Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, СОЦИОЛОГИЯ

Социология в XXI веке: перспективы развития.

irina_krut2020 170 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 17 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Реферат на тему:"Социология в XXI веке: перспективы развития."
Введение

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время социологи начали активно заниматься. Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия - эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды. Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность. Перспективы развития социологии - актуальная тема, так как само слово «перспективы», означает нацеленнось на будущее, а вопросы будущего всегда актуальны. И цель курсовой показать значимость социологии.
Содержание

Введение 3 Объект современной социологии 4 Парадигмы социологической теории 5 Преобладающие тенденции 6 Постмодернизм как направление в социальной теории 7 Понятие постмодерна 8 Черты постмодерна 11 Прямая и обратная перспектива в социологии 12 Проблемы развития социологии в России 13 Заключение 17 Список использованных источников 18
Список литературы

1. Абушенко В. Л. Основания культурсоциологии. Минск: Беларусская наука, 2016. 2. Докторов Б.З. Современная российская социология. Т. 1. М.: Директ-Медиа, 2014. 3. Докторов Б.З. Современная российская социология. Т. 2. М.: Директ-Медиа, 2014. 4. Докторов Б.З. Современная российская социология. Т. 3. М.: Директ-Медиа, 2014. 5. Мельников Н.В. История социологии. Классический период. Новосибирск: НГТУ, 2015. 6. Осипова Н.В. Социология. МУИВ, 2015. 7. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. М. 2010. 8. Глазырин В. Социология. Учебник. М. 2014. 9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.:2006. 10. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие. М.:2012. 11. Каменская Е.Н. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. М.2007. 12. Кравченко А.И. История социология. В 2-х томах. М.: 2014. 13. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.: 2014. 14. Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. М. 15. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. 2009. 16. Социология. Учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. М.2012. 17. Фирсов Б.История советской социологии. 1950-1980-е годы.2012.
Отрывок из работы

Объект современной социологии Современная социология - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития. Социология изучает механизмы функционирования общества, взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Однако сегодня социология не изучает эти отношения в единстве. Она только декларирует подобное единство. Поэтому подобное единство является формальным. Сегодня человек и общество отделены друг от друга. Весы монады человека, социальных и других общественных групп и движений социума характеризуют целостную социальную парадигму. Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Объектами социологии являются: * глобальное мировое сообщество; * традиционное (национальное) общество; * микросообщество (социальная группа, семья и др.); * отдельная личность. В данном случае нас интересует понятие «Мировое сообщество» (международное сообщество) --термин, употребляемый для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь -- ООН, как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»). Совокупность государств и народов нашей планеты, представляющая собой противоречивый, но взаимозависимый, единый целостный мир; человечество.» (Толковый словарь обществоведческих терминов, автор -- Яценко Н. Е., СПб., 1999) Очевидно, что глобальное социологическое тождества будет характеризоваться весами рыночных отношений Здесь (Общество) + n это совокупность определенных стран и государств планеты, взаимосвязанных между собой гармоническими рыночными социальными отношениями, а (Общество)-n это одна отдельно взятая страна или государство из данного сообщества стран и государств. Используя эти весы, по образу и подобию, следует формировать рыночные социальные отношения и между подобными сообществами. Немаловажную роль в этих процессах должны играть (и будут играть!) принципы самоорганизации (Cамоорганизация): самодостаточность; саморегуляция; самовоспроизведение; саморазвитие; самонормируемость. К концу XX в., в связи с бурными изменениями в области средств коммуникации, в экономической, политической и духовной сферах, процессы интеграции человечества охватили всю планету. Стало правомерным говорить о новом, глобальном мировом сообществе, которое объединяют глобальные экономические, политические и социальные тенденции. Сегодня, в результате усиления отношений взаимозависимости, затронувших практически каждого человека, мир стал единой социальной системой. Глобальная система - это не просто среда, в условиях которой различные общества растут и видоизменяются. Социальные, политические и экономические связи пересекают границы государств и непосредственно влияют на судьбы живущих в них людей. Такую усилившуюся взаимозависимость мирового сообщества социологи обозначают универсальным термином «глобализация». Сущность глобализации заключается в том, что это объективный, естественный процесс интеграции человечества. Парадигмы социологической теории Рассмотрим основные парадигмы, в рамках которых формулируются современные социологические теории. Сегодня социологическое сообщество пришло к пониманию того, что выводить социологические парадигмы следует не из деклараций. Так, Алвин Гоулднер предлагает выводить основные парадигмы социологической теории из неявных, латентных