Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Речевые стратегии и тактики политического дискурса.

irina_krut2020 140 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 14 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2020
Дискурс – речь, погружённая в жизнь. Такое определение предлагает Н.Д. Арутюнова. С её точки зрения, дискурс является категорией с наиболее выраженным социальным содержанием (Арутюнова , 2003, 121). Дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами, такими как прагматические, социокультурные, психологические (Арутюнова, 1999, 136-137). В.М. Лейчик определяет дискурс как сложный ментальный, социокультурный и индивидуально-культурный процесс, носящий национально-языковой оттенок, где язык и речь играют важную, но не единственную роль. В своей работе учёный метафорически сравнивает дискурс с «путём», а тексты со «станциями», где человек делает остановку, чтобы на этом этапе жизни сделать определённый вывод (Лейчик, 2009, 359). Можно объединить все определения учёных и сделать вывод, что дискурс – это не только процесс языковой деятельности, но и результат, при этом процесс выступает в роли коммуникации, а результатом её является текст.
Введение

В современном обществе возрастает значимость политической коммуникации, поскольку в условиях демократического устройства государства вопросы власти открыто обсуждаются, и решение целого ряда политических проблем зависит от того, насколько адекватно эти проблемы будут интерпретированы языком. В последние годы отдельные проблемы политического дискурса стали объектом активного обсуждения. Современная лингвистика продолжает изучать такое объёмное и многомерное понятие, как дискурс. Это понятие появляется не случайно, на фоне структурных изменений во многих отраслях науки, техники, философии, когда структурный метод выходит на первое место, а целью исследования является выявление структуры, трактуемой как совокупность отношений её элементов (Карпухина, 2011, 89-90). Основателем данного термина является американский лингвист З. Харрис. Он рассматривает дискурс как «структуру, в которой происходит движение передаваемой информации». В это же время Э.Бенвенист определяет дискурс как «речь, присваемую говорящим», противопоставленную объективному повествованию (Бенвенист, 2002, 5-16 с). По мнению Е.С. Кубряковой, каждое языковое явление должно рассматриваться с точки зрения когниции и коммуникации, и только тогда может считаться адекватно описанным и разъясненным (Кубрякова, 2004, 132). Это является основанием для изучения понятия “дискурс” с когнитивной точки зрения.
Список литературы

1. Акопова Д.Р. Стратегии и тактики политического дискурса. Филология Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (1), с. 403–409. 2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико- семантические проблемы – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 384 с. 3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с. 4. Бенвенист Эмиль и лингвистика на пути преобразования. Вступительная статья // Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с франц. /Общ.ред. и комм. Ю.С. Степанова. – Изд. 2-ое. – М.: УРСС. 2002, – С. 5-16. 5. Карпухина С.А. Специфика политического дискурса.–Тамбов.: Грамота., 2011. С. – 91-93. 6. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Рос. академия наук. Ин-т языкознания. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560с. 7. Лейчик В.М. виды дискурса и виды диктем // Язык, культура, речевое общение: Сб. матер. Межд. Конф. к 85-летию проф. М.Я. Блоха. – М.: МПГУ, 2009. – Ч.2. – 357-364. 8. Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. – М.: Либроком, 2009. 256 с. 9. Московский комсомолец. Сурайкин бросился на журналиста Шевченко на дебатах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/politics/2018/0 3/15/naemnaya-mraz-suraykin-brosilsya-na-zhurnalista-shevchenko-na-debatakh.html (Дата обращения: 13.05.2018). 10. Путин В.В. Демократия и качество государства. Коммерсантъ. №20/ –П (4805), 2012. 11. Радио Эхо Москвы. Правда и свобода. Личный блог Ксении Собчак. [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/blog/sobchak/2116162-echo/ (Дата обращения: 13.05.2018). 12. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса:проблемы речевого воздействия. – М.: Флинга: Наука,2006. 134 с. 13. Daily Storm. Н. Попов. Дебаты. Дорога из телестудии в зал судебных заседаний [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/vlast/doroga-iz-telestudii-v-zal-sudebnyh-zasedaniy (Дата обращения: 13.05.2018). 14. Vuzlit.ru. Политический дискурс. [Электронный ресурс]. URL: https:// vuzlit.ru/900895/politicheskiy_diskurs (Дата обращения: 13.05.2018). 15. YouTube. Все выступления П.Грудинина на дебатах 27 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=BrrBAa _PZzw (Дата обращения: 13.05.2018). 16. YouTube. Дебаты доверенных лиц [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RZFUQx4jNCA (Дата обращения: 13.05.2018).
Отрывок из работы

Стратегии и тактики политического дискурса Речь является средством сильного воздействия на аудиторию, а в политическом дискурсе она является самым главным и мощным оружием. Свойства речи в данном виде дискурса открывают широкие возможности для любого вида воздействия, в том числе и манипуляции. Политический дискурс как разновидность убеждающего дискурса отличается манипулятивной направленностью, которая выражается в намеренном изменении картины мира адресата в пользу адресанта с помощью речевого воздействия. Под персуазивностью исследователи понимают воздействие автора устного или письменного сообщения на его адресат с целью убеждения в чём-либо или совершения того или иного действия, в зависимости от целей адресанта (Чернявская,2006,134). Речевое воздействие адресанта осуществляется с помощью коммуникативных стратегий и тактик, суть которых заключается в операции над знаниями адресата, над его ценностными категориями, эмоциями, волей. Коммуникативной стратегией можно назвать совокупность мер по реализации коммуникативных намерений говорящего, при разработке которых учитываются условия, в которых протекает коммуникация. Реализация той или иной стратегии происходит за счет тактик, которые представляют собой конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, для которого характерен определенный набор приемов, определяющих использование тех или иных языковых средств. Существуют разные подходы к классификации стратегий и тактик, в данной работе будет рассмотрена классификация, предложенная О.Л. Михалёвой. Автор позволяет рассмотреть основные стратегии, используемые политиками для построения речей для максимального достижения своих целей. Выделяются три основные стратегии политического дискурса: 1) стратегия на понижение; 2) стратегия на повышение; 3) стратегия театральности (Михалёва, 2009, 256). Рассмотрим каждую из вышеназванных стратегий более подробно. Стратегия на понижение направлена на дискредитацию оппонента, которым является политический противник. Данная стратегия подразумевает использование тактик, имплицитно и эксплицитно выражающих отрицательное отношение к предмету коммуникации. Стремление ослабить позиции противника или выразить негативное отношение к ситуации осуществляется за счет нескольких тактик: 1. Тактика анализ – «минус» представляет собой описание ситуации, основанное на негативном к ней отношении, однако автор напрямую не заявляет о своем недовольстве. Важную роль играет использование лексических средств, имплицитно выражающих отношение говорящего. Приведем пример из речи кандидата в президенты РФ С.Н. Бабурина в ходе предвыборной борьбы: «Нам нужно остановить то закабаление экономическое, которое происходит в России, закабаление геополитическое, мы должны сделать всё, чтобы русским выборам выбраться из тупика и трясины» (Daily Storm, 2018). Кандидат описал ситуацию с негативной стороны, однако, эксплицитно автор свою позицию не выразил, лишь отстраненно. Автор использует безличные предложения, что создает видимость независимого и непредвзятого анализа ситуации. Яркая образность достигается за счет использования такого стилистического приема, как повтор «нужно», «должны». В политической коммуникации роль повтора заключается в воздействии на сознание аудитории с целью закрепления той или иной фразы адресанта. Приведем пример речи П.Грудинина: «Как будем бороться с бедностью? Что сделать для того чтобы было бесплатное образование? Бесплатная медицина? Как сделать так чтобы молодые специалисты получали достойное жилье? А также имели первое рабочее место. Как сделать так, чтобы для детей на Вашем канале не собирали деньги? А эти деньги оплачивало государство. И все эти вопросы складываются в один, что такое сильное государство...?» (YouTube, П.Грудин, 2018). 2. Тактика обвинения заключается в приписывании кому-либо вины, представлении ситуации и оппонента в негативном свете. Говорящий старается обличить противника, раскрыть его негативные качества и намерения. Для реализации тактики обвинения используются лексические средства с негативным оценочным значением. Зачастую обвинение бывает бездоказательным и голословным, однако такая стратегия используется многими политиками в коммуникации. Приведем пример перепалки С. Бабурина и В. Жириновского: «С.Бабурин: Я был одним из руководителей защиты Верховного Совета. Того Верховного совета, расстрелу которого радовался господин Жириновский и господин Явлинский. В. Жириновский: Как это, когда? Зачем Вы лжете, Бабурин? С. Бабурин: Рукоплескал, говорил, что этих красных или розовых надо было… В. Жириновский: Зачем Вы лжете? Явлинский — да! Я этого никогда не говорил. Вы лжец и подлец, Бабурин! Подлый человек! Вся страна знает, что я всегда защищал!» (Daily Storm, 2018). Речь кандидатов в президенты полна обвинений в адрес друг друга. С.Бабурин представляет оппонента в крайне невыгодном свете, однако не подкрепляет свои обвинения какими-либо доказательствами, пытаясь привлечь внимание аудитории эмоциональностью высказывания. Негативная окраска высказывания достигается за счет использования автором лексических единиц с негативной коннотацией. 3. Тактика оскорбления представляет собой обвинение и унижение противника, при этом данная тактика отличается явной эмоциональной окраской, которая заменяет использование фактов и доказательств. В. Жириновский в ходе предвыборных дебатов обменивался обвинениями и оскорблениями с К.Собчак: «К. Собчак: В Вашем возрасте вредно так волноваться, ну правда. В. Жириновский: Да заткнись, ты, дура! К. Собчак: Вы вообще как разговариваете? Я беспокоюсь о Вашем здоровье. В. Жириновский: Девка с улицы, убирайся отсюда! С улицы не надо сюда приводить! Грязь это все! «Дом-2»! Эта дама развратная! Пусть заткнется! К. Собчак: Участники «Дома-2» ведут себя приличнее! В. Жириновский: Замолчи, замолчи, дура! Замолчи!.. К. Собчак: Почему Вы так со мной разговариваете? В. Соловьев: Ну не оскорбляйте женщину! В. Жириновский: Так если она тупая! Если мозгов нет! (Собчак выплескивает стакан воды в Жириновского) В. Жириновский: Вот видишь, что делает! Видишь?! Идиотка! Убери ее отсюда! К. Собчак: Ведите себя прилично! В. Жириновский: Убери эту …, эту грязь отсюда убери! Черная грязь! Отвратительная баба! … последняя! В. Соловьев: Владимир Вольфович, материться нельзя! В. Жириновский: А как иначе?! Кто ей дал право плескать водой? Сумасшедшая дура!» (Daily Storm, 2018). Речь В. Жириновского крайне эмоциональна, за счет лексических единиц с негативной коннотацией выступающий стремится приуменьшить значимость и шансы оппонента на победу. 4. Тактика угрозы заключается в запугивании оппонента, пререкании ему наказания в будущем. Во время предвыборных дебатов М. Сурайкин обещает К.Собчак облить водой за Сталина: «К. Собчак: Вот этот человек с доброй улыбкой и усами, которыми он гордится, как у Сталина… Вы просто представьте себя, что Ангела Меркель в Германии выйдет и скажет: «Вы знаете, у меня усы, как у Гитлера, голосуйте за меня, ведь Гитлер был неоднозначной фигурой, много хорошего было у Гитлера». Вот что говорит Грудинин! М. Сурайкин: Она Сталина пытается на одну планку с Гитлером ставить! Это же пропаганда антироссийская всегда была, чтобы очернить российскую историю! Это подмена понятий, так же как они в 90-е врали!.. Вы людей баранами считаете! К. Собчак: …Я не позволю вот этим людям защищать Сталина и называть, как Грудинин, наших солдат баранами! М. Сурайкин: Слушай, я тебя сейчас оболью за Сталина как минимум!» (Daily Storm, 2018). Приведем ещё один пример речей кандидатов в президенты РФ: «М.Шевченко: Провокатор бандеровский (и что-то еще, неразборчиво). М.Сурайкин: Я тебе сейчас в морду дам! (Соловьев в одиночку не смог сдержать напор Сурайкина, останавливать его бросились Борис Титов и Собчак). М.Сурайкин: Мразь! Наемная мразь!» (Московский комсомолец, 2018) В данном примере мы четко видим тактику угрозы физической расправы, а также тактику оскорбления. Стратегия на повышение характеризуется желанием говорящего представить себя в выгодном свете, увеличить свою значимость в глазах электората. Данная стратегия реализуется за счет следующих тактик: 1. Тактика анализ – «плюс» предполагает такое описание ситуации, которое имплицитно выражает положительное отношение к рассматриваемой ситуации. Приведем пример из статьи В. Путина: «Общество прошло трудный процесс взросления. И это позволило нам всем вместе вытащить страну из трясины. Реанимировать государство. Восстановить народный суверенитет – основу подлинной демократии (Комерсантъ, Путин,2012). Автор описывает ситуацию в стране с положительной стороны, употребляя лексические единицы с положительной коннотацией, однако, в использованных словах имплицитно заложено значение исправления негативной ситуации, которая имела место. Например, политик говорит об успешном восстановлении, т.е. возвращении страны в прежнее состояние после разрухи и, как следует из фразы «восстановление народного суверенитета», зависимости от других государств. 2. Тактика презентации заключается в представлении какого-либо лица в положительном свете. Говорящий, используя лексические единицы с положительной коннотацией, рассказывает о положительных качествах представляемого объекта. Интересен тот факт, что в ходе предвыборной кампании 2018 года вместо кандидата В.В. Путина в дебатах принимали участие его представители. Таким образом, вся речь таких представителей основывается на тактике презентации, так как их целью является представление кандидата в наиболее выгодном свете. Приводим отрывок из дебатов с участием представителя В. Путина О.Н.Амельченкова: «Наш народ не вымирает с 2013 года, мы впервые вышли из демократической ямы 90-х годов и впервые наблюдается естественный прирост населения. Государство знает, каким должно быть молодое поколение. Неспроста 2018 год был объявлен президентом годом добровольчества и волонтерства, неспроста государство выделяет гранты на поддержку добровольческих инициатив, 8 миллионов человек неравнодушных граждан нашей страны ежедневно сегодня помогают совершенно безвозмездно ветеранам…» (YouTube, Амельченкова, 2018). О.Н.Амельченкова дает положительную характеристику действиям кандидата, стараясь привлечь на его сторону максимальное число избирателей, особенно молодое поколения. Используя лексические единицы с положительной коннотацией, автор описывает кандидата как исключительно профессионального человека 3. Отвод критики – эта тактика заключается в приведении аргументов, которые позволили бы оправдать те или иные поступки. Говорящий старается дистанцироваться от факта участия в той или иной негативной ситуации, стремится оправдать себя в глазах аудитории. Во время дебатов В. Жириновский задался вопросом, что случилось со всеми деньгами П.Грудинина, как они так быстро появились и также молниеносно исчезли, в то время как П.Грудинин пытается оправдываться и доказывает что никаких денег нет. «В. Жириновский: Чем хорош Грудинин? Он кинул всех: коммунистов, «Единую Россию». Он богатый человек, миллиардер, капиталист, олигарх. Он живет в свое удовольствие! Миллиарды за границей. И правильно он говорит: чего этой вашей системе верить! Хочет быть президентом, но банковской системе нашей страны он не верит. Представляете? Он имеет такое право? П. Грудинин: Какое это отношение имеет ко мне? В. Жириновский: Имеет одно отношение. Пал… Грудинин… Пал… то есть как его... Пал Анатольевич, по-моему… Но зачем Вы лжете? Вы в ЦИК приходите и говорите: счетов нет, имущества нет, ничего нет! П. Грудинин: Ну их же нет! В. Жириновский: Как нет?! А куда деньги делись? На других счетах лежат в швейцарском банке. П. Грудинин: Все деньги Вам отдал. В. Жириновский: Я бы с удовольствием принял семь миллиардов!» (Daily Storm, 2018). Особое внимание при изучении политических текстов, в частности предвыборных выступлений, следует уделить стратегии театральности. Тот факт, что в политическом дискурсе есть адресат-наблюдатель, т. е. потенциальный избиратель, позволяет делать политическую коммуникацию особенно зрелищной. Это касается, прежде всего, предвыборных дебатов, в которых у политика есть прямой оппонент, однако очевидно, что говорящий старается повлиять не на картину мира своего противника по политической гонке, а на электорат. Стратегия театральности реализуется за счет ряда тактик: 1. Тактика побуждения – говорящий стремится побудить аудиторию к совершению того или иного действия, стараясь убедить в правильности своей точки зрения. Приведем пример из выступления П. Грудинина: «Дорогие друзья, мы объявим войну коррупции, все будут равны перед законом. Деньги, заработанные в стране, останутся в России. Моя команда-это все мы, честные граждане. Вместе голосуем за справедливость, за наше будущее» (YouTube, П.Грудин, 2018). А вот выступление К.Собчак: «Мы должны изменить эту политическую жизнь, сделать ее другой, на самом деле – нормальной, а не такой, к какой мы все привыкли. К какой нас приучили за эти десятилетия. Мы должны вернуть в российскую политическую жизнь правду, о которой забыли. И свободу, которую давно потеряли. Правда и свобода – вот две вещи, ради которых я иду в политику и ради которых, я прошу меня поддержать. Правда и свобода – две вещи, которые сейчас нужны нашей с вами России, и всем народам, живущим здесь. Правда и свобода – две вещи, которые могут спасти нашу страну, вывести ее из чудовищного кризиса и вернуть ее в наш родной европейский дом…» (Радио Эхо Москвы, К.Собчак).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Языкознание и филология, 15 страниц
450 руб.
Реферат, Языкознание и филология, 15 страниц
500 руб.
Реферат, Языкознание и филология, 15 страниц
450 руб.
Реферат, Языкознание и филология, 20 страниц
800 руб.
Реферат, Языкознание и филология, 15 страниц
900 руб.
Реферат, Языкознание и филология, 15 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg