1. Законность: понятие, юридическая природа законности
1.1. Понятие и юридическая природа законности
В теории государства и права проблема законности занимает особое место. Актуальность ее всегда была и остается неизменной, а связь с практическими задачами - общепризнанной.
Проблемы законности были и остаются одними из важнейших в практике государственно-правового становления, так как являются непосредственно связанными со стратегической задачей любого демократического правового государства - обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина. Законность - функциональная категория юридической науки и практики. Ее уровень и состояние служат главными категориями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Поэтому важно, исходя из истории развития понятия законности и существующих сегодня научных взглядов на нее, дать анализ и дополнительно аргументировать современные прогрессивные точки зрения на законность.
Термин «законность» появился относительно недавно, но идеи законности в той или иной форме встречаются в произведениях многих мыслителей и юристов древности и современности.
По учению древнекитайских легистов, изложенных в трактате IV в. до н.э., обязательность исполнения жестких законов являются основным средством управления страной.
Аристотель в своем трактате «политика» писал: «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».
В России развитие идеи законности появляется со становления государственности и права, а мнения о важности следования определенным правилам существовали еще во времена Древней Руси. Петр I обозначил суть и значение принципа законности в Российском государстве так: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...».
В соответствии с кельзеновским нормативизмом «не имеет значения содержание самой конституции или созданного на ее основе государственного правопорядка: неважно, справедливой он или нет, обеспечивает ли он состояние относительного мира в рамках конструируемого им сообщества или нет», важно чтобы нормы закона неукоснительно соблюдались.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали законность как соблюдение требований закона участниками общественных отношений.
В.И. Ленин расценивал социалистическую законность как основу советской государственной дисциплины и подчеркивал ее большое значение в борьбе против бюрократизма, волокиты, взяточничества, злоупотреблений служебным положением, которые рассматривал как опаснейшие преступление против Советского государства. Он говорил о требовании «соблюдать свято законы и предписания Советской власти и следить за их исполнением всеми».
В настоящее время под законностью большинство авторов и юристов понимает политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Если привести формулировки к общему знаменателю, то многочисленные и разнообразные понятия этого сложного и многогранного социального явления можно свести к тому, что юридическая природа законности рассматривается в качестве метода управления поведения участников соответствующих отношений. В этой позиции законность можно представлять в специальном значении - в качестве метода государственного администрирования обществом, состоящего в организации общественных отношений путем издания и обеспечения исполнения конкретных юридических предписаний. Установление в государстве режима законности в современных условиях предполагает, во-первых, наличие развитого законодательства, образующего нормативно-правовую основу законности; во-вторых, соблюдение юридических норм (реализация и применение законодательства); в-третьих, наличие компетентных органов и средств контроля за исполнением правовых предписаний. В более широком значении законность выступает в качестве метода или юридического средства организации поведения как властных структур, так и населения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, начиная с Античности и до настоящего времени, большинство мыслителей понимают под законностью принцип действия права, а также режим в государстве, при котором каждым членом обществом, независимо от его статуса и положения, неукоснительно соблюдают предписания законов. Связывая законность с соблюдением именно требований законов, независимо от его справедливости, авторы работ, затрагивающие указанную тему, подчеркивали юридическую природу законности.
1.2. Соотношение законности с другими правовыми явлениями
Большинство юристов в текущее время признают сложный характер законности. Ученые пытаются определить не только отдельные ее черты и особенности, но и соотнести законность с другими социальными категориями: нормами права, общественной дисциплиной, демократией, правами и свободами человека и гражданина, правопорядком и т.д.
В основе законности находятся нормы права, содержащиеся в законах, соблюдение и исполнение которых властными структурами и рядовыми гражданами приводит к возникновению правопорядка. При этом от проработанности нормативных правовых актов в значительной степени зависит состояние законности.
Законность является основной, наиболее важной частью общественной дисциплины, которая заключается в соблюдении и исполнении всеми субъектами общественных отношений социальных норм, таких как право, мораль, дисциплина и других. Но, если государственными органами не соблюдаются требования закона, то одновременно с размыванием законности происходит разрушение общественной дисциплины.
Законность - основа и важнейший элемент демократии. Суть в том, что базис демократического режима (участие общества в осуществлении власти, права и свободы гражданина и человека) закреплены в нормативных актах любого государства. Следовательно, отсутствие законности (несоблюдение конкретных норм права) ведет к тому, что демократия становится номинальной, она существует только в текстах законов и не является реальностью. В настоящее время каждое государство пытается показать свою демократичность: везде приняты конституции, имеются выборы и референдумы и т.п. Ведь отступление от демократических начал вызывает отрицательную реакцию международного сообщества, а значит, законность в политической сфере является индикатором наличия демократии в том или ином государстве.
Особое значение имеет законность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, сами права и свободы непосредственно закрепляются в законах, и, если эти законы нарушаются, то, естественно, нарушаются права, свободы и законные интересы граждан. С другой стороны, на законодательном уровне устанавливаются основные гарантии прав и свобод, такие как принцип равенства всех перед законом и судом не зависимо от каких-либо факторов, недопущение дискриминации, презумпция невиновности, право каждого на защиту и др. Соблюдение этих норм в уголовном и административном процессе обеспечивает реальность прав и свобод граждан.
С обеспечением законности связан процесс становления правового и социального государства. Основными параметрами правового государства являются верховенство права во всех сферах общественной жизни, взаимоответственность государства и личности, разделение властей. Воплощение в жизнь этих принципов требует, с одной стороны, фиксация соответствующих положений в законодательстве, а с другой, - реального исполнения соответствующих нормативных установок в практической деятельности каждого субъекта общественных отношений и, прежде всего, государства и его органов. Укрепление режима законности является основным фактором и способом формирования правового государства, а сама законность — его необходимым элементом. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.
В учебной и научной литературе правопорядок понимается как система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности и основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.
Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь законности и других правовых явлений, таких как дисциплина, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, демократия, правопорядок. Можно справедливо отметить, что все указанные категории не только взаимосвязаны между собой, но напрямую зависят друг от друга. Исключение или несоблюдение одной из категорий негативно скажется на других, приведет к разрушению общественной дисциплины, перехода от демократии к авторитаризму, нарушению прав и свобод человека, в том числе сотрудниками органов внутренних дел.
1.3 Значение законности в деятельности органов внутренних дел
В настоящее время в условиях становления правового государства невозможно представить современное гражданское общество, где принцип законности не выступал бы основной правовой идеей этого общества, выраженной в законах государства, с точным и неуклонным их соблюдением всеми членами общества и гарантирующей защиту прав и интересов человека и гражданина.
В юридической литературе выделяются две стороны, два аспекта законности