Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

irina_krut2020 825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Цель исследования: реализовать, обосновать и экспериментально проверить условия педагогического сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу психолого-педагогическую по проблеме исследования. 2 Реализовать, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста. Предмет исследования: использования и влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста. Гипотеза исследования: использования и влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста будет результативнее, если: проводить работу на диагностической основе; реализуется и разработана в ДОО дополнительная программа общеразвивающая для детей раннего возраста «Веселые фигурки». Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.
Введение

Дошкольный возраст - это время познания активного окружающего мира. Встав на ноги, малыш делает открытия. Начинает знакомиться с предметами, находящиеся на улице, в комнате. Действуя с разнообразными предметами, прислушиваясь к издаваемым звукам, рассматривая их, познает их качества свойства. Воспитания детей раннего возраста важным компонентом обучения является сенсорное развитие способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой воспитания сенсорного рпзвития, разработанной Л.А. Венгером, М. Монтессори, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования о важнейших свойствах предметов представлений, величине, их форме, цвете, запахе и вкусе, а также положение в пространстве. Сенсорный, опыт является чувственным источником познания мира. От того как ребенок мыслит, как он воспринимает мир осязательным путем видит, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего всестороннего воспитания дошкольника и нервно-психического развития. Чем меньше ребенок, в его жизни чувственный опыт имеет больше значения. Ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль на этапе раннего возраста. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий формы и цвета предметов по обследованию величины, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но исследования многочисленные педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неточный, неполный, нецеленаправленный и фрагментарный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, характеристика запахов, величина, структура поверхности, звуков и др.). Значение у ребенка сенсорного развития для его будущей жизни выдвигает перед практикой и теорией дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных методов и средств сенсорного воспитания в детском саду. Таким образом выбор темы исследования выпал на: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста».
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития сенсорных представлений у детей раннего возраста. 1.1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1.2. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста. 1.3. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста Глава 2 Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр 2.1. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО 2.2. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста Заключение Список литературы и других используемых источников Приложение
Список литературы

1.Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста[Текст]/ З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207с. 2.Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]/А.К. Бондаренко- М.: Просвящение,2011.-160 c;197с. 3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвящение, 2016г.- 143стр. 4.Венгер,Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада [Текст]/Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000г.-267с. 5.Зворыгина, Е.В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания [Текст]/ Е.В. Зворыгина - Таллинн: 2008г.-285с. 6.Изгаршев, В. Они оставляют автографы в небе[Текст]/В. Изгаршев, А. Покровский, А. Тарасов - М.: Просвящение,2002г-240с. 7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.5-е издание [Текст]/С.А Козлова, Т.А Куликова- М.: Академия, 2004г.- 409с. 8.Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе/ Дошкольное воспитание [Текст]/Г. Любина, М.:, 2000г-№11. - 128с. 9.Михайленко, Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание [Текст]/Н. Михайленко, Н. Короткова 1989г.-№ 5.-156с. 10.Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни//Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С. 40-46. 11.Палагина, Н.Н. Развитие воображения ребенка в педагогике [Текст]/ Н.Н. Палагина // Вопр. психол.-2001г.-187с. 12. Палагина, Н.Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]/.Н.Н Палагина - М.: 2009г.-240с. 13.Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]/Э.Г. Пилюгина - М.: Просвящение,2013г.- 93стр. 14.Поддьякова, Н.Н. Изд- 2[Текст]/ Н.Н. Поддьякова, В.Н Аванесова- М.: Просвящение,2012г- 191 стр. 15.Психология и педагогика игры дошкольника[Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца, А. П. Усовой.- М., 2000.-112с. 16.Развитие общения у дошкольников [Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.- М., 2000г.-140с. 17.Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]/.Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой - М., 1993г.- 226с. 18.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова, Метод. Указание- М.: Просвещение, 2001, - 176с. 19.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/Метод.указание./ Под ред. Л.А. Венгер- М.: Просвящение, 1999г.- 145с. 20.Фридрих, Фребель Будем жить для своих детей [Текст]/ Л.В. Волубцева, - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001г.-128с. 21.Фролова, А.Н. Игры - занятия с малышами[Текст]/А.Н. Фролова, - К., Рад.школа, 1997г.-197с. 22.Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст]/-Г.А. Широкова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.- 251с. 23.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]/Д. Б. Эльконин - М., 2000г.-280с. 24.Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 « Воспитание в дошкольных учреждениях»[Текст]/ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, 2-е изд. испр.и доп., - М.: Просвещение, 2006г.-156с
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Особый период становления органов, функции мозга, систем - раннее детство. Самый благоприятный момент для сенсорного воспитания, формирование умственных способностей ребенка без которого невозможно нормальное это ранний возраст. Этот период важен для накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей, совершенствования деятельности органов чувств. Сенсорное развитие ребенка - это формирование представлений о внешних свойствах предметов развитие их восприятия: в их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития трудно переоценить в раннем и дошкольном возрасте. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накоплении представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Выдающиеся ученые в области педагогики дошкольной (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители русской дошкольной психологии и педагогики (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина Е.И. Тихеева, А.П. Усова, и др.) считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, [3]. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, в частности игрушек и предметов домашнего обихода, красок и других свойств предметов. Он знакомится с произведениями искусства - живописью, скульптурой музыкой. И конечно, каждый ребенок, даже без воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит, без разумного педагогического руководства взрослых стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь-то и появляется сенсорное воспитание - планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой и последовательное развитие [22,4]. По словам В.С. Мухиной и Л.А. Венгера сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, развитие у него сложных мыслительных и сенсорных процессов совершенствование его чувственного познания окружающего мира. Все это определяет уровень развития культуры ребенка [3,17]. В раннем возрасте, у ребенка, если созданы все необходимые условия, наблюдается уровень развития восприятия, интенсивное развитие сенсорных способностей. Восприятие предметов является доминирующим в сенсорном развитии. Знакомство с предметами, приводит к возникновению образов восприятия и их свойствам. В начале второго года жизни осмысленность восприятия и точность невелики. Ребенок, действуя с предметами, ориентируется на бросающиеся в глаза признаки, отдельные, а не на сочетание сенсорных характеристик (называет «киской» и пушистый воротник, и меховую шапку т.п.). Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, в частности игрушек и предметов домашнего обихода, красок и других свойств, предметов. Но если усвоение происходит без разумного педагогического руководства взрослых, стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь-то на помощь приходит сенсорное воспитание. По словам Л. А. Венгера в сенсорном воспитании, большое значение имеет формирование представление у детей о сенсорных эталонах - общепринятых внешних свойств предметов («сенсорные эталоны» термин был предложен А.В. Запорожцем)[15]. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра, цвета и их оттенки по насыщенности и светлоте, в качестве эталонов формы - величины, геометрические фигуры, - метрическая система мер В содержании ознакомления детей должно быть включено, прежде всего, формы, выделение цвета, величины как особых свойств без которого не могут быть сформированы полноценные представления о предметах. Выделение вначале свойств, идет посредством соотнесения предметов между собой, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, [14,14]. В раннем детстве ведущей является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания именно в этот вид деятельности целесообразно включать, где формы и величины объектов, учет цвета, является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве действий могут выступать две группы раскладывание предметов втыкание грибков - втулочек в отверстие доски, размещение вкладок в гнезда, (указанные виды действий описаны в работах Е.И. Радиной)[14,15]. Н.Н. Поддьяков указывал, что при решении сенсорных заданий важным обучением детей оказывается сопоставления объектов, например прикладывания друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание при распознавании цвета вплотную. Преобразуюсь, эти ориентировочные действия внешние приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам и формам [7,16]. Задачей основной сенсорного воспитания, по мнению Л.А. Венгера, является то, что дети должны научиться выделять, форму величину и цвет, накапливать представления об основных разновидностях цвета как особые признаки предметов, формы и об отношении между предметами по величине, цвету и форме.[3,17]. В этом возрасте формируются сенсорные эталоны у детей: устойчивые, закрепленные в речи представления о геометрических фигурах, цветах и отношению между несколькими предметами по величине. Позднее рекомендуют знакомить детей с вариантами геометрических фигур, с оттенками цветов, и с отношениями по величине, состоящего из большего количества предметов, возникающих между элементами ряда. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по последовательному осмотру и описанию формы, цвету и форме вокруг образцов - эталонов, выполнение сложных глазомерных действий. Наконец, задачей, в качестве особой, выступает необходимость развивать аналитическое восприятие у детей. Особенностью основного сенсорного развития детей раннего возраста является сравнивания, освоение приемов прикладывания, сопоставления формы, цвета и величины[7,18]. А.П. Усова указывала, что в раннем возрасте развитие восприятий и ощущений происходит очень интенсивно. Правильное представление о предметах формируется легче в процессе их непосредственного восприятия, как слухового, так и зрительного, осязательного в процессе различного взаимодействия с этими предметами. Развитие процессов восприятия у детей ощущения, значительно обгоняет развитие мышления, поэтому в обучении дошкольников используется широко принцип наглядности[17,25]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается, к тем или иным воздействиям наиболее чувствителен. Каждая возрастная ступень для дальнейшего нервно-психологического развития становиться благоприятной для всестороннего воспитания дошкольника: чем меньше ребенок, в его жизни большее значение имеет чувствительный опыт, являющийся основой сенсорного развития. Таким образом, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы полно и точно, научить детей расчленено, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (величину цвет, форму, т. д.). Сенсорное воспитание, служит основой познания мира, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью является чувственный опыт. Успешность физического, умственного, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, в значительной степени то есть того насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. 1.2. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста. Исследования восприятия дошкольников, проводившиеся А.В. Запорожцем и его последователями А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым показали, что сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая является одним из условий сенсорного развития детей [3,12]. Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды. Особую роль предметной среды в становления личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, Р.Б. Стеркина, Г.Н. Пантелеева, Рауцкая, А.В. Петровский. В.С. Мухина и др.[8]. Широкова Г.А. указала, что вопрос оснащения развивающей среды в группах раннего дошкольного возраста рассмотрен недостаточным образом. Практика последних лет со всей очевидностью показала, особую значимость для детей раннего возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: мебель, оборудование, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В разнообразной предметной среде ребёнок не только познаёт свойства, назначение тех или иных предметов, качества, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, радуется им, ждет их. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, овладевает определенными знаниями, что ему показывают. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о свойствах, внешнем виде, таких, как цвет, форма, величина, качество материала, вес, и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. По Г.А. Широковой условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность в сенсорном развитии детей раннего возраста являются: • создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру; • систематизация дидактических игр в планировании; • индивидуально дифференцированный подход; • формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие[22]. Результативностью работы являются повышение уровня развития сенсорного воспитания детей, формирование положительно - эмоционального настроя, умение общаться со сверстниками и взрослыми, различать основные геометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра. Специально созданные условия - в процессе проведения занятий и в повседневной жизни - позволяют обеспечить накопление разнообразных слуховых, зрительных, осязательных впечатлений. Также формировать элементарные представления об основных формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал,), разновидностях величины (маленький - большой), цвета (синий, красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, фиолетовый, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на форму, цвет, звуки, величину, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия[13,18]. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, пропорциями предметов, цветом, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки эмоциональной отзывчивости, в бесконечно меняющимся окружении, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о квадрате, прямоугольнике, круге, овале, и треугольнике, хотя они их различают уже впервые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «стены» и т.д.[22,26]. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «разные», «такой», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам[22]. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и жёлтый, оранжевый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность[16,22]. Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В течение второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной формы, величины, цвета. Он подолгу манипулирует ими, ощупывает, рассматривает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира[17,21]. Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе [17,24]. В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о форме, цвете, фактуре, величине, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению - вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: Дети успешно выделяют и учитывают величину, форму, цвет, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Целью нашей работы в этом направлении было - создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста в повседневной жизни. Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач: 1. Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения, цвета, формы и величины предметов. 2. Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами. 3. Формирование у детей умения называть свойства предметов. 4. Работа строилась по трем направлениям: 5. Воспитательно-образовательная работа с детьми; 6. Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды; 7. Организация взаимодействия с родителями. На втором году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку, достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид деятельности. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для развития нормального общего физического и психического развития ребенка. На 2-3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о форме, величине, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, в которые я вношу те цели, через игровые ситуации, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их форме, размеру, цвету, определяют последовательность, расположению в пространстве, и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни. Таким образом, создавая специальные условий в воспитательно-образовательном процессе мы обеспечиваем накопление детьми разнообразных зрительных, осязательных впечатлений, слуховых. И за счет этих условий у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия, что облегчает дальнейшее обучение детей. 1.3. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста Дидактическая игра является одним из важных средств сенсорного развития. По мнению ряда авторов, обучающие игры, основная особенность дидактических игр определена их названием. Они способствуют развитию интеллектуальных операций, познавательной деятельности, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, в игре а возможность проявить активность, добиться результата, выполнить игровое действие, выиграть. Однако если участник не овладеет знаниями игры, он не сможет успешно выполнить игровые действия: умственные операции, которые определены обучающей задачей. Отличительная особенность дидактических игр является возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - [2,5]. Дидактическую игру создала народная мудрость, наиболее подходящей формой обучения, которой является для маленького ребенка. Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, широко сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах педагогов и многих ученых. Одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания является автор Фридрих Фребель был убежден, что не в учении в обыкновенном смысле этого слова задача первоначального образования, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными материалами, игрушками (кубиками, мячом, цилиндрами, шарами, и прочим). Обязательным элементом дидактических игр были написанные Фребелем, песни, стихи, рифмованные сказки. [20,21]. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е. И. Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно - образовательной работы с детьми наряду беседой, с чтением, пением, рисованием, трудом, гимнастикой. Обучающие задачи выходят за рамки в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх упражнения внешних чувств, ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение,), совершенствование речи (описание предметов, обогащение словаря, составление загадок), развитие умения ориентироваться времени, в расстоянии, пространстве. Решение этих задач (развитие внимания, памяти, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр арсенала дидактических материалов, расширения. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством социальных связей, мира природы, рукотворных предметов. Тихеева разработала настольные печатные игры, дидактические материалы, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей полно и точно расчленено воспринимать предметов, их разнообразные свойства и отношения (величина, цвет, расположение в пространстве, форма,)[3,15] . В последнее время поиски ученых О.М. Дьяченко, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и другие идут в создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, переносом сформированных умственных действий на новое содержание, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи [1,14]. «В дидактической игре, - указывала З.М. Богуславская, проявляются особенности этой деятельности - формируется познавательная деятельность ребенка. В игре ребенок развивается физически, приучает наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей»[1,19]. А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: настольные печатные игры; словесные игры, игры с предметами (игрушками, природным материалом); В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы орудия труда, обихода), объекты природы (фрукты, овощи, листья, шишки, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции, расширять и уточнять знания детей, (синтез, анализ, различение, сравнение, классификация, обобщение,) совершенствовать речь (умение называть предметы, их качества, действия с ними, назначение; описывать предметы, отгадывать загадки, составлять и правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность памяти, поведения, внимания[2,17]. А.П. Усова, А.В. Запорожец, указывали, что среди игр с предметами особое место занимают игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин»[17]. Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»). Для развития координации мелких движений и зрительного контроля в рамках непосредственно образовательной деятельности организуются игры с кеглями, бирюльками, настольным бильярдом, бильбоке. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Игры с природным материалом (листья, семена растений, камешки, разнообразные цветы, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, классификация, синтез,). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: кустарниками, листьями, деревьями, цветами, семенами[2,13] . В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены форма, цвет, величина, назначение, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания об их характерных свойствах и признаках о материале, из которого сделаны игрушки. Настольно-печатные игры разнообразны по обучающим задачам, содержанию, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей систематизировать знания, об окружающем мире, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: лото, парные картинки, лабиринты, домино, кубики, разрезные картинки, паззлы. Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс работы воображения, осмысления. В настоящее время популярны паззлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, сценок из мультфильмов, замков). Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Н.Н. Палагина указывала, что дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как игровую деятельность и форму обучения одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры: игровая задача; дидактическая задача; правила игры; игровые действия; результат (подведение итогов)[10]. Дидактическая задача по Н.Н. Палагиной определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность[12]. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg