Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Роль и место России в современной глобальной инновационной системе: современные реалии и перспективы

irina_krut2020 140 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 14 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Целью работы является анализ инновационной политики России на современном этапе. Объект исследования - инновационная политика государства как основа развития инновационной сферы. Предмет исследования - государственная поддержка инновационных процессов в России, содержание и направления, проблемы и пути совершенствования инновационной политики России. Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается понятие инновационной политики и текущее состоянию инновационного процесса. Во второй главе рассматриваются стратегические направления развития конкурентоспособной инновационной системы российской экономики.
Введение

Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере. В данной работе рассматривается тема "Роль и место России в современной глобальной инновационной системе: современные реалии и перспективы.".
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Понятие инновационной политики и текущее состоянию инновационного процесса, преимущества и проблемы. 4 1.1. Понятие инновационной политики 4 1.2. Состояние инновационной базы 4 1.2. Особенности инновационного процесса в российской экономике 5 Глава 2. Стратегические направления развития конкурентоспособной инновационной системы российской экономики. 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Понятие инновационной политики и текущее состоянию инновационного процесса, преимущества и проблемы. 1.1. Понятие инновационной политики Инновационная политика – явление недавнее, и само это понятие в нашем обществе лишь обретает право гражданства. Обычным было употребление термина «научная политика» и «научно-техническая политика». Очевидно, что последний термин больше близок к инновационной политике, ведь инновация завершает процесс НИОКР, и на использование его результатов государство вполне могло влиять в рамках научно-технической политики. Поэтому инновационная политика либо вовсе не выделялась из научно-технической, либо рассматривалась как её ответвление. Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Инновационная политика представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. 1.2. Состояние инновационной базы Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда, в отличие от этих стран, Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны. После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства стали воспринимать нас как развивающуюся страну. В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно учесть, что численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза. 1.2. Особенности инновационного процесса в российской экономике Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентирован¬ной на содействие развитию передовых техноло¬гий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных сис¬тем, как показывает опыт развитых стран, начина¬ется с формирования НИС, в основе которых — получение и использование новых знаний. Общие методологические принципы НИС сформированы большой группой западных экономистов (К. Фримен, Б. Лундвадл, Р. Нельсон, Ф. Хайека) еще в 80 - 90-х гг. XX в. Рассматривая особенности инновационного процесса, не будут зат¬рагиваться такие дискуссионные вопросы, как суще¬ствование самой инновационной системы в Рос¬сии, определение и характеристики ее подсистем (в частности, выделяются подсистемы: макроэконо¬мическая политика, законодательство, образова¬ние, инфраструктура, рынок, производство, сис¬тема генерации и распространения знаний)1. По большинству показателей, характеризую¬щих уровень развития научно-технического про¬гресса (НТП), Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающим¬ся экономикам Индии и Китая. При этом отмечается тот факт, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с ин¬новационными и наиболее динамично развиваю¬щимися экономиками, то по показателям наукоотдачи Россия значительно отстает от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых Российская Федерация уступает лишь США, в то же время следует отметить недостаточ¬ное финансирование НИОКР, низкую производи¬тельность труда и как следствие — незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продук¬ции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10 % промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для раз¬витых стран – 25% - 30 %. Однако уровень и эффективность проводимых в России исследований и разработок не так низки, как можно судить по статистическим данным. По оценкам отдельных экспертов, значительное чис¬ло отечественных научных достижений (изобрете¬ния, «ноу-хау») продаются зарубежным ТНК и фирмам по лицензиям и соглашениям, не контро¬лируемым государством2. Всего же на продажах лицензий Россия получает десятки миллионов дол¬ларов, в то время как развитые страны — сотни; в 2006 г. процент поступлений от продажи лицензий составил всего 0,15% от уровня США. Так же замечена диспропорция в рас¬пределении затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль промышленности в финансиро¬вании технологических инноваций составляет всего 30 %, тогда как в развитых странах и стра¬нах Юго-Восточной Азии этот показатель при¬мерно в два раза выше, Разработка более 50 % инноваций в России происходит за счет прави¬тельственных учреждений, которые не занимают¬ся их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1% до 5% (по разным оценкам) отечественных НИОКР используются в промышленном производстве. Согласно данным ОЭСР Россия в 2006 г. финансировала НИОКР на сумму 11 624 млн. дол. (по ППС), что составляет лишь 4 % от показателя США (282 000 млн. дол.) и 1,8 % пока¬зателя в целом по странам ОЭСР (645 410 млн. дол.). Ежегодные темпы роста валовых внутренних инвестиций на исследования и разработки в Рос¬сии составляют чуть более 4 % за пе¬риод 1993 — 2004 гг., что в целом соот¬ветствует уровню стран ОЭСР(4,6 %). Однако, как свидетельствует мировой опыт, страны «догоняющего развития» в целом дол¬жны иметь более высокие темпы роста ВВП инве¬стиционной и инновационной активности. Поэто¬му в данном случае такой показатель свидетельству¬ет о достаточно «вялой» инвестиционной деятель¬ности в инновационной сфере. Примечателен опыт Сингапура: ежегодные темпы роста внутренних ин¬вестиций в НИОКР составляют более 15 % (1994-2004 гг.) - или Израиля - 12,5 %. В то время как в российской экономике рост определяется индустриально - сырьевым добываю¬щим укладом, в развитых странах активно исполь¬зуются достижения пятого и прорабатываются на¬правления перехода к шестому (новейшему) техно¬логическому укладу. Анализ производства отече¬ственной промышленной продукции по видам сви¬детельствует, что в последние годы увеличивается выпуск продукции, фундаментально проработанной еще в начале прошлого века: грузовые и пассажир¬ские вагоны, электродвигатели, стальные трубы, ав¬томобильные шины, нефть, картон, бензин и т.д3. В группе потребительских товаров наблюдается рост выпуска бытовой техники (телевизоры, холодиль¬ники, стиральные машины). Однако она фактически не производится в России, а собирается из иностранных комплектующих. Кроме того, подавляющая часть этой техники давно устарела в развитых странах. В то же время основой американской эко¬номики являются высокотехнологичные индустри¬альные комплексы: электронной техники, ракетно-космической техники, ВПК, биотехнологий; япон¬ской — цифровые технологии. Интенсивно осваи¬вает собственное производство высоких технологий (начиная с микропроцессоров) Китай. Сравнительно низкий технологический уровень российской экономики обусловлен не только значи¬тельным объемом устаревших производственных фондов, но и недостаточным финансированием рос¬сийского инновационного сектора. В результате сни¬жается качество образования, происходит отток на¬учных работников за рубеж («утечка мозгов»), утрата целыми отраслями и секторами квалифицированных специалистов. Продолжается также старение науч¬ных и научно-технических кадров, углубляется раз¬рыв между начальной и конечной стадиями иннова¬ционного цикла. Кроме того, следует отметить на¬личие незагруженных производственных мощностей в высокотехнологичном комплексе (ВТК). Средне-годовые мощности в авиапроме используются — на 15 %, в промышленности средств связи — на 17,6 %, в ракетно-космической индустрии — на 21,3 %, в электронной промышленности — на 20,5 %. При со¬хранении данной тенденции технологическое отста¬вание России неизбежно возрастает. В структуре отечественного экспорта товаров и услуг на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10%, в то вре¬мя как сырьевые товары в среднем составляют око¬ло 80 %4. Российский импорт в основном состав-ляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Структура экспорта подтверждает низкий технико-экономический уровень отечественного производства, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций. Во мно¬гих странах основа экономического роста — это производство и экспорт высокотехнологичных и наукоемких продуктов. Так, свыше 50 % объема эк¬спорта Финляндии, Израиля и других развитых стран составляет наукоемкая продукция. В Индии свыше 10 % экспорта приходится на программное обеспечение. Абсолютные преимущества российской эконо¬мики не ограничиваются только богатыми запаса¬ми природных ресурсов. Следует отметить достаточ¬но высокий общий образовательный уровень насе¬ления. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологий, косми¬ческой техники и услуг; продукции ВПК. Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11%, пере¬работки ядерных отходов – 8-9 %, коммерческих космических запусков—11%. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической про¬мышленности, медицины, военной техники. В конце 2005 г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Venlures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирова¬ние ряда российских компаний. Иностранные ана¬литики считают, что Россия наравне с Индией и Китаем конкурентоспособна на инновационных рынках США и Европы. На конец 2007 г. инвести¬ции в российские технологии составили более 40 млн. дол., что более чем в три раза превышает по¬казатель 2003 г. Среди наиболее привле-кательных отраслей для венчурных инвестиций вы¬ступают следующие: программное обеспечение (17,8 млн. дол.), медицина и биотехнологии (10,4 млн. дол.), телекоммуникации (4 млн. дол.), элект¬роника (2,8 млн. дол.), Интернет (0,8 млн. дол.). Инновационную активность в российской эко¬номике, согласно исследованиям сотрудников Ин¬ститута статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, определяют три отрасли: металлур¬гия, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70 % инновационно активных предприятий). По словам главы Министерства образования и науки РФ Л. Фурсенко, к основным инновационным отраслям российской экономики относятся: биотехнологии, космические и атомные технологии, научное приборостроение, машино¬строение и энергетическое машиностроение. В целом в российской промышленности доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, составляла: в 2006 г. — менее 10 % (дан¬ные ВШЭ); в 1 -м полугодии 2008 г. — 48 %". Следует отметить, что «инновационные» предприятия отлича¬ют более высокие показатели производительности тру¬да, состояние портфеля заказов. Сравним с аналогич¬ным показателем в ЕС — 50 % и США — 70 %. Если рассмотреть потоки иностранных инвес¬тиций по отраслям экономики, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иност¬ранного финансирования. В 2007 г из всего объема производственных инвестиций наибольшая доля — 36,5 % (2,77 млрд. дол.) была направлена па разви¬тие ТЭК, наименьшая — в машиностроение и ме¬таллообработку (7,896 млрд. дол). В целом, иностранные ин¬вестиции как источник финансирования инноваци¬онной деятельности по-прежнему не имеют широ¬кого распространения на предприятиях обрабаты¬вающих отраслей промышленности. Рассмотренные характеристики инновацион¬ной деятельности в России представляют далеко не полный перечень существующих преимуществ и проблем на пути создания и развития эффектив¬ной национальной инновационной системы. ? Глава 2. Стратегические направления развития конкурентоспособной инновационной системы российской экономики. Инновационная система страны соответствует её уровню социально-экономического развития и обусловлена многими объективными предпосылками: наличие основных факторов производства, инфраструктура, политическая система, законодательство, уровень образования населения, степень открытости экономики, эффективность функционирования рыночных институтов и т.д. Исходя их этого НИС отдельных стран существенно отличаются друг от друга, что проявляется в выборе приоритетов и задач инновационного развития, механизмах взаимодействия частного и государственного сектора, значении крупного и ма¬лого бизнеса, соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, динами¬ке развития и отраслевой структуре инновацион¬ной деятельности. В общем случае можно выделить несколько основных моделей инновационных систем: • европейско-американская, основанная на преимущественном развитии и использовании собственного научно-технологического потенци¬ала для генерирования инновационного продукта; • японская, основанная на стратегии «ис¬пользования» зарубежного научно-технического потенциала, доработке новых знаний и внедрении нововведений в экономику; • для моделей инновационных систем новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (Юж¬ная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) характер¬ны следующие признаки: благоприятный инвести¬ционный климат; высокие темпы развития науки и инноваций, что обеспечивает потребности экспортноориентированных отраслей, производящих технически сложные товары (электронику и авто¬мобили); широкий доступ населения к различным формам образования. Несмотря на различия в моделях НИС, тем не менее, следует отметить, что объединяющей чертой для них выступает лидерство государства, определяющее и обеспечивающее три приоритета: развитие науки; развитие образования; развитие наукоемкого производства. Государство должно играть активную и прямую роль в поддержке фун¬даментальных исследований. В сфере прикладных исследований и разработок приоритет отдается частным компаниям. Анализ предпосылок и ограничений российс¬кой инновационной системы позволяет опреде¬лить следующие ее особенности: • значительное государственное финансиро¬вание; • либерализация внешнеэкономических связей (в том числе перспектива вступления России в ВТО); • отсутствие развитой производственной базы; • высокая инвестиционная привлекатель¬ность России для иностранных компаний наряду с отсутствием эффективных механизмов привлече¬ния в значительных масштабах прямых иностран¬ных инвестиций.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Инновационный менеджмент, 14 страниц
250 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 15 страниц
250 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 18 страниц
250 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 14 страниц
200 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 21 страница
250 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 14 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg