ГЛАВА 1 ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.1 Личностные характеристики педагога
В психологии педагогического труда принято выделять личностные характеристики педагога, особенности его педагогической деятельности и профессионального общения. Прежде всего, отметим проявления личности педагога, соответствующие профессиональным требованиям, обеспечивающие полноценную и успешную педагогическую деятельность. Именно эти личностные характеристики педагога имеют высокую профессиональную педагогическую значимость [6].
Выделяют четыре важных раздела характеристик личности педагога:
1) моральный облик;
2) стремление к педагогической деятельности;
3) педагогические способности;
4) педагогические компетенции.
В первом разделе рассматриваются: доброта, терпеливость, доброжелательность, эмоциональная уравновешенность, сдержанность, человечность, дружелюбие, уважение к людям, высокая нравственность, отзывчивость, объективность, порядочность, честность, справедливость, обязательность и принципиальность, потребность в общении и самокритичность, объективность в оценках, достоинство, патриотизм и многие другие [7].
Стремление к педагогической деятельности и педагогические способности наблюдаются, как правило, у людей, которые трудолюбивы, работоспособны, дисциплинированны и ответственны. Они умеют поставить цель, избрать пути ее достижения. Эти люди сознательно систематически повышают свой профессиональный уровень, что помогает им улучшать результаты своего труда [1].
В разделе, посвященном определению педагогических способностей, рассматривается структура главных компонентов педагогических способностей: способность доступно излагать учебный материал; способность организовывать учащихся; способность проявлять интерес к вопросам и нуждам учащихся; способность проявлять педагогический такт; способность показать востребованность изучаемого учебного предмета в реальной жизни; способность проявлять требовательность; способность быть наблюдательным; способность проявлять творческий подход к предлагаемому учащимся материалу [3].
Разумеется, педагог должен обладать еще проективными и гностическими, конструктивными и коммуникативными способностями.
Имидж хорошего педагога формируется из следующих факторов:
1) проведение занятий, стимулирующих творческие способности учащихся;
2) доброжелательное отношение к учащимся;
3) демократический тип поведения на занятиях;
4) сопереживание и помощь;
5) эмоциональная стабильность.
Личностные и профессиональные качества педагога обеспечивают его успешную работу. Педагогика признает роль педагога важной и определяющей для обучения. Часто вместе с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Многие известные педагоги отмечали особую роль личностных качеств педагога, учителя [4].
Первое свойство педагога определяется степенью знания преподаваемого предмета, его широким образованием, степенью его научной подготовки по данной специальности и по родственным предметам. Кроме того, следует упомянуть такие важные характеристики педагога, как знание методологии предмета и общих дидактических принципов и отдельно как особо важное свойство знание особенностей учащегося. Второе свойство представляет собой преподавательское искусство как личный профессиональный и творческий талант педагога. Одновременно необходимо отметить педагогическую самостоятельность, педагогический такт, стремление к самосовершенствованию.
Педагогическая психология, изучая социальную роль педагога, его место и функции в обществе, подчеркивает важность роли педагога с учетом социального заказа общества и предъявляемых педагогу требований. В результате одной из важнейших проблем, решаемых педагогической психологией, является обеспечение профессионально-педагогической подготовки педагога и его фокусирование на самоподготовке и самосовершенствовании [5].
Личностные и индивидуальные качества педагога должны соответствовать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу как к профессионалу своего дела. Они не связаны с социальными условиями, учебным заведением и даже с учебным предметом. Тем более эти требования не имеют ничего общего с общественной формацией государства. Эти требования обязательны для любого педагога вне зависимости от того, работает ли он в сельской местности или в городе, преподает ли математику, труд, родной или иностранный язык и т.д.
Следует отметить обязательность адекватности самооценки педагога, а также уровня его притязаний. Педагог практически всегда полон тревожности, но она должна иметь оптимальный уровень, который обеспечил бы интеллектуальную активность педагога, поддерживал его целеустремленность, формировал его настойчивость и трудолюбие. Выше уже отмечалась необходимость в таких качествах, как скромность, наблюдательность, контактность. Отдельно выделяется умение быть остроумным, артистичным, умелым оратором. Готовность к пониманию психического состояния учащихся и сопереживанию, т.е. эмпатия, потребность в социальном взаимодействии и «педагогический такт» имеют большое значение в определении качеств педагога. Именно благодаря педагогическому такту может выразиться общая культура педагога и профессионализм его педагогической деятельности [6].
1.2 Профессионально - значимые качества педагога
Каждому педагогу важен профессиональный успех, который ему могут обеспечить его качества, поэтому педагогу необходимо выявить у себя и развить именно такие положительные качества, а отрицательные качества попытаться исключить. Существуют три категории профессиональных качеств педагога, которые особо значимы для педагогической деятельности. Это личностные качества, коммуникативные межличностные и профессионально-педагогические качества [3].
Личностные качества с точки зрения психологии таковы: нервная система педагога должна быть сильной и уравновешенной; педагог должен проявлять стремление к лидерству и демонстрировать уверенность в себе; доброжелательность и отзывчивость с одновременной справедливой и твердой требовательностью также должны быть неотъемлемой чертой педагога [1].
Если педагог бодр, весел, от него веет оптимизмом, он проявляет высокую активность, то ясно, что это человек с высоким жизненным тонусом, т.е. он проявляет гипертимный тип поведения. Человеку такого типа всегда необходимо делать что-то новое, решать чьи-то проблемы, он всегда чем-то увлечен и имеет множество разных интересов, он всегда хочет быть впереди. В его обществе легко, настроение повышается от одного его вида, так как все знают, что он не только может пошутить, но и предложить новые, неожиданные и интересные идеи.
Педагог с гипертимным типом поведения в межличностных отношениях использует демократический стиль общения с учащимися и коллегами, не имеет никаких конфликтов, кроме незначительных, отличается нормальной самооценкой, стремится сотрудничать с коллегами. У такого педагога никогда не бывает состояния изоляции в трудовом коллективе.
Личностные профессиональные качества педагога разнообразны и включают в себя, прежде всего такие понятия, как эрудиция, свободное грамотное и внятное изложение материала, мгновенную реакцию на ситуацию и находчивость. Педагог-профессионал разбирается в психологии, поэтому может учесть психологические особенности учащихся, умеет четко обозначить конкретные цели с учетом понимания этих целей учащимися, грамотно, справедливо и доброжелательно оценивать успехи или неудачи учащихся, а также найти нужные слова для привлечения внимания учащихся к изучаемому предмету [2].
Качества личности преподавателя можно разделить: доминантные и периферийные. Если отсутствие какого-либо качества или его слабое развитие не позволяют эффективно выполнять профессиональные обязанности, то такие качества можно считать доминантными. Если от наличия или отсутствия какого-либо личностного качества эффективность педагогической деятельности практически не зависит, то эти качества являются периферийными. Если же наблюдается снижение или отсутствие результатов педагогической деятельности, то такие качества являются негативными и могут привести к профессиональной непригодности.
Доминантных качеств довольно много. Например, главным качеством надо назвать работу по призванию, получение удовлетворения от педагогической работы, от общения с учащимися. Следует отметить также в числе главных качеств - стремление быстро и квалифицированно прийти на помощь учащимся, способствовать их личностному развитию. Далее следует перечислить качества, которые характеризуют педагога как социально активного, целеустремленного и уравновешенного преподавателя, который всегда готов и способен содействовать разрешению разных социальных проблем благодаря умению четко и решительно направлять свои силы на конкретные задачи и педагогические, и общественные. Такой педагог способен «держать удар» в экстремальной ситуации, контролировать и себя, и учащихся, быстро и эффективно принимать оптимальные решения. Разумеется, доминантными качествами должны считаться искренность и честность, добросовестность и беспристрастность, обаяние, такт, толерантность, оптимизм. Педагог должен стремиться быть современным соответственно эпохе: знать и понимать устремления и интересы учащихся, быть с ними на «одной волне» [5].
Периферийными качествами считаются: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность. Качества, которые являются негативными и разрушают педагогическую деятельность, проявляются в неуравновешенности педагога, его стремлении «сводить счеты» с учащимися. Таким образом проявляется своего рода мстительность. Высокомерное поведение педагога, стремление выделить «любимчиков», публичная демонстрация своей антипатии, забывчивость и несобранность педагога, опоздания, отсутствие в аудитории как во время занятий по расписанию, так и во время назначенных на определенное время дополнительных занятий также разрушают его педагогическую деятельность и вредят имиджу. Противопоказанными педагогу качествами считаются вредные, социально опасные привычки (алкоголизм и наркомания), грубость и даже рукоприкладство, нравственная нечистоплотность, беспринципность, безответственность, а также педагогическая некомпетентность [6].
В последние годы, к сожалению, стали обсуждать еще одно негативное качество – склонность к коррупционным схемам общения с учащимися или их родителями. Каждое в отдельности профессионально-значимое качество не может определить неповторимый индивидуальный стиль работы любого педагога. Неповторимость стиля педагога возникает только в многочисленных комбинациях профессионально-значимых качеств. Их можно разделить на три типа во взаимосвязи с уровнем эффективности педагогической деятельности.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности развивает стремление к совершенствованию этих качеств. Именно это стремление в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе [5].
ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1 Сущность понятия «профессиональная компетентность»
При выборе профессии педагога необходимо понять, какими личностными качествами, какими знаниями должен обладать педагог. Как правило, такой выбор не бывает спонтанным. Если выбор профессии состоялся, то это означает, что человек осознает высокую социальную значимость профессии, достаточно эрудирован в своей области знаний, имеет стремление к общению и передаче своего опыта, умеет хорошо и четко формулировать свои мысли, объяснять трудные для восприятия неопытного человека (учащегося) разделы своей области знаний. Вышеназванные качества показывают степень побуждения к педагогической работе, подчеркивают возможности реализации себя в профессии, обеспечивают карьерный рост [6].
Профессионально-педагогическая направленность личности преподавателей выражает социальную ориентацию педагога, а также его профессиональные интересы и мотивы, позицию по отношению к разным видам профессиональной деятельности, стремление к улучшению педагогической эффективности своей работы через самосовершенствование.
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с непрофессионализмом и некомпетентностью того или иного работника. Необходимо обеспечить выпуск достаточно компетентных будущих специалистов. Разумеется, эта проблема может быть решена только, если вузы будут располагать профессионально компетентными преподавателями.
Компетентность включает в себя множество качеств, состоящих из системы знаний, предыдущего опыта, стремления к освоению и внедрению нового. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности и владения ею различными компетенциями. Основой компетентности служат, в первую очередь, когнитивная и информационно-аналитическая компетенции, а также очень важна коммуникативная компетенция. Разумеется, субъективный опыт педагога является базой для формирования его педагогической компетентности. Однако без повышения квалификации, без стремления к усовершенствованию педагог не может считаться компетентным. Чем больше человек учится, тем большей квалификацией он обладает, чем большей мобильностью характеризуется работа человека, тем большим опытом он овладевает. Эти прописные истины годятся и для оценки компетентности педагога. Его личность формируется обществом, отражает все его духовные запросы, победы и поражения, участвует в создании социального заказа общества на каждом этапе жизни. Таким образом, педагогическая компетентность является основой процветания и благополучия общества в любой момент его истории. Для подготовки преподавателей очень важно понять зависимость современных тенденций в образовании от тенденций в развитии общества [7].
Успешность труда педагога, его профессиональная компетентность определяются не только качествами его личности, но и соответствием результатов работы педагога ожиданиям общества. Заранее заданные компетенции (свойства и качества) выпускника формируются как по запросам работодателей (узкий смысл), так и по социальному заказу общества (широкий смысл). Для поддержания на должном уровне решения государственной задачи о выпуске компетентных специалистов педагог обязан обладать профессионально-значимыми личностными качествами, комбинация которых позволяет ему стать одной из центральных фигур, обеспечивающих развитие современной наукоемкой инновационной экономики страны [8].
В 2010 г была создана концепция модернизации российского образования, в которой основой образования явилось компетентностный подход, что стало новым требованием, предъявляемых к качеству образования [7].
В отечественном образовании данный подход только проходит период адаптации к российской образовательной системе, поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения [6].
В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав [13].
В словаре Д.Н. Ушакова «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [22]
А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [21].
А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[6]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.
С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [26].
Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (acapability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.
Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.
Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью [23].