Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Особенности налогообложения доходов граждан в РФ и странах Скандинавии

irina_krut2020 672 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Целью данной работы является анализ особенностей налогообложения доходов физических лиц в России и странах Скандинавии. Таким образом, к основным задачам работы следует отнести следующие: ? исследование фискального и регулирующего значения НДФЛ в РФ, его элементов; ? анализ российской судебной практики по вопросам исчисления и уплаты НДФЛ; ? сравнительный анализ налогообложения доходов граждан в России и странах Скандинавии; ? определение возможностей применения зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц в России. Объект исследования налог на доходы физических лиц в РФ и странах Скандинавии Предметом исследования является система налогообложения доходов физических лиц в России и странах Скандинавии. Информационной базой исследования послужил Налоговый кодекс РФ, методические и справочные материалы, информация из специальных и периодических изданий, публикации отечественных авторов, ресурсы интернет. Методы исследования – аналитический, абстрактно – логический, сравнительный. Теоретические выводы и положения могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекций по налоговым дисциплинам в высших учебных заведениях. Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности налогообложения доходов граждан в РФ с применением зарубежного опыта. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав. В первой главе работы обозначены теоретические основы налогообложения физических лиц в РФ. Вторая глава работы содержит детальный сравнительный анализ механизма налогообложения доходов физических лиц в РФ и странах Скандинавии.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законов. Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, которое порождает спад производства в целом, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов, что приводит к нарушению целостности системы налогообложения. В это же время высокий дефицит государственного бюджета требует постоянного пополнения доходной части бюджета путем увеличения налоговых поступлений. Данная ситуация присуща современной действительности в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений. Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. В связи с чем, тема проблем применения НДФЛ и возможных путей их решения все чаще становится предметом дискуссий и споров. В большинстве европейских стран налогообложение физических лиц основано на сокращении неравенства доходов населения, воздействии на демографические показатели страны. Поэтому целесообразно изучить зарубежный опыт налогообложения физических лиц, с последующей проекцией на налоговый механизм, действующий в Российской Федерации. При этом важно учесть его особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими факторами. Для написания данной работы были использованы материалы отечественных экономистов, среди которых: Абрамов М.Д., Изотова О.И., Кашин В.А., Комиссаров Л.В., Рогова К.В и пр.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………..6 1.1 Фискальное и регулирующее значение НДФЛ, его элементы………6 1.2. Налоговый контроль по налогу на доходы физических лиц………. 1.3. Судебная практика по вопросам исчисления и уплаты НДФЛ в РФ…………………………………………………………………………………25 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И СТРАНАХ СКАНДИНАВИИ ……...…34 2.1 Сравнительная характеристика налога на доходы физических лиц в России и странах Скандинавии по элементам налогообложения ……….…..34 2.2 Анализ возможностей применения зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц в России………………………...48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….…52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…56
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5.08. 2000 г. № 117-ФЗ (последняя редакция от 23.04.2018 г.) 3. Изотова О.И. Налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах. Перспективы применения в России/ О.И. Изотова, 2011. 4. Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции // Налоги и налогообложение. 2013. №12. C. 48-52. 5. Комиссаров Л.В., Рогова К.В. Прогрессивная шкала подоходного налога в России и зарубежных странах // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35) 6. Налоговые Системы Скандинавских стран. Режим доступа: http://www.k-press.ru/trade/1998/2/kap_str/kap_str.asp - 10 марта 2018. 7. Налоги в Швеции и перспективы развития бизнеса. Режим доступа: http://visasam.ru/emigration/europe-emigration/nalogi-i-biznes-v-shvecii.html - 10 марта 2018. 8. Налогообложение физических лиц в Финляндии. Режим доступа: http://www.finma.ru/info/5729/ - 13 марта 2018. 9. Налогообложение физических лиц в Швеции. Режим доступа: http://www.roche-duffay.ru/articles/sweden_taxation.htm - 17 марта 2018. 10. Налогообложение в Финляндии. Режим доступа: https://www.infopankki.fi/ru/living-in-finland/work-and-enterprise/taxation - 16 мартя 2018. 11. Подоходный налог в США и других странах мира. Режим доступа http://nalognalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/kakoj_podohodnyj_nalog_v_ssha_i_drugih_stranah_mira - 9 марта 2018. 12. Налогообложение в зарубежных странах. Налоги в Дании. Режим доступа: https://prifinance.com/nalogooblozhenie/nalogi-v-danii/ - 9 марта 2018. 13. Налоги в Дании — подоходный, недвижимость, НДС и другие. Режим доступа: http://vne-berega.ru/articles/biznes-za-graniczej/nalogi-v-danii.html - 5 марта 2018. 14. Налоговые системы зарубежных стран. Режим доступа: https://gsl.org/ru/taxes/tax-zones/ - 11 марта 2018. 15. Налоги в Норвегии. Режим доступа: https://noradvice.ee/ru/ - 6 марта 2018. 16. Про Норвегию. Налоги в Норвегии. Режим доступа: http://www.pronorge.com/node/27 - 6 марта 2018. 17. Вся Норвегия на русском. Налоги в Норвегии Режим доступа: http://www.norge.ru/nalogy/ - 9 марта 2018. 18. Положительная судебная практика по НДФЛ для работодателей. Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/351103-qqkp-16-m8-22-08-2016-polojitelnaya-sudebnaya-praktika-po-ndfl-dlya-rabotodateley - 4 марта 2018. 19. Верховный суд рассмотрел 19 спорных вопросов по налогу на доходы физических лиц. Режим доступа: http://slob-expert.ru/nalogi/ndfl/verxovnyj-sud-rassmotrel-19-spornyx-voprosov-po-ndfl/ - 7 марта 2018. 20. Ответственность налогового агента по налогу на доходы физических лиц. Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-po-ndfl - 11 марта 2018. 21. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ - 11 марта 2018. 22. История развития подоходного налогообложения в России. Режим доступа: http://naukaplus.ru/archive/uploads/pages/2016_11/03.pdf - 5 марта 2018. 23. Официальный сайт ФНС РФ. НДФЛ. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/ - 6 марта 2018. 24. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц в России на основе зарубежного опыта. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/227/6627 - 18 марта 2018. 25. Налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах: перспективы применения в России. Режим доступа: http://docplayer.ru/34041010-Nalogooblozhenie-fizicheskih-lic-v-zarubezhnyh-stranah-perspektivy-primeneniya-v-rossii.html -18 марта 2018.
Отрывок из работы

1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1. Фискальное и регулирующее значение НДФЛ, его элементы Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически активного населения является налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, - поступает в региональные и местные бюджеты. Его значимость весьма велика для консолидированного бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ. Налог на доходы физических лиц в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. История становления налога на доходы физических лиц в России начинает свой отсчет с 11 февраля 1812 года. Именно тогда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов (табл. 1.1) [22]. Табл. 1.1 История становления подоходного налога в РФ № п/п Значимое событие в процессе становления налога Плательщики налога и особенности уплаты 1. 11.02.1812 г. принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов» Манифестом был введен временный сбор с помещичьих доходов. Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. При этом каждый сам определял уровень своего дохода, а со стороны государственных органов не было никакого контроля за правильностью исчисления дохода плательщиком [22]. 2. 06.04.1916 г. Николай II принял Закон (положение) «О государственном подоходном налоге» Субъектами обложения являлись как физические, так и юридические лица. Причем в числе первых были как российские, так и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года. Подоходный налог имел прогрессивную шкалу, состоящую из нескольких десятков разрядов, для каждого из которых устанавливался свой размер дохода и размер платежа. В пересчете на проценты ставки составляли от 7% до 12%. Для плательщиков с невысоким уровнем доходов были предусмотрены льготы при наличии иждивенцев свыше двух или по болезни [22]. 3. Временное правительство 12.06.1917 г. приняло Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога» Постановлением были изменены основания для взимания налога, и увеличен до 1 000 рублей необлагаемый минимум. Низшая ставка налога составляла 1%, а высшая – 33%. А доход, превышавший 400 тысяч рублей, облагался в размере 120 тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по 3 050 рублей на 3 каждые полные 10 тысяч рублей сверх 400 тысяч рублей [22]. 4. Вслед к вышеуказанному документу, 12.06.1917 г. было принято Постановление «Об установлении единовременного налога». В сущности это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания. Единовременным налогом должны были облагаться плательщики, имевшие годовой доход свыше 10 000 руб., предельная же ставка такого подоходного налога была поднята до 30,5%[22]. 5. Одним из ключевых моментов в «карьерном росте» налога на доходы физических лиц было издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 г. «О подоходном налоге с населения», действовавшего затем в течение многих лет. Налогом облагались рабочие и служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие с/х участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и др. граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков. Они состояли из твердой суммы и процента от превышения установленного размера [22]. ? 6. Очередной виток в истории НДФЛ связан с изданием Закона РСФСР от 07.12.1991 №1998-1 «О подоходном налоге» Основная отличительная черта этого Закона – это переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок. Плательщиками налога признавались граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР [22]. 7. Принятие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ и введение ее в действие с 1.01.2001 г. ознаменовало новый, современный этап в развитии налогообложения доходов физических лиц в России. Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института «резидентства». Под налоговыми резидентами РФ понимаются ФЛ (в том числе и иностранцы), которые находились на территории страны не менее 183 дней за 12 предшествующих месяцев [2]. Введение подоходного налога обусловлено причинами, которые по-разному проявлялись в различных странах, но могут быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами перестала покрываться налогами, размер которых зачастую не соответствовал истиной платежеспособности граждан. Идея подоходного налога – обеспечение налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика. Роль налогов, а в частности, НДФЛ в большей степени проявляется через их функции. Функции определяют значение данного налога как экономической категории. Наиболее реализуемой функцией НДФЛ выступает фискальная функция, с помощью которой происходит финансирование доходами граждан армии, государственного аппарата, а также той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они малы для обеспечения нормального уровня развития: театры, музеи, фундаментальная наука, некоторые учебные заведения. Доля НДФЛ в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ составляет 18,7% и уступает по собираемости лишь налогу на добычу полезных ископаемых (23,8%) (рис. 1.1). Рис. 1.1. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2017 г., % Поступления налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2015-2017 гг., млн. руб. Динамика поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ в 2016-2017 гг. представлена в табл. 2.2 [21]. Таблица 2.2 Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017 гг., млрд. руб. Виды налогов млрд. руб. 2016 2017 темп, % НДПИ 2 929,4 4 130,4 141,0 Налог на прибыль 2 770,2 3 290,0 118,8 НДФЛ 3 017,3 3 251,1 107,7 НДС 2 657,4 3 069,9 115,5 Акцизы 1 293,9 1 521,3 117,6 Имущественные налоги 1 116,9 1 250,3 111,9 По данным таблицы можно сделать вывод, что в отчетном году поступления по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ увеличились на 7,7%. Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами [22]: ? во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России; ? во-вторых, развитым в нашей стране теневым (не официальным) трудоустройством и массовым уклонением от уплаты налогов. Следующей немаловажной функцией НДФЛ является регулирующая функция. Регулирующие значение налога – это вмешательство государства в налоговую систему с использованием таких инструментов как: налоговые ставки, льготы, реформирование налоговой системы в целом. Регулирующая функция налога также заключается в перераспределении денежных средств от высокообеспеченных налогоплательщиков к гражданам, нуждающимся в социальной помощи. Одним из принципов налогообложения в РФ является принцип законности, который означает, что налог считается установленным лишь в том случае, если для него определены налогоплательщики и элементы налогообложения (рис. 1.2) [2]. Рис. 1.2. Основные составляющие НДФЛ Рассмотрим каждый элемент подробно. 1. Плательщики НДФЛ Плательщиками НДФЛ являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы (ст. 207 НК РФ): ? лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев); ? лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределами РФ. 2. Объект налогообложения Следующим элементом налога на доходы физических лиц является собственно объект налогообложения (рис. 1.3). Рис. 1.3. Объект налогообложения НДФЛ в зависимости от категории налогоплательщиков По налогу на доходы физических лиц объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: ? от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; ? от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ. К «российским» доходам по НДФЛ относится заработная плата, вознаграждение за работы и услуги, выполненные в нашей стране, дивиденды и проценты, выданные российскими компаниями, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества, находящегося в РФ, и некоторые другие виды выплат. Список доходов от зарубежных источников напоминает перечень «отечественных» доходов. Он тоже является открытым и содержит пункт об «иных доходах». В соответствии со ст.217 НК РФ [2] не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ, в частности не облагаются данным налогом: ? доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет; ? доходы, полученные в порядке наследования; ? доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом РФ; ? иные доходы. 3. Налоговая база Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля. При определении налоговой базы по НДФЛ в нее должны включаться доходы, полученные налогоплательщиком и в денежной форме, и в натуральной форме, и в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ). Для разных видов доходов физических лиц в НК предусмотрены разные налоговые ставки. Поэтому по каждому «набору» доходов, в отношении которых действует своя ставка налога, налоговая база должна рассчитываться отдельно (п. 2 ст. 210 НК РФ) [2]. Доходы, не облагаемые НДФЛ, в налоговую базу не включаются (ст. 217 НК РФ) [2]. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов налогоплательщика окажется больше суммы, полученных им за тот же налоговый период доходов, то налоговая база признается равной нулю. И уплачивать налог в такой ситуации не нужно (п. 3 ст. 210 НК РФ) [2]. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются. Информацию об особенностях определения налоговой базы по различным видам доходов содержат ст. 211-215 Налогового кодекса РФ [2]. 4. Налоговый период Налоговый период по НДФЛ составляет календарный год (ст. 216 НК РФ) [2]. Иностранные граждане, прибывшие в РФ в безвизовом режиме и работающие на основании патента уплачивают НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда. 5. Налоговые ставки НК РФ по НДФЛ предусмотрено пять налоговых ставок. Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков (таб. 1.3). Табл. 1.3 Налоговые ставки по НДФЛ в РФ Ставка Доходы, в отношении которых действует ставка РЕЗИДЕНТЫ НЕРЕЗИДЕНТЫ 9 % ? дивиденды до 2015 года; ? % по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1.01.2007 г.; ? доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием. - 13 % Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13%. К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, дивиденды, а также некоторые иные доходы. ? Доходы иностранных работников высококвалифицированных специалистов; ? Доходы иностранцев, работающих у ФЛ на основании патента; ? Доходы участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей; ? Доходы беженцев; ? Доходы от трудовой деятельности членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ. 15 % - Дивиденды, полученные от российских организаций. 30 % Доходы по ЦБ (за исключением дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя или уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту. Все прочие доходы физических лиц – нерезидентов. 35 % ? стоимости любых выигрышей и призов, в части превышения установленных размеров; ? % по вкладам в банках в части превышения установленных размеров; ? суммы экономии на% при получении заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров. - 6. Порядок исчисления налога Исчисление налога производится в соответствии со ст.225-228 НК РФ. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Для расчета НДФЛ нужно определить налоговую базу (то есть сумму облагаемых налогом доходов) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. В результате получается сумма НДФЛ. Для выплат, облагаемых по ставке 13 %, база уменьшается на налоговые вычеты. В этом случае нужно просуммировать все налогооблагаемые доходы, вычесть налоговые вычеты, и полученную сумму умножить на 13 %. Для выплат, облагаемых по другим ставкам, налоговые вычеты не применяются. Здесь величина НДФЛ определяется прямым перемножением облагаемого дохода и ставки. В отношении доходов от долевого участия в организации (то есть, дивидендов, полученных налоговыми резидентами РФ) налоговые вычеты применять тоже нельзя (хотя ставка по ним 13%). Налоговым кодексом предусмотрено несколько групп налоговых вычетов: стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные, профессиональные, вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ЦБ и операций с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 218, 219, 220,221 НК РФ) [2]. По общему правилу налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются по окончании налогового периода (календарного года) налоговой инспекцией по месту жительства физического лица при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением к ней необходимого комплекта документов. Вместе с тем некоторые виды вычетов могут быть предоставлены и налоговым агентом, как правило, работодателем, при обращении к нему до окончания года (стандартные налоговые вычеты, имущественные). 7. Порядок и сроки уплаты налога, налоговая отчетность Уплата налога и отчетность регламентируются ст.228-230 НК РФ [2]. В большинстве случаев налогоплательщики - физические лица не занимаются исчислением и уплатой НДФЛ в бюджет - за них это делают налоговые агенты. Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке. Налоговые агенты должны раз в год не позднее 1 апреля сдать в инспекцию справки о доходах за прошедший налоговый период по форме 2-НДФЛ. Кроме того, начиная с 2016 года налоговые агенты обязаны представлять ежеквартальный расчет по форме 6-НДФЛ. В него включается обобщенная информация по всем физическим лицам, получившим доход от налогового агента. Расчет представляется в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами. Но в некоторых случаях физическим лицам необходимо самостоятельно рассчитывать сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет. Такие требования установлены ст.227 и 227.1 НК РФ и касаются прежде всего индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы от продажи имущества, доходы от источников за пределами РФ, доходы в виде разного рода выигрышей и т. д. Такие физические лица обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ путем подачи в налоговые органы по месту своего жительства налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), в которой и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Предприниматели и те, кто занимается частной практикой, три раза в год перечисляют авансовые платежи по НДФЛ. Первый раз — за январь-июнь не позднее 15 июля текущего года, второй раз — за июль-сентябрь не позднее 15 октября текущего года и третий раз — за октябрь-декабрь не позднее 15 января следующего года. Основанием для перечисления НДФЛ служит налоговое уведомление, присылаемое инспекцией. Сумму авансовых платежей налоговики рассчитывают сами на основании декларации, поданной предпринимателем. Итоговую сумму НДФЛ за налоговый период нужно перечислить по месту учета ИП не позднее 15 июля следующего года. Лица, которые самостоятельно исчисляют НДФЛ, но не занимаются предпринимательством или частной практикой (арендодатели, наследники авторских прав и т д.), не делают авансовых платежей. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Установлено две формы налоговых деклараций по НДФЛ для различных категорий налогоплательщиков. Налоговую декларацию о предполагаемом доходе физического лица (по форме 4-НДФЛ), утвержденной Приказом ФНС от 27.12.10 г. № ММВ-7-3/768 (в ред. Приказа ФНС от 14.11.2013 г. № ММВ-7-3/501) в налоговый необходимо предоставлять в следующих случаях (рис. 1.4). Рис. 1.4. Условия подачи декларации 4-НДФЛ Форма 4-НДФЛ является декларированием дохода, который планирует получить предприниматель в предстоящем отчетном периоде. На основе изложенных в отчете данных налоговые органы проводят расчет авансовых платежей, которые следует внести в течение года. Декларация о предполагаемом доходе сдается в ИФНС по месту жительства ИП. В случае непредставления или несвоевременного представления декларации по форме 4-НДФЛ, ни начисление штрафа за просрочку (п. 1 ст. 119 НК РФ), ни блокировка счета (п. 3 ст. 76 НК РФ) предпринимателю не грозят. Декларацию 3-НДФЛ по форме утвержденной Приказом ФНС России от 10.11.2011 г. № ММВ-7-3/760 сдают в налоговые органы следующие налогоплательщики, представленные на рис. 1.5. Рис. 1.5.Условия подачи декларации 3-НДФЛ Налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом РФ, в случае продажи принадлежащего ему имущества (например, квартиры), должен самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц к уплате по ставке 30 процентов и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Порядок представления декларации для нерезидента РФ будет зависеть от наличия у него места жительства (пребывания). Сроки сдачи 3-НДФЛ в зависимости от категории налогоплательщика указаны в табл. 1.4. Таблица 1.4 Сроки сдачи 3-НДФЛ Кто подаёт декларацию Варианты получения дохода Сроки подачи декларации Предприниматель на общей системе налогообложения По доходам, полученным от такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ) Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.1 ст. 229 НК РФ) Лица, занимающиеся частной практикой (в т.ч. нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты) По доходам, полученным от такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ) Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.1 ст. 229 НК РФ) Налогоплательщик, не являющийся индивидуальным предпринимателем По доходам, в отношении которых человек должен самостоятельно рассчитать и перечислить налог (п. 1 ст. 228 НК РФ) Не позднее 30 апреля года (п.1 ст. 229 НК РФ) По доходам, в отношении которых человек должен самостоятельно рассчитать и перечислить налог (п. 1 ст. 228 НК РФ). При условии что в декларации заявлены только вычеты. В любой момент после окончания календарного года (п.2 ст. 229 НК РФ) Иностранец, не являющийся индивидуальным предпринимателем, уезжающий за пределы России в течение календарного года По доходам, указанным в пункте 1 ст. 228 НК РФ. Не позднее чем за один месяц до выезда за пределы России (абз. 2 п. 3ст. 229 НК РФ). Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, НДФЛ - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога заключается в реализации им фискальной и регулирующей функций. Фискальная функция проявляется в использовании налога на доходы физических лиц как одного из источников средств для бюджета. Регулирующая функция проявляется в использовании государством налогового механизма НДФЛ для достижения желаемого экономического и/или социального эффекта НДФЛ имеет налоговую ставку 13%, налоговый период - календарный год, объектом налогообложения признаются доход налогоплательщика, за исключением налоговых вычетов и сумм, которые не относятся к доходам. Обязанность уплаты НДФЛ являются конституционно закрепленным обязательством. 1.2 Налоговый контроль по налогу на доходы физических лиц С целью осуществления налогового контроля налоговые органы проверят различного рода проверки [24]. Проверки бывают двух видов: выездные и камеральные. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных физическими лицами - деклараций о доходах и юридическими лицами - справок о доходах физического лица, расчетов по форме 6-НДФЛ [2]. Налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации [2]. Приказа (разрешения) руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется. Камеральная проверка деклараций о доходе физических лиц имеет свою специфику и проводится в два этапа. На первом этапе проверяется правильность заполнения налоговых деклараций, расчетов, применения ставок налогов. Проверке подвергается также обоснованность заявленных налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждающих документов [24]. На втором этапе производится сверка указанных в декларациях данных со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получает от работодателей и других источников выплат. В случае выявления камеральной налоговой проверкой ошибок в налоговой декларации (справках, расчетах) или противоречий, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления [2]. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ [2]. При камеральных проверках налоговые органы проводят большую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещению налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Именно камеральные налоговые проверки являются тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. Выездные проверки считаются наиболее результативными.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Налоги, 46 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Налоги, 34 страницы
150 руб.
Курсовая работа, Налоги, 25 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Налоги, 35 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg