Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Содержание профессионального образования в контексте психологического подхода

irina_krut2020 2525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2020
Актуальность исследования проблемы состоит в том, что профориентация - это социальная система, которая действует в обществе, затрагивает различные проблемы, в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства. Эффективность профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации (ПОО) можно измерять, ориентируясь на то, что целью профориентационной деятельности на уровне государства является реализация политики в области профориентации обучающихся, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития. Анализ исследований в области профессиональной ориентации показывает: – не все выпускники общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу с профилем, который они изучали в 9 – 11 кл.; – выпускники школ имеют более или менее конкретное представление лишь о 10 – 20 профессиях, а во Франции, например, о 200 – 250 профессиях; – низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий; - согласно данным исследования, до 20% старшеклассников в настоящее время не имеют профессиональных планов. В современном мире информационных коммуникаций достаточно ресурсов по отдельным направлениям профориентационной деятельности. Сегодня в России существует несколько научных центров (в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге), которые в последние годы достаточно успешно разрабатывают современные методики профориентации. [21.] Несмотря на большое количество тестов, методик психолого-педагогического сопровождения теоретического и методического обеспечения профориентации, проблема организации работы профориентатора в профессиональной образовательной организации остается серьезной. Спектр деятельности профориентационной службы широк и включает систему мероприятий по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, их способностей и интересов, а также потребности общества, начиная со школы и заканчивая выпускным вечером в колледже или техникуме, зачастую и дальше, включая адаптационный период на рабочем месте. Специалисты по профориентации различают три этапа организации непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: профессиональный выбор (8-9 классы общеобразовательных школ), этап профессионально-образовательной адаптации (студенты первых курсов ПОО), этап профессиональной идентификации (студенты старших курсов ПОО). [22.] Проблема исследования – выявить особенности и роль профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях. Решение данной проблемы является целью исследования. Объект исследования – состояние современной профориентаци в СПО. Предмет исследования – диагностика профориентационной работы со студентами 1 курса ПОО. Задачи исследования: 1. Определить на основе анализа философской, исторической, социологической и педагогической литературы теоретико-методологические основы и принципы профессионального обучения студентов СПО. 2. Проанализировать развитие профорессионального обучения и профессиональной ориентации в Российской Федерации. 3. Изучить типы и виды профессиональной ориентации в современных условиях. 4. Осуществить диагностику профессиональной ориентации. В качестве теоретико-методологической базы исследования выступили труды российских ученых, занимавшихся исследованием идей профориентации в рамках психолого-педагогического подхода Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Г.В. Резапкиной и др. Особенностью современной социально-экономической ситуации в России является повышение роли образования как важнейшего условия прогрессивного развития общества, обеспечивающего комплексное обновление всех сфер его жизнедеятельности в условиях перехода к демократическому государству и рыночной экономике. В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) отмечается, что содержание образования «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступил ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака». В экспериментальной работе приняли участие 75 студентов первого курса Колледжа. Методы исследования: анализ источников, синтез эмпирического материала, беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение, статистическая обработка данных. Практическая значимость исследования. Содержание и результаты данной работы могут быть использованы для повышения качества деятельности педагогических работников в современных конфессиональных образовательных системах. Кроме того, материалы исследования можно применять при разработке различных факультативов (в школе, учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях высшего образования, системе дополнительного образования).
Введение

«Содержание образования — это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализации этой цели служит содержание обучения» [12.] Под содержанием профессионального образования понимается «система профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности и форм поведения, владение которыми позволит квалифицированному специалисту успешно выполнять трудовую деятельность, реализовать свой потенциал и обеспечить жизнедеятельность». [13.] Организация профессионально-образовательного процесса предполагает проектирование модели личности профессионала, профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогического взаимодействия. Содержание образования основывается на государственном стандарте - нормативных, организационных и методических документах, определяющих содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов. Профессиональное образование - это комплекс образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм, органов управления профессиональным образованием. Государственный стандарт профессионального образования необходим для решения проблем содержания обучения и воспитания, которое определяет функционирование и развитие профессионального образования в Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как «сумму трех регламентирующих составляющих 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучаемых; 3) требования к уровню подготовки выпускников» [5.] Посредством стандарта профессионального образования обеспечивается стабильность требуемого уровня профессионального и общего образования. «Государственный стандарт профессионального образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса и для аттестации учебных заведений. Он должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию» [5.] Психология профессионального образования изучает психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Профессия - это род трудовой деятельности, который требует специальной подготовки и является источником материального обеспечения человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. «Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования» [22.] Первым этапом на пути профессионального образования является профессиональная ориентация - совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления. Элементами профориентации являются профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей людей в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой; профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание [12.] Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы образовательных организаций и системой реально действующих мотивов юношей [4.]
Содержание

Введение …..…………………………………………………...………...…......................3 Глава 1. Теоретические и правовые аспекты исследования психологического подхода в профессиональном образовании 1.1 Содержательный анализ профессионального образования в РФ………………………………………………………………….…………………..…8 1.2 Нормативно – правовая база развития профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………..…………………………….16 1.3 Психологический подход в содержании среднего профессионального образования в РФ…………………………………………………………………………………….….25 1.4 Роль профориентационной работы в системе профессионального образования в РФ………………………………………………………………………………………..40 Выводы по первой главе…………………………………………..…..……………..47 Глава 2. Практическое исследование особенностей среднего профессионального образования в РФ 2.1 Общие вопросы организации профориентационной работы в ПОО…………………………………………………………………………………..…..49 2.2 Консультирование в профориентации ………………………………………….…68 2.3 Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации..........................................................................................................................70 2.4 Анализ и интерпретация полученных результатов…………………………………78 2.5 Разработка программы профориентационной работы по специальностям среднего профессионального образования «Проектирование карьеры»………………………..82 Выводы по второй главе……………………………………………………………......88 Заключение …………………………………………………………………………...….89 Список использованных источников……………………………...……………….....91 Приложения…………………………………………………………………………..…..97
Список литературы

1. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» /И. П. Арефьев // Школа и производство. – 2012.- №4. - С. 56-59. 2. Баранникова А. В. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / А. В. Баранникова. – М.: АСТ Астрель, 2012. - 221 с. 3. Батракова, И. С., Мосина, А.В., Тряпицына А. П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. / И. С. Батракова, А. В. Мосина, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО 2013. - 238 с. 4. Битянова, М.И. Я выбираю профессии в первый раз / М. И. Битянова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2016. - №2. - С.29-30. 5. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – СПб: Питер, 2014. – 304 с. 6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 2005. - 236 с. 7. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2014. – 416 с. 8. Всеобщая декларация прав человека (http://www.consultant.ru) 9. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 2014. 10. Гайнеев Э.Р.Деятельностный подход в профориентации как средство самоопределения подростка// Методист.-2014.- №1.- С.52-58. 11. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. - М.: Просвещение, 2015. 12. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 2013. 13. Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. - М., 2014. 14. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. Психологическая диагностика. Уч. пособие — М.: Изд-во УРАО, 2016 15. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е. Е. Данилова – М.: Академия, 2017. – 160 с. 16. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О. Б. Даутова – М.: СПб.: КАРО, 2016. – 352 с. 17. Дубровина, И. В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов. – М.: Педагогика, 2012. – 129с. 18. Закон «Об образовании» РФ (http://www.consultant.ru) 19. ЗанковЛ.В. Дидактика и жизнь // Избранные труды. М., 2016. 20. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 2012. - 321 с. 21. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург, 2015. - С. 89. 22. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов – М.: Просвещение, 2014. – 159 с. 23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 198 с. 24. Конвенция о правах ребенка (http://www.consultant.ru) 25. Конституция РФ (http://www.consultant.ru) 26. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.» (http://www.consultant.ru) 27. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования / Е. В. Кравцова // Школьные технологии. – 2013. - № 4. - С. 79-91. 28. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П. С. Лернер – М.: ИОСО РАО, 2013. – 66 с. 29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2015. 30. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 2015. 31. Максимов, В. Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов. – М.: Предагогика, 2014. – 196 с. 32. Меттус, Е.В., Турта, О.С., Литвина, А.В. Учимся выбирать профиль обучения / Е. В. Меттус, О. С. Турта, А. В. Литвина.– СПб.: КАРО, 2014. – 128 с. 33. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с. 34. Новикова, Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Т. Г. Новикова – М.: АПК и ПРО, 2013. – 110 с. 35. Пергаменщиков и др. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. М. :2016. 36. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. 37. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе / М. В. Попова. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 288 с. 38. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников – М.: ВАКО, 2014. – 288 с. 39. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: ИД Первое сентября, 2014. – 256 с. 40. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика/Н.С. Пряжников. — М., 2014. — 320 с. 41. Профессиональная ориентация в современной России:задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21-22 октября 2015 г. Москва)/ Составители: В.И.Блинов, И.С. Сергеев. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015 – Вып.IV. – 170с.) 42. Психология профессиональной подготовки. СПб, 2015. 43. Психологическое консультирование. Учебник для студентов пед. Вузов. – М.: 2015 44. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника/Г.В. Рязапкина. – Москва., Генезис, 2015. 140 с. 45. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. Рабочая тетрадь учащегося / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2014. – 80 с. 46. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2015. – 128 с. 47. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - МГУ, 2015. 48. Сезень Т.А. Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования: метод.рекомендации/ авт-сост.:Т.А. Сезень[т др.]; под ред.О.С. Поповой, С.Р. Бутрим. – 4-еизд.,стер. – Минск: РИПО, 2014. – 257с 49. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. - М., 2017. 50. Титкова, М.С. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение / М. С. Титкова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2015. - №5. – С. 25-29. 51. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.06 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (https://docviewer.ru) 52. Чепурных, Е.Е. Актуальные проблемы модернизации российского образования / Е. Е. Чепурных // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2014 - №5. – С. 39-46. 53. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – 279 с. 54. Чистякова, С.Н., Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова П. С. Лернер Н. Ф.Родичев Е. В. Титов. – М.: Новая школа, 2014. – 311 с. 55. Чистякова, С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / С. Н. Чистякова И. А. Умовская Т. И. Шалавина. – М.: Просвещение, 2013. – 189 с. 56. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с. Информационные ресурсы в помощь профориентатору 1. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur Сайт Резапкиной Г.В. Все о профориентации. Методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов известного психолога-консультанта Галины Резапкиной. 2. http://www.proforientator.ru/tests На сайте размещены экспресс - тесты, позволяющие осуществить профессиональную диагностику оптантам 3. http://www.profguide.ru/ На сайте представлена информация по профориентации школьников и взрослых 4. http://www.vashpsixolog.ru На данном сайте представлены рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях 5. http://kem.by/index.php/rubrikator/ На сайте «Кем быть» представлены рекомендации по организации кабинета (уголка) профориентации в образовательном учреждении.
Отрывок из работы

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Содержательный анализ профессионального образования в РФ Уровень образования населения России – один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2 процентов. Население в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 процента) имеет общее образование [7.] Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Уровень населения с высшим образованием в России соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития. Другой проблемой в сфере качества образования является невысокая эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. «Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития системы профильного образования» [14.] Сейчас в Российской Федерации существуют следующие виды образования: Общее образование. Включает в себя обучение в дошкольных учебных заведениях, школах, а также дополнительное детское образование. Профессиональное образование. Нацелено на подготовку специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и знаниями, позволяющими овладеть конкретной специальностью или профессией. Послевузовское профессиональное образование. К нему относятся второе высшее, аспирантура и докторантура, а также переподготовка специалистов. Поскольку основной задачей средних специальных учебных заведений является подготовка работников квалифицированного труда и/или специалистов начального/среднего звена, практически все государственные колледжи и техникумы осуществляют свою деятельность в сфере профессионального образования. В свою очередь, профессиональное образование имеет четыре уровня: Начальное профессиональное образование (НПО) – имеет целью подготовку работников квалифицированного труда на базе девяти классов и одиннадцати классов общего образования. Среднее профессиональное образование (СПО) – имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе общего или начального профессионального образования Высшее профессиональное образование (ВПО) – уровень, следующий после начального и среднего. Преподается в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах - вузах). Отличается глубокой подготовкой и высокой квалификацией выпускников. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – преподается специалистам и рабочим, получившим как НПО и СПО, так и высшее образование. Может преподаваться как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и в вузах [9.] Таким образом, можно сказать, что НПО и СПО являются средним и начальным уровнями профессионального образования России. Колледжи, техникумы и некоторые училища относятся к средним специальным учебным заведениям (или сокращенно ссузам), т.е. учебным заведениям, которые специализируются на преподавании начального и среднего профессионального образования и подготовке соответствующих специалистов. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. СПО в России реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования дает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем. Выпускнику с углубленным уровнем подготовки присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области). Обучающиеся в средней специальной образовательной организации — студенты (курсанты), слушатели и другие категории. Содержание образовательных программ СПО регулируется Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО), который состоит из двух частей: федерального компонента, включающего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В 2014 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06. Профессиональное обучение (по отраслям). Среднее профессиональное образование осуществляется в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования проводится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ [25.] Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования. Имеются два основных вида средних специальных образовательных организаций: техникум (училище) и колледж. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы СПО базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы СПО базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может осуществляться и в высших учебных заведениях. СПО реализуется более чем по 300 специальностям. За последние годы введено несколько десятков новых специальностей, что связано с быстроменяющимися социальными и технологическими условиями. Выпускники, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы СПО. «В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей» [25.] Колледжи — государственные образовательные организации среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения образовательного и профессионального уровней. Колледжи создаются по отраслевому принципу и предусматривают организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории 1.2 Нормативно – правовая база развития профессионального образования в Российской Федерации Существование в российском образовательном пространстве разнообразных форм предоставления учебного материала в различных типах образовательных учреждений определенного уровня требует четкого контроля со стороны государства и системы управления образованием за реализацией нормативно закрепленных требований к учебному процессу. Это связано с тем, что современное общество, развиваясь в условиях демократизации, децентрализации, деидеологизации, регионализации, гуманизации, реализует данные принципы и на социокультурную сферу, включающую в себя и систему образования. Возникновение подобных позитивных тенденций в образовании регламентирует: • возрастание степени академической свободы педагогических коллективов, получивших возможность реализации индивидуально-творческих возможностей участников образовательного процесса; • многообразие и автономность отдельных образовательных учреждений, заключающиеся в вариативности отбора направлений научного поиска в решении насущных проблем реформирования общества в соответствии с изменяющимся социальным заказом; • создание возможностей для использования в работе различных типов образовательных учреждений новых программ, внедрения вариативных инновационных технологий в учебный процесс. Нормативно-правовыми основами современного отечественного образования, являются: 1. Законодательная база образования, которую определяют: • Всеобщая декларация прав человека • Конвенция о правах ребенка • Конституция РФ • Закон РФ об образовании • Законы субъектов РФ об образовании 2. Нормативная основа образования, включает в себя: • Государственный образовательный стандарт • Базисный учебный план общеобразовательной школы • Учебный план • Учебная и рабочие программы • Типовое положение и устав образовательного учреждения. Базовой юридической основой образования является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 г. ООН был принят документ «Конвенция о правах ребенка», включающий статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования. Таким образом, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя в настоящее время подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование. Во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования. Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 г. В ней говорится: 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. В Российской Федерации обязательным на сегодняшний день считается основное среднее образование (9 классов), хотя в недавнем прошлом обязательным было полное среднее образование (11 классов), то есть имеет место понижение планки образовательных требований. Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем в России также снижена и общедоступность профессионального образования. Во многих учреждениях профессионального образования для значительной части контингента предусмотрено платное обучение. Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования (статья 43). Другие статьи Конституции так же, как и статья 43, реально обеспечивают право человека на образование (право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных и иных прав). Конституционные нормы по вопросам образования содержатся также в конституциях республик Российской Федерации [24.] Следующими актами высшей юридической силы являются Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, которые принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Основополагающий из них Закон РФ «Об образовании» является Федеральным законом прямого действия, устанавливает базовые нормы правового регулирования в сфере образования. Другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации конкретизируют его нормативные положения. Так как вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ст. 29 Закона РФ «Об образовании» дает право субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в области образования позволяет им конкретизировать Закон РФ «Об образовании» с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона и тем самым полнее учитывать интересы отдельных социальных слоев региона, закреплять дополнительные гарантии их конституционного права на образование [17.] Субъектам Российской Федерации предоставляется право: • определять особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; • разрабатывать и реализовывать республиканские, региональные программы развития образования; • устанавливать национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов; • определять местные налоги и сборы на нужды образования, республиканские, региональные нормативы финансирования образования и др. Развитая система подзаконных нормативно-правовых актов конкретизирует Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые закрепляют исходные, первичные нормы в сфере образования. Наибольшей юридической силой в системе федеральных подзаконных нормативных правовых актов обладают нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства. Эти указы решают такие вопросы в области образования, как определение правового статуса отдельных видов образовательных учреждений, закрепление мер социальной защиты работников образовательных учреждений, установление размеров стипендий и предоставление льгот студентам и аспирантам и др. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые принимаются в виде постановлений по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. В них определяется порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, размеры и порядок оплаты труда работников образовательных учреждений и др. Правительство РФ принимает нормативные правовые акты и по вопросам дальнейшего развития, совершенствования законодательства. Одним из таких актов является распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2001 г. № 1576-Р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». На данный момент действует «Концепция развития образования РФ до 2020 г.» Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Федерального агентства по образованию принимаются в виде приказов, распоряжений и решений Коллегии. Устанавливаемые нормы регулируют собственные отношения Министерства, Службы, Агентства, образовательных учреждений с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в систему Министерства. На этом уровне устанавливается порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, утверждаются положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, решаются другие вопросы, отнесенные к компетенции Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Федерального агентства по образованию. Общеобязательные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Общеобязательные нормативные правовые акты, не прошедшие данной процедуры и не имеющие номера государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, не могут вступать в действие, а содержащиеся в них нормы права регулировать общественные отношения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы их исполнительной власти, либо органы управления образованием также могут принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам образования в пределах компетенции этих органов и в строгом соответствии с действующими федеральными законами, законами соответствующего субъекта Российской Федерации, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. На этом уровне правового регулирования могут приниматься нормы, закрепляющие республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам образовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и санитарных правил и по другим вопросам. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов. Органы местного самоуправления, согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании», могут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собственности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования, местные нормативы финансирования системы образования, утверждать местные бюджеты расходов на образование. Основополагающим законодательным актом об образовании федерального уровня является Закон РФ «Об образовании» от 10.07.2014 № 3266-1. Следует отметить, что работа над законом не закончена, и, по-видимому, он претерпит еще не одно изменение. Так как Закон РФ «Об образовании» определяет базовые правовые нормы, в настоящее время утверждено множество нормативных правовых актов, на созданиеькоторых прямо указывает Закон. Они уточняют и конкретизируют положения Закона. Например, Федеральная целевая программа развития образования создана на основании п. 2,3 статьи 1 Закона РФ «Об образовании». Согласно п. 5 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов разработан Министерством образования РФ в соответствии с п. 1 статьи 7 Закона РФ «Об образовании». [17.] Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования. В законе «Об образовании» выделены основные компоненты стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России: 1. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. 2. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии и искусства, трудовой подготовки и др.). 3. Также стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соответствии с его Уставом в разработанных педагогами основных образовательных программах. Стандарты выполняют следующие функции: • Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений. • Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования. • Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роль в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны. • Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении. • Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом. • Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся. Исходя из общих теоретических положений образовательного стандарта, можно сделать вывод, что он одновременно является и основным документом, направленным на охрану качества образования и реализацию государственной политики через посредство содержания образования, и нормативной основой содержания основного общего образования при развивающихся процессах вариативности, обязательным минимумом содержания образовательного учреждения, основой для оценки реализуемых образовательных и учебных программ. Стандарт не нормирует учебно-воспитательный процесс, то есть не определяет формы, методы, организацию работы с детьми, но на основе стандарта разрабатываются: • примерный учебный план и образовательная программа; • технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся Государственным образовательным стандартам для аттестации образовательных учреждений; • положение о рекламации на качество образования или несоответствие качества образования требованиям Государственного образовательного стандарта; • учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы; • методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта; • учебно-материальная база учебного заведения. 1.3 Психологический подход в содержании среднего профессионального образования в РФ Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования [2.]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Психология, 18 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg