Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

bulakovp 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2020
В ходе работы был осуществлен теоретический анализ проблемы организации проблемного обучения математике в основной школе и организовано пробное исследование эффективности данного типа обучения в сравнении с использованием традиционных методов. 1. Проблемное обучение рассматривается как технология организации учебного процесса. Главной особенностью данной технологии можно считать приоритет самостоятельного поиска знаний учащимися над процессом передачи знаний от учителя к ученику. В процессе проблемного обучения учитель выполняет функцию организатора, наставника. Проблемное обучение способствует формированию предметных и метапредметных компетенций, организовывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учеников и ориентировано на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Введение

Введение Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И. Лернер Cостояние образования, качество подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности – определяющие факторы развития государства, человеческого общества, нации определяется. Усовершенствование системы образования требует переориентации ее целей и содержания, форм, методов и приемов, способных оказать помощь ученикам в развитии творческих способностей, развитии учебной мотивации и в приобретении знаний о самих себе, человеческой природе и мире, в котором они живут. Ориентированность учебно – воспитательного процесса на личность требует новых подходов к его организации и функционирования, сущностными признаками которых являются: компетентностные основы организации и содержания образования, усиления функциональности содержания обучения; вариативность и разноуровневость образовательных технологий и услуг; дифференциация обучения (по содержанию, уровням, темпу) с оптимальным сочетанием комплексной, интегративной и отдельной дидактической цели, максимальным учетом макро- и микроструктуры познавательного процесса; целостное психолого-дидактическое проектирование учебного процесса; моделирование образовательных сред, их организационных, методических и содержательных компонентов [3, с. 79-80]. Именно качественно организованная интеллектуальная среда позволит ученику получать хорошее образование, представив ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории. Компетентностное обучение, определенное новыми образовательными стандартами, должно способствовать общему и специальному развитию учеников, опираться на знание закономерностей развития мышления, формировать умственные способности учеников в процессе изучения ими основ наук. Проблемное обучение – ведущий компонент компетентностного подхода в обучении. В нем успешно сочетаются поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний, а система методов построена с учетом принципов целеполагания и проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование у учащихся мировоззрения, познавательной самостоятельности и активности, устойчивых мотивов учения и способностей (мыслительных, творческих) в ходе усвоения ими теоретических понятий и способов деятельности, детерминированный системой проблемных ситуаций [4, с. 257]. Большинство ученых и педагогов-практиков признают, что создание интеллектуальной среды, в которой развиваются творческие и интеллектуальные способности ребенка, невозможно без применения проблемного обучения. Таким образом, внедрение проблемных методов обучения является актуальным на сегодня, поскольку позволяет превратить ученика из объекта обучения в субъекта, партнера по учебному процессу, способного не просто воспринимать предложенные учителем знания, а добывать их самостоятельно, под руководством учителя. Проблемность в обучении рассматривается как внутренний мотивационный фактор, который в руках преподавателя становится мощным средством воздействия на обучаемых. Проблемное обучение достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике обучения математике в общеобразовательной школе должного внимания не получило. Поэтому цель данного исследования - обосновать средства создания проблемной ситуации на уроках математики и выявить психолого-педагогические условия успешности проблемного обучения. Объект исследования – технология проблемного обучения. Предмет исследования – психолого – педагогические условия реализации технологии проблемного обучения на уроках математики в средней школе. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ технологии проблемного обучения. 2. Охарактеризовать особенности использования технологии проблемного обучения на уроках математики в средней школе. 3. Проанализировать эффективность использования технологии проблемного обучения на уроках математики в 5-9 классах. Теоретические основы исследования: - философские идеи диалектической теории познания в проблемном обучении (С.Л. Рубинштейн); - психолого-педагогические концепции понятия и содержания проблемных задач: определение задачи, структура, классификация, процесс решения, место и роль задачи в процессе мышления: (Г.А. Балл, А.В. Брушлинский, К. Дункер, Д. Дьюи; О. Зельц, В.Т. Кудрявцев, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, И.М. Махмутов, В. Оконь, Д. Пойа, С.Л. Рубинштейн и др.); лингво-педагогические концепции понятия и содержания проблемных задач; - определение задачи, структура, классификация, процесс решения, место и роль задачи в процессе мышления: (Л.П. Доблаев, Е.В. Ковалевская и др.); - педагогические и методические концепции проектного и проблемного подходов при создании проблемных задач (Е.С. Полат). Методы исследования: анализ научной литературы; наблюдение; моделирование, пробный эксперимент. Исследование включает введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы организации проблемного обучения математике 7 1.1. Проблемное обучение как технология организации учебного процесса 7 1.2. Психологические основы проблемного обучения 16 1.3. Использование проблемных ситуаций и задач на уроках математики в 5-9 классах 22 Глава 2. Методическое обеспечение организации проблемного обучения математике в основной школе 36 2.1. Анализ эффективности проблемного обучения математике в основной школе 36 2.2. Анализ организации проблемного урока 40 Заключение 46 Список использованных источников 49 Приложения 52
Список литературы

1. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов-н/Д., 2004. – 125 с. 2. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – № 1. – 2000. – С. 19 – 25. 3. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д.В. Вилькеев. – Казань: Айрис-Пресс, 2007. – 302 с. 4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 164 с. 5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. – М.: Педагогика, 2006. – 240 с. 6. Давыдов, В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). I-III классы / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. – М.: МИРОС, 2000. – 32 с. 7. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В Занков. – М.: Педагогика, 2000. – 424 с. 8. Карелина, Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. – № 5. 9. Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. – № 5. 10. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. ? М.: Сентябрь, 2003. ? 176 с. 11. Крупич, В.И. Дидактический механизм возникновения проблемной ситуации в обучении математике /В.И. Крупич. – М.: МГПИ, 2004. – 111 с. 12. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 432 с. 13. Кудрявцев, Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения / Т.В. Кудрявцев. – М.: Высшая школа, 2008. – 89 с. 14. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы /Т.В. Кудрявцев. –- М.: Знание, 2001. – 80 с. 15. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 2003. – 79 с. 16. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки: Научно - практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – 2006. – 288 с. 17. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: Знание, 2004. – 80 с. 18. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 2004. – 64 с. 19. Лернер, И.Я. Система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 2006. – 71 с. 20. Лоповок, Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. Для учащихся / Л.М. Лоповок. – М.: Просвещение, 2005. – 86 с. 21. Людмилов, Д.С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: Пособие для учителей, Д.С. Людмилов, Е.А. Дышинский, А.М. Лурье. – Пермь, 2005. – 69 с. 22. Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие для учителей / В.Н. Максимова. – СПб.: Печатный двор, 2003 – 325 с. 23. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100», 2002. – С. 55 – 75. 24. Матюшкин, А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 2002. – 168 с. 25. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2007. – 240 с. 26. Махмутов, М.И. Принцип проблемности в обучении / М.И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. – № 5. С.30 – 36. 27. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с. 28. Мельникова, Е.И. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пос. для учителя / Е.И. Мельникова. – М.: Прогресс, 2002. – 86 с. 29. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 2007. – 53 с. 30. Мочалова, Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н.М. Мочалова. – Казань: Перемена, 2001. – 190 с. 31. Овсянникова, Т.Н. За такими программами будущее / Т.Н. Овсянникова //Начальная школа. – 1995. – №6. – С. 71 – 75. 32. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.: Высш. шк., 2000. – 211 с. 33. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с. 34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с. 35. Скибина, Н.Г., Солощенко М.Ю. Проблемное обучение на уроках математики в средней школе // Международный студенческий научный вестник. – 2015. –№ 6.; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13857 (дата обращения: 13.10.2017). 36. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова [Текст] – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы организации проблемного обучения математике 1.1. Проблемное обучение как технология организации учебного процесса В 50-х годах XX века появился кардинально новый вид обучения, который получил название проблемного. Данная технология, по мнению ее авторов, призвана компенсировать недостатки традиционного или так называемого пояснительно-иллюстративного вида обучения. Идеи проблемности прослеживаются в педагогических концепциях Сократа, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, Л.Н. Толстого. В первой половине ХХ в. в трудах Дж. Дьюи, Дж. Брунера, других ученых начинают формулироваться идеи обучения путем решение проблем. Принципиальные положения концепции проблемного обучения в разное время разрабатывали Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, В. Оконь, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие (2; 4; 5; 23; 27; 30). Один из авторов – В. Оконь – так определяет сущность концепции проблемного обучения: "Проблемное преподавание основывается не на передаче готовой информации, а на получении обучающимися определенных знаний и умений путем самостоятельного решения теоретических и практических проблем. Существенной характеристикой данного вида преподавания является исследовательская деятельность обучающихся, которая проявляется в определенной ситуации и заставляет их ставить вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их посредством умственных и практических действий" [4]. По определению М.М. Фицула [6] проблемное обучение – один из типов развивающего обучения, суть которого заключается в формулировке проблемных задач, проблемном изложении и пояснении знаний, в разнообразной самостоятельной работе. В психодидактике и педагогике проблемное обучение рассматривается как самостоятельная образовательная технология и как элемент учебного процесса, который может быть включен в процесс обучения на основе других образовательных технологий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg