Глава 1. Теоретические основы изучения стратегического менеджмента
1.1.Понятие, принципы и функции стратегического менеджмента.
Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение целей организации, с помощью организации системы стратегического управления (менеджмента). Прежде, чем рассматривать понятие и организацию стратегического менеджмента, следует выяснить, что представляет собой стратегия.
Под стратегией понимают процесс определения основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»[1].
Управление организацией – сложный и многоаспектный процесс, требующий ответственного и грамотного подхода. Современные компании должны легко и быстро адаптироваться к динамично изменяющимся внешним условиям.
Инструменты управления – это средства упорядочения, приспособления для решения поставленной задачи в рамках сложившейся реальной ситуации, ресурсных и иных ограничений. Таким образом, инструмент управления ориентирован на сохранение, то есть на устойчивость. Другими словами, это способ решения проблемы приспособления в возникшей ситуации.
Основным способом управления предприятием при традиционном подходе выступает стратегическое планирование. Также к инструментам управления относят сценарный подход, управление качеством, управление знаниями, управление инновациями, контроллинг, управление проектами, реинжиниринг [7].
Стратегия в настоящее время является основным элементом управления любой организацией.
Стратегия - это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели.
Термин «стратегия» стал употребляться в менеджменте в 1960-х годах, на мой взгляд, это связано с появлением книги И. Ансоффа [1].В этой работе под стратегией понимается способ использования ресурсов. П. Дойль акцентировал в определении стратегии управление ресурсами организации: «Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы» [7].
Иное определение этому понятию дает А. Чандлер: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действия и распределения ресурсов» [21]. Вихандский О.С. и Наумов А.И. дают, на мой взгляд, более точное определение. В своем учебном пособии «Менеджмент» они определяют стратегию, как генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе приведет ее к цели; для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством.
Столь большое количество определений данного понятия связано с тем, что разработка и выбор стратегии напрямую зависит от специфики предприятия, условий, в котором оно функционирует, то есть стратегия – это индивидуальный для каждой организации инструмент управления, в основе которого лежат сильные стороны и конкурентные преимущества конкретной фирмы.
Таким образом, под стратегией понимается постановка целей, плана действий, а их реализацию определяет стратегический менеджмент: переход от стратегии к управлению и достижению, поставленных целей.
Стратегическим менеджментом называют функцию управления, которая направляется на долгосрочные цели и действия организации .Стратегический менеджмент -разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. В то же время стратегический менеджмент - это область научных знаний, изучающая приёмы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей, соответствует её внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней .
Стратегический менеджмент базируется на ряде основных принципов, которые необходимо учитывать в процессе стратегического планирования.
Такими принципами являются:
• научность в сочетании с искусством – при планировании используются как данные и выводы множества наук, так и импровизация, творчество участников разработки стратегии;
• целенаправленность – стратегический анализ и формирование стратегии всецело направлены на достижение глобальной цели организации;
• гибкость – возможность внесение коррективов в ранее принятые решения и сформированные стратегические планы в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
• точность – всякий стратегический план должен быть конкретизирован и детализирован в той степени, которую только позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании;
• системность – формирование стратегии должно иметь системный характер;
• единство стратегических планов и программ - достигается посредством консолидации функциональных стратегий и стратегий бизнес-единиц компании;
• участие (партисипативность) – каждый член организации в той или иной степени должен участвовать в формировании стратегии;
• создание необходимых условий для реализации стратегий – формирование оптимальной организационной структуры организации, разработка эффективной системы мотивации, формирование благоприятной организационной культуры.
Рассматривая первый принцип, можно сказать, что специалисту по стратегическому управлению необходимо использовать творческий подход, но при этом опираться на научные теории и данные при разработке стратегии и способов управления организацией.
Говоря о втором принципе, следует обратить внимание на то, что стратегия той или иной организации должна быть всегда ориентирована на выполнение главной цели этой организации.
Реализация третьего принципа заключается в возможности внесения изменений в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
Четвертый принцип включает согласованность стратегических решений разных уровней для достижения успеха общей стратегии организации.
Пятый принцип означает, что процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для реализации стратегических планов, то есть формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих основных функций:
1) планирование стратегии;
2) организация реализации стратегии;
3) координация реализации стратегии;
4) мотивация на достижение запланированных стратегических результатов;
5) контроль за выполнением стратегии.
Планирование имеет такие подфункции, как составление прогноза, определение стратегии и бюджетирование.
Составление прогноза предшествует определению стратегических планов. Цель – предвидение перспектив развития и оценка риска. По итогам анализа руководство предприятия определяет перспективы дальнейшего развития, а также разрабатывает стратегию. Бюджетирование представляет собой стоимостную оценку всей программы распределения ресурсов.
Организация реализации стратегии предполагает создание будущего потенциала предприятия, согласование системы управления и структуры с выбранной стратегией, а также формирование корпоративной и организационной культуры, которая будет поддерживать стратегию.
Координация реализации стратегии заключается в согласовании стратегических решений различного уровня и последовательного объединения стратегий и целей подразделений предприятия на более высоких управленческих уровнях.
Мотивация на достижение запланированных результатов связана с определением системы стимулов, которые бы побуждали сотрудников к достижению поставленных целей.
Контроль за выполнением стратегии - это непрерывное наблюдение за процессом ее реализации. Контроль призван заранее определять предстоящие опасности, выявлять отклонения от принятой стратегии и текущие ошибки.
Таким образом, стратегическое управление - это процесс применения набора различных управленческих решений, который способствует достижению главной цели функционирования организации. Значение стратегического менеджмент в рамках современной жизнедеятельности компаний велико. Грамотно созданная система стратегического менеджмента является основой успешного развития организации.
1.2.История формирования стратегического менеджмента и его основных школ.
Стратегический менеджмент как самостоятельное направление управленческой науки сформировался во второй половине XX в., прежде всего в США, а затем и в других странах, хотя сама стратегическая деятельность и стратегические решения осуществлялись людьми с древнейших времен, главным образом, в политической и военной сферах.
Эволюция стратегического менеджмента в XX–XXI вв. привела к формированию целого ряда научных школ, как в России, так и за рубежом, что сделало стратегический менеджмент весьма привлекательной сферой деятельности, как для практиков бизнеса, так и для академических ученых. Многообразие научных школ современного стратегического менеджмента, их развитие и совершенствование идет во взаимосвязи с развитием экономической и управленческой деятельности.
В области экономической практики предпосылками возникновения стратегического менеджмента явились: насыщение потребительского спроса товарами первой необходимости, рост дифференциации потребностей людей, рост конкуренции в отрасли, осмысление накопленного опыта успешного долгосрочного планирования и управления на этой основе экономиками стран, отдельными отраслями и территориями, достижения экономической науки и социологии в сфере исследования поведения людей.
Основные этапы становления и развития стратегического менеджмента их предпосылки и последствия выделяет в своей статье О.А. Ушакова [26]:
Первый этап следует считать 1915-1950-е гг., когда идеи стратегического управления получили свое развитие на уровне государства. Предпосылками данного этапа являются: усиление разрушительных последствий экономических кризисов XIX – начала XX в., рост влияния крупных компаний в национальных экономиках, начало Первой Мировой войны. После Мирового экономического кризиса 1929–1934 гг. и Второй мировой войны 1939–1945 гг. стали очевидны преимущества средне- и долгосрочного (стратегического по существу) планирования развития экономики стран, независимо от политического строя. План Маршала в Европе и план Маленкова в СССР, экономическая политика Л. Эрхарда и генерала де Голля, программы индикативного планирования – все это позволило достаточно быстро вывести экономики стран на тренд поступательного развития. В послевоенный период в экономиках капиталистических стран все большую роль стали играть крупные компании [8], которые неизбежно нуждались в понимании того, какими будут в кратко-, средне-, и долгосрочном аспектах спрос на их продукцию, тенденции развития отрасли [25] и страны в целом. Результатом данного этапа стало накопление знаний о методах и приемах целенаправленного воздействия на экономическую систему капиталистических стран, а также методов, приемов, моделей планирования (СССР).
Второй этап охватывает период 1960–2000 гг., когда идеи стратегического менеджмента нашли свое развитие в бизнесе, на уровне крупного, а затем и среднего бизнеса. Предпосылками второго этапа стали экономические изменения (насыщение спроса на товары первой необходимости, рост дифференциации потребностей и др.) в экономиках капиталистических стран, а также успехи экономик социалистических стран, обратившие внимание компаний и правительств капиталистических стран на потенциал планирования как метода управления экономическими процессами на уровне предприятий и страны в целом.
Последствиями второго этапа стало внедрение стратегического планирования и управления в практику бизнеса и государственного управления в капиталистических странах и развитие методов и приемов централизованного планирования и управления народнохозяйственными комплексами в социалистических странах. Принципиальное различие стратегического планирования и управления в странах капитализма и социализма заключалось в наличии частной / государственной собственности как основания экономической системы.
Известнейшими научными школами стратегического менеджмента на современном этапе являются [18]: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа внешней среды и
школа конфигурации. Огромный вклад в развитие стратегического управления и планирования внесли зарубежные и отечественные ученые И. Ансофф, М. Портер, Г. Минцберг, А. Чандлер, С. Хофер, П. Друкер, Ф. Найт, А. Коул, Г. Клейнер, О. Виханский, Е. Рожкова, И. Разумов. [9; 15; 18; 24]
Данные школы хотя и разделяют общие базисные принципы, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя при этом те или иные методологические приоритеты.
Рассмотрим основные научные школы стратегического менеджмента:
I. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения. [6, с.435] Школа предпринимательства относится к типу школ, называемых описательными, и рассматривает предпринимателя в качестве основного и единственного человека, определяющего стратегический процесс. [12, с.30] К числу предшественников этой школы можно отнести мыслителей-экономистов, подчеркивавших роль и значение личности предпринимателя [6, с.435], и не только рассматривавших стратегический процесс сквозь призму действия одного человека - руководителя организации [19, с.41], но и основывавших успех данного процесса - процесса построения стратегии - исключительно на свойственных этой личности качествах и состояниях: интуиции, здравомыслии, опыта, мудрости, проницательности [6,с.435; 12, с.30; 18, с.41], то есть трактовавших стратегию как перспективу, определяемую индивидуальным видением предпринимателя [12, с.30]. Среди таких экономистов - Карл Маркс и Йозеф Шумпетер. По Й. Шумпетеру, предприниматель ценен, прежде всего, тем, что обладает коммерческой идеей и склонностью предпринимать смелые, рискованные ходы, различные попытки справиться с меняющейся ситуацией («капитализм, социализм и демократия», 1950 г.). [6, с. 435–436] В целом, школа предпринимательства рассматривает стратегию как перспективное видение, основанное на интуитивном и логическом осмыслении ситуации. В силу этого организация целиком и полностью зависит от своего руководителя, поскольку именно он определяет для своей организации защищенную нишу во внешней среде [12 с. 30]. Таким образом, предпринимательская школа, как и школа дизайна, в центр процесса ставит руководителя, но, в отличие от школы дизайна и в полном контрасте со школой планирования, при создании стратегии полагается в основном на интуицию. [11, с. 25]
II. Когнитивная школа (школа познания [1, с.25]): формирование стратегии как ментальный процесс. [6, с.438] Когнитивная школа, или школа познания, рассматривает стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека [12, с.35], при этом данная школа настаивает на необходимости проникновения в процессы обработки информации, мыслительные способности стратега [6, с. 439]. Основоположником когнитивной школы принято считать Герберта Саймона, опубликовавшего в 1947 году книгу «Поведение руководителя», а в 1960-м г. - книгу «Новая наука управленческих решений». [6, с.439] Начало же активного проведения исследований познавательных способностей человека датируется 1980-ми годами. [12, с.35] В соответствии с представлениями данной школы внешняя среда может быть рассмотрена в трех аспектах: реальная внешняя среда, воспринимаемая внешняя среда и узаконенное окружение. [22, с. 36] Согласно концепции реальной внешней среды, организация «погружена в окружение», существующее вне и независимо от нее. В этом смысле «внешняя среда определяется как реально существующее, объективное, независимое». Все конструктивистские школы исходят из этой концепции. Среда всегда познаваема, надо только ее исследовать. [22, с. 36] Воспринимаемая внешняя среда и узаконенное окружение при этом ассоциируются с двумя ветвями представления мира: первая трактует процесс познания как объективный, вторая - как субъективный. [12, с. 35] Сторонники когнитивной школы активно опираются на разработки психологов, и, прежде всего, - Карла Юнга с его типологией личности. Выделены четыре шкалы, определяющие индивидуальный когнитивный стиль менеджера: экстраверсия - интроверсия; сенсорика - интуиция; мышление - эмоции; суждение или восприятие. [6, с.438–439] Таким образом, когнитивная школа или школа познания опирается на когнитивную психологию, анализирующую стратегический процесс с точки зрения способностей человека к определенному познанию. Значительное воздействие на процесс познания оказывает система обработки полученной информации.