Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Теологическая теория возникновения государства

irina_krut2020 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2020
Теологическая теория имела наибольший успех в древнем мире: в странах Далекого Востока . Данная концепция возникновения государства утвердилась и в юридической сфере многих мусульманских стран, где такое понятие как «государство» неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно исламским взглядам, идея о создании такого государства была дана пророку Мухаммеду самим Аллахом. Актуальность взятой мной темы курсовой работы заключается в том, что процесс формирования государственности является эволюционным, то изучение различных подходов, в том числе и теологического, является актуальным. Целью данной работы является изучение теологической теории происхождения государства, выявление ее основных достоинств и недостатков.
Введение

На протяжении многих лет люди живут в плотном взаимодействии с правовыми нормами, регулирующими отдельно взятые аспекты их жизни. В связи с этим люди вынуждены координировать свои действия так, чтобы те не противоречили законодательству страны, на территории которой они проживают. Весьма справедливым окажется их интерес к происхождению государства, предпосылках и процессе его появления. Из этого последовало внушительное количество теорий, помогающих решить данную проблему по-своему. Если попробовать классифицировать эти теории, то основные концепции становления государства обуславливались различными социальными и историческими условиях, с различными идеологиями, вероисповеданием, философскими взглядами. Рассмотрение процесса происхождения государства позволяет лучше понять социальную и политическую природу этого явления, его особенности и характерные черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные функции - основные направления их деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Человечество сформулировало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения, становления и развития государства. Так как на протяжении всей истории нашей цивилизации, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, отражая свои взгляды на данный процесс. В гносеологическом плане наличие множества разных теорий свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из точек зрения имеет свою познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства. Каждая теория по-своему очень интересна и довольно познавательна, но сильнее всех мое внимание привлекла самая древняя из всех существующих на данный момент, теологическая теория возникновения государства. Согласно ей, государство было создано с божьей помощью. Само слово «теология» возникла от греческих слов theos - бог и logos – учение - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Принято считать, что религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми основываются именно на религиозной основе. На мой взгляд, любая религия – это не случайное образование, насильно навязанное людям, как полагали многие мыслители прошлого. Она является необходимой нравственной составляющей общества на всех этапах его развития. Религия возникает и существует в обществе, включена в контексте всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3 1. Возникновение и развитие теологической теории происхождения государства ………………………………………………………………………5 Суть теологической теории происхождения государства.……..……….….…..5 Христианская концепция возникновения государства…………………………7 Учение Фомы Аквинского………………………………………………......….12 Достоинства и недостатки теологической теории……………………..…..….15 2.Становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях……………………………………………………………...……16 Мифологические истоки…………………………………………………...……17 Законы Хаммурапи………………………………………………………...….…18 Древневосточная теология………………………………………….………..….20 Древнегреческие религиозные воззрения…………………………………...…22 Зарождение христианства…………………………………………….........……23 3. Теологические взгляды в средневековой Европе.………………………24 Влияние римско-католической церкви ……………………………………...…24 Каноническое право…………………………………………………………..…25 4. Теологическая теория в настоящее время……………………………….27 Заключение………………………………………………………...……………29 Библиографический список…………………………………………………..31
Список литературы

История политических и правовых учений. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1996г.- 736с. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т.1- М.: ТОН-ПРИОР, 1999г.-528с. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под редакцией Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.- М.: Издательская группа Норма-Инфа-М, 1999г.- 624с. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 1998. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права, Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2000. Ларичев О.В. Происхождение государства с точки зрения мифологии // Право и философия - 2004 Нахимова У.Г. Основные теории происхождения государства: взгляд со стороны // Современное правоведение - 2003 Остроухов В.М. Учение Фомы Аквинского // Вопросы философии - 2003 Основы религиоведения: Учеб./ Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высшая школа, 1994г.- 368с. Спиридонов Л.И. Теория государства и права, Спб. Питер, 2000. Япрынцев К.Е. Возникновение теологической теории происхождения государства // Государства и право - 1999
Отрывок из работы

1. Возникновение и развитие теологической теории происхождения государства. Суть теологической теории происхождения государства. Теологическая теория возникновения государства является одной из наиболее древних. Согласно учениям ее сторонников, государство возникло с помощью божественной воли, и служит воплощением божественного видения организации общества. Таким образом государству придается ореол святости.». Именно поэтому государственная власть есть нечто вечное и непоколебимое. Правитель является наместником Бога на земле, и действует от его лица. Теологическое обоснование возникновения государства активно утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Законы, издаваемые таким государством, являются выражением божественной справедливости, которая так же проявляется через церковь и другие религиозные организации. Поэтому необходимость подчинения такой власти является естественной и не отторгаемой подданными. Из этого следует, что непослушание или отторжение данной воли приведет к неминуемой казни свыше. Несмотря на свое религиозное содержание, и эта теория, возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств, выражавшиеся во власти жрецов, роли храма в древнем обществе, разделении власти между религиозными и административными центрами. Данная теория нашла широкое распространение в трудах религиозных деятелей Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомист - Жак Маритен ). Так, в теологических воззрениях святого Августина противопоставляются друг другу абсолютная вечность Бога и реальная изменчивость материального и человеческого мира, «Град Божий» и «Град земной». Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, другой мыслитель Средневековья — Фома Аквинский — утверждал божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т. е. в разуме Бога. Суть теологической теории, по мнению ее авторов, состоит в том, что, государство возникло по воле Бога, а следовательно, призывает принять государство как данность, полученную свыше; признать власть монархов святой и происходящей от Бога ; полностью и во всем подчиняться власти - небесной, то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. Христианская концепция возникновения государства. Учения Аврелия Августина. В Римской империи, а конкретнее в восточной ее части - Византии, в начале нашей эры на смену многобожию приходит христианство, которое выступает с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. В раннехристианских общинах, как об этом говорится в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого". Однако во II веке нашей эры формируется духовенство и церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию. Уже апостол Павел отмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться ему не только из страха наказания, но и по совести". Заметную роль в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права сыграло учение Аврелия Августина . Он родился в Северной Африке в г. Тагасте. Его мать была христианкой, а отец язычником, принявшем крещение лишь в конце жизни. Августин отличался образованностью. В Карфагене, Риме и Милане изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала верил, что найдет ее у манахийцев, в их учении о дуализме добра и зла. Они объявляли весь телесный мир (природно-космический, социальный и человеческий) порождением дьявола. Извечным воплощением зла, заслуживающим презрения и уничтожения. В конце концов, истину Августин находит в христианстве, которому он переходит в 387 г. В возрасте 33 лет, принял христианство и всю оставшуюся жизнь посвятил разработке и пропаганде основополагающих идей католицизма, а также непреклонной борьбы с ересью. В 395 году стал епископом Гиппона и на этой должности оставался до конца своих дней. Гиппон был осажден вандалами, и Августин молил Бога, чтобы он призвал его к себе, если епископский город не удастся спасти. Молитва его была услышана, и он умер во время осады в 430 г. За аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви Аврелий Августин - был прозван блаженным. Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: «Исповеди» («Confessions») в 30 книгах; «О троице», где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем». Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды. Поводом для написания послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г. Это шокировало интеллектуальный Рим. Начались поиски причин поражения: часть населения обвинило христианство, так как, пока была языческая религия никто Рим не покорял. В ответ Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. Далее он развивает идею о двух града. Разработанной античной философией диалектический подход был воспринят Августином Блаженным и применен к мистическому объяснению исторического процесса как "борьбы двух градов". В качестве "града земного" и "града божьего" у него выступает два противоположных вида человеческих общностей, их отличие в направленности любви. "Град земной", в понимании мыслителя, — это светское государство, как старое римское, так и молодые "варварские". На основе "града земного" лежит борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных или узкогрупповых интересов над общественными. Отличительной чертой граждан "града земного" выступает любовь к себе, доведенная "до презрения к богу". "Град божий" — это духовная общность "божьих избранников", праведников, расселенных по миру между неправедниками. Члены "града божьего" с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно и морально. Их жизнь основана "на любви к богу доведенной до презрения к себе". Представителей града божьего отличает готовность стойко переносить тяготы и лишения, способность к самопожертвованию и служению богу. "Град божий" в представлении Августина Блаженного — это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. К ней может приобщиться каждый, кто любит бога сильнее, чем себя, и кто стремится достичь "божественной благодарности". Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимыми по второму пришествии бога. Для Августина Церковь — это высшая форма организации человеческого общества, возможная на земле. Разрабатывая свое учение о "Граде Божием", он создавал теоретическую базу для утверждения христианской Церкви над всеми светскими государствами и государями, ибо "светский град" обязан подчиниться "Граду Божиему", как неистинный истинному. Поэтому он всегда и во всем был сторонником теократического общества, в котором Церковь главенствует над всеми светскими государствами. В основе возникновения государства лежит особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств: одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля. другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных. Цель государства состоит в: служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному; насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником зла является свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. "Еретики хуже отравителей, они враги единства". Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех, кто выступал против церкви; в поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство, Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления, происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно - явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них. К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость. Обращаясь к народу, почему он должен выносить государство, Августин говорил: "Для христианина земная жизнь с ее социальной несправедливостью не должна иметь абсолютной ценности. Временные страдания служат упражнением в терпимости и оправданы жизнью человеческой души в вечности". Отношения церкви к государству, духовной власти к светской - главная проблема, занимавшая Августина. Как бы высоко они не ценили значения "града божьего" и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. По его мнению, светская власть и церковная различны, и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. По его мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей, т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении - именно разделение двух властей. По Августину, люди обязаны жить по Божественным законам, а не по человеческим. В этом смысле программной установкой Августина при его анализе смысла истории человечества можно считать слова: "Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу". Высший Божественный смысл истории в том, что человечество, пройдя сквозь тернии и грехи, вызванные его материальной природой, вновь будет возвращено к Богу. Погибнув материально, телесно, человечество будет спасено Богом и воскреснет, возродится духовно, теперь уже на вечные времена. Как говорит Августин, "произойдет та перемена, которая обещает ангельскую жизнь". Аврелий Августин настолько полно и систематизировано осветил в своих сочинениях главные проблемы христианской теологии, что в течении нескольких веков его религиозно-философское учение, по сути дела, было основным фундаментом всего христианского вероучения. Взгляды Августина существенно повлияли на развитие традиционно-теологических концепций более позднего периода, во многом явились их фундаментом. Более того, учение Августина оказало значительное влияние вообще на всю последующую европейскую философскую мысль. Вообще, появление и утверждение христианства как мировой религии стало важным фактором обновления мира и оказало огромное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. В борьбе против ересей формировавшаяся христианская церковь укрепила себя и нашла поддержку в лице официальной власти. Учение Фомы Аквинского. Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XII веке. Тогда же завершилось создание системы схоластики - католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее постороение огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 года), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Фома Аквинский родился в 1225 г., он был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, феодала, рыцаря короля Фридриха II. Воспитывался у бенедиктинцев в Монте-Карло. Изучал в Неапольском университете свободные искусства (философию и диалектику). В 17 лет вступил в Домиканский орден против воли семьи. Был послан учиться в Париж, где учился в течение трех лет (1245-1248 гг.), обучался у великого Альберта фон Больштедта. В 1249-1251 гг. Фома следует за своим учителем в Кельн и там преподает теологию. В 1254 г. он возвращается в Париж и с этого момента начинается его академическая деятельность. За мягкость и легкость своего характера Фома получил прозвище "Ангельский доктор". В 1259 г папа Урбан IV отозвал Фому в Рим. Аквинский преподает теологию, знакомиться с трудами Аристотеля. По поручению римской курии Фома участвует в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В 1269-1272 гг. Фома вновь в Парижском университете, здесь он становиться известным преподавателем теологии, включается в политическую борьбу. Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает 13.000.000 терминов. Умер в 1274 году, а в 1323 г был причислен к лику святых. Его главное произведений "Сумма теологий", одна из ее частей специально посвящена законам . Политические взгляды Фомы изложены в работе "О правлении государей" и в комментариях к "Политике" и "Этике" Аристотеля. В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое". В людях изначально заложено стремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность . У Аристотеля Фома Аквинский заимствовал иерархию форм. Она лежит в основе теории права. Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога - чистого разума - к духовному миру, и наконец, к материальному), из которых высшие формы делают жизнь низшим. Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется Папой, как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властителям, рабы подчиняются господам. Процедура учреждения государственности аналогична, по мнению богослова, процессу сотворения мира Богом. Деятельность монарха схожа с активностью Бога, который, прежде чем приступить к руководству миром, вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Весьма своеобразна разработанная Аквинатом особая теория закона. Согласно ей, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон - универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе и от него производны иные виды законов. Прежде всего - естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение - силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Говоря о позитивном законе, Фома Аквинский фактически вел речь о феодальном законодательстве. Классово-политический подтекст сопряжения человеческого закона - через закон естественный - с законом вечным абсолютно ясен: законодательство феодальных государств надлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно, сколь указания божественного разума. Однако очень важно учесть, что Фома Аквинский отрицал значение человеческого закона именно как закона за теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного. Наконец, еще один вид закона - божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума, люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его может лишь Библия. Фома Аквинский говорит, что человек по своей природе есть "животное общественное и политическое". В людях изначально заложены стремление объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникают политические общности (государства). То есть Фома Аквинский утверждает, что государство — это природная необходимость человека жить в обществе, и тем самым выступает продолжателем Аристотеля. Целью государства является - общее благо и законность. По вопросу о формах государства Фома почти во всем следует за Аристотелем. Он говорит о трех чистых, правильных формах (монархия, аристократия, полития) и трех извращенных (тирания, олигархия, демократия). Принцип деления на правильные и неправильные формы - отношение к общему благу и законности (господству справедливости). Правильные государства представляют собой политическую власть, а неправильные - деспотическую. Первая основывается на праве и обычае, вторая - на произволе, она не ограничена правом. В эту традиционную систему Фома вносит от себя симпатию к монархии. В идеале считает ее лучшей формой, наиболее естественной. Таким образом, как в своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Несмотря на то, что Фома Аквинский является воинствующим защитником папства и феодально-монархического строя, его идеология несла в себе черты справедливости и гуманизма, а его схоластическая система была признана "единственно истинной философией католицизма". Учение Фомы, как принято считать, укрепило основы феодального государства. Оно стало одним из самых последовательных обоснований божественной природы власти. Достоинства и недостатки теологической теории возникновения государства. 1.Положительным аспектом в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) некую святость, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Следовательно, это препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти, так как в государстве существует едина господствующая религия. Таким образом подчеркивается значимость государственной воли, и устанавливается общественный порядок. 2.Наличие в государстве определенного морального ориентира способствует повышению нравственности, оздоровлению духовной жизни и укреплению государственности. Такой ориентир лежит в основе теологической теории возникновения государства, что, несомненно, выделяет ее из остальных.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Политология, 37 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Политология, 10 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg