Практика социальной работы в России в последние годы развивается активно. В стране функционируют тысячи организаций и учреждений социальной направленности, выполняющих миссию «укрепления социальной интеграции, формирования и поддержания социальной справедливости и общественной солидарности». [40]
Но, в XXI веке, сам факт общественно-полезной деятельности не может принести социальным субъектам значительной выгоды с точки зрения содействия реализации поставленных целей и задач: какими бы ни были талантливыми специалисты, какие бы эффективные меры они ни предлагали для достижения социального благополучия, работа социального учреждения (организации) не принесет результата, если не получит ощутимой поддержки со стороны общества.
Согласно статистическим данным, большей части граждан интересны социальные проекты государства и общественных структур, однако детали указанных программ и проектов не доводятся до широкой общественности. Это связанно с вопросами пенсионного обеспечения, социальной поддержки. Вместе с этим, организации, которые осуществляют указанную работу также не известны. Из социальных учреждений в лучшем случае называют «собес», Пенсионный Фонд или Центр занятости. Принимая во внимание задачи, которые сегодня стоят перед социальной сферой и социальной защитой, тема исследования является достаточно актуальной. Применение различных рекламных технологий, которые должны информировать население об институционализированных субъектах социальной защиты и содержании их деятельности.
Применение Public Relations в социальной сфере набирает мировую популярность. Необходимость PR в XXI веке обусловлена процессом формирования социальной среды, которая становится все более зависимой от мнения общества и его отношения к учреждениям социальной защиты. В России успех деятельности государственных учреждений все больше зависит от позитивного отношения к ней окружающих. [28]
Социальные проблемы, как известно, в нашей стране являются самыми острыми. В связи с этим в последние годы особую популярность приобрел PR в социальной сфере. Поэтому представляет интерес, какие PR-инструменты востребованы в этой сфере, для решения каких проблем они наиболее эффективны, каковы условия и перспективы развития этого направления.
Среди отличий социального PR, в первую очередь, PR-специалисты отмечали трудности работы в этой сфере, которые связаны с неоднозначным восприятием населением социальных проблем. Здесь необходимо тонко преподносить информацию, использовать нестандартные приемы, находить индивидуальные подходы в каждом случае. Это требует не только больших физических и умственных затрат, высокой квалификации, но и огромных терпения и выдержки.
Каковы же перспективы развития социального PR в России? На этот счет у большинства специалистов пессимистичные настроения: почти 70% считают, что дело здесь будет продвигаться медленными темпами. Лишь каждый четвертый опрошенный полагает, что в ближайшие 3-5 лет социальный PR получит массовое распространение.
Таким образом, PR-деятельность в социальной сфере имеет свою специфику, которая обусловлена сложностью восприятия населением проблем, низким бюджетом, отсутствием интереса у журналистов. Деятельность в этом направлении требует нестандартных подходов. Наиболее востребованными инструментами тут являются организация специальных мероприятий и социальная реклама, которые должны привлекать внимание к проблемам молодежи, детей из неблагополучных семей и сирот, малообеспеченных и тяжелобольных людей.
Данное исследование направлено на выявление основных современных проблем в системе социальной защиты населения и выявления механизмов её совершенствования.
Степень разработанности проблемы
Российский опыт рассмотрения особенностей социального управления содержится в трудах следующих авторов: Ю.П. Аверин, Е.М. Бабосов, И.Н. Герчикова, Т.М. Дридзе, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванов, Д. Кудашкин, В.И. Куценко, Н.И. Лапин, В.И. Патрушев, Н.П. Пищулин, В.М. Рутгайзер, И.М. Слепенков, М.В. Удальцова, В.В. Щербина и др.
Наибольший вклад в разработку исследования вопросов управления в социальной сфере внесли научные школы «социологии социальной сферы», сформировавшейся с 90-х годов прошлого века на базе Московского государственного социального университета, основными представителями которых являются В.И. Жуков, В.Н. Ковалев, Г.И. Осадчая, О.А. Уржа и другие.
Изучению проблематики в области использования средств PR посвящены работы таких исследователей, как Г.Г.Почепцов, А.А.Марков, А.Н.Чумиков, С.М.Катлип, Ф.И.Шарков, О.Я.Гохман, Г.Шиллер, Д.М.Лэйхифф, Е.А.Блажнов, В.Г.Королько, Джефкинс и Д. Ядини.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной трансформации российского общества особое значение приобретает решение проблем социальной защиты населения, что обусловлено конституционным правом граждан России. Именно поэтому изучение, обобщение и разработка рекомендаций и предложений по решению проблемы формирования и функционирования эффективной системы социальной защиты населения приобретает особую актуальность.
Цель исследования: рассмотреть практическое применение Public Relations (PR) в учреждениях социальной защиты населения и разработать программу по продвижению имижда учреждений социальной защиты по средствам PR.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы PR и использование PR с позиции философии, социологии и других гуманитарных наук.
2. Выявить особенности PR технологии для учреждений социальной защиты населения.
3. Разработать программу PR – кампании для учреждений социальной защиты и дать рекомендации для улучшения работы PR – деятельности для данных учреждений.
Объект исследования: связи с общественностью как социальный феномен.
Предмет исследования: инструменты PR взаимодействия с целевой аудиторией в учреждениях социальной защиты населения.
Гипотеза исследования:
При условии разработки эффективных PR мероприятий в учреждениях социальной защиты и их реализации, это приведет к формированию благоприятного имиджа учреждений социальной защиты, популяризации мер социальной поддержки среди населения, снятию социального напряжения среди различных социально-демографических групп.
Теоретической основой исследования явились положения классиков социологии, труды современных отечественных социологов и других ученых по проблемам социального управления, управления социальной защитой населения и связей с общесвтенностью.
Методы исследования:
• теоретический анализ документов нормативно-правового регулирования;
• обобщение опыта работы коллективов учреждений социальной защиты населения, обобщения опыта нормативно-правовой документации;
• эмпирические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, методы, включающие в себя анализ и синтез, SWOT-анализ.
Новизна исследования заключается в предложении рекомендаций по продвижению учреждений социальной защиты населения.
Теоретическая значимость работы.
1. Уточнено понятие «связи с общественностью» относительно системы социальной защиты населения.
2. Проведено теоретическое обоснование значения и использования PR в учреждениях социальной защиты населения.
3. Разработаны рекомендации для учреждений социальной защиты взаимодействия с целевой аудиторией средствами PR.
Практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с тем, что теоретические выводы являются определенным приращением знаний в области теории и практики управления системой социальной защиты населения и соответственно снижения социальной напряженности.
Сформулированные в диссертации конкретные рекомендации могут быть использованы в практической работе по совершенствованию управления системой социальной защиты населения в регионе на современном этапе. Полученные в ней результаты доведены до уровня рекомендаций которые можно использовать в практике деятельности учреждений социальных служб.
Основные положения и выводы диссертации могут найти применение в педагогической практике: в процессе преподавания общей и экономической социологии, социологии управления, социально-экономического прогнозирования, организации социальной защиты и других дисциплин.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации внедрены в деятельность учреждений социальной защиты населения СВАО города Москвы.
Основные положения работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровень».
Результаты исследований отражены в публикациях автора в сборнике «Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровень».
Диссертация обсуждена на кафедре «Социальной коммуникации и организации работы с молодёжью» факультета «Социальной коммуникации» Московского государственного психолого-педагогического университета в 2018 году и рекомендована к защите.