Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования

irina_krut2020 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2020
Данная тема в методических источниках затрагивается, но в теоретических работах она специально не исследуется и отсутствуют практические рекомендации. Следовательно, объектом исследования являются факторы, способствующие активизации исследовательской работы студентов Предметом исследования являются виды и формы организации научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования. Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить виды и формы организации научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования. Задачи: 1.Изучить теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности студентов 2. Изучить виды и формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования. 4. Изучить и проанализировать факторы, способствующие активизации исследовательской работы студентов 5. Изучить и систематизировать методические рекомендации: -Рекомендации студентам по написанию самостоятельной исследовательской работы; - Рекомендации руководителям студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Методы исследования: теоретический анализ информационных источников по проблеме исследования. Новизна и теоретическая значимость заключаются в обобщении теоретических данных по организации научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования. Практическая значимость заключается в том, что сформулированные методические рекомендации по организации научного исследования, которые будут полезны студентам колледжа и их научным руководителям. Они призваны оказать им помощь в организации различных видов самостоятельной исследовательской деятельности в течение всего периода профессиональной подготовки. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка информационных источников.
Введение

В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной деятельности является преобразованная, инновационная, творческая деятельность специалиста. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно. Анализ современного состояния изучаемой проблемы показал, что выпускник колледжа должен быть готов к исследовательской деятельности. Однако, при выполнении курсовых работ, дипломных проектов, выступлении с докладами на научных конференциях, написании статей начинающие исследователи нередко проявляют удивительную неосведомленность в той или иной научной области вообще и в гносеологии (теории научного познания) — в частности. Логика научных работ студентов нередко строится по аналогии с другими учебными работами, отсутствует осознанный научный подход к выбору проблемы изучения, структуры и методов исследования и т. д. [3,75-94]. Вопросами организации научно-исследовательской деятельности учащихся занимались многие ученые. Исследовательский метод обучения появился в теории и практике обучения в последней трети XIX века (А.Я. Гердт, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли и другие). В нашей стране в 20-е годы XX в. в обучении возобладали методы, имеющие исследовательскую направленность, как альтернатива методам абстрактно-схоластического обучения и зубрежки (Б.В. Всесвятский, Б.В. Райков, К.П. Ягодовский, В.Ф. Натали и другие). Возврат к идее использования исследовательского метода (или «исследовательского принципа») в обучении произошел в конце 50-х - начале 60-х гг. (Б.П. Есипов, МЛ. Данилов, М.Н. Скаткин) [2,57-64]. В научной литературе накоплен богатый опыт по организации научно-исследовательской деятельность учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования. Но вопрос остается открытым. Данным фактом объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5 ГЛАВА1. Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности студентов 1.1 Концепция академических научно-исследовательской деятельности и пути его формирования …………………………………………….. стр.6-13 1.2. Виды и формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования…………………………………… стр.13-21 1.3. Факторы, способствующие активизации исследовательской работы студентов……………………………………………………………….стр.21-24 ГЛАВА 2. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся и студентов учреждений среднего профессионального образования 2.1. Рекомендации студентам по написанию самостоятельной исследовательской работы………………………………………………стр.25-28 2.2. Рекомендации руководителям студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ………………стр.29-30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…стр.31-35 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….стр.36-40
Список литературы

1. Амренова,М.М. Условия успешности управления развитием исследовательской деятельности педагогов / М. М. Амренова // / [Электронный ресурс] / Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: мат-лы 4-й Всерос. на-уч.конф. / под ред. Л.А. Шипилиной. Омск, 2006. [Режим доступа]: http://dislib.ru/pedagogika/93360-4-problemno-orientirovannoe-upravlenie-razvitiem-issledovatelskoy-deyatelnosti-pedagogov-sredney-professionalnoy-shkoli.php 2. Арсенова, С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: дис. канд. под. наук / С. П. Арсено- ва. М., 1990. Багманова, Н. Р., Попкова Ю.В. / [Электронный ресурс] / Важное направление работы преподава- телей и студентов // Специалист. – 2009. – № 9. [Режим доступа]: https://search.rsl.ru/ru/record/01000129860 3.Бережнова,Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - С. 128. 4.Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно методической работы / [Электронный ресурс] // Методист. 2010. №1. С.25-27. [Режим доступа]: http://www.metobraz.ru/arhiv-metodist 5.Братенникова, А.Н. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста [Текст]: мат. межд. конф. / А.Н. Братенникова, Е.И. Василевская, Ф.Ф. Лахвич //Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 2. - С. 29-33. 6.Борисова, Г. М. Инновационные методы воспитания / [Электронный ресурс] // Специалист. – 2009. – № 9. Герасимов, С. В. Наука, образование, производство // Специалист. – 2008. [Режим доступа]:http://katk46.ru/documents/metod_schkatulka/2014.Organiz._issledovat._deayt._ctudentov.pdf 7.Ванзатова Г. Р. Управление методической службой образовательного учреждения инновационного типа // [Электронный ресурс] / Наука, образование и культура - №9 (12), 2016.- [Режим доступа]:https://scientificarticle.ru/nashi-avtory/pedagogicheskie-naukisdc/127-upravlenie-metodicheskoj-sluzhboj.html 8.Габдулхаков Р.О. Научных критериях оценки качества методической работы в современной школе / [Электронный ресурс] // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 4. С. 44 -50.- [Режимдоступа]:http://periodika.websib.ru/taxonomy/term/14218 9.Демин, И. М. Среднее профессиональное образование России пути развития / [Электронный ресурс] // Среднее профессиональное образование. – 2003. – № 3. [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-puti-operezhayuschego-razvitiya 10.Дружинин В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. [Электронный ресурс] // Курган: ИРОСТ, 2011. 138с.- [Режим доступа]: http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/7185-voprosi-psihologii-1984-g--5/ 11.Дубовик,И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И.М. Дубовик. - Гомель, 2005. 12.Жуков, Г. Н. Формирование профессиональной готовности студентов и деятельности мастера профессионального обучения. Монография. / [Электронный ресурс] / — Екате- ринбург: Изд-во Рос.Гос.Проф.Пед. Ун-та. – 2003. [Режим доступа]: https://search.rsl.ru/ru/record/01002444862 13.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования /[Текст]/ - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с. 14.Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: [Электронный ресурс] /13.00.01 / Е. С.Казанцева. Нижний Новгород, 2006. – 21с.- [Режим доступа]: http://www.dissercat.com/content/lichnostno-orientirovannyi-podkhod-k-organizatsii-uchebno-issledovatelskoi-deyatelnosti-stud 15.Кравцова, А. Е. Управление научно – методической работой в колледже / [Электронный ресурс] // Специалист. – 2009. – № 9.[Режимдоступа]:https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_po_vypolneniyu_issledovatelskih_rabot_studentov-109941/130796 16.Коренева О.В. Исследовательская деятельность студентов [Электронный ресурс] //Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. [Режим доступа]:http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:68072/Source:defaul 17.Кузнецов, И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. /[Электронный ресурс] // Автор - сост. И.Н.Кузнецов. - Минск.: Амалфея, 2000.-544 с. [Режим доступа]: http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/sciworks.ssi 18.Колесникова Л.И., Петрова М.А. Методические рекомендации по культуре педагогического исследования.- [Электронный ресурс] // Иркутск: ИГПУ, 2000. -40 с. [Режим доступа]: http://www.csu.ru/Shared%20Documents/Программа%20комплексной%20психолого-педагогической%20практики%20студентов%205-г 19.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. [Электронный ресурс] // –М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. -160 с. -[Режим доступа]: https://www.twirpx.com/file/1197884/ 20.Нартова, И. А. Организация методической работы и управление ею в колледже [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 146–142. –[Режим доступа]: : http://e-koncept.ru/2016/86303.htm. 21.Немова Н.В. Управление методической работой в школе. /[Текст]/ М.: Сентябрь, 1999. 176 с. 22.Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: [Электронный ресурс] / Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с. [Режим доступа]: http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-энциклопедический-словарь/образование 23.Полонский, В. М. Критерии оценки качества и новизны исследований [Электронный ресурс] / Автор: В. М. Полонский Педагогическая библиотека - 2009г. [Режим доступа]:http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1567 24.Шихова, А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова [Электронный ресурс] //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114 [Режим доступа]: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003318378.pdf 25.Палагута,Т.А., методист ОБОУ СПО «КАТК». Организация исследовательской деятельности студентов: Методические рекомендации / [Электронный ресурс] / сост. Т. А. Палагута – 2-е изд. доп. и испр. — Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. – 25 с. [Режим доступа]: http://docplayer.ru/28091551-Organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov.html 26.Слезкова Т.И. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении [Электронный ресурс]// Молодой ученый. 2012. №4. С. 482-483. [Режим доступа]:https://moluch.ru/archive/39/4614/ 27.