Федеральный бюджет является главным звеном бюджетной системы РФ, это основной финансовый план государства. Именно через него происходит мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения обороноспособности страны, регулирования социально-экономического развития и выполнения множества других задач. Правильное функционирование хозяйственного механизма не может быть осуществлено без эффективной системы управления бюджетным процессом и постоянного усовершенствования бюджетных отношений. Кроме того, в настоящее время все большее значение приобретает проблема эффективности использования бюджетных средств. Ведущую роль в решении данных задач играет внешний государственный финансовый контроль, в частности, осуществление Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) внешней проверки отчета об исполнении федерального бюджета.
Бюджетные средства являются частью финансового обеспечения стратегических целей государственного управления экономическим развитием. В Бюджетном кодексе Российской Федерации к бюджетным правоотношениям отнесены, в частности, отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, контроля за их исполнением.
Внешний аудит за использованием средств федерального бюджета является в настоящее время одной из основных задач совершенствования государственного управления. Это, прежде всего, связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования и укреплением демократических основ управления. Во всем мире общество в лице налогоплательщиков стремится контролировать рациональность использования средств бюджета. Этим объясняется то внимание, которое во всех странах и в международных организациях уделяется развитию контроля в общественном секторе, где используются бюджетные средства.
В этой связи, актуальность темы исследования обусловлена важностью финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой для достижения эффективной бюджетной политики в современной России. Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами, многие положения которых не точно отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней. В данных условиях становится необходимым осуществление внешнего государственного финансового контроля на различных стадиях бюджетного процесса. Особую роль играет осуществляемый Счетной палатой последующий контроль за исполнением бюджета, основными путями проведения которого являются внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и внешняя проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета. Именно внешняя проверка исполнения федерального бюджета позволяет определить законность исполнения бюджета, достоверность учета и отчетности, а также эффективность использования бюджетных средств, что в настоящее время приобретает все большую актуальность. При этом необходимо отметить громоздкость процедуры проведения внешнего финансового контроля (аудита) Счетной палатой в рамках адекватности представляемого Отчета Правительства Российской Федерации. По своей сути указанная процедура во многом заменяет понятие государственного внешнего финансового контроля внутренними контрольными манипуляциями, за которые должны нести ответственность главные распорядители бюджетных средств.
Традиционно внешний аудит отчёта об исполнении федерального бюджета ориентирован на соблюдение целевой направленности выделяемых бюджетных средств. Новой тенденцией в организации контроля стала оценка результативности использования средств, выделяемых бюджетополучателям в рамках программно-целевого подхода бюджетирования. Новые задачи и направления внешнего аудита отчёта об исполнении федерального бюджета требуют перестройки всей работы субъектов контрольной деятельности, изменения методик проведения контрольных мероприятий и реформирования организационных структур. Вместе с тем именно такие изменения смогут повысить эффективность российской системы внешнего аудита федерального бюджета, способствовать формированию в стране института государственного аудита с учетом современных международных требований.
Степень научной разработанности темы. Свой вклад в разработку представлений о бюджетном процессе и финансовом контроле внесли такие ученые и экономисты, как И.М. Александров, Р.Е. Артюхин, Мст. П. Афанасьев, А.Л., Голикова Т.А., Кудрин, А.С. Нешитой, С.В. Степашин и другие. Однако в настоящее время проблема исследована не полностью.
Объектом настоящего исследования является организация бюджетного процесса в Российской Федерации в рамках составления отчета об исполнении бюджета.
Предмет исследования – процедура проведения внешней проверки исполнения федерального бюджета, в результате которой контрольные органы вырабатывают соответствующие рекомендации для дальнейшей организации бюджетного процесса в Российской Федерации.
Цель исследования проанализировать законодательную базу, регламентирующую осуществление государственного внешнего контроля (аудита) в рамках составления отчета об исполнении федерального бюджета, изучить процедуру проведения внешней проверки отчета об исполнения федерального бюджета, выявить проблемы и недостатки в сфере регулирования отчетной стадии бюджетного процесса и организации процедуры внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета и осуществить поиск мер по их устранению, выработать рекомендации по совершенствованию организации процедуры внешней проверки отчета об исполнении основных показателей бюджета за прошедший финансовый год.
Для достижения цели в рамках настоящей дипломной работы будут решены следующие задачи:
• изучить понятие и сущность бюджетного процесса в РФ;
• проанализировать законодательную базу, регламентирующую осуществление государственного внешнего аудита в рамках составления отчета об исполнении федерального бюджета;
• изучить процедуру проведения внешней проверки отчета об исполнения федерального бюджета;
• проанализировать опыт международной практики проведения государственного финансового аудита в сфере составления и рассмотрения отчета об исполнении бюджета с целью применения положительного опыта в Российской Федерации;
• определить проблемы, возникающие при проведении внешнего аудита в рамках составления отчета об исполнении федерального бюджета и разработать рекомендации по совершенствованию организации процедуры внешней проверки отчета об исполнении основных показателей бюджета за прошедший финансовый год.
Теоретической и методологической базой исследования являются теоретические положения внешнего ауадита, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, системный анализ регулирования государственного финансового контроля на основе изучения законодательных актов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства, нормативно-методических и инструктивных документов, зарубежные стандарты по регулированию государственного аудита, материалы международных организаций. При проведении исследования использовались материалы Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ.
Эмпирической базой исследования является бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета, заключения Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета, а также статьи, опубликованные в периодических изданиях и размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во ведении представлена актуальность исследуемой темы, сформулированы цели, задачи работы, объект, предмет исследования, представлена теоретическая, методологическая и эмпирическая база, описана структура работы.
В первой главе работы освещены теоретические и правовые аспекты государственного внешнего аудита в бюджетном процессе Российской Федерации, в частности рассмотрены сущность и понятие бюджетного процесса в Российской Федерации, законодательная база и процедуры осуществления государственного внешнего контроля (аудита) в рамках составления отчёта об исполнении федерального бюджета.
Во второй главе проведено исследование процедуры внешней проверки исполнения федерального бюджета, в частности Отчет об исполнении федерального бюджета и проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2016 год» представленые Правительством Российской Федерации в Счетную палату РФ 25 мая 2017 года. По результатам проверки данных документов Счетной палатой РФ подготовлено и утверждено Коллегией Счетной палаты РФ протокол от 30 августа 2017 г. № 47К (1192) соответствующее заключение.
В третьей главе был проведен анализ проблем регулирования отчетной стадии бюджетного процесса, выявлены недостатки и проблемы в этой сфере, а также представлены меры по совершенствованию процедур проведения внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы окончательные выводы по теме исследования, сформулированы предложения по возможному устранению существующих недостатков и проблем.