В обширном спектре угроз, известных под названием «вредоносный код», сегодня выделяют несколько подмножеств, сходных по своему действию и ущербу, наносимому ими. Одно из них – шпионское программное обеспечение – объединяет группу ПО, которое каким-либо образом использует личные данные пользователя, полученные без его ведома и согласия. К этому же подмножеству относят рекламное ПО, программы дозвона, инструменты удаленного доступа, программы-шутки, программы-шпионы и т.д.
С проблемой шпионского ПО (spyware) сталкиваются многие компании. В отчете Enterprise Security Survey 2015 (IDC, сентябрь 2015 г.) указано, что это подмножество стоит на 2-м месте в списке угроз сетевой безопасности – после вирусов, червей и троянских программ (для сравнения: в 2010 г. программы-шпионы были на 4-м).
Согласно опросу, проведенному исследовательским центром TechTarget в октябре 2015 г. среди 304 сотрудников американских компаний, 38% респондентов считают шпионское ПО одной из трех наиболее актуальных проблем ИТ-безопасности, а 58% полагают, что в будущем этот вид угроз станет самым опасным. Поэтому столь актуальными становятся защита от данного вида угроз, предоставляемая независимыми поставщиками анти-шпионского ПО, и защита, интегрируемая в решения производителей антивирусных продуктов.
Как видно из результатов исследования другой компании, WatchGuard Technologies, 65% из 686 опрошенных ИТ-менеджеров и администраторов признают, что их компании меньше защищены от угрозы со стороны шпионского ПО, чем от вирусов, троянов и фишинговых атак. По мнению аналитиков, данное исследование демонстрирует, что, хотя руководители ИТ-служб всерьез обеспокоены угрозой шпионского ПО, большинство их подчиненных не имеют четкого представления об опасности. Поэтому для повышения защищенности сети необходимо в первую очередь вести просветительскую работу среди сотрудников. Все они должны хорошо представлять себе риски и финансовый ущерб, которые несет с собой шпионское ПО, а также знать и соблюдать превентивные меры.
Рисунок 1– Рейтинг угроз информационной безопасности.
В августе 2015 г. компания Trend Micro исследовала в трех странах (США, Германии и Японии) влияние, которое программы-шпионы оказывают на деятельность компаний (www.trendmicro.com/en /about/news/pr/archive/2015/pr101105.htm). Его участниками стали 1200 сотрудников организаций различного масштаба – от транснациональных корпораций до предприятий малого бизнеса. «Призером» оказались США: 40% респондентов заявили, что они сталкивались с программами-шпионами на практике. В Германии таковых нашлось всего 23%, а в Японии – 14%. Но во всех этих странах наибольший ущерб от атак такого рода терпят представители малого и среднего бизнеса. Что касается сравнения «шпионов» с другими угрозами, то большинство считает их более опасными, чем спам.
По данным уже упомянутого отчета IDC, сегодня анти-шпионским ПО пользуются около 84% компаний. Показатель выглядит достаточно внушительным, однако по результатам опроса Computerworld, проведенного среди сотрудников ИТ-департаментов (Computerworld Spyware Survey, 2015), только 41% компаний реально использует антишпионское ПО, которое удовлетворяет требованиям крупных сетевых инфраструктур к централизованному управлению. Высоко оценили способность используемых решений обнаруживать и удалять шпионское ПО только 32% опрошенных, а функциями предотвращения его загрузки остались довольны лишь 19% респондентов.
Гранды ИТ-индустрии собрали достаточную статистику по инцидентам со шпионским ПО. Так, согласно Microsoft, более половины всех отчетов об ошибках, создаваемых ОС Windows, имеют отношение именно к ним. По данным Dell и крупных сервис-провайдеров, подобные типы угроз вызывают около 12% обращений в их службы поддержки. Но чаще всего со «шпионами» сталкиваются антивирусные компании. Исследования Gartner («Antivirus Vendors Strike Back with Anti-spyware Product») показывают, что до 40% всех звонков в службы поддержки антивирусных компаний происходит из-за шпионского ПО. А аналитики IDC утверждают, что более двух третей всех офисных компьютеров инфицированы программами-шпионами.