Глава1. Начало пути Платона.
1.1 Зарождение философских взглядов.
Если бы составлялись рейтинги великих мудрецов, одно из первых мест в них наверняка занял бы Платон. Он стал первым древним философом, чьи сочинения дошли до нас практически полностью, - во многом благодаря покровительству церкви, объявившей его «христианином до Христа». К сожалению, о биографии Платона известно достаточно немного, некоторые факты противоречивы и их количество весьма скудное. Но так или иначе, о жизни такого выдающегося человека, гения своей эпохи нельзя не сказать и не отметить самые основные факты. Платон рос в знатной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю свое города. Видимо, аристократический идеал в государственном устройстве как раз исходит от семьи и ее внутренней политике, внутри которой рос и формировался Платон, как личность, и, которая, не могла не отложить след на дальнейшем его жизненном пути. Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом. Так же, как его учитель Сократ, Платон был коренной афинянин, и деятельность его, за исключением двенадцатилетней отлучки в города Африки, Сицилии и Южной Италии, протекла в Афинах. В 399 г. До н.э. Платон покидает Афины и отправляется странствовать. Данное решение было спровоцировано смертью учителя Платона. В период своих странствий, Платон побывал во многих местах, которые оставили след в его жизни и наложили отпечаток в его философских и иных взглядов. Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии. Так, Впечатления и сведения, вынесенные из пребывания в Египте, сыграли важную роль в формировании научных и политических воззрений Платона. Хотя Египет испытал в 525 г. до н. э. вторжение персов, социальный и политический строй государства не был поколеблен. По-видимому, особо сильным оказалось произведенное на Платона впечатление от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда, а в области науки – от практиковавшихся там форм обучения арифметике. Наиболее длительным было пребывание Платона в Гелиополе, центре египетской религии. Спустя двенадцати лет странствий, Платон вернулся на родину и на краю Афин, в роще героя Академа, Платон основывал собственную школу (Академию). Вскоре она становится центром научных и философских исследований и учений. Многочисленные ученики и последователи школы множат ее славу и влияние. Среди них вскоре выделяется, становится гордостью Академии гениальный Аристотель. После основания Академии Платон совершил еще две поездки в Сицилию при преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н. э. Инициатором приглашения был тот самый Дион, с которым Платон подружился во время своего первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение, надеясь осуществить через посредство Дионисия свой проект идеального государственного строя. Но эта попытка не увенчалась успехом, и Платон не смог достичь своей цели, по средствам чего вернулся обратно в Афины, где и пробыл всё свое оставшиеся время. Нельзя не отметить, что Платон пошел намного дальше своего учителя и смог расширить область исследований Сократа. Сократовский метод определения понятий он распространил на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства, законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании. Философский идеализм, которому Платон следовал, превращается у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Свои основные доктрины Платон выработал в живом общении с близкими к нему по духу мыслителями и в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Платон, воздвигнув свою Академию, которая стала, одной из знаменитейших школ древности, не заперся и не скрылся в ее стенах от внешнего мира. Наоборот, он хотел быть и был одной из деятельных сил кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана борьбой, которая принимает порой драматический характер, а самого философа ставит на грань жизненной катастрофы. Несомненно, Платон является выдающимся древнегреческий философ, который стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. В своем творчестве он огромное внимание уделял вопросам, касающихся государства и права, не случайно одними из самых выдающихся его произведений являются трактат «Государство» и «Законы». Вся его философия строится на учение «объективного» идеализма, которое основано на противопоставлении изменчивому миру природных вещей потустороннего неизменного, вечного и неподвижного «истинного бытия», мира духовных сущностей — идей. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей— вторичным и производным. Вещи для Платона представляют собой лишь тени мира идей. Это значит, что предметы природы, например цветок, собака, огонь и т. д., являются порождениями потусторонней идеи цветка, идеи «собачности» и т. п. Платон выступал против сенсуализма античных мыслителей и утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира. Для него, источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Методом, возбуждающим в душе воспоминания об идеях, Платон считал диалектику, которую понимал, как искусство сопоставления и анализирования понятий в ходе беседы понятий. В области социально-политических вопросов Платон выдвинул теорию, целью которой было обосновать вечное господство аристократии. Вопросу политического устройства необходимо уделить особое внимание и вникнуть в глубину учений Платона, касаемо этого раздела.
Глава 2. Учения Платона о государственном устройстве.
2.2. Общие взгляды на государство и общество.
Платоновское государство - это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю. Странствуя и наблюдая жизнь и законы разных народов, он пришел к выводу, что все существующие государства управляются плохо. Все более и более Платон утверждался в мысли, что избавить человеческий род от зол могут только истинные и правильно мыслящие философы, занявшие государственные должности, или же властители государств, которые по какому-то божественному определению станут подлинными философами. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. Платон совершенно отличался от других мыслителей. Вместе с идеализмом, тяге к теориям и умозрительным построениям в нем спокойно сочетается и гармонирует явный интерес к общественным отношениям, политическим вопросам. Философа особо интересовал вопрос, каким должно быть совершенное общество и какое воспитание должно быть у людей, которые являются часть этого, так называемого, общежития . Н.Г. Чернышевский особо точно и четко подчеркнул явный интерес Платона к разработке теории общественного устройства: «Платона многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся далеко от людей и земли. Платон был вовсе не таков. Он не был праздным мечтателем, думал не о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства…» Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее крупных своих произведения, которые уже упоминались ранее, это «Государство» и «Законы». Казалось бы, оба произведения касаются одной и той же темы, но при этом их содержание и даже основная проблематика абсолютна различна.
Так, к примеру, диалог «Государство» основывается на учении об обществе, его политическом идеальном устройстве. Центральное место здесь занимает теория «идей», другими словами, идеальное государство, согласно этой концепции, существует лишь в теории, как некий образец и норма должного, и противопоставляется несовершенной эмпирической действительности. Напротив, диалог «Законы», по сравнению с «Государством» является более компромиссным произведением, так как в нем сделан ряд уступок, которые относятся к требованиям эмпирической реальности, которая изложена в «Государстве». В своем произведении, Платон описывает другой государственный строй, более схож на аристократическую республики или монархию. Он выделял два различных вида политического устройства в аристократическом управлении:
1. Во главе всех стоят правители;
2. Во главе всего стоят законы, которым все подчиняются;
При этом, на страже законов находится система правосудия, без которой государство невозможно. Но также, отмечается тот факт, что аристократическое государство может перерасти в монархическое, если в кругу правителей выделится один главный. Если будет несколько правителей, не имея при этом главного, который бы стоял во главе всех, то такое государство будет называться республикой.