение

В настоящее время Россия переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом данного процесса является переход от плановой экономики к рыночной; и, как закономерный результат этого явления – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Целью курсовой работы является анализ и сравнение типов рыночных структур в современной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Ознакомиться с понятием конкуренции и ее ролью на современном рынке; 2. Рассмотреть основные типы рыночных структур и дать им подробную характеристику; 3. Провести сравнительный анализ типов рыночных структур; 4. Оценить уровень конкуренции на рынке сотовой связи в России; 5. Рассмотреть основные принципы антимонопольной политики в России.
Содержание

Введение 3 1 Рыночная структура: сущность, виды, отличия 4 1.1 Понятие конкуренции в экономике 4 1.2 Типы рыночных структур: общая характеристика; сравнительный анализ 7 2 Особенность структуры рынка сотовой связи в России 24 2.1 Особенности развития конкурентной борьбы на рынке сотовой связи в России 24 2.2 Антимонопольная политика на рынке сотовой связи в России 27 Заключение 33 Список использованной литературы 34
Список литературы

1. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России, 2007 г. – 92 c. 2. Монополизм и антимонопольная политика. / Под ред. Барышев А.В. - М.:Наука, 1994 г. – 104 с. 3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2007 г. 4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М.: «наука» – 2003 г. 5. Золотарчук В. В. Экономическая теория: Кн. 1. Микроэкономика – Хабаровск, 2004 г. 6. Коуэл Ф. Микроэкономика: принципы и анализ. М.:Изд-во «Дело» АНХ, 2011 г. – 720 с. 7. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга - М.: ИНФРА-М. 2004. – 255с. 8. Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. – М., 2009 г. 9. Мамедов О.Ю. Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. 10. Тарасевич Л. С., Добрыние А. Ню Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические материалы. – М., 2004 г. 11. https://studopedia.ru/ 12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия 13. https://studfiles.net/ 14. http://www.grandars.ru/
Отрывок из работы

