Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2020
Переживание чувства одиночества определяет степень внешней и внутренней изолированности личности. В подростковом возрасте переживание чувства одиночества становится частью жизни почти каждого, отличаясь лишь по частоте и интенсивности переживания.
Введение

В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, однако в то же время каждый воспринимает и дает оценку ему по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании отсутствует общепринятое понимание данного феномена, но при всей уникальности индивидуального переживания одиночества существуют конкретные компоненты, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества подразумевает для человека абсолютную погруженность в самого себя и носит единый, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», которое способно указать на какой-либо разлад во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество может означать, как полное отсутствие, так и недостаток социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает в человек комплекс отрицательных эмоций по отношению к себе, но важно заметить, что также по отношению к окружающим людям. Это можно подтвердить тем, что, если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества, так как нельзя эту трудность повесить только на человека и его внутренний мир. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме. Если анализировать научные труды и исследования современных авторов по этой теме, можно увидеть, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его генезиса и особенностей проявления, и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш). [23, с.144] Теоретический анализ исследований согласно вопросу одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее заостренной форме проявляется в подростковом возрасте (Р.С.Вейс, И.С. Кон, Г.С. Салливан, СВ. Малышева, Н.А. Рождественская, О.Б. Долгинова и др.), когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражается в других его названиях - переходный, трудный, критический. В этих периодах замечена сложность и значимость происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной стадии жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества. [18, с.213] Подростковый возраст вносит определенный разлад в физическом и психическом развитии, и может вызывать различные нервно-психические отклонения. У здоровых подростков нередко можно наблюдать частые изменения настроения, нарушение поведения, высокая возбудимость, стремление к асоциальным формам поведения. При наличии каких-либо из этих отклонений дисгармония подросткового возраста выражается более резко и носит устойчивый характер, это усложняет адаптацию подрастающей личности в обществе. Наиболее сложные переживания, чаще всего, возникают в возрасте от 12 до 16 лет. Как раз-таки в этот возрастной диапазон подросток нередко впадает в депрессию, потому что его мучают страхи, тревога за свое будущее. Также в этом возрасте подростки нуждаются в близких эмоциональных контактах с родителями и сверстниками, так как этот возраст можно рассматривать как переходный, кризисный, когда нервная система очень нестабильна. Характерными формами поведения в данном возрасте можно предположить, либо уход в свои собственные переживания, замкнутость, либо вызывающая манера поведения, например, изменения в стиле одежды, изменение цвета волос. Именно в этот период подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость и отверженность. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. [21, с.139] В данной работе мы понимаем одиночество как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства и эмоции. Предполагается, что наиболее важным является субъективная оценка человеком собственного одиночества, на основе имеющегося личного опыта. Объект исследования: ученики 7-ых классов в возрасте 12-13 лет. Предмет исследования: одиночество и отношения, как фактор возникновения одиночества. Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование отношений со сверстниками и взрослыми как фактор возникновения чувства одиночества у подростков. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что оценка отношений подростка со сверстниками и родителями и уровень его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны, если отношения поверхностные и не имеют никакой глубины, то уровень субъективного ощущения одиночества будет выше, чем у подростков, которые имеют хорошие социальные контакты. Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы решались следующие задачи: 1. Выполнить анализ психологической литературы по теме отношения со сверстниками и взрослыми как фактор возникновения чувства одиночества у подростков 2. Разработать методологический комплекс, который поможет выявить у учеников склонность к одиночеству, и проанализировать их отношения со сверстниками и взрослыми. 3. Провести исследование по данной теме. 4. Проанализировать полученные эмпирические данные по всем проведенным методикам. 5. Выявить психологические особенности субъективного переживания чувства одиночества подростками и их взаимосвязь с отношениями подростка со сверстниками и взрослыми. Для получения необходимой информации мы использовали следующие методы: - теоретический, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: 1. Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) использовалась для выявления подростков, испытывающих чувство одиночества. 2. Для определения субъективных особенностей переживания чувства одиночества подростков был использован диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. 3. Тест на межличностную зависимость Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной. 4. «Шкала измерения адаптированности к школе» Т. В. Архиреева, С. В. Константинова. База проведения эмпирического исследования: город Великий Новгород Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №23". Всего в исследовании приняли участие 40 испытуемых 7-ых классов, в возрасте 12 - 13 лет.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ……………………...………….. 7 1.1 Психологическая характеристика понимания сущности и содержания чувства одиночества………………………………...………………... 7 1.2 Психологические особенности подросткового возраста………….. 11 1.3 Отношения со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте……………………………………………………………………….……..15 Вывод по первой главе…………………..…………………………………………22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ…………………………………23 2.1 Методология, методы и организация эмпирического исследования…………………………………………………………………….….23 2.2 Анализ результатов и интерпретация по данной проблеме……………………………………………………………………….……26 Вывод по второй главе……………………………………………………………..41 Заключение………………………………………………………………………….42 Список использованной литературы……………………………………………...44 Приложения…………………………………………………………………………46 ?
Список литературы

1 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева . - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010. -С. 121. 2 Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с. 3 Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к социальным и несоциальным сигналам. Новые исследования в психологии. - М.: Генезис, 2005. - 205 с. 4 Бодалов А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с. 5 Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 264с. 6 Вердербер Р. Психология общения: полный курс / Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 416 с. 7 Григорьева Т.Г., Ленская Л.З. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателя. - М.: Педагогика, 2007. - 209 с. 8 Дубровина И.В. Практическая психология образования.- М.: Просвещение, 2009. - 517с. 9 Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с. 10 Волков Б. С. Психология подростков / Б. С. Волков. — СПб. : Питер, 2010. — 240 с. 11 Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие для вузов / науч. ред. В.С. Волков . - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. С. 56. 12 Иванченко, Г.В., Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Г.В. Иванченко, Н.Е. Покровский. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 371 с. 13 Казанская В.Г., «Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008 14 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: ЕГУ, 2006. - 283 с. 15 Корчагина С.Г. Психология одиночества. М.: Эксмо-пресс, 2008. - 288с. 16 Мухина В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 295с. 17 Мухиярова Е.Н. Особенности переживания одиночества в период средней взрослости/ Е.Н. Мухиярова // Психология XXI века: материалы научно-практической конференции 22-24 апреля 2005г./Под ред. В.Б. Чеснокова. СПб.: СПбГУ, 2005. - С. 214-216 18 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 19 Райс С.Ф., Долджин К., «Психология подросткового и юношеского возраста» Питер; Спб.; 2012.- 237 с. 20 Семейное воспитание: Хрестоматия. / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – 408 с. 21 Фирсов М.В., Студенова В.Г. Теоретические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с. 22 Хухлаева О.В., «Психология подростка» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.- 160 с. 23 Шагивалеева Г.Р., «Одиночество и особенности его переживания студентами»: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с. 24 Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 272 с. 25 Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с. 26 Шуман С.Г. Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика, 2001. №9. – с. 46–51
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ 1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и содержания чувства одиночества Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время данному вопросу посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество. Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество и физическая изоляция – не одно и то же. Физическая изоляция не может оцениваться отрицательно. Не всегда про человека, который в большинстве случаев находится один, можно сказать, что он испытывает одиночество. Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно и наоборот, быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество. «Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации» [12, с.326].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg