1. Развитие малого бизнеса в России
На малое предпринимательство на протяжении всего его существования возлагаются различные социально-экономические задачи и именно малый бизнес является основой социально-экономических преобразований. Развитие малого предпринимательства в России началось совсем недавно. История его развития берет начало в далеком 1917 году, в то время насчитывалось около 50 тысяч действующих кооперативов с распространением коллективной собственности. В то время люди массами начали проходить обучение, посещая различные предпринимательские курсы. Предпринимательство существует с 1990 года в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые становились приемниками ранее созданных кооперативов.
Таблица 1
Этапы развития Российского предпринимательства
1 этап Имеет начало в конце 1980-х годов, когда высокие льготы обусловили быстрое накопление капиталов. Также наладились организация производства дефицитных товаров и услуг широкого потребления, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. В результате сформировались отраслевые предприятия, в том числе и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговой деятельности. Так, в 1990 году был создан Российский союз, а позже и Аграрный. Первый этап развития иллюстрирует, что отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, негативно влияло на общий ход развития малой деятельности в целом.
2 этап Характеризуется экстенсивным типом экономического развития. Так, развитие малого предпринимательства началось приблизительно в 1991-1992 годах в сопровождении либерализации цен. Новому витку развития предпринимательства посодействовала массовая приватизация государственного имущества, в том числе и малых предприятий и отмена монополии внешней торговли. После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. К 1996 году уже насчитывалось 1040 тысяч малых фирм. В тот период образовавшееся количество малых предприятий являлось максимальным
3 этап С 1998 года начало появляться новое законодательство, стали ужесточаться требования касающиеся создания, существования и развития предприятий малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных обязательных процедур и фондов, именно поэтому в этот период наблюдается сокращение числа малых предприятий. Это было связано с резким снижением доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80 % легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм резко сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса почти половина фирм ушли с легального рынка в теневой.
4 этап В 2002-2003 годах наблюдается рост числа малых предприятий, и соответственно увеличение их доли в ВВП на 1,8 %. Это позволило увеличить, прежде всего, занятость населения страны с 7,23 до 7,78 миллионов человек, т.е. создать 550 тысяч рабочих мест. С 2003 года российский малый бизнес начал интенсивно развиваться, что продолжается до сих пор. Государство создает условия для развития малого бизнеса среди молодых предпринимателей.
На сегодняшний день вопрос о развитии сети малых предприятий включен в программу важнейших национальных хозяйств страны.
Значимость предпринимательства отметил президент страны. По словам
В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклад в валовой региональный продукт.
Наше государство напрямую заинтересовано в развитии предпринимательства, обеспечивая при этом его поддержкой и создавая специальные постановления, в которых отображены приоритеты развития малого и среднего предпринимательства.
Главные приоритеты в развитии предпринимательства:
- производство сельскохозяйственной продукции;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство товаров промышленного назначения;
- производство товаров народного потребления; производство товаров с перспективой на экспорт;
- оказание различных видов услуг;
- строительство объектов различного назначения.
Таким образом, развитие малого бизнеса в России не является стабильным. В интересах страны необходимо сделать импорт-замещение, восстановить мощность сельхозпроизводства. Одним из главных помощников государству в этом деле будет предприниматель. Малый бизнес относится к мобильным субъектам рынка, которые способны в быстрые сроки отреагировать на воздействия правительства страны.
2. Экономическая характеристика малого бизнеса
Малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), доля в уставном капитале 49% и упор на собственный капитал.
В таблице 2 рассмотрены основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.
Таблица 2
Малый бизнес: преимущества и недостатки
Преимущества малого предпринимательства Недостатки малого предпринимательства
собственники более склонны к сбережению и инвестированию высокий уровень риска, неустойчивость положения на рынке
высокий уровень мотивации зависимость от крупных компаний
информированность об уровне спроса на местных рынках ошибки в управлении собственным делом
немалое количество рабочих мест более низкая компетентность руководителей
низкие издержки управления трудности в получение кредитов
пониженная потребность в капитале неуверенность и осторожность партнеров в заключении договоров
более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий менее квалифицированные работники
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
1)Численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
2)Вкладом малых предприятий в создание ВВП и формирование регионального и федерального бюджета;
3)Ростом числа занятости трудоспособного населения;
4)Лучшим удовлетворением потребностей населения.
Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия - планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,- по государственным ценам.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.
Таким образом, малое предпринимательство является существенным сегментом всей совокупности экономических отношений, обладающим вполне определенными функциями, позволяющими влиять на формирование конкурентного рынка, расширение ассортимента товаров/работ/услуг, увеличение числа занятых, создавая необходимую базу для экономического роста страны.
3. Направления государственной поддержки
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги - минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.
Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:
1. формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3. установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Для того чтобы не допустить развитие и закрепление не функциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия:
- морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности;
- согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;
- легитимации частной собственности и отделения собственности от власти;
- создания механизмов и эффективного функционирования сложно структурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);
- создания институтов корпоративного управления;
- создания эффективного института банкротства.
Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимают - деятельность органов государственной власти Российской Федерации. Органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям:
1. Создание льготных условий использования субъектов малого предпринимательства государственных, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов.
2. Установление упрощенного порядка регистрации, лицензировании их деятельности, сертификации их продукции и предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.
3. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
4. Организация, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются:
- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе,
- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса,
- предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности,
- льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса,
- предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.
Для обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при фонде поддержки бизнеса были созданы: федеральный информационно-аналитический центр и сеть региональных информационно-аналитических центров.
Задачи государства:
1. Разработка стратегии роста секторов экономики и общего социально-экономического развития страны. Принятие государством комплексных долгосрочных мер, обеспечивающих малому бизнесу возможности для роста и достижения им конкурентных преимуществ. Подобная стратегия может реализовываться в виде конкретных федеральных и региональных программ.
2. Упрощение нормативно-правовой базы и налоговой системы, постоянное осуществление корректировок федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями развивающейся экономики.
3. Минимизирование контрольных функций государства, защита прав и безопасности предпринимателей и их собственности, поощрение предпринимательской активности.
4. Осуществление финансовой и материально-технической помощи путем создания многочисленных (в первую очередь, негосударственных) и доступных источников рискового капитала.
5. Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие системы оказания специализированных консультационных услуг, совершенствование системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.
Организационную основу государственной политики поддержки образуют федеральные и региональные программы. Их цель создание благоприятных условий для развития бизнеса. Наиболее важные направления поддержки определяются на основе анализа текущей ситуации и проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. При разработке конкретных мер устанавливаются приоритеты экономического развития, учитываются потребности населения и имеющиеся ресурсы.
При помощи инфраструктуры поддержки могут осуществляться различные виды деятельности. Например, обучение населения основам предпринимательства, быстрая регистрация предприятий, бизнес-школы, учебно-деловые центры, бизнес-центры и другие.
Так же для оказания финансовой помощи малым предприятиям создаются фонды. Первоначальные источники их формирования - средства муниципальных и региональных бюджетов. Кредиты предоставляют по льготным ставкам.
Финансовая поддержка малого предпринимательства в России существенно отличается от таковой в развитых странах. Российские предприниматели в качестве финансовых источников развития используют доходы от собственной деятельности (60 %), личные средства учредителей (20 %) и частный кредит (15 %). Внешние источники заимствований, например кредиты банков, использует только половина всех малых предприятий.