Соловова Н.В. Реформирование методической работы в высшей школе[Электронный ресурс] // //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 100-109. [Режимдоступа]: http://sp-journal.ru/journal/2008 28.Сысоева,М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов/ [Электронный ресурс] // М.: ДАЕ, 2000.-120 с. [Режим доступа]: http://window.edu.ru/resource/483/77483/files/ininfo_05.pdf 29.Тюрина,Т.А., Иванова С. В., Сивцова Е. А. Научно-исследовательская работа студентов / [Электронный ресурс] // Специалист. – 2009. – № 9. [Режимдоступа]:https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnienii-71.html 30.Улыбина, Е.В. Психологические особенности представлений студентов педагогического института о научной работе: [Электронный ресурс] // Дис. .канд. психол. наук. -М., 1988,- 155 с. [Режим доступа]: https://search.rsl.ru/ru/record/01000079547
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности студентов 1.1. Концепция академических научно-исследовательской деятельности и пути его формирования Процесс передачи социального опыта новому поколению в какой бы то ни было форме с необходимостью включает познавательную активность обучаемых. Освоение знаний, умений и навыков, приобретение опыта творчества и эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие компетентностей не могут осуществляться иначе, чем в деятельности, поэтому проблема эффективной ее организации в истории педагогики занимает одно из центральных мест. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». В деятельности порождаются и развиваются потребности, мотивы, цели, смыслы, способности, мировоззренческие установки и, в конечном счете, сознание и личность ее субъекта. Современная педагогика, в частности, теории развивающего, проблемного, личностно - ориентированного обучения придают особое значение «деятельностному» аспекту педагогического процесса [2,57-64]. Таким образом, одним из наиболее существенных компонентов любой педагогической системы (парадигмы, подхода, теории, методики, технологии) является предусматриваемый ею характер познавательной деятельности обучаемых. Познавательная деятельность столь же разнообразна и сложна, как и мир материальной и духовной реальности, на познание которого она направлена. Объективная сложность, многогранность постоянно развивающейся человеческой деятельности приводит к многообразию ее толкований. В педагогике, кроме того, трактовка представлений о познавательной деятельности обучаемых в значительной степени зависит от общественно- исторических условий, в которых находится школа, от идеологии и политики той социальной системы, заказ которой она выполняет. Учебная деятельность может характеризоваться предметным содержанием, степенью самостоятельности, креативности, особенностями мотивации ее субъекта, составом используемых средств, логикой развертывания и т.д. На все компоненты учебной деятельности накладывают отпечаток возрастные особенности обучаемых [4,25-27]. В педагогике процесс и содержание учебно-исследовательской деятельности описываются с использованием понятия об исследовательском методе (приеме, принципе) обучения, а также в составе дидактических принципов научности, системности, сознательности обучения и других. Исследовательский метод обучения (называемый у разных педагогов также эвристическим, лабораторно - эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков и т.д.) появился в теории и практике обучения в последней трети XIX века (А.Я. Гердт, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли и другие). В нашей стране в 20-е годы XX в. в обучении возобладали методы, имеющие исследовательскую направленность, как альтернатива методам абстрактно-схоластического обучения и зубрежки (Б.В. Всесвятский, Б.В. Райков, К.П. Ягодовский, В.Ф. Натали и другие). Так, педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении могут быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Универсализация и абсолютизация исследовательского метода, некритическое применение так называемой комплексной системы обучения в различных формах (метод проектов, метод разовых заданий, производственное преподавание, цикловой метод, дальтон-план, бригадно-лабораторный метод и т.д.) приводило к случайности выбора тем для изучения и их «механическому» объединению в комплексы, к снижению теоретического уровня и системности знаний, к замене активности мысли учащихся внешней (двигательной) активностью. В начале 30-х годов комплексная систем обучения была отменена и восстановлена предметная система обучения. При этом методы обучения исследовательской и практической направленности практически полностью были заменены методами словесного изложения материала учителем и преимущественно репродуктивного его усвоения учащимися. Возврат к идее использования исследовательского метода (или «исследовательского принципа») в обучении произошел в конце 50-х - начале 60-х гг. (Б.П. Есипов, МЛ. Данилов, М.Н. Скаткин), главным образом, в связи с развитием НТР и необходимостью ее кадрового обеспечения. В педагогической энциклопедии издания 1965 г. И.Я. Лернером и А.И. Янцовым исследовательский принцип в обучении определяется следующим образом: «Исследовательский принцип в обучении -- предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования природы и общественных явлений. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности учащихся, повышает интерес к овладению научными знаниями и методами научно-познавательной деятельности» [3,75-94]. В составе существенных признаков учебной деятельности студентов и учащихся, организуемой в соответствии с рассматриваемым принципом, выделим признак овладения умениями самостоятельно добывать знания с использованием основных методов и методик исследования, применяемых в изучаемых науках. По-видимому, эта цель оказалась труднодостижимой в условиях господства «знаниевой» (или информационно-репродуктивной, объяснительно-иллюстративной) педагогики, поэтому в педагогической энциклопедии 1993-1999 гг. издания И.Я. Лернер приводит несколько иное определение исследовательского метода обучения: «исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании». В приведенном определении говорится не об основных методах и методиках исследования, и не о самостоятельном добывании знаний с их помощью, а о творческом поиске знаний и их применении, а также об овладении методами научного познания в процессе деятельности по их поиску. На наш взгляд, в данном определении за словами «творческий поиск» и «творческая деятельность» скрывается неясность, неопределенность содержания обучения логике, этапам и методам научного познания, которые, собственно, и должны в данном случае составлять предмет обучения [5, 29-33]. В определении исследовательской деятельности учащихся, данном А.В. Леонтовичем, одним из существенных признаков называется соответствие логики и этапов ее осуществления, принятым в научном познании: «под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы». В книге этапы исследования определяются следующим образом: «Исследовательский метод, реализуемый на предметном содержании и тем самым направленный на исследование какого-либо вопроса, предполагает знание и овладение этапами исследования. Эти этапы инвариантны для всех исследований, и последние отличаются только тем, что те или иные этапы в ряде случаев могут быть обойдены или совмещены. Но в общую систему содержания они должны войти. Иными словами, этим этапам нужно учить порознь или частями с тем, чтобы ученики могли применить их в той или иной системе [10,86-104]. ... Вот эти этапы. 1. Определение и осознание цели исследования. 2. Установление объекта изучения. 3. Изучение известного об объекте действительности, его элементах и связях между ними. 4. Постановка проблемы, принимаемой к решению, или осознаний ее. 5. Определение предмета исследования. 6. Выдвижение гипотезы. 7. Построение плана исследования. 8. Осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования. 9. Проверка гипотез, в том числе экспериментальная, если это необходимо. 10. Определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом. 11. Определение сфер и границ применения найденного решения». Поскольку учебная исследовательская деятельность является аналогом научно-исследовательской, она должна отображать некоторые ее существенные черты. В настоящее время во многом открытыми являются вопросы о том, какие именно характерные особенности научного исследования должны воспроизводиться в учебном исследовании, как соотносятся учебная, научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельности, какое место занимает, или должна занимать, исследовательская деятельность в учебном процессе, в каких организационных формах осуществляться, в чем состоит ее значение. Очевидно, проект учебного процесса, предусматривающего формирование и развитие исследовательской деятельности ученика, на методическом уровне описания зависит от решения этих общих вопросов [21, 76-95]. Для философии характерно объективно-логическое (безличное, бессубъектное) рассмотрение деятельности, в «котором совершенно не учитывается, что воспринимают, хотят и желают индивиды, т.е. не учитывается их психологическая сфера». В соответствии со способом, использованном К. Марксом в «Капитале» при анализе производственной деятельности (труда), в ее составе выделяются следующие элементы: 1) цель и задачи; 2) объект и предмет, на которые деятельность направлена; 3) процесс, складывающийся из действий и операций с объектами (материальными, материализованными и идеальными); 4) средства, необходимые для построения процесса; 5) продукт деятельности. Приведенная структура в равной мере применима к описанию и анализу как внешней деятельности («практической», чувственно-предметной, материально-направленной), так и внутренней («теоретической» духовной, выполняемой во внутреннем, идеальном плане). Эта общность обусловлена тем фундаментальным фактом, что «идеальное ость не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Различные формы чувственно-предметной и духовной, мысленной деятельности объединяются понятием практики. Индивидуальная и общественная практика есть результат всемирной истории, в ней выражаются бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Соотношение общественно-исторического и индивидуального в деятельности человека может быть описано как отношение общего, особенного и единичного. Общее не есть несуществующая в действительности абстракция. В то же время действительность не есть множество независимых друг от друга едичностей. Общее и единичное существуют объективно в соотношении «единого во многом». Общественно-историческая практика во всей ее полноте выступает решающим (хотя и не абсолютным) критерием истинности результатов научного познания [6, 44-58]. Таким образом, философское учение о человеческой деятельности утверждает деятельность как многокомпонентную целостности причину становления человека в фило-, антропо-, социо- и онтогенезе. С помощью понятий (категорий) деятельности и практики впервые был преодолен разрыв между духовным, идеальным, мысленным и материальным, физическим. Используем приведенную характеристику деятельности как философской категории для характеристики научно и учебно - исследовательской деятельностей. Термин «исследование» обычно связывают с научным познанием, в настоящей работе данный термин используется только в этом значении. Охарактеризуем компоненты научно-исследовательской и учебной деятельностей в соответствии с приведенной выше структурой. Сопоставление учебной и научно-исследовательской деятельностей показывает различную степень их подобия по одним компонентам (цель, процесс, средства, продукт) и полное несовпадение по другим (объект, предмет). Частичное совпадение компонентов научной и учебной деятельностей обусловлено тем, что обе эти деятельности направлены на познание окружающего мира. В обеих деятельностях знания выступают вначале как цель, затем как результат и, наконец, как средство познания [13,24-85]. Однако учебное познание предполагает освоение учащимся субъективно нового для него знания, а научное - получение объективно нового знания. Кроме того, целью учебной деятельности является также овладение умениями и опытом получения и применения знаний (в том числе, в «нестандартных» условиях), приобщение к такой ценности, как научное мировоззрение. Имеется различие, хотя и не принципиальное, в средствах познания (точности приборов, содержательности текстов, сложности и глубине методов и т.д.). Как известно, логика развертывания знания в теории не повторяет логики и хронологии научных открытий, поэтому имеется существенное рассогласование между процессом научного познания (характерными для него логикой, этапами, действиями) и учебным процессом. Отсюда следует вывод о том, что, несмотря на сходство не которых компонентов, в целом научно-исследовательская и учебная деятельности - это различные деятельности. Эти деятельности нельзя совместить по принципу «две в одной», или подменить одну другой. Историческое развитие педагогики подтверждает вывод о том, что организовать обучение основам наук (т.е. обеспечить фундаментальность содержания обучения) исключительно по образцу личного или коллективного научного исследования не представляется возможным [19,121-134]. В следующем параграфе речь пойдет о видах и формах организации исследовательской деятельности учащихся и студентов. 1.2. Виды и формы организации исследовательской деятельности. Одним из определяющих факторов в подготовке специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять функции своей деятельности, является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, в процессе которой осваиваются не только навыки исследовательской, экспериментально-конструкторской деятельности, но и формируется личность будущего специалиста, творческого, саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования — формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в образовательном профессиональном учреждении. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: выявить возможности развития активности, креативного потенциала студентов в учебном процессе; формировать интересы, склонности к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследовательского труда; обучить студентов методике проведения собственных учебных или научных исследований, творчески мыслить и использовать результаты исследования на практике; способствовать профессиональной и социальной адаптации [28,95-104]. При организации и проведении научно-исследовательской деятельности определяются основополагающие принципы исследования: единство и активное взаимодействие научно-исследовательской, инновационно-проектной и образовательной деятельности; направленность на социальное и духовное развитие личности; концентрация усилий и ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных направлениях; поддержка и развитие научного творчества студентов; поддержка ярких творческих индивидуальностей, способных обеспечить высокий уровень проводимых исследований; доведение результатов исследований и проектов до применения в практической деятельности, используя при этом издательскую деятельность и возможности сети Интернет; ориентация творческих коллективов (групп) на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; развитие многообразия форм организации научно-исследовательской и творческой деятельности. Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: – во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); – организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково- творческой деятельности; – актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; – усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; – изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив обучающихся» в сторону сотрудничества. Исследовательские знания как компонент содержания обучения включают понятие о способах и приёмах работы с информацией, являются результатом познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов обучения, воспитания и развития. Исследовательские умения суть способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т.п.) объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. В ходе овладения исследовательскими знаниями, умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности [7,68-85]. Исследовательская работа студентов (обучающихся) может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются в соответствии с уровнем подготовки. Эффективная организация исследовательской работы студентов (обучающихся) осуществляется по двум уровням: Учебно-исследовательская работа (УИР), которая предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИР), систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИР — самостоятельное выполнение научно-практического задания под руководством научного руководителя). УИР предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения (семинарах, лабораторных работах, курсовом и дипломном проектировании, производственной практике и др.). Научно-исследовательская работа (во вне учебное время): (НИР) – это работа студентов в научных кружках и семинарах, инновационных работах, участие студентов в международных исследованиях, в конкурсах на получение грантов, работа в научно-исследовательских подразделениях и т. п. Руководство деятельностью студентов осуществляется научными руководителями темы. Участие в научно-исследовательской работе помогает студентам постигать основы своей специальности, применять знания в решении практических задач, развивает навыки работы в научно-производственных коллективах. Содержание исследовательской работы обуславливается рабочей программой учебной дисциплины и выполняется в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство педагогической практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ. В процессе выполнения учебных исследований студенты учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера [15,24-38]. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Использование исследовательских методов обучения создаёт условия для овладения студентами логикой научного поиска. Специфика данной деятельности, отличающая её от традиционного обучения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: преподаватель ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения. Особые методические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее [23, 25-31]. В наиболее полном развёрнутом виде такое обучение предполагает, что студент: -выделяет и ставит проблему; -предлагает возможные решения; -делает выводы в соответствии с результатами проверки; -применяет выводы к новым данным; -делает обобщения. Содержание такого обучения имеет ряд особенностей: -учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям; -ведущая роль педагога сохраняется, но у студентов должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно; -избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины; проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности; - выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов — отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. Все это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях [8,44-50]. Основными формами представления учебно-исследовательской работы являются: - выпускная квалификационная работа; -курсовая работа; -учебно-исследовательский проект; - доклад; сообщение по теме; -дневник наблюдений; -алгоритм решения конкретной задачи; -конструкция дидактического средства; -аннотированный библиографический список; -терминологический словарь; -реферат; -аннотация; -план решения проблемы (простой или сложный). Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой студентов осуществляют преподаватели, для которых этот вид работы является обязательным. Научно-исследовательская деятельность преподавателей включает: деятельность по методическому обеспечению занятий: овладение с временными методами, технологиями обучения и воспитания студентов, их самоопределения и самореализации; подготовку студентов к ведению учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы; составление методических пособий и разработок по учебным дисциплинам; разработку сборников тестов, контрольных вопросов, задач, производственных ситуаций, форм самостоятельной работы студентов, практических и лабораторных занятий; разработку, корректировку рабочих и авторских программ; вовлечение студентов в работу исследовательского характера и оказание помощи в подготовке докладов, рефератов, курсовых, дипломных работ, проектной деятельности и т.д. [12,54-73]. Основными звеньями, организующими данную работу, являются цикловые комиссии. Руководители цикловых комиссий несут ответственность за организацию учебно-исследовательской работы студентов в рамках учебного плана. Общее руководство научно-исследовательской работой осуществляет методический совет и совет научного студенческого общества. Основными формами представления научно-исследовательской работы являются: исследовательский проект; научный отчёт; программа; словарь; справочное издание; доклад; статья; выступление; тезисы докладов. Рассмотрим организацию основных форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов более подробно. Рефераты. Основная задача — сформировать у студентов навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной научной и научно- периодической литературой. Результаты реферирования заслушиваются на семинаре, кружке, на студенческих конференциях.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg