Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Методика изучения имени существительного в современных вариативных УМК в контексте требований ФГОС НОО

irina_krut2020 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Объектом исследования является процесс изучение имен существительных в современных УМК в рамках реализации ФГОС НОО. Предмет исследования - методические приемы изучения имен существительных у младших школьников в современных УМК на уроках русского языка. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании изучения психологической и методической литературы, исследований в рамках реализации ФГОС НОО на уроках русского языка выявить методику изучения имен существительных в современных УМК. Гипотеза исследования состоит в том, что изучении темы «Имя существительное» будет более успешным, если применять разнообразные методические приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, мотивирующие их к самостоятельной работе. При ознакомлении с именами существительными по программе «Школа России» работа окажется наиболее эффективной, если учитывать неразрывный характер грамматических признаков и орфографических особенностей данной части речи. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить лингвистические основы методики изучения имени существительного в начальной школе. 3. Раскрыть методические основы изучения имени существительного в начальной школе. 4. Проанализировать программы и учебники по русскому языку из современных учебно-методических комплектов. 4. Провести опытную работу и выявить уровень сформированности знаний по имени существительному у младших школьников. 5. Организовать и проанализировать результаты работы по формированию знаний при изучении имени существительного у младших школьников на уроках русского языка. В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научных и методических источников, педагогическое наблюдение, беседа, классификация, обобщение, статистические методы анализа эмпирических данных. Теоретическая значимость результатов исследования определяется изучением и анализом условий, путей, средств и особенностей уровня сформированности знаний по теме "Имя существительное" у младших школьников. Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную методику в работе педагогов с детьми младшего школьного возраста на уроках русского языка. База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение (МКОУ) "Кондровская средняя общеобразовательная школа №3". Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка информационных источников и приложений.
Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что что внедрение функционально- смыслового подхода в практику преподавания начального курса морфологии меняет суть учебного процесса. Трудности, связанные с недостаточным развитием знаний и умений по морфологии, явились предпосылками для внедрения в процесс изучения русского языка в начальной школе системы специально подобранных упражнений, способствующих прочному усвоению материала младшими школьниками и разработанных на основе функционально – смыслового подхода к изучению частей речи. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. Как известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. В процессе изучения частей речи дети знакомятся с некоторыми их грамматическими формами, например родом, числом, падежом, временем, лицом, и вместе с тем с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры младших школьников. В начальных классах изучаются следующие части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Знакомство детей с частями речи начинается с изучения имени существительного. Тема «Имя существительное» достаточно разработана в русской лингвистике такими учеными как: Абакумов С.И., Бабайцева В.В., Виноградов В.В., Голанов И.Г., Максимов Л.Ю., Прокопович Н.И., Тихонов А.Н., Шанский Н.М., Шахматов А.А., и другие. Проблема исследования освещена и в психолого-педагогической и методической литературе известными психологами и методистами такими как: Богоявленский д.н., Рождественский Н.С., Жуйков С.Ф., Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Соловейчик М.С., Щербакова Н.А., Занков Л.В. и другие. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное и интеллектуальное и речевое развитие учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором значительное место занимает изучение темы «Имя существительное», так как это ведет к языковому и речевому развитию школьников. Работа над данной темой представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков имени существительного, который протекает с 1 по 4 класс.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..........................................6 1.1. Сущность и значение имени существительного как части речи................6 1.2. Особенности имени существительного и его роль в предложении..........10 1.3. Методика изучения имени существительного в начальной школе...........16 1.4. Анализ УМК по русскому языку для определения уровня изучения имени существительного..................................................................................................20 ГЛАВА 2. ОПЫТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ МКОУ "КСОШ №3").............................................................................................26 2.1. Диагностика уровня сформированности знаний об имени существительному у младших школьников......................................................26 2.2. Анализ результатов исследования по формированию знаний при изучении имени существительного у младших школьников............................31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................37 ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40
Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» 2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2020 годы" // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» 3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология./Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Артель, 2015. - 243 с. 4. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. /И.А. Алексеева. – Рн/Д.: Феникс, 2015. – 320 с. 5. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы)./Е.С. Антонова. – М.: Академия, 2010. – 448 с. 6. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности./А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2015. - 197 с. 7. Бабушкина, Т.В. Программа по русскому языку. / Т.В. Бабушкина, Л.Ф. Климанова. –М. : Просвещение, 2015. - 324 с. 8. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / под ред. Г.А. Золотовой. – М.: Рус. яз., 2017. – 720 с. 9. Выготский, Л.С.Вопросы детской психологии. /Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2018. - 224 с. 10. Вульфов, Б.З. Педагогика. /Б.З. Вульфов. - М.: Юрайт, 2015. - 430 с. 11. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 кл. в 2-х ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. - М.: Просещение, 2013.- 240 с. 12. Давывдов, В.В. Теория развивающего обучения. /В.В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 2016. – 544 с. 13. Еланская, З.А. Активизация познавательной деятельности// Начальная школа./З.А.Еланская. - 2015. - №6. - с. 52-54. 14. Желтовская, Л.Я. Программа по русскому языку. /Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. – М. : Астрель, 2016. 15. Канакина В.П..- Русский язык. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просещение, 2012.- 144 с. 16. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии./В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016. - 253 с. 17. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах./М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2018. – 464 с. 18. Львов, М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./М.Р. Львов. – М.: Академия, 2017. - 248с. 19. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2016. – 472 с. 20. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ сост. Т.П. Сальникова. -М.: Сфера, 2016. - 204 с. 21. Поздняков, Н.С. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для педагогических институтов. /Н.С. Поздняков. – М.: Академия, 2015. – 304 с. 22. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. /Т.Г. Рамзаева. - Волгоград: Учитель, 2016. – 280 с. 23. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык./Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М. – Рольф, 2001. – 448 с. 24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 715 с. 25. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.- М.: Просвещение, 2013. - 320 с. 26. Смирнов, Ю.Б. Имя существительное. Морфология современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации/ Ю.Б. Смирнов. – СПб.: Фокс, 2017. – 367с. 27. Современный русский язык. В трех частях. – Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение, 2002. – 256 с. 28. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб 29. . заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Академия, 2017. – 704 с. 30. Титов, В.А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. /В.А. Титов. – М.: Приор – Издат, 2018. – 174 с. 31. Ушинский, К.Д. Педагогика./К.Д. Ушинский. - М.: Юрайт, 2016. - 284 с. 32. Шуритенкова, В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс. - 2015. - № 13. – С. 16-
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Сущность и значение имени существительного как части речи В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией Ярцевой А.И. имя существительное определяется следующим образом: «Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения». В результате изучения раздела программы «Имя существительное» у учащихся развивается мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способностей, которые служат основным каналом социализации личности. Знакомство с именами существительными повышает уровень языкового развития школьников, воспитывает познавательный интерес к родному языку. У учащихся формируется положительная мотивация к обучению, они осознают себя носителем русского языка, закладываются основы нравственного сознания. При изучении данного раздела учащиеся приобретают систему знаний, необходимую для обучения в среднем звене. Они учатся вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Учащиеся познают азы работы с учебной и справочной литературой: толковым словарем, орфографическим, словарем синонимов и антонимов и другими. Знакомство с именем существительным происходит в 1 классе в период обучения грамоте. Оно состоит в том, что дети учатся различать предмет и слова как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (фрукты, овощи, рыбы, насекомые и другие). Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа. Существительные называют предметы в широком смысле, то есть не только конкретные предметы окружающей действительности, их совокупности или составные части, но и живых существ, а также действия и состояния в отвлечении от их производителей, свойства и количества в отвлечении от их носителей. «Предметность» как категориальное значение в грамматике понимается достаточно широко. Все то, что является отдельным объектом, предметом мысли или суждения, чему можно приписать различные признаки - качества, свойства, состояния, действия, с языковой точки зрения представляют собой предмет. Следовательно, значение предметности - это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным. Все изменяемые имена существительные в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение. Распределение имен существительных по основным субстантивным типам склонения зависит от родовой принадлежности существительного. Необходимо отметить, что школьная лингвистика почему-то игнорирует притяжательное и адъективное склонения существительных, что представляется совершенно неоправданным. Среди слов современного русского языка выделяют, прежде всего, два больших, количественно неоднородных разряда слов – слова самостоятельные (знаменательные) и слова служебные, отдельную группу составляют модальные слова, междометия и звукоподражания [6, с. 154]. Самая многочисленная группа слов в современном русском языке – это группа слов, относящаяся к имени существительному. Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и несловоизменяемых категориях рода и одушевленности – неодушевленности (рис. 1) [15, с. 32]. Рисунок 1 - Морфологические признаки имен существительных Имена существительные, как часть речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ и организмов, явлений объективной реальности, отвлеченных свойств и качеств, действий и состояний [6, с. 155]. Всем именам существительным свойственно отвлеченное грамматическое значение – значение предметности. Для обнаружения грамматического значения предметности, особенно в тех случаях, когда необходимо ограничить, на практике используется подстановка местоименных слов с обобщенно-предметным значением – кто или что [44, с. 248]. При чем в отличие от имен прилагательных, которые выражают свойства и качества не самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, имена существительные выражают отвлеченные свойства и качества (радость, доброта, внимательность), самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойствам присущи. Действие или состояние, в отличие от глаголов, в имени существительном выражено вне какой бы то ни было связи с производителем действия, вне времени протекания (питье, уборка, посев, езда), что не возможно при выражении действия или состояния глаголом, где, как правило, одним из условий является указание на время действия и на производителя действия [11, с. 155]. Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории существительных. Для русских существительных обычно выделяют три морфологические категории: род, число, падеж. В грамматических описаниях последних десятилетий в перечень морфологических категорий существительного обычно включаются и одушевленности – неодушевленности. Имена существительные могут быть названиями конкретных предметов, вещей (рука, лист, портфель, крыша), веществ (бензин, сливки, железо, сахар), живых существ и организмов (дедушка, котенок, бактерия), явлений объективной действительности (лето, молния, затмение,), отвлеченных свойств, качеств, черт характера (жалость, радость, белизна), действий (пение, плавание, прыжок), состояний (грусть, скука). Несмотря на семантическое разнообразие, всем именам существительным присуще общее, одинаковое для всех имен категориальное значение - предметное. При этом, в отличие от имен прилагательных, которые тоже выражают свойства и качества, но делают это не самостоятельно, а обозначают их именно как принадлежащие предмету или явлению, существительные выражают отвлеченные свойства и качества (веселье, надежность, ловкость) самостоятельно, вне какой-либо зависимости от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойства присущи. В отличие от глаголов, действие или состояние выражено в имени существительном вне связи с производителем действия и без характеристики времени его протекания (поездка, уборка), что невозможно при выражении действия или состояния личной формой глагола, когда одним из условий функционирования глагола в предложении является (исключения тут есть, но они крайне редки) указание на время действия и на производителя действия. Синтаксические функции имен существительных различны: они могут употребляться в роли любого члена предложения. Однако наиболее характерной для существительных является функция подлежащего и дополнения. Имена существительные могут определяться прилагательными, причастиями, местоимениями и порядковыми числительными, которые при этом согласуются с ними в роде, числе и падеже (большой стол, большие столы, о больших столах и т.д.; играющие дети, играющих детей и т.д.; наш дом, нашего дома; второй том и т.д.). Имена существительные могут входить и в сочетания с глаголом (послать брату, прекратить беготню), наречием (шашлык по-грузински), безлично-предикативным словом (жаль брата). Таким образом, изучение имен существительных в начальной школе носит комплексных характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части речи, ее признаков, а также на формирование правописание родовых и падежных окончаний. 1.2. Особенности имени существительного и его роль в предложении Имя существительное как часть речи является самостоятельной частью. В широком смысле все существительные называют предметы и отвечают на два вопроса: кто? что? Занимая свое место в предложении, они чаще всего выступают в качестве подлежащего, а также дополнения или обстоятельства. Имя существительное в русском языке имеет шесть категорий, каждая из которых разделяет все слова этой части речи по какому-либо конкретному признаку. Категория 1. Падеж имени существительного Первая категория существительных строится на противопоставлении падежей. Падежные формы помогают определить, каким образом существительное как часть речи относится к другим словам, обозначающим предметы, действия или признаки. Русский язык насчитывает шесть падежей, каждый из которых отвечает на свои вопросы. Для облегчения осознания смысловой нагрузки существительного используются вспомогательные слова. Вопросы для именительного падежа - кто? что? для родительного - нет кого? чего? для дательного - дать кому? чему? для винительного - винить кого? что? для творительного - гордиться кем? кем? для предложного - говорить о ком? о чем? Категория 2. Род имен существительных. Каждое имя существительное как часть речи можно отнести к одному из трех родов - к женскому, мужскому или среднему. Существительное относится к женскому роду, если к нему по смыслу подходят слова "она моя". Соответственно, к словам мужского рода - "он мой", а для среднего - "оно мое". Категория 3. Число имен существительных Все существительные в русском языке, кроме слов-исключений, можно поставить в две формы - во множественное или в единственное число. Эти формы можно отличить по окончаниям, в зависимости от которых меняется смысл слов. Категория 4. Имена существительные и склонение Имя существительное как часть речи изменяет свою форму по падежам и числам. В зависимости от особенностей изменения все слова этой части речи делятся на три группы-склонения. Первое склонение включает в себя названия предметов мужского и женского рода, окончания которых в именительном падеже заканчиваются на буквы -а, -я. Во втором склонении - слова мужского рода без окончания, а также существительные среднего рода. И наконец, третья группа склонения включает в себя предметы женского рода, в конце которых стоит мягкий знак. Помимо этих основных форм, существуют также и слова-исключения - это разносклоняемые и несклоняемые существительные. Категория 5. Разряды слов существительных Все слова этой части речи классифицируются на два разряда - нарицательные и собственные. К первой группе относятся однородные названия, процессы или состояния, а собственные существительные включают в себя названия единичных, уникальных предметов. Собственные слова - это имена, фамилии, названия и т. д. Категория 6. Одушевленность или неодушевленность существительных Каждое имя существительное как часть речи относится к группе одушевленных или неодушевленных названий. Первые из них отвечают на вопрос - кто?, а вторые на вопрос - что? Сопоставление ключевых категорий системы языка актуально в лингводидактических и контрастивных исследованиях. Имена существительные являются одним из важнейших разрядов слов во многих языках. Именем существительным называется «часть речи, характеризующаяся категориальным значением предметности, лексико-грамматической категорией рода, грамматическими категориями падежа и числа, синтаксическим употреблением в функции субъекта, объекта и предикативного члена и развитой системой словообразовательных моделей» [7, с. 465]. В русском языке существительное фактически может быть любым членом предложения: - подлежащее: Саша читает книгу. - сказуемое: Моя сестра — учитель. - определение: дом из кирпича. - дополнение: Саша читает книгу. - обстоятельство: Зимой березы таятся в хвойном лесу. В русском языке система морфологических категорий существительного включает род, число и падеж. Категория рода является главным средством выражения предметности. Она определяет важнейшие структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного согласуемыми прилагательными и глаголами. Во всех формах единственного числа существительное относится к одному роду. Существительное классифицируются по родам, но не изменяются: - женский род: сестра, традиция, тетрадь. - мужской род: стол, учитель, дядя. - средний род: яблоко, желе. В русском языке имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Существуют некоторые имена существительные, употребляются только в единственном (молоко, свежесть, Москва, бремя), или только во множественном числе (брюки, дрожжи, шахматы, заморозки, Афины). Падеж - грамматическая категория имени, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, признакам или процессам (действиям, состояниям) действительности и следовательно, устанавливающая отношение данного имени в данной категориальной форме падежа к другим членам предложения» [7, с. 305]. Существительные в русском языке склоняются, склонение выражается окончанием. Склонение - парадигма словоизменения существительных и других субстантивных слов по падежам, обычно как характеризирующаяся теми или другими специфическими флективными свойствами слов данного типа» [7, с. 416]. Парадигмы разных существительных различают по наборам окончаний, изменениям в основе и количеству членов в парадигме. Классификация типов парадигм может быть проведена и для устной и для письменной форм языка. Существительные делятся на три основных типа: субстантивное склонение - склонение собственно существительных; адъективное склонение - склонение существительных, представляющих собой субстантивированные прилагательные; смешанное склонение - склонение существительных, имеющих черты субстантивного и адъективного склонения [12, с. 149]. Русский язык - флективный, он имеет богатство морфологических изменений [21, с. 171]. В русском языке порядок слов свободный. Категория числа в русском языке проявляется в окончаниях слов. Изменение окончаний русских слов по падежам называется склонением. Основные особенности имен собственных в русском языке: - всегда пишутся с большой буквы; - имеют только одну форму числа; - имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский; - названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника». - имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имен собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда». По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории: 1. Одушевленные имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имен существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза. 2. Неодушевленные имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и другие. По значению существительные можно разделить на четыре вида: 1. Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др. 2. Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными. 3. Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными. 4. Абстрактные (отвлеченные) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье [30, с. 18] В предложении имя существительное может являться как главным, так и второстепенным членом. Так, морфологизованной формой выражения подлежащего является именительный падеж имени существительного: Лошади шли шагом и скоро стали. Существительным может выражаться именная часть составного глагольного сказуемого: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Именное сказуемое с нулевой связкой: Человек – кузнец своему счастью. Имя существительное в косвенных падежах может выступать в роли несогласованного определения: колесо велосипеда. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: река Волга, город-крепость. Имя существительное в косвенном падеже выступает в роли морфологизованного дополнения: выполнить задание, защитник свободы. Наряду с наречием имя существительное в косвенных падежах может являться в предложении обстоятельством: поехать на юг. Таким образом, имя существительное может выполнять функции практически любого члена предложения. 1.3. Методика изучения имени существительного в начальной школе Сложность изучения имени существительного состоит в том, что ребенок должен научиться анализировать его с научной (лингвистической) позиции [21, с. 103]. Следовательно, необходимо создать условия для активной познавательной деятельности младших школьников. Существуют основные задачи изучения имен существительных в 1–5 классах [5, с. 119]: - формирование грамматического понятия «имя существительное»; - овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные; - формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия; - ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце; - развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число; - выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных; - обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных,– ознакомление с существительными – синонимами и антонимами); - овладение умением выполнять морфологический разбор имен существительных. Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется большее внимания одной из задач [21, с. 137]. Сущность методики изучения имени существительного можно выразить так: системное поступательное концентрическое обучение по принципу постепенного усложнения материала и введения новых лингвистических понятий и категорий на каждом этапе обучения [26, с. 87]: - этап введения понятия «имя существительное», знакомство с основными грамматическими признаками данного языкового явления (обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?»); - ознакомление учащихся с собственными и нарицательными, с одушевленными и неодушевленными именами существительными; - изучение категории рода; - изучение категории числа; - изучение категории падежей; - изучение категории склонений. Лучшему усвоению категории рода имен существительных способствуют следующие методические приемы и упражнения: - образование пар имен существительных мужского и женского рода по типу хозяин-хозяйка, ткач- ткачиха, повар- повариха; - составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» (спелая земляника, зеленое яблоко, мощный дуб); - составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам; - составление предложений и небольших текстов на антонимической основе; -исследовательское задание: доказать, какого рода имена существительные: степь, Ваня, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота; - исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как? Для изучения числа имени существительных эффективными являются такие упражнения: - образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе; - образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, рисунки, сани (конфликтное слово) и пр.; - составление словосочетаний в единственном и во множественном числе: кирпичный дом- кирпичные дома, младший брат- младшие братья; - составление небольших предложений: Мальчик ловил рыбу в речке. - Мальчики ловили…; - построение предложений и фрагментов текста с использованием не только числа имени существительного, но и содержания, вызванного изменением числа: Мальчик принес двух окуньков.- Мальчики принесли целое ведро карасей; - исследовательские задания: подбор слов к именам существительным, которые не имеют единственного числа (например, сани, качели, каникулы), не имеют множественного (стужа, космос, радио) с обоснованием [17, с. 126]. Наиболее эффективными приемами изучения падежей имен существительных являются следующие: - склонение специально подобранных имен существительных разных типов в трех вариантах: - склоняется лишь само существительное; - склоняется в словосочетании или в небольшом предложении; - формы падежей вводятся в предложения и текст. Варианты предполагают также использование предлогов; - анализ падежных форм, встречающихся в тексте: составление алгоритмов, предписаний, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определении типа склонения; - толкование значений падежных форм в предложениях (доступные случаи); - составление предложений с заданной падежной формой; - упражнения в выделении падежных окончаний и в их проверке. Так же применяются исследовательские задания: - составление группы имен существительных, разных типов склонения; - составление таблицы окончаний разных типов склонения. - составление таблицы безударных окончаний в целях правописания, проверки безударных гласных; - нахождение способов определения падежа несклоняемых имен существительных в предложении (В зоопарке я видел детенышей кенгуру); - составление подобных заданий; выведение правила решения такой задачи; написание шутливого рассказа «Спор падежей» [8, с. 261]. Система изучения имен существительных в начальных классах строится следующим образом: В 1 классе у учащихся формируются грамматическое понятия «имя существительное»; умение различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без терминов); умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия; Во 2 классе знакомятся с родом имен существительных, употреблением ь в существительных женского рода с шипящими на конце; В 3 классе развивается умение изменять имена существительные по числам, распознавать число; В 4 классе вырабатывается навык правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, -ье, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом, перцем).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 27 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 42 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 40 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 43 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg