Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

irina_krut2020 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2020
Актуальность. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В настоящее время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях, для обогащения словаря, по развитию речи с детьми. У педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Проблема: И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора. Для реализации цели поставили и решили следующие задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных о формировании активного словаря у детей младшего дошкольного возраста. 2. Изучить особенности формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста. 3. Влияние малых форм фольклора на формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста. 4. Методика использования малых фольклорных форм по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста. 5. Провести экспериментальную работу по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора. Объект исследования – развитие речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора. Гипотеза исследования - формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора будет успешным если: 1. учтены особенности формирования активного словаря, заключающиеся в количественном накоплении слов в процессе ознакомления с их социально-закрепленными значениями и умении применять в практике общения как со сверстниками, так и с взрослыми; 2. малые формы фольклора будут отобраны по возрасту детей для формирования активного словаря. 3. при использовании народного фольклора в непосредственно организованной деятельности и в различных режимных моментах младших дошкольников. В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение литературы, изучение и интерпретация результатов деятельности дошкольников; методики, выявляющие особенности сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста; изучение и обобщение педагогического опыта; организованный эксперимент в условиях дошкольного образовательного учреждения. Практическая значимость данной работы в том, что предлагаемые методики определения уровня сформированности активного словаря младшего дошкольника можно использовать как в детском саду воспитателями, так и родителями дома, а представленный материал малых форм фольклора обогатит словарный запас младшего дошкольника, что повлияет на развития речевых умений детей. Экспериментальная база: МБДОУ№34 «Зоренька » города Калуги. Исследование проводилось с сентября 2017г. по апрель 2018г. В эксперименте принимало участие 20 дошкольников 3-4 лет. Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводам по каждой главе, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Введение

Богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, т.е. является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Различают активный словарь, который представляет собой такие слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Пассивный словарь представляет, такие слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. По количеству слов пассивный словарь намного больше активного, потому что к нему относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы мы будем рассматривать активный словарь дошкольника, т.к. он и определяет богатство и культуру речи. ФГОС ДО п.2.6 речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. В современной педагогике формирование активного словаря рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Изучению этих особенностей посвящены исследования Р.И. Алаевой, М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, О.М. Ельцовой, Н.В. Макаровой, А.И. Максакова, А.А. Остапенко, М.В. Серебряковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Фольклор традиционно рассматривается как ресурс духовно- нравственного, патриотического, художественно-эстетического воспитания, в целом позитивно влияют на активность речи. При формировании активного словаря детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать все возможности, ресурсы для повышения эффективности образования. К такому важному ресурсу относится народный фольклор. Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы принципы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались А.Н. Бородич, М.К. Боголюбская, С.С. Бухвостова, Е.Н. Водовозова, О.И. Давыдова, Ю.Г. Илларионова, Я.А. Коменской, Н.В. Казюк, А.Я. Мацкевич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, А.П. Усова, И.В. Черная, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова и др. Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для формирования активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………6 1.1. Отечественные и зарубежные ученые о формировании словаря у детей дошкольного возраста………………………………………………6 1.2. Особенности формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………….15 1.3. Фольклор как средство формирования активного словаря у детей дошкольного возраста…………………………………………………….26 Выводы по 1 главе……………………………………. Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА….. 2.1. Ход исследования и его методы……………………….. 2.2. Анализ результатов исследования……………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… Библиографический список используемой литературы………….. Приложение……………………………………………
Список литературы

1 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007. -385 с 2 Аполлоновна Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992 3.Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. 4. Бердникова Н.В. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль Академия развития 2005г. -223с 5.Бородич А.М. Методика развития речи у детей М.: Просвещение, 2001. 6.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логоритмическая ритмика.// Под научной редакцией профессора Волковой./ Издательство «Каро» СПБ. 2005.- 176с 7. Бесова М. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия развития, 2000г. 8. Васильева М.А, Вераксы Н.Е, КомароваТ.С. Программа «От рождения до школы» М.Мозаика – Синтез 2010 г. -303с. 9.Г.А.Волкова. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов вузов.//Издательство «Детство – Пресс». Санкт – Петербург 2010г. - 350с. 10.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский.- М.: Лабиринт,2008. 11.Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. 12.Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 13. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1995.-№11 14.Т. Гризик. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание -2000г.-№6.- 54-59с 15.ГубановаН.Ф.Игровая деятельность в детском саду М.:Мозаика - Синтез ,2006г. -256 с 16.Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. – Барнаул: БГПУ,2001. 17. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. –185-193с. 18Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. воспитание.1998.-№9 . 19.Забелин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. М., Сфера.1999г 20. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники. Пособие для практических работников ДОУ./Айрис Пресс. М.,2007г. -134с. 21.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей//Программа «Красота-Радость-Творчество»//Педагогическое общество России – Москва 2000. 22. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова. Прогулки в детском саду. Методическое пособие.//Творческий центр «Сфера». Москва.2012. -174с 23.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 лет//Творческий центр «Сфера». Москва 2010. -143с 24.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.//Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2004. -187с. 25.М.Ю.Картушина. Развлечения для самых маленьких. //Творческий центр «Сфера». Москва 2008.- 92с. 26.О.В.Кацер, С.А.Коротаева. Будем лучше говорить чисто и красиво.//ЛОИРО. СПБ. 2008- 52с 27.Максаков А. . Развитие правильной речи ребенка в семье. Издательство Мозаика - Синтез М.2006 28. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.-М.:Мозаика-синтез, 2005 2 9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду./ Пособие для работников дошкольных учреждений.//Творческий центр «Сфера». Москва 2003.- 125с. 30.Миронова Н. Кто такие «гуленьки.// Дошкольное воспитание 2005г-№11 31.Миронова Н.Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.// Дошкольное воспитание- 2006г-.№10 - 108-112с 32.Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей 3.Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития»1997 33.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1996.-№7. - 16-19с 34. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с. 35.ХарченкоВ. О семейном пении// Дошкольное воспитание. 2011№8 -4-8с 36.Усова А. Родной язык в детском саду //Дошкольное воспитание. 2009.№6 37.Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256с. 3 8. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. –368с. 40. Новоторцева Н.В., Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника Ярославль Академия развития 2011- 480с 41. Новицкая М. «Фольклорная школа», «Дошкольное воспитание». 1993.-№9. 42. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с. 43. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с. 44. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3 издание испр. и доп. М.:Мозаика – Синтез 2016 – 368 с 45.Пидручная С. Сказки за безопасность детей Дошкольное воспитание 2008- №2 127 с 46. Павлова Л.Н., Развитие речи детей. Педагогика и воспитание 2007- 304 с. 47. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18. 48. Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору». –Дошкольное воспитание, 2004. 49. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23. 50. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба...». - СПб.: Детство - Пресс, 2000. 51. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62. 52. Ушакова О. С., Е.М. Струнина "Методика развития речи детей дошкольного возраста" Уч.- метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Владос 2010 – 287 с 53. Ушакова О.С. "Теория и практика развития речи дошкольника" М;ТЦ Сфера, 2008 54. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». - М.: Просвещение, 1999. 55. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с. 56. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. –214с. 57. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с. 59. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15. 60. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 1.1. Отечественные и зарубежные учёные о формировании активного словаря у детей младшего дошкольного возраста Технический прогресс подчас парадоксально искажает восприятие реальности. Нам кажется, что дети знают очень много слов, в том числе и таких, которых и мы, старшее поколение, не знаем. Но это не так. Наша задача заботиться о максимальном расширении запаса слов, которые знает ребенок (пассивный лексикон) и которым хорошо, свободно владеет (активный лексикон) [48, с. 6]. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем. Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного [24, с. 28]. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства формирования активного словаря Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом. Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала [24, с.29]. В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852). Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – способствовать развитию заложенных в ребенке качеств. Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу[43]. Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. Как показывают исследования Максакова А.И., Гербовой В.В., и др. [39, 13], у детей 3-4-го года жизни отмечается быстрый рост словаря. Он увеличивается в три-четыре раза. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому формирование активного словаря в детском саду связано с познавательным развитием. Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Гербовой В.В., и др. [44, 13]. Е.И. Тихеева предложила для детей дошкольного возраста систему словарных упражнений. Целью этих упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков: подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Нетрудно заметить даже по этому перечислению влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом. Основным содержанием упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и под родовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов [7, с. 60]. Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать). Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» [7, с. 61]. В работах Аксеновой М.М., Яшиной В.И.[2, с. 26] предлагаются методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми младшего возраста. Эти рекомендации отражают формы, методы, содержание и особенности проведения словарной работы в этих возрастных группах. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи [48, с. 6]. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия [30, с. 59]. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. У ребенка в 3 – 4 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. Швачкин Н.Х. [69, с.25] обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово (4-летний Алик на собственный вопрос «Почему эти рабочие называются плотники?» ответил: «Они плотно забивают»). Малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо милиционер – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова. В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ [35, с. 305]. Следовательно, при благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности [38, с.45]. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа, как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как теми, дикция, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема речевых новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Поэтому обучение в игре позволит преодолеть эти трудности [46, с.18]. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л. C. Выготский отмечал: «Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» [8, с. 147]. Овладение словарным составом родного языка, по мнению ряда исследователей таких, как Ю. С. Ляховская, Е. М. Струнина, Н. П. Савельева, В. И. Яшина и др. - это необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как средства общения так же связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова [39, с. 103]. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Дети наиболее правильно понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда). В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. На этапе 3-4 года активный словарь детей рекомендуется обогащать: - существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.; - глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.); - прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);· - наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). На основе расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель) На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание работы по формированию активного словаря усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три таких направления: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам [40]. Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» [8, с. 97]. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно грамотной речью. Г.А. Урунтаева отмечает, что в формировании словаря дошкольников прослеживается существенные высококачественные и численные перемены. В речи детей не только лишь больше слов, а, то что весьма немаловажно, совершается формирование их значений. Дошкольник заблаговременно учит слова, однако роль, содержащаяся в них, усваивается со временем. С возрастом изменяется вид обобщений, содержащихся в слове. Однако подобное обобщение, по-прежнему создается в более эффектных признаках, какие дошкольник изучил в своей практической деятельности. В таком случае имеется обобщение, содержащееся в слове, остаётся определённым и явным. За любым, одним словом дошкольника стоит понимание об определённом объекте либо ситуации. Ребенок, применяя слова, означающие абстрактные группы, поясняет их, отталкиваясь с собственного опыта взаимодействия с находящимся вокруг. Услышав новое слово или выражение, дошкольник старается осознать его, отыскать ему аналогию в своём опыте, существующих познаний [62, с. 13]. Вывод: анализ работ зарубежных педагогов по формированию активного словаря младшего дошкольника показал, что Я. Коменский предлагает развивать словарь при помощи прибауток, стихов, предметов, обязательной наглядности в процессе усложнения материала. Ф.Фребель отмечает, что педагог должен формировать активный словарь в процессе наблюдения и игры. Исследования отечественных педагогов Е.И. Тихеевой доказывают эффективность формирования активного словаря при использовании словарных упражнений, дидактической куклой. М.М. Алексеева и В.И. Яшина предложили формы и методы проведения словарной работы. Швачкин Н.Х. обратил внимание на особенности понимания значений слов дошкольниками. В.И. Логинова выделила три таких направления: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Г.А. Урунтаева отмечает, что в формировании словаря дошкольников прослеживается существенные высококачественные и численные перемены. Активизировать речь возможно с помощью дидактических игр, о роли которых описано в следующем параграфе. 1.2. Особенности формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст – это один из самых интересных периодов в жизни ребенка. На четвертом году жизни у детей происходит интенсивное психическое развитие, во всех сферах появляются значительные прогрессивные изменения. По своей природе ребенок очень любознателен, его интересует окружающий мир, и малыш с удовольствием начинают анализировать свойства предметов, их действия, назначение. Происходит накопление знаний, умений, навыков. Все это создает основу для формирования у детей новых понятий и представлений об окружающей действительности и определяет уровень их умственного развития. Не случайно многие педагоги и психологи уделяли и уделяют большое внимание именно этому периоду в развитии детей дошкольного возраста (Л.С. Выгодский В.Г. Алямовская, В.С. Мухина, Б.Д. Эльконин и др.) Основываясь на накопленных знания можно выделить несколько особенностей формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста: 1.Четырехлетний малыш способен к быстрому запоминанию информации, что невозможно без развития памяти. 2. Существенные изменения происходят и в развитии речи дошкольника. Меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше ребенок на просьбы взрослого показывал нужный предмет, то сейчас об уровне понимания и мышления ребенка можно судить по его высказываниям. Развитое детское подражание и уровень понимания речи взрослого обеспечивает бурный рост словарного запаса у малышей.[7] Активный словарь ребенка к четырем годам почти удваивается и составляет примерно 2000 слов, в то время, как у двухлетних детей примерно 300 слов. Малыш уже успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире за прошедшие три года, приобрел некую самостоятельность, умеет действовать с различными предметами.[8] Он легко вступает в контакт, как с близкими, так и с посторонними людьми, обращаясь к ним с самыми разнообразными вопросами, желая расширить свой кругозор, глубже познать окружающий мир. Ребенок задает такие вопросы, как: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. А чем их больше будет этих вопросов, тем быстрее ребенок расширит свои знания, тем прочнее установится им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. [9] В трехлетнем возрасте ребенок начинает высказывать простейшие суждения об окружающих его предметах и явлениях, устанавливает между ними определенную зависимость. У малыша появляются первые умозаключения, формируется способность к обобщению, начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, различать предметы, близкие по внешним признакам.[10] 3. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. 4. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, ваш). Наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Раньше ребенок в своей речи употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый). В этом возрасте начинает использовать притяжательные прилагательные (дядина шапка, лисий хвост). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. 5. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Речь становится в целом понятнее, произнесение слов и звуков отчетливее. В этот период у ребенка обнаруживается наибольшая чуткость к языку. Он интересуется значением слов («Кто жирафа назвал жирафом, волка - волком, лисицу - лисицей?»). Пытается создавать новые слова, рифмуя их (карам, барам, тарам, у рам; курок, урок, сурок). Не смотря на то, что в это период достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Он еще не может логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о тех событиях, свидетелем которых он был, пересказать содержание знакомой ему сказки или рассказа. Речь ребенка все еще ситуативная. Простые распространенные предложения лишь отдаленно связанные между собой по содержанию, не всегда возможно понять без дополнительных вопросов. Рассматривая сюжетную картинку, ребенок лишь может назвать предметы, действующие лица или перечислить те действия, которые они совершают (играют, танцуют). 6. Не редко и проявляются грамматические ошибки: не точное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм, например, множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).[11] В некоторых словах ребенок переставляет целые слоги, (например, он, может произнести слово пингвин как пигин, ножницы как нозицы, автомобиль как амобиль ит.д.)[12] Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Роль взрослого в этом процессе неоценима. Ответы на вопросы детей, разговоры, постоянные занятия, знакомство с явлениями и предметами не только совершенствуют речь детей, но и влияют на их умственное развитие. Иногда ребенок знает, как называется предмет, но не может назвать его детали, элементы, то есть, не может вычленить, част из целого. Например, гуляя с ребенком в лесу, необходимо объяснить « из чего состоит дерево» (ствол, корни, ветки, листья). Научить его распознавать наиболее распространенные породы деревьев – березу, тополь, липу, сосну. Знания ребенка об окружающих его предметах складываются из знаний их свойств, качеств, способов их применения. С расширением и обогащением словаря ребенка усложняется и построение фраз. Если раньше ребенок говорил, прося яблоко: «Дай яблоко», то сей час, он может произнести эту фразу: «Дай мне большое (маленькое, красное) яблоко, то есть указать величину или цвет предмета. Ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, используя более сложные по конструкции предложения. Для четырехлетнего возраста характерно запоминание и усвоение основных форм грамматики. Наблюдая за речью детей, можно заметить такие распространенные ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний, пример: «Спроси у маме, поехала к папи» и др. Голосовой аппарат ребенка еще не совсем совершенен, в результате чего дети способны менять и темп речи, и высоту и громкость голоса. Примером этому служит общение с посторонними людьми. Отвечая на их вопросы, речь ребенка при этом приглушенная, тихая, в то время как с близкими и родными людьми говорит громко и уверенно. О совершенстве речевого слуха у детей свидетельствует то, что, несмотря на неправильное произношение некоторых звуков, малыш без труда подмечает ошибки в произношении у своих сверстников. Характерной чертой этого возраста является и неправильная постановка ударений в словах, дети укорачивают многосложные слова.[13]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 44 страницы
350 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg