Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы Российской Федерации, который имеет большое значение не только для формирования самой структуры экономики страны, но и для ее развития. Малое предпринимательство выполняет ряд важных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйственности, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Малое предпринимательство ? основа рыночной экономики. В развитых странах создан специфический механизм малого предпринимательства, который обеспечивает использование научных достижений государственных научных центров, оборонных технологий и предприятий военной сферы. Данное обстоятельство усиливает значение малого предпринимательства в наукоемких инновационных сферах. Согласно зарубежной статистике, три четверти малых предприятий создаются на основе внутреннего предпринимательства, когда малое предприятие образуется при поддержке предприятий большого бизнеса. Именно механизм переноса знаний на предприятия малого предпри-нимательства, а затем через него в большой бизнес, позволяет неоднократно использовать в экономике результаты инвестиций в фундаментальную науку и оборонные технологии.
Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира действует большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля. Воздействие следующих факторов, напрямую связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; расширяется и динамично изменяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь «в тени». Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.
Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на растущий вклад малого предпринимательства в национальную экономику, этот сектор не является зрелым социально-экономическим институтом, и потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется в недостаточной степени.
Цель исследования: охарактеризовать малый бизнес в России на совре-менном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, виды и особенности малого предпринимательства;
2. Определить правовые основы деятельности малого бизнеса;
3. Выявить роль малого бизнеса в развитии экономики;
4. Проследить развитие малого предпринимательства в РФ;
5. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «РОЛА»
Объект исследования: малое предпринимательство
Предмет исследования: сущность и роль малого предпринимательства в российской экономике
Методы исследования: анализ литературы, опрос, наблюдение
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы, приложений