1 РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОТЛИЧИЯ 1.1 Понятие конкуренции в экономике В современной экономической теории существуют различные подходы к исследованию конкуренции. Сам термин «конкуренция» используется для обозначения, как типа рыночной структуры, так и типа экономического поведения субъекта. Как следствие, в экономической научной и даже учебной литературе приводятся разные определения конкуренции и даются ее различные классификации. Конкуренция – мы слышим это слово и его производные буквально каждый день и думаем, что это понятие нам хорошо известно. Но все ли мы на самом деле знаем о конкуренции и её роли в экономической сфере? Конкуренция представляет собой сложный экономический процесс взаимосвязи, взаимодействия и борьбы между предприятиями на рынке в целях обеспечения хороших возможностей сбыта своей продукции и удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. В экономике конкуренция выполняет следующие функции: Регулирование средств между отраслями и производствами; Выявление или установление рыночной стоимости товара; Выравнивание стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда. Существует огромное количество классификаций конкуренции. По масштабам развития выделяют следующее виды конкуренции: индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая. По способам соперничества конкуренция делится на ценовую и неценовую; по состоянию рынка конкуренция бывает совершенной, несовершенной и регулируемой (рис. 1). Рисунок 1-Виды конкуренции Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, брендирования и условий ее продажи. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от других товаров, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Регулируемая конкуренция – это государственный контроль, обеспечивающий защиту цивилизованной, открытой конкуренции. Основная цель: обеспечение рыночных условий для наибольшего числа предпринимателей при ограничении влияния со стороны монополий. В данных условиях уровень спроса и предложения не являются определяющими поскольку монополистические объединения формируют свои условия для получения монопольно высоких прибыль. Совершенная конкуренция – конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция – конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка. Итак, для чего же все-таки нужна конкуренция и какова её роль в современной экономике? Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, а также уравнивает спрос и предложение на рынке. Поскольку на конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, то увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, также, как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит так сказать уравнительницей цен, то при соперничестве на рынке будет побеждать тот, кто имеет товары более высокого качества и по более низкой цене. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на любой риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства. В-третьих, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства, реализации товаров и услуг, а также эффективное распределение ресурсов. Она как бы подсказывает производителям, сколько капитала они должны вложить в производство тех или иных товаров и услуг. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара или услуги больше средств, чем другой. В данной ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный товар, больше прибыли будет иметь конечно же последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар и продал его по более низкой цене. А при избытке данного товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. И в-четвёртых, при конкурентной борьбе субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких производителей, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других не менее важных ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки и разоряются. И лишь немногие из них увеличивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка. 1.2 Типы рыночных структур: общая характеристика; сравнительный анализ Чтобы дать общую характеристику типам рыночных структур, для начала выясним, что означает само понятие рыночная структура. Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества определенных признаков, которые характеризуют осо¬бенности от¬раслевого рынка. Теоретически рыночных структур может насчитываться огромное количество. Однако многие экономисты упростили анализ, прибегнув к типологии ры¬ночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка. Основными признаками отраслевого рынка принято считать: количество фирм-продавцов в отрасли; вид товара; доступность рыночной информации; размеры фирм; барьеры для входа в отрасль; количество покупателей в отрасли и другие. Исходя из этих условий, в экономической теории выделяются следующие типы рыночных структур (рис.2). Рисунок 2 – Типы рыночных структур Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором множество фирм продают стандартизированный продукт, и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. В силу того, что на данном рынке продаётся стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирма также не может влиять на рыночную цену, а вынуждена принимать её как заданную извне, самим рынком. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы – это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены (рис. 3). Это означает, что цена, по которой фирма продаёт каждую единицу продукции абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. Рисунок 3-Кривая спроса для конкурентной фирмы Рассмотрим условия максимизации прибыли рынка совершенной конкуренции. Предположим, что целью производственной и торговой деятельности фирмы является получение максимальной прибыли. Будем исходить из того, что фирма производит только один продукт. Предположим также, что количество продукта, произведённого фирмой за определённый период времени, в точности равно количеству, проданному фирмой на рынке за этот период времени. То есть фирма продаёт всё то, что производит. Соответственно, объём выпуска, как и объём продаж фирмы, будем обозначать буквой Q. Как известно, прибыль – это разница между выручкой, полученной фирмой от реализации произведённой продукции, и общими издержками, т.е. затратами фирмы на производство данного количества продукции. Экономическая прибыль подсчитывается путём вычета всех экономических издержек из выручки фирмы. Общая выручка фирмы – это цена единицы продукции (P) умноженная на количество продукции, проданное за данный период времени: TR(Q) = P*Q П(Q) = TR(Q) - TC(Q), где П(Q) - прибыль фирмы; TC(Q) - общие издержки. Тогда задачей производителя является выбор такого объёма выпуска Q, при котором величина прибыли будет наибольшей за данный период времени. Фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции: P = MC(Q) или MR = MC(Q*), где Q * - оптимальный объём выпуска. Представим графически условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы. Рисунок 4-Условие максимизации прибыли На рисунке 4 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию спроса в двух точках: при объёме выпуска Q1 и при объёме выпуска Q2. Это означает, что при цене p1 функция прибыли имеет два экстремума. Однако при Q1 фирма получает минимальную прибыль, а при Q2 величина прибыли становится максимальной. Рассмотрим поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Здесь фирма по-прежнему сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свою продукцию. Только вместо краткосрочных средних и предельных издержек мы будем иметь дело с долгосрочными общими, средними и предельными издержками – LTC(Q), LAC(Q), LMC(Q). Условие максимизации прибыли в долгосрочном периоде: P = LMC(Q*). Поскольку в долгосрочном периоде фирма не несёт постоянных издержек, то она покинет отрасль, как только рыночная цена опустится ниже минимума долгосрочных средних издержек, т.е. как только экономическая прибыль предприятия станет отрицательной величиной. Следовательно, в долгосрочном периоде кривая предложения совершенно конкурентной фирмы будет совпадать с восходящей частью кривой LMC, лежащей выше кривой LAC, как показано на рисунке 5. Рисунок 5-Максимизация прибыли в долгосрочном периоде Таким образом, объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене). В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться. В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет. Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась в результате различных технических прогрессов. Однако несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три: Рынок монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Рассмотрим каждый из них. Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара или услуги. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами. Кривая спроса, как она видится отдельной монопольно – конкурентной фирме, имеет отрицательный наклон. Это объясняется следующим. Если товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продаётся многими фирмами и на рынке существуют достаточно свободный вход и выход. Функция прибыли имеет вид: П(Q) = TR(Q) - TC(Q), при этом условие максимизации прибыли выражается формулой: ?TR/?Q=?TC/?Q или MR(Q*) = MC(Q*). Графически данную ситуацию можно определить следующим образом. Рисунок 6-Условие максимизации прибыли Положительная экономическая прибыль, которую получают монопольно конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. При этом фирма ещё будет обладать монопольной властью: кривая спроса по-прежнему наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели её прибыль к нулю. Итак, в долгосрочном периоде условие равновесия фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции выглядит следующим образом: MR(Q*) = LMC(Q*) P(Q*) = LAC(Q*). При совершенной конкуренции экономическая прибыль падает до нуля у любой отдельной фирмы, когда P = LRACmin. Следовательно, при конкурентом равновесии для каждой фирмы P = LRMC = LRACmin. Потребители получают товар по самым низким из возможных цен. При монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, для которого цен равняется средним затратам, цена превышает предельные издержки. Разница между количеством товара, соответствующим LRACmin, и количеством, выпускаемым в долгосрочном плане монопольно конкурентной фирмой, называется избыточной мощностью. Она означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках. Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая подразумевает наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных продавцов, несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции. Таким образом, условия на рынке во многом сходны с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Что же понимается под олигополистическим рынком? Олигополия – это рыночная структура, в которой руководит несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 2-10 фирм. В экономической теории различают чистую олигополию - олигополию, которая производит однородный продукт (минеральные удобрения, цемент), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, автомобили, электробытовые приборы). Для олигополии характерны следующие черты: Немногочисленность фирм в отрасли; Производство как однородной, так и дифференцированной продукции; Высокие барьеры для входа в отрасль; Большая взаимозависимость фирм друг с другом как по цене, так и по выпуску продукции; Контроль над ценой или ограниченный, или значительный при сговоре конкурирующих фирм. Так как в олигополию входит небольшое число предприятий, то в своей деятельности они зависят друг от друга - каждый из них владеет значительной долей рынка и может влиять на цены. Поэтому характерной особенностью олигополистов является взаимозависимость фирм. Любой из олигополистов находится под воздействием остальных фирм и вынужден учитывать это. С одной стороны, рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента. Модели олигополии можно разделить на некооперированные и кооперированные. Некооперированные – рассматривают ситуации принятия решений фирмами независимо друг от друга, но оценивая возможную реакция конкурентов. Кооперированные – касаются случаев сговора (тайного или явного).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные рынки, 44 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 43 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 8 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 20 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg