В истории человечества есть книги, на которых вырастают целые поколения, и есть книги, которые опережают время и на протяжении многих столетий будоражат ум и воображение читателей. Священный Коран остается источником духовного руководства и вдохновения вот уже четырнадцать веков. Времена меняются, человеческие знания совершенствуются, но Коран не перестаёт изумлять тех, кто владеет арабским языком, своей ритмичностью, выразительностью слога и глубиной смысла. И вряд ли найдется другая книга, которая привлекает к себе столько внимания и своих поклонников, и непримиримых противников.
Священный Коран — всеобщая и вечная книга, объектом обращения которой являются все человечество; книга, которая убеждает и наставляет людей следовать указанному ею пути, приводя к тому веские аргументы и будучи как светом, так и средством освещения и разъяснения всего сущего. И конечно подобная книга не нуждается в том, чтобы ее освещали и разъясняли другие. Содержание Корана порождало и порождает разномыслие в умах мусульман и мусульманские экзегеты вынуждены были заниматься толкованием «неясных» коранических выражений, намеков, противоречий. Сторонники противоположных точек зрения с одинаковым успехом ссылались на Коран, находя в нем подтверждения правильности своих концепций.
Актуальность данного исследования заключается в том, что многие богословы составляли толкования Священного Корана, каждое из которых отражало их уровень познаний в этой области. На современном этапе предпринимаются попытки комментировать аяты Корана в свете достижений различных наук — медицины, физики, геологии, географии и других дисциплин. Коранические тексты исследуются как источник принципов, актуальных для социального и политического обустройства современных обществ. Потребность в таких работах объясняется быстрым распространением ислама, и необходимостью правильного понимания священного текста Корана мусульманами, не получившими религиозного образования. Так как неправильное понимание и толкование аятов Корана активно используется экстремистами в Исламе и служит оправданием для актов терроризма и обострения социальной и политической обстановки как в России, так и во всем мире.
Объект исследования: комментирование Корана
Предмет исследования: толкование Корана муфассирами - ашаритами
Цель Изучение роли ашаритских ученых в комментировании Корана
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить биографию Абу Али аль Ашари;
2. Дать определение и рассмотреть этапы развития тафсира, как науки;
3. Рассказать о биографиях ашаритских комментаторов Корана: Фахруддина Рази, Байдави, Ибн Касира, Ас Саади
4. Проанализировать особенности и подход ашаритских комментаторов Корана.
Теоретическая и практическая значимость проведенной работы заключается в том, что эти материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «тафсир», история ислама. Эти результаты могут быть применены при разработке пособий и учебной литературы.
Методы исследования. При подготовке работы была использована методология исторического исследования, основанная на принципах историзма и объективности. При анализе и изложении материала применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные сравнительно-сопоставительный анализ фактов и материалов, отражающих особенности толкования Корана учеными ашаритской школы; логический анализ, систематизация и обобщение теоретических данных и фактов.
Структура работы: Работа состоит из введения, в котором определена актуальность, выдвинуты цель и задачи, описаны объект и предмет исследования. А также двух глав, содержащих по два параграфа, заключения и списка использованной литературы