Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Содержательный анализ профессионального образования в РФ
Уровень образования населения России – один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2 процентов. Население в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 процента) имеет общее образование [7.]
Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Уровень населения с высшим образованием в России соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития.
Другой проблемой в сфере качества образования является невысокая эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.
«Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития системы профильного образования» [14.]
Сейчас в Российской Федерации существуют следующие виды образования:
Общее образование. Включает в себя обучение в дошкольных учебных заведениях, школах, а также дополнительное детское образование.
Профессиональное образование. Нацелено на подготовку специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и знаниями, позволяющими овладеть конкретной специальностью или профессией.
Послевузовское профессиональное образование. К нему относятся второе высшее, аспирантура и докторантура, а также переподготовка специалистов.
Поскольку основной задачей средних специальных учебных заведений является подготовка работников квалифицированного труда и/или специалистов начального/среднего звена, практически все государственные колледжи и техникумы осуществляют свою деятельность в сфере профессионального образования.
В свою очередь, профессиональное образование имеет четыре уровня:
Начальное профессиональное образование (НПО) – имеет целью подготовку работников квалифицированного труда на базе девяти классов и одиннадцати классов общего образования.
Среднее профессиональное образование (СПО) – имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе общего или начального профессионального образования
Высшее профессиональное образование (ВПО) – уровень, следующий после начального и среднего. Преподается в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах - вузах). Отличается глубокой подготовкой и высокой квалификацией выпускников.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – преподается специалистам и рабочим, получившим как НПО и СПО, так и высшее образование. Может преподаваться как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и в вузах [9.]
Таким образом, можно сказать, что НПО и СПО являются средним и начальным уровнями профессионального образования России.
Колледжи, техникумы и некоторые училища относятся к средним специальным учебным заведениям (или сокращенно ссузам), т.е. учебным заведениям, которые специализируются на преподавании начального и среднего профессионального образования и подготовке соответствующих специалистов.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.
СПО в России реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования дает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем. Выпускнику с углубленным уровнем подготовки присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области).
Обучающиеся в средней специальной образовательной организации — студенты (курсанты), слушатели и другие категории.
Содержание образовательных программ СПО регулируется Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО), который состоит из двух частей: федерального компонента, включающего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В 2014 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06. Профессиональное обучение (по отраслям).
Среднее профессиональное образование осуществляется в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования проводится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ [25.]
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.
Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Имеются два основных вида средних специальных образовательных организаций: техникум (училище) и колледж.
Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы СПО базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы СПО базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может осуществляться и в высших учебных заведениях.
СПО реализуется более чем по 300 специальностям. За последние годы введено несколько десятков новых специальностей, что связано с быстроменяющимися социальными и технологическими условиями.
Выпускники, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы СПО.
«В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей» [25.]
Колледжи — государственные образовательные организации среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения образовательного и профессионального уровней. Колледжи создаются по отраслевому принципу и предусматривают организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории
1.2 Нормативно – правовая база развития профессионального образования в Российской Федерации
Существование в российском образовательном пространстве разнообразных форм предоставления учебного материала в различных типах образовательных учреждений определенного уровня требует четкого контроля со стороны государства и системы управления образованием за реализацией нормативно закрепленных требований к учебному процессу. Это связано с тем, что современное общество, развиваясь в условиях демократизации, децентрализации, деидеологизации, регионализации, гуманизации, реализует данные принципы и на социокультурную сферу, включающую в себя и систему образования.
Возникновение подобных позитивных тенденций в образовании регламентирует:
• возрастание степени академической свободы педагогических коллективов, получивших возможность реализации индивидуально-творческих возможностей участников образовательного процесса;
• многообразие и автономность отдельных образовательных учреждений, заключающиеся в вариативности отбора направлений научного поиска в решении насущных проблем реформирования общества в соответствии с изменяющимся социальным заказом;
• создание возможностей для использования в работе различных типов образовательных учреждений новых программ, внедрения вариативных инновационных технологий в учебный процесс.
Нормативно-правовыми основами современного отечественного образования, являются:
1. Законодательная база образования, которую определяют:
• Всеобщая декларация прав человека
• Конвенция о правах ребенка
• Конституция РФ
• Закон РФ об образовании
• Законы субъектов РФ об образовании
2. Нормативная основа образования, включает в себя:
• Государственный образовательный стандарт
• Базисный учебный план общеобразовательной школы
• Учебный план
• Учебная и рабочие программы
• Типовое положение и устав образовательного учреждения.
Базовой юридической основой образования является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.
В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети.
В 1989 г. ООН был принят документ «Конвенция о правах ребенка», включающий статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.
Таким образом, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя в настоящее время подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.
Во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.
Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 г. В ней говорится:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В Российской Федерации обязательным на сегодняшний день считается основное среднее образование (9 классов), хотя в недавнем прошлом обязательным было полное среднее образование (11 классов), то есть имеет место понижение планки образовательных требований.
Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем в России также снижена и общедоступность профессионального образования. Во многих учреждениях профессионального образования для значительной части контингента предусмотрено платное обучение.
Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования (статья 43).
Другие статьи Конституции так же, как и статья 43, реально обеспечивают право человека на образование (право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных и иных прав). Конституционные нормы по вопросам образования содержатся также в конституциях республик Российской Федерации [24.]
Следующими актами высшей юридической силы являются Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, которые принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Основополагающий из них Закон РФ «Об образовании» является Федеральным законом прямого действия, устанавливает базовые нормы правового регулирования в сфере образования. Другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации конкретизируют его нормативные положения.
Так как вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ст. 29 Закона РФ «Об образовании» дает право субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в области образования позволяет им конкретизировать Закон РФ «Об образовании» с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона и тем самым полнее учитывать интересы отдельных социальных слоев региона, закреплять дополнительные гарантии их конституционного права на образование [17.]
Субъектам Российской Федерации предоставляется право:
• определять особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
• разрабатывать и реализовывать республиканские, региональные программы развития образования;
• устанавливать национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов;
• определять местные налоги и сборы на нужды образования, республиканские, региональные нормативы финансирования образования и др.
Развитая система подзаконных нормативно-правовых актов конкретизирует Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые закрепляют исходные, первичные нормы в сфере образования.
Наибольшей юридической силой в системе федеральных подзаконных нормативных правовых актов обладают нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства. Эти указы решают такие вопросы в области образования, как определение правового статуса отдельных видов образовательных учреждений, закрепление мер социальной защиты работников образовательных учреждений, установление размеров стипендий и предоставление льгот студентам и аспирантам и др.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые принимаются в виде постановлений по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. В них определяется порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, размеры и порядок оплаты труда работников образовательных учреждений и др. Правительство РФ принимает нормативные правовые акты и по вопросам дальнейшего развития, совершенствования законодательства. Одним из таких актов является распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2001 г. № 1576-Р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». На данный момент действует «Концепция развития образования РФ до 2020 г.»
Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Федерального агентства по образованию принимаются в виде приказов, распоряжений и решений Коллегии. Устанавливаемые нормы регулируют собственные отношения Министерства, Службы, Агентства, образовательных учреждений с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в систему Министерства. На этом уровне устанавливается порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, утверждаются положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, решаются другие вопросы, отнесенные к компетенции Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Федерального агентства по образованию.
Общеобязательные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Общеобязательные нормативные правовые акты, не прошедшие данной процедуры и не имеющие номера государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, не могут вступать в действие, а содержащиеся в них нормы права регулировать общественные отношения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы их исполнительной власти, либо органы управления образованием также могут принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам образования в пределах компетенции этих органов и в строгом соответствии с действующими федеральными законами, законами соответствующего субъекта Российской Федерации, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. На этом уровне правового регулирования могут приниматься нормы, закрепляющие республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам образовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и санитарных правил и по другим вопросам.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов. Органы местного самоуправления, согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании», могут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собственности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования, местные нормативы финансирования системы образования, утверждать местные бюджеты расходов на образование.
Основополагающим законодательным актом об образовании федерального уровня является Закон РФ «Об образовании» от 10.07.2014 № 3266-1. Следует отметить, что работа над законом не закончена, и, по-видимому, он претерпит еще не одно изменение.
Так как Закон РФ «Об образовании» определяет базовые правовые нормы, в настоящее время утверждено множество нормативных правовых актов, на созданиеькоторых прямо указывает Закон. Они уточняют и конкретизируют положения Закона.
Например, Федеральная целевая программа развития образования создана на основании п. 2,3 статьи 1 Закона РФ «Об образовании». Согласно п. 5 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов разработан Министерством образования РФ в соответствии с п. 1 статьи 7 Закона РФ «Об образовании». [17.]
Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования.
В законе «Об образовании» выделены основные компоненты стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России:
1. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
2. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии и искусства, трудовой подготовки и др.).
3. Также стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соответствии с его Уставом в разработанных педагогами основных образовательных программах.
Стандарты выполняют следующие функции:
• Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.
• Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.
• Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роль в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.
• Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении.
• Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.
• Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся.
Исходя из общих теоретических положений образовательного стандарта, можно сделать вывод, что он одновременно является и основным документом, направленным на охрану качества образования и реализацию государственной политики через посредство содержания образования, и нормативной основой содержания основного общего образования при развивающихся процессах вариативности, обязательным минимумом содержания образовательного учреждения, основой для оценки реализуемых образовательных и учебных программ.
Стандарт не нормирует учебно-воспитательный процесс, то есть не определяет формы, методы, организацию работы с детьми, но на основе стандарта разрабатываются:
• примерный учебный план и образовательная программа;
• технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся Государственным образовательным стандартам для аттестации образовательных учреждений;
• положение о рекламации на качество образования или несоответствие качества образования требованиям Государственного образовательного стандарта;
• учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы;
• методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта;
• учебно-материальная база учебного заведения.
1.3 Психологический подход в содержании среднего профессионального образования в РФ
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования.
Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования [2.]