допущений, которые часто даже сам социолог для себя не сформулировал. Однако на основе этих, не до конца им самим осознаваемых, допущений и строится весь его подход. Часто выделяет три ведущие современные социологические парадигмы: натуралистическую, интерпретирующую и оценивающую. Суть натуралистической парадигмы состоит в том, что социология должна строго следовать методологии и методике естественных наук. Строгая опора на объективные факты, и только факты, - зафиксированные, воспроизводимые, прогнозируемые, - это и есть идеал научного познания. Главным критерием научности здесь, в частности, выступает применение математических методов. Это - один из подходов, он сегодня является достаточно живым и широко используемым. Вторая парадигма - интерпретирующая социология. Эта социология утверждает, что процессы социального познания качественно отличаются от иных познавательных процессов. Это новое качество социальных процессов связано с их осознанием людьми, с переходом на уровень осмысления процессов и, соответственно, формулированием выводов об этих процессах. Понятно, что свое начало эта парадигма ведет от “понимающей социологии” М. Вебера., Наконец, существует и оценивающая социология. Действующий в ее рамках социолог пытается не только добыть истину, но и связать эту истину с целями деятельности. Задача этой деятельности - на основе знаний произвести какие-то благоприятные изменения в социальных процессах и явлениях. Понятно, что начало такому парадигматическому подходу положил К. Маркс с его знаменитым тезисом о том, что “философы различным образом объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его”. Здесь представлен значительный ряд теорий: и теория социологического воображения Ч. Райта Миллса, и социотроника А. Гоулднера, и особенно популярная в современной западной социологии концепция “открытого общества”, предложенная Карлом Поппером и Амитаем Этциони. Согласно Этциони, “открытое общество” - это общество, члены которого социально ответственны и контролируют социальные процессы на основе полного доступа к знанию, к информации, и на этой базе они принимают гласные решения. А “закрытое общество” - это то общество, где лишь имитируется доступ к информации, а также гласность принятия решений. Преобладающие тенденции Перейдем к рассмотрению наиболее характерных тенденций в современной теоретической социологии. Среди преобладающих тенденций в мировой теоретической социологии следует выделить, в частности, такие: Безусловно, зачастую в современных социологических теориях присутствует некоторый фатализм. Его можно обнаружить в постмодернизме, согласно которому общество становится все более неуправляемым, невозможно добиться перелома неблагоприятных, негативных тенденций, все идет неизвестно куда и неизвестно зачем. Следующая ярко выраженная тенденция - политизация социологии. Неожиданно политизированными оказываются очень многие области и исследования в социологии, даже, казалось бы, весьма далекие непосредственно от политической социологии. Это, в частности, особенно четко просматривалось на последнем, прошедшем в XX веке, Всемирном конгрессе Международного Института Социологии (Тель-Авив, июль 1999). Он весь был посвящен, по сути, политической тематике - на нем шел разговор о том, что в современном мире идет политизация всех социальных процессов. Еще одна тенденция - фракционализация социологических дисциплин, дробление предметных областей социологического анализа, доходящее иногда до совершенно ненужных частных деталей. Так, Эрвин Шойх ставит вопрос о том, что же качественно нового для социологии дало, скажем, выделение гендерной социологии из социологии семьи, какие новые открытия получены в результате этого. Сейчас появляется много дробных отраслей, которые под другими названиями дают то знание, которое в общем уже известно. Это мешает общему развитию социологии, потому что каждая институциализированная дисциплина начинает с того, что строит вокруг себя “забор”, прежде чем начать делать что-то конструктивное. Таким образом, она стремится оградить себя от внешнего давления. При этом большая часть сил как раз и уходит на построение этих институциональных “заборов” между внутридисциплинарными специализациями. Однако, несмотря на эту дифференциацию, происходит и расширение междисциплинарных подходов. Самое неожиданное сочетание сотрудничающих наук, самые необычные подходы дают достаточно интересный результат. Сегодня новые значительные достижения возникают именно на стыках наук. На еще одну тенденцию современной теоретической социологии указывает экс-президент Международного Института Социологии Э. Шойх. Он считает, что в настоящее время теория социологии колонизирована, захвачена микроэкономикой. Под флагом так называемого “рационального выбора” сегодня осуществляется попытка подменить собственно социологическую теорию некими микроэкономическими построениями. Наконец, несмотря ни на что, сегодня среди многих серьезных теоретиков наблюдается возрождающееся настоятельное стремление развивать “критическую теорию”. Если говорить точнее, идет поиск новой критической теории. В частности, в качестве одного из центральных вопросов повестки дня при проведении исследовательским комитетом по социологической теории МСА в августе-сентябре 2000 года в Кембридже Международной конференции по проблемам социологической теории обозначена проблематика новых стимулов для развития критической теории в наше время. Постмодернизм как направление в социальной теории В отечественной научной и научно-популярной литературе дискуссии о постмодернизме ведутся достаточно продолжительное время. При этом сам термин "постмодернизм" понимается широко: и как направление в художественной литературе и в искусстве XX в., и отчасти как новое веяние в социологии. Понятие постмодернизма (постсовременности) формируется в социологии с целью теоретического обобщения принципиальных и особых черт общества в отношении к теориям современности. В свою очередь понятие современности имеет несколько измерений. Современность как явление и понятие имеет длительную историю. В качестве термина современность является филологическим эквивалентом слова "модерн", которое появилось в V в. н.э. В дальнейшем отличительной чертой современных обществ становится их ориентация на новое во всех областях социальной жизни, в то время как основным определением традиционного общества было сохранить прежние материальные, поведенческие и духовные артефакты. Современное общество - это отношения, наблюдения над которыми послужили базисом теорий социального прогресса. Исторические границы эпохи современности простираются от Нового времени до наших дней. Идеологами и творцами теорий современности были социальные философы и ученые различных направлений. Так, позитивизм чудесным образом соединил научное мышление с современностью. Подобного рода сциентические, рационалистические, а затем и неомарксистские концепции находятся по ту сторону идеалистических и материалистических теорий современного общества. Даже концепции адаптирующей роли социальных конфликтов Р.Дарендорфа и Л.Козера и социальные революции в ряде стран не затронули существенным образом рационалистической природы теорий современности. Существует два достаточно определенных смысла постсовременности: онтологическое толкование предполагает особый тип социальной реальности или общества; методологическое понимание имеет ввиду особый стиль социального мышления, что соответствует понятию постмодерна. Ряд исследователей считают, что теоретическими корнями постмодернизма явились постструктурализм и деконструктивизм. [5] Российский исследователь постмодернизма как интеллектуального течения Илья Ильин считает, что он объединяет в себе несоединимое: “бессознательное стремление, пусть и в парадоксальной форме, к целостному и мировозренчески-эстетическому постижению жизни, - и ясное сознание изначальной фрагментарности, принципиально несинтезируемой раздробленности человеческого опыта конца ХХ столетия”. При всех вариациях в использовании данного понятия в социологии общим является согласие с тем, что в современном обществе начались серьезные, возможно фундаментальные, изменения, отличающиеся от изменений, свойственных предшествующим фазам развития современной эпохи. В основе социологических теорий лежит имплицитные представления о том, что существуют различные исторические фазы, что есть современная (modern) процедура, а также постмодерновая. Люди уже больше не верят в неотвратимость прогресса, в способность науки решить все проблемы, в совершенство человечества или же в возможность рациональной организации общества. Люди стали более пессимистичными относительно своего будущего и гораздо меньше склонны верить в то, что истина может быть найдена с помощью великих теорий или идеологий. Сейчас существует гораздо большее разнообразие теорий и большинство людей не склонно признавать, что одна совокупность идей является абсолютно истинной, а все другие - абсолютно ложными. Они не видят простых решений мировых проблем. Понятие постмодерна Французский теоретик Жан-Франсуа Лиотар утверждает, что постиндустриальное общество и постмодерная культура начали развиваться в конце 50-х годов, хотя темпы развития и достигнутый уровень серьезно разнятся в разных странах и внутри каждой страны. Лиотар полагал, что различия эти связаны с техникой, наукой и некоторыми социальными сдвигами, однако больше всего - с изменениями в языке. Ключевое понятие, введенное им, - это “языковые игры”. Он считал, что социальная жизнь организована вокруг этих языковых игр, служащих оправданию или же легитимизации поведения людей в обществе. Допущения, что нечто является правильным или истинным, - это и есть игры, где каждое утверждение является “ходом”, который может помочь участнику в его попытке выиграть игру, заставить принять именно его версию того, что является истинным или правильным. В до-индустриальных обществах, например в южноафриканском племени кашинахуа, нарратив, рассказ - устная передача историй, мифов, легенд, сказок - является главной языковой игрой. Рассказчик устанавливает свое право говорить и легитимность того, что он говорит, в соответствии с тем, кем он является. Он начинает свой рассказ, называя свое имя в племени кашинахуа, чтобы показать, что он подлинный, аутентичный член племени, которое и передало ему эту историю. Это является, таким образом, примером самолегитимизации: то, что он говорит, должно быть принято благодаря тому, кем он является. Нарративы помогают закрепить правила, на которых основан социальный порядок, они играют ключевую роль в социализации. С приходом эпохи Просвещения нарративы, языковые игры были массированно заменены научными “денотативными” играми. Ученый рассматривает нарратив как “принадлежащий к другому типу менталитета: дикарского, примитивного, неразвитого, отсталого, отчужденного, состоящего из мнений, обычаев, авторитетов, предрассудков, невежества, идеологии”. В денотативных языковых играх не имеет значения, кто говорит, суждения оцениваются в соответствии с тем, истинны они или ложны. Научные утверждения детально анализируются и “являются предметом аргументации либо доказательства” со стороны других участников игры. Доказательство и рациональный довод используются для установления того, принять или отвергнуть данное суждение. Однако, углубляя свой анализ, Лиотар утверждает, что наука не способна полностью избавиться от нарративного знания. Наука пытается удержать дистанцию между собой и социальными договоренностями для того, чтобы оставаться объективной. Однако это поднимает вопрос о целях науки. Как могут быть оправданы огромные вложения в науку, если она отделяет себя от жизни общества? В конечном счете наука основывается на “метанарративах”, которые и придают ей смысл. Они придают целевую осмысленность научному предприятию и чувство ориентированности на жизнь общества. Метанарративы, имеющие ключевое влияние на западную мысль со времен Французской революции вплоть до марксизма ХХ века, предполагают, что с помощью науки люди прогрессируют, побеждая невежество и угнетение. За наукой признается способность помочь человечеству покорить природу и стать более сознательным, глубже понимающим самого себя. В дополнение к этому знание считается изначальным благом для людей, позволяющим им реализовать свой потенциал. Лиотар считает, что метанарративы освобождения, эмансипации человечества, самореализации и социального прогресса были подорваны с пришествием постмодерного общества. Развивается “недоверие к метанарративам”. Люди уже больше не верят, что разум может победить суеверие, что человек может совершенствоваться, что политические изменения могут создать совершенное общество. Постмодерная эра характеризуется двумя основными чертами: Первое, она очевидно отказывается от поиска истины, поскольку денотативные языковые игры теряют уважение, респектабельность. Знание оказывается фрагментом множества различных языковых игр, специфичных для конкретных областей науки или социальной жизни, по мере того, как люди теряют веру в поиск одной великой истины, объединяющей и обосновывающей все знание. Второе, денотативные языковые игры заменяются техническими языковыми играми. В них суждения оцениваются не по тому, истинны ли они, а по тому, полезны ли они и эффективны. Акцент переносится с конечных целей человеческой деятельности на технические средства, с помощью которых может решаться большое разнообразие конкретных задач. В университетах, например, исследователя скорее могут спросить, в чем полезность его исследований, нежели - истинны ли выводы его исследований. Исследование начинает ориентироваться на производство знаний для того, что требует рынок. Лиотар уделил мало внимания объяснению того, как произошли эти изменения. Однако он придавал наибольшее значение технике. По его мнению, постмодернизм основан на “миниатюризации и коммерциализации” машин. Компьютерная технология стала главной “производительной силой”. Большинство научных достижений постмодернизма связаны с коммуникацией, языком и хранением информации. Знание, которое не может быть транслировано в форму, используемую компьютерами, скорее всего, потеряется, или же его не оценят. Во все большей степени экономическая деятельность сосредоточивается на информационных технологиях. Социальная жизнь во все большей степени становится предметом мониторинга и контроля с помощью компьютеризированной техники, а контроль над знанием становится главным источником власти. Знание не является уже самоцелью, но средством купли-продажи, вероятно, даже борьбы за него. Он предполагает, что будущие войны будут вызваны не спорами по поводу территории, но контролем над знаниями. По Лиотару постмодерное общество основано на производстве и обмене полезной информацией. Великие теории истины, справедливости и прогресса вышли из моды. Языковые игры сосредоточены скорее на том, являются ли вещи эффективными и поддающимися продаже, нежели на том, служат ли они какой-то конечной цели. Часто анализ Лиотара очень похож на марксистскую критику капитализма. На деле же он восхваляет последствия постмодернизма. Поиск истины в современном мышлении привел только “к такому большому количеству террора, которое мы можем иметь” (в качестве примера он приводит репрессии сталинских времен). Постмодернизм открывает возможности для толерантности и творческого разнообразия, при которых люди не становятся коррумпированными доктринальным метанарративом. Подобно работам большинства защитников постмодернизма, в трудах Лиотара можно встретить множество парадоксов. Нападая на “метанарративы”, сам Лиотар сделал множество всеобщих обобщений относительно направления развития человечества, а также множество моральных допущений и их желательность. Отвергая возможность объективного знания, он претендует на идентификацию и точное описание процесса развития ключевых сторон современных обществ. Доказательства, которые он использует для поддержки своих претензий, достаточно расплывчаты, содержат мало доводов, почему читатель должен предпочесть “языковые игры” Лиотара построениям любого другого социального теоретика. Выступая за торжество разнообразия, Лиотар завершает свои выводы похвалой языковым играм, проводимым в соответствии с единым набором правил, таких же, что и для технических языковых игр. Другим теоретиком постмодернизма является Жан Бодрийар. В своей работе “Симуляции” он доказывает, что претензия социологов на изучение собственного предмета - “социального” или “общества”, в противовес “политическому” или “экономическому” - в настоящее время уже не имеет смысла.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Социология, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 22 страницы
200 руб.
Реферат, Социология, 10 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg