1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия общественного питания
1.1 Понятие конкурентоспособностью предприятия
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное представление, обозначающее соответствие изготавливаемых предприятием товаров и служб условиям рынка, определенным требованиям покупателей не только по
своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим
показателям, но и по торговым и другим условиям его реализации, включающим в себя такие представления, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. [19, с.219].
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального либо возможного удовлетворения им определенной потребности по сопоставлению с аналогичными объектами, представленными
на конкретном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сопоставлении с аналогичными объектами на данном рынке [21, с.145].
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям той или иной отрасли.
В общем виде конкурентоспособность в экономической науке воспринимается как способность соперничать с аналогичными объектами на определенном рынке, применяя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
Ключевым, смыслообразующим понятием по отношению к термину «конкурентоспособность» выступает «конкуренция». Само понятие «конкуренция» имеет большое количество определений. Первоначально слово «конкуренция» возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает «сталкиваться». Так, согласно Т.В. Юрьевой, «конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья [47, с. 233].
Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется следующими особенностями:
1. Постановка цели и задач исследования приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;
2. Большой выбор предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы
производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал,
ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые
рынки) [23, с. 115].
В ходе изучения научной литературы по исследуемой проблеме были выявлены различные трактовки данного понятия конкурентоспособность предприятия, представлены в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Определение конкурентоспособности
Определение Автор
1 2
«Конкурентоспособность» представляют как «сравнительную комплексную оценку состояния важнейших параметров экономического потенциала предприятия относительно выбранных стандартов». Экономический потенциал состоит из следующих элементов: объем и качество ресурсов, образовательный, квалифицированный, психофизиологический, мотивационный потенциал кадров, инновационный
потенциал, эффективность построения менеджмента на предприятии, финансовые возможности, информационные ресурсы. Моисеева Н.K., Анискин Ю.П
[30, с. 219].
Предлагает следующее определение «конкурентоспособность – это способность хозяйственных звеньев производить товары и услуги в качестве категории, обозначаемой как «производственный потенциал». М.И. Гельвановский [12, с.97].
Продолжение таблицы 1.1.1.
1 2
Определяет «конкурентоспособность» как «свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» Р.А. Фатхутдинов
[41, с. 310].
«Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта. Ф. Котлер [21, с.417].
Анализ данных, представленных в таблице 1.1.1, позволяет сделать следующий вывод о том, что трактовки понятия «конкуренция» в отечественной литературе однозначны. В данных определениях авторы сходятся на том, что конкуренты – это субъекты, которые производят аналогичный товар и торгующие им на одном целевом рынке.
Ряд других авторов, напротив, не считают качество подчиненной категорией по отношению к конкурентоспособности и рассматривают ее как совокупный показатель качества экономического объекта в рыночной среде, характеризующий потенциал данного объекта [7, с.57].
Впрочем, данная точка зрения достаточно спорная, потому что в экономической науке качество рассматривается как полный комплект характеристик, обуславливающий способность товара удовлетворять потребности населения [9, с.45].
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
– множество авторов не рассматривают представление «конкурентоспособности предприятия» с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не вовсе точным с точки зрения экономической сущности;
– конкурентоспособность предприятия характеризует величину и производительность применения всех источников предприятия;
– конкурентоспособность предприятия является показателем относительным. Базой для сопоставления являются схожие показатели конкурентоспособности предприятий соперников либо безукоризненных (эталонных) предприятий;
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления. Уровень конкурентоспособности - это степень превосходства одного объекта над другим в условиях конкуренции, предполагающей наличие большого количества соперников (по отношению к ним и определяется степень превосходства) [11, с. 39].
Все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь представлено на рисунке 1.1.1. [25, с. 113]. То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Рис. 1.1.1. Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях
Однако не всегда повышение конкурентоспособности объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя [8, с.107].
Конкуренция выполняет важную, но в то же время не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. С её помощью продавцы как бы контролируют друг друга. Борьба за покупателя приводит к развитию научно–технического прогресса, улучшению качества, уменьшению издержек, снижению цен. Но так же конкуренция ведет разделение производителей и потребителей: побуждает создание монополий [2, c.113].
Конкурентоспособность предприятия понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента – нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы–лидера в отрасли страны или за ее пределами.
Таким образом, автор делает вывод, что конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой конкурирующих предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Понятие «конкурентоспособность предприятия» применяется для определения его способности противостоять конкурентам. Все предлагаемые в специальной литературе определения конкурентоспособности предприятия не противоречат пониманию ее как явления, а вносимые разными авторами уточнения этого понятия лишь отражают направления их исследований в данной области.
1.2 Критерии конкурентоспособности предприятия общественного питания
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, касающегося критериев конкурентоспособности предприятия общественного питания, необходимо дать определение понятию «критерий». Итак, в современных экономических словарях под критерием понимают признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего–либо. Показатель – данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего–нибудь.
Необходимость разработки и использования системы критериев и показателей конкурентоспособности предприятия обусловлена стремлением управлять экономическими процессами, целенаправленно вести работу по повышению эффективности производства, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях [17, с. 203].
По степени интенсивности конкуренция предприятия общественного питания может быть привлекательной, умеренной и ожесточенной (см.рис.1.2.1) [29, с. 189].
Рис. 1.2.1. Степень интенсивности конкуренции предприятия общественного питания
В настоящее время отечественной экономической практикой не выработано единых, однозначных критериев оценки конкурентоспособности предприятия общественного питания. Напротив, проведенная оценка ряда научных источников говорит о существовании различных мнений по этому поводу. Вместе с тем формирование таких показателей является весьма актуальным с точки зрения практической оценки степени конкурентоспособности предприятия общественного питания [9, c.116].
Анализ ряда источников показал наличие большого количества различных классификаций критериев конкурентоспособности. Рассмотрим наиболее характерные из них.