Цель ООО "Пятёрочка" - расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также удовлетворению потребностей населения в промышленных товарах и товарах народного потребления.
ООО "Пятерочка" - федеральная сеть удобно расположенных магазинов для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса по самым низким ценам на рынке. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 9 002 (данные на 31.03.17 г.).
ООО "Пятерочка" основана в январе 1999 года. К примеру, к началу 2000 года компания насчитывала 17 магазинов с оборотом в $35 млн., а чистая розничная выручка за 1 кв. 2017 г. – 222 941 млн. руб.
В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга "Топ-200 российской розничной торговли" в номинации "Лучшая торговая сеть Северо-Запада". По итогам 2001 года оборот "Пятерочки" составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов.
Функции работников данного магазина сводятся, в основном, к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Процесс продажи состоит из следующих основных операций:
- встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т.д.;
- получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
- самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
- подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
- оплата купленных товаров;
- упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
- возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации[13,c.2].
Основной деятельностью магазина является обслуживание покупателей, с целью удовлетворения их потребностей в продовольственных и непродовольственных товарах, а также выполнение коммерческой и посреднической видов деятельности.
ООО «Пятерочка» действует на основании Устава. Для обеспечения деятельности предприятия, за счет вкладов участников общества создан уставный фонд. Участники общества получают прибыль и несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах своей части в уставном фонде.
Прибыль общества создается из поступления от коммерческой деятельности и определяется на основе действующего законодательства каждый отчетный период. Расчеты по прибылям и убыткам проводятся по итогам баланса в конце каждого отчетного периода. Полученная прибыль полностью остается в распоряжении общества, которое самостоятельно определяет ее использование. Главной целью руководства сети магазинов является получение максимальной прибыли, и она осуществима при наиболее полном удовлетворении покупательских предпочтений и нужд.
Как предприятие розничной торговли, ООО «Пятерочка» отличается большим разнообразием предлагаемых групп товаров, каждой товарной группой занимается специализированный отдел, возглавляемый специалистами по снабжению товарами данной группы[13,c.4].
ООО «Пятерочка» имеет следующие отделы:
1. Вино - водочный отдел - где наряду с вино - водочными изделиями предлагаются такие сопутствующие товары, как сигареты, зажигалки, портсигары;
2. Кафетерийный отдел - торты, пирожные, бутерброды, соки и воды, пиво;
3. Мясной отдел - полуфабрикаты мясные и весовые мясные изделия, мясо птицы, свежемороженая рыба;
4. Рыбный отдел - рыба холодного копчения, вяленая, сушеная и соленая рыба, икра и готовые пресервы;
5. Штучный отдел - овощные, рыбные и плодово-ягодные консервы, паштеты, кетчупы и соусы, детское питание, яйцо;
6. Колбасный отдел - колбасные изделия, паштеты, сыры;
7. Молочный отдел - молоко, творог, майонез, масло, кисломолочные продукты;
8. Бакалея - чай, кофе, макаронные изделия, крупы, приправы;
9. Кондитерский отдел - конфеты, печенье и другие кондитерские изделия;
10. Отдел самообслуживания - хлебобулочные изделия, товары штучного и бакалейно-кондитерского отдела, но в более узком ассортименте, а также холодильники с замороженными полуфабрикатами и мороженным;
11. Промтоварный отдел – бытовая химия, моющие средства, парфюмерия и чулочно-носочные изделия.
Эффективность работы магазина, его товарооборот и количество прибыли во многом зависит от качества работы его сотрудников. А для того, что бы сотрудники действительно качественно выполняли свои обязанности, необходимо создать благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование.
Организационная структура управления персоналом в магазине является линейно-функциональной, т. е. ее формирование обусловлено подчинением по иерархии и функциональным разделением труда, функциональной специализацией персонала предприятия.
Персонал торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала в ООО «Пятерочка» применяется классификация работников по следующим основным признакам:
1. По категориям. В состав персонала магазина выходят три категории работников:
А) персонал управления;
Б) торгово-оперативный персонал;
В) вспомогательный персонал.
Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.
2. По должностям и профессиям.
В магазине, в составе персонала управления выделяются должности руководителей (директор), специалистов. В составе торгово-оперативного персонала — должности (профессии) заведующих отделами, продавцов, контролеров-кассиров, кассиров-бухгалтеров. В составе вспомогательного персонала — должности грузчиков и уборщиков.
3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют: товароведов, бухгалтеров, кадровика; в составе продавцов выделяют специальности — продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров.
4. По полу и возрасту. В соответствие с действующим порядком учета в магазине выделяются: мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше 55 лет.
5. По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников магазина со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет и свыше 10 лет.
6. По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятии выделяют: работников – собственников имущества, и наемных работников. Основную долю работников организации составляют продавцы кассиры и торгово-оперативный персонал (продавцы). Отклонения в численности персонала как по категориям, так и по специальностям незначительные.
Принципиально важной составной частью кадровой политики для руководства ООО "Пятёрочка" является скоординированная система материального стимулирования персонала. В организации разработаны, приняты и действуют адекватные методы и формы материального стимулирования труда. Таким образом, в следующем параграфе курсовой работы будет исследована система материального стимулирования сотрудников ООО "Пятёрочка"[13,c.2].
Все сотрудники магазина несут коллективную материальную ответственность.
УМ - управляющий магазина (5 рабочих дней делает заявки на товар).
ЗУМ - заместитель управляющего магазина (2 человека). Работают с персоналом, делают заявки на скоропортящиеся товары, осуществляют инкассацию денежных средств.
ПТ - приёмщик-товаровед. Осуществляют приемку товара и являются заместителями управляющего магазином.
КЗП - контролёр закассового пространства. Контролирует работу кассиров. Ведут журналы. Следят за оплатой покупок покупателями.
ОТЗ - оператор торгового зала.
Продавец - осуществляет продажу товаров в отделах кулинарии, гастрономии, овощей и фруктов.
Фасовщица - расфасовывают весовой товар.
ОГ - оператор-грузчик. Производят выгрузку товара и доставляют его в торговый зал.
Зона ответственности - это группа товаров, закрепленная за сотрудником, в котором он выполняет свои функциональные обязанности.