Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Категория оценки в публицистическом тексте (на примере «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева)

bulakovp 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Исследование оценочных значений представляет особый интерес на современном этапе развития лингвистической науки. В данной работе мы сделали попытку выявить отдельные элементы оценочных структур. Так мы выяснили, что важнейшими компонентами оценки являются объект и субъект суждения.
Введение

Язык отражает мир с различных сторон. Прежде всего, в языке представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами, поступками, и их соотношения. В языке отражается также взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах, одним из которых является оценочный. Оценка – один из важнейших моментов в структуре отражательной деятельности сознания. Как отмечает М.В. Никитин, «по своему методу и уровню (характеру) знания мира наше мышление является по преимуществу оценочным, т.е. мыслительная деятельность в большей своей части совершается на уровне и в форме оценок. Способность к оценке определяет меру вписанности организма в среду обитания. Можно сказать, что способность к оценочной деятельности встроена в организм и встраивает его в мир органической частью» [Никитин, 2011: 12]. Для анализы мы выбрали «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. «Письма о добром и прекрасном» — это публицистические рассуждения автора о наиболее значимых сторонах человеческой жизни. Дидактический аспект для данного текста является очень важным, а потому предполагает оценку. Объект: оценка как языковое явление. Предмет исследования: языковые средства представления оценки в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. Цель работы - исследовать языковые средства выражения оценки в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие оценочная лексика в лингвистической литературе; 2) определить количественное соотношение лексических единиц с положительной и отрицательной оценкой в «Письмах о добром и прекрасном»; 3) проанализировать грамматическую принадлежность оценочных единиц; 4) проанализировать экспрессивно-стилистическую окраску выбранных нами примеров; 5) рассмотреть средства выражения эксплицитной и имплицитной оценки в тексте. При обработке материала использован описательно-аналитический метод исследования с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией и классификацией, а также компонентный анализ и метод контекстного анализа. Материал анализа - 20 писем. Новизна исследования - для анализа языковых единиц мы выбрали «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева, которые еще не были изучены в оценочном аспекте. Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы исследования при разработке уроков по теме «Лексика», элективных курсов по русскому языку и анализу публицистических текстов. Оценка изучается в разных областях знания философии, психологии, лингвистики. Исследованию языковой оценки посвящены работы многих лингвистов [Арутюнова 1988; Вольф 1979, 2006; Маркелов 1995, 1996; Телия 1986; Трипольская 1985, 1999, 2000 и др.]. Изучаются вопросы формирования оценочного значения на разных языковых уровнях (морфологическом, лексическом, синтаксическом), функционирование оценочных единиц в тексте и дискурсе, ведется поиск связей языковой оценки и различных характеристик личности (гендерных, национальных, психологических). Особое значение для разработки теории оценки в лингвистике имеют труды Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Маркеловой, В.Н. Телия. Работа Е.М. Вольф «Функциональная оценка семантики» посвящена проблеме оценочных значений и способам их выражения в языке, также рассматриваются общие вопросы семантики и структуры оценки, специфика основных элементов оценочной структуры, функциональные особенности оценочных высказываний в целом. Н.Д. Арутюнова в своей монографии «Типы языковых значений: оценка, событие факт» освещает широкий круг языковых и теоретических проблем, относящихся к области семантики, синтаксиса и прагматики. В центре внимания находится предложение (высказывание) в его связи со структурой мышления, человеческой жизнью, ситуациями речи. Маркелова Т.В. в работе «Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке» анализирует природу языкового выражения оценки, ее структуру и языковые особенности. Семантика оценки и система разноуровневых средств ее выражения представлены как функционально-семантическое поле. Оценочность как языковая категория демонстрирует тесную связь со смежными семантическими категориями, в частности, с категорией эмотивности. Телия В.Н. В книге «Коннотативный аспект семантики номинативных единиц» рассматривает коннотативный аспект семантики слова, связанный с выражением эмотивно-оценочного отношения говорящего к обозначаемому и со стилистической окраской языкового выражения, совместно создающими экспрессивную его окраску. Предпринята попытка описать структуру коннотации как особого макрокомпонента значения, а также раскрыть механизмы, обусловливающие эмотивность и стилистические функции коннотации. Особое внимание обращено на модальную природу коннотативного макрокомпонента и на его взаимодействие со значением высказывания. Как видно из представленного краткого обзора работ, посвященных изучению оценки, данная категория описана довольно подробно и разноаспектно. Однако, вопрос изучения оценки нельзя считать решенным, поскольку она (оценка) базируется на субъективных представлениях человека, ее выражающего. Субъективизм проявляется не только в характере оценки объективной действительности, но и в выборе средств выражения оценки. В связи с этим особый интерес представляет исследование специфики выражения оценки отдельной языковой личностью. Исходя из этого, мы выбрали произведение Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», т.к. автор со своей точки зрения рассматривает ситуации и дает им оценку с помощью различных средств ее выражения. Структура данной работы включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Основная часть, в свою очередь, подразделяется на реферативную главу, где представлены позиции разных исследователей по теме, и исследовательскую главу, включающую анализ текста. В заключении сформулированы основные выводы, определены перспективы дальнейшего исследования. Список литературы включает 18 источников.
Содержание

Введение................................................................................................................ 3 1. Глава 1. Теория оценки в лингвистике………………...... ………………… 6 1.1 Понятие оценки…………………………………………………………….…6 1.2 Субъективный и объективный факторы оценки. Вопрос о соотношении оценочного и дескриптивного в оценке …………...….…………………………………………………..………......... ….. 7 1.3 Типы оценочных предикатов................…………......... …………………...10 1.4 Уровни рассмотрения оценки в языке……………………………………..14 1.5 Классификация оценки……………………………………………………...14 1.5.1 Категории оценок по Н. Д. Арутюновой……………………………………………………………………...15 2. Глава 2. ……………............... ………………………………………………..18 2.1 Лексические средства оценки…………………………………..18 2.2. Стилистические, графические и фонетические средства оценки……………………………………………………………………………22 2.3 Средства выражения эксплицитной и имплицитной оценки.................................................................………………......................... 24 Заключение.........................…...............................…………................................28 Список использованной литературы…………………………………………………….……………….. 29
Список литературы

1. Азнаурова Э.С. К вопросу о природе стилистических функций языка. // Сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. - 1973. - Вып. 73.-с. 7-13 2. Арутюнова Н.Д . Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.-341с. 3. Васильев Л.М . Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. – Уфа: Изд-во «Восточный ун-т», 2000.-146с. 4. Васильева Г.М. Лингвокультурологические основания изменения языковой оценки/ Мир русского слова. – 2012.- №1. – С.22-25. 5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки: [монография] / Е.М. Вольф. – М., 2002. — 280 с. 6. Ивин А. А. Основания логики оценок. М. – 1970. – 230 с. 7. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. – 232 с. 8. Маркелова Т.В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке.//Филологические науки, 1996 9. Маркелова Т.В. Выражение оценки в русском языке. // Русский язык в школе, 1995 10. Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке//Филологические науки, 1995-№3 11. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке.-М.: Правда, 1996.-87с. 12. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. Учебное пособие. 2-е издание, дополненное и исправленное. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. — 819 с. 13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. -4-е издание, М.: Высшая школа, 1993.-944с. 14. Ретунская М.С. Реализация национально-оценочного потенциала слова в речевой деятельности // Вестник Харьковского университета. Человек и речевая деятельность. Вып. 339. - Харьков, 1989. - С. 81-85. 15. Сабиров В.Ш. Два лика зла (Размышления русских мыслителей о добре и зле)/ В.Ш. Сабиров.-М.: Знание, 1992.-64с. 16. Симонян А.А. Оценочность с точки зрения коммуникативных стратегий (на материале сенатских слушаний США), Вестн. Моск. Ун-та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2009, №1. – С.114-123. 17. Соколова Г.В. Онтологический аспект значимости оценочной лексики в СМИ. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение, 2012. – Вып. 4. – С.34-38. 18. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики 79 номинативных единиц языка.- М., 1986.
Отрывок из работы

Глава 1 Теория оценки в лингвистике 1.1 Понятие оценки Теория оценки имеет долгий путь развития. На определенных этапах лингвистической науки исследователей привлекали разные аспекты оценочных суждений, появлялись новые методы, подходы к анализу оценочных категорий, аккумулировались знания об их природе, структуре и принципах организации. Изучение оценки тесно связано с целым рядом проблем, которые решались не только собственно лингвистическими дисциплинами, но и исследовались в рамках философии, этики, логики, психологии, аксиологии. Наиболее важные проблемы связываются с разработками различных концепций оценки, вопросами взаимодействия контекста и оценочного значения. Несмотря на то, что оценка является широко описываемой категорией, она до сих пор представляет собой сложное, комплексное явление для осмысления и анализа. Вопрос о природе оценки и особенностях ее функционирования затрагивается авторами многих трудов [Никитевич 1960; Шингаров 1971; Арнольд 1975; Шаховский 1975, 1987; Вольф 1979, 1983; Кузнецова 1980; Кошель 1980; Арутюнова 1984, 1985; Мур 1984; Сэпир 1985; Хэар 1985; Ретунская 1988; Телия 1991; Маркелова 1994; Гак 1997; Миронова 1997].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 37 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 27 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 42 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg