Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование мотивации учения в школьном возрасте

bulakovp 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Младший школьный возраст – это период значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка: ? в познании; ? в приобретении умений и навыков учебной деятельности; ? во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; ? в обретении уверенности в себе, своих возможностях; ? в развитии потребности в успехе.
Введение

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально – познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы, как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфической человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон и ненасыщенность. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, точнее над решением учебной задачи, не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы. По мнению ученых, мотивация задает направленность, характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Проблема заключается в том, что при традиционной системе обучения снижение мотивации – одна из частых причин школьных трудностей. Оно может быть локальным (то есть относиться только к какому – то определенному виду деятельности) или общим (касающимся любой деятельности), что выражается в отсутствии учебно – познавательных мотивов. Эта причина неуспеваемости редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения мотивация по статистике снижается у весьма многих детей, что впоследствии представляет собой локальное снижение ко всей учебной деятельности. Это во многом определяет актуальность обращения к изучению вопросов потребностей, мотивов, понятию «ведущей деятельности» в их взаимосвязи с особенностями онтогенетического развития подрастающего человека в условиях реформирования образовательного процесса с целью его оптимизации. Исследованиями вопросов формирования учебной мотивации занимались многие известные психологи и педагоги: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Д.А. Аросьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.А. Рубцов и др. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин исследовали формирование познавательной мотивации, применив в 60-70-х годах XX века свою методику в экспериментальной школе. Ш. Амонашвили занимался экспериментальным изучением функциональной роли понятия «оценки» в учебной деятельности, акцентируя внимание на том, что обучение без отметок – не есть обучение без оценок, что оценка должна всегда иметь место, но она должна быть как можно более развернутой. Заслугой отечественного психолога Л.С. Выготского являются труды, направленные на изучение формирования «индивидуальной» познавательной активности через формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Работы А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман посвящены разнообразным аспектам психологии младших школьников (роли межличностных взаимодействий в психическом развитии младших школьников, анализу школьных трудностей, в том числе и формированию мотивации учения). А.И. Поддъяков, а затем Л.В. Берцфан занимались разработкой диагностического инструментария сформированности учебной деятельности. К.Д. Ушинский в рамках формирования познавательной активности младшего школьника указывал на опасность развлекательной педагогики, акцентируя внимание на волевом аспекте психического развития младшего школьника. Одним из актуальных на сегодняшний день направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы, другими словами, создать благоприятные условия для формирования мотивации к учебной деятельности. Именно в контексте данной проблемы будет развернуто представленное исследование. Тема исследовательской работы – «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». Объектом исследования является младший школьник как субъект учебной деятельности. Предмет исследования – активизация учебно-познавательной деятельности младшего школьника за счет создания оптимальных психолого-педагогических условий образовательного процесса в начальной школе. Цель исследования – на основе теоретико–методологического анализа выявить закономерность между особенностями психического развития младшего школьника и спецификой формирования мотивации учения. Нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что если создать определенным образом организованные условия образовательного процесса (например, межпредметные интегрированные уроки), то у учащихся сформируются учебно-познавательная мотивация, потребность в достижении академического успеха. В связи с этим перед нами встал ряд теоретических и практических задач: 1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования (систематизировать и обобщить полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей, идентифицировать и исследовать различные аспекты объекта исследовательской деятельности (мотивация учения, личностные особенности младших школьников и др.), выявить проблемы в различных областях знаний, касающихся младшего школьника как субъекта учебной деятельности); 2. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования; 3. Исследовать особенности личности младшего школьника как субъекта учебной деятельности; 4. Выявить закономерности; 5. Разработать систему формирующих средств оптимизирующего влияния на учебный процесс с целью формирования мотивации учения у младших школьников. 6. С помощью контрольного экспериментального исследования доказать эффективность разработанной системы. Методы, которые были использованы при решении теоретических и практических задач следующие: 1. Библиографический метод (анализ и обобщение философской, психолого–педагогической, культурологической, лингвистической, методической литературы по теме исследования); 2. Метод экспертов; 3. Наблюдение; 4. Беседа с детьми; 5. Психометрические процедуры; 6. Анализ продуктов деятельности. Конкретные методики: 1. Анализ успешности обучения каждого ученика (ЗУН) на основе педагогической оценки (совместно с педагогами). 2.Анкетирование – опрос, включающий в себя вопросы, ориентированные на исследование особенностей мотивации: общей мотивации на факт посещения школы, рефлексии (осознанности) выбора любимых предметов, желания самостоятельно решать возникшие трудности. 3. Субтесты «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство» и «Складывание фигур» теста Д. Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (так же направленные на изучение самостоятельности мышления). 4. Тест школьной тревожности Филлипса, направленный на изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего школьного возраста. Организация экспериментальной работы: опытно-экспериментальная работа проводилась с октября 2017 года по апрель 2018 года. Базой для проведения исследования явилось муниципальное образовательное учреждение г. Егорьевска школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов. Практическое значение работы мы видим в том, что ее результаты могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами в работе с детьми детских дошкольных учреждений и школы, в частности в рамках преемственности в образовательной среде. Её результаты имеют интерес для специалистов, работающих с детьми подросткового и юношеского возрастов, так как затрагиваются значимые пласты структуры человеческой психики, имеющие тенденцию влиять на формирование тех или иных жизненных сценариев.
Содержание

Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Младший школьник как субъект учебной деятельности ……………………………………………………………8 1.1. Научные основы мотивации в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8 1.2. Мотивация учения и ее зависимость от качеств личности и деятельности младших школьников……………………………18 Выводы по главе…………………………………………………...……37 Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………39 2.1. Психодиагностическое обследование учащихся………………....39 2.2. Изменение параметров на формирующем этапе, систематизация и резюмирование данных…………………………….56 Выводы по главе………………………………………………………….61 Заключение………………………………………………………………62 Список литературы……………………………………………………..65 Приложения
Список литературы

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978. – 234 с. 2. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция / М.К.Акимова, В.Т.Козлова. – М.: Академия,2002. – 157 c. 3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984. – 182 с. 4. Алферов А.Д. Психология развития школьников : учебное пособие по психологии / Д.А. Алферов. – Ростов н/д: Феникс,2000. – 384с. 5. Анкудинова Н.Е. О развитии самостоятельности у детей// Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М. – 1997. – 340 с. 6. Анцыферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности /Л.И. Анцыферова. – М.: Изд-во акад. Наук СССР, 1961. – 151 с. 7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976. – 203 с. 8. Асмолов А.Г. Деятельность и установка/ А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 151 с. 9. Безруких М.М.Знаете ли Вы своего ученика?: кн.для учителя. – М.: Просвещение,1991. – 174с. 10. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. – (Мастерская учителя). 11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2001. – 528 с. – (Серия «Мастера психологии») 12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 160 с. – (Б-ка школьного психолога). 13. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 4 класс. – М.: Росмэн – Пресс, 2004. – 127 с. 14. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966 – 372 с. 15. Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ/ А.М. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 215 с. 16. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться? – М., 2004. – 173 с. 17. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2005. – 208 с. 18. Восприятие и деятельность/ Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 320 с. 19. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 -М., 1982. – 504 с. 20. Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника//Начальная школа, 1994, №1 21. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. 22. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998. – 261 с. 23. Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психологического развития учащихся в общеобразовательной школе. – Киев, 1994. – 164 с. 24. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии, 1992, №3, №4. 25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 293 с. 26. Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения// Начальная школа, 1995, №6. 27. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.:МГУ,1991. – 140с. 28. Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека/ Под ред. В.В. Белоуса. – Пермь; Б.и., 1982. – 155 с. 29. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб, 2004. – 432 с. 30. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 256 с. 31. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск: Изд – во Красноярск. ун-та, 1994. – 282с. 32. Кузьмина Н.В. Развитие познавательной деятельности на уроках// Начальная школа, 1995, №6. 33. Лисина М.И. Психология самопознания у школьников /М.И.Лисина, А.И. Силвестру. – Кишинев: Штинина,1983 – 111с. 34. Лурия А.Н. Об историческом развитии познавательных процессов: экспериментально – психологическое исследование/ А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1974. – 172 с. 35. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 345 с. 36. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – 200 с. 37. Мотивация и контроль за действием/ И.А. Васильев, М.Ш. Магомед – Эминов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 143 с. 38. Мухина B.C. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов]/ Под ред. Л.А.Венгера. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 567 с. 39. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996. – 365 с. 40. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с. 41. Психолого-педагогические особенности образовательного процесса в инновационных учебных заведениях: Материалы IV региональной научно-практической конференции/ Иркутский государственный университет, Лицей ИГУ. - Иркутск: ИГУ, 2002. - 158 с. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 720с. – (Серия «Мастера психологии»). 43. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология Человека: Введение в психологию субъективности.Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс,1995. – 384с. 45. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии, 1990, №3. 46. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов уроков: практическое пособие/ Н. П. Слободяник. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с. - (Библиотека психолога образования). 47. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 384 с. – (Мастерская учителя). 48. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988. – 175 с. 49. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий/ Под ред. Ю.З. Гильбуха. - Киев, 1997. – 303 с. 50. Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. канд. психол. наук Л.М. Семенюк// Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 51. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник/ И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004. - 352 с. 52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М., 1974. – 278 с. 53. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия/Глав. ред. В. Володин; метод. ред. Л. Петрановская; отв. ред. Т. Каширина. – М.: Аванта+, 2003, 640 с. 54. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М., 2003. – 263с.
Отрывок из работы

Глава 1. Младший школьник как субъект учебной деятельности 1.1. Научные основы мотивации в трудах отечественных и зарубежных ученых Начиная разговор о мотивации личности, обратимся к высказыванию С.Л. Рубинштейна о том, что «человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для продолжения своего рода человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него». [42, с. 518] Потребности личности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо. Мотивы личности – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают её к определенной деятельности. Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. [7] Мотивы многообразны, но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в её жизни. [30] Ориентируясь на определение мотива, мы получаем следующее определение направленности личности человека - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельности личности и относительно независимых от наличных ситуаций. [40] Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Она включает несколько связанных иерархических установок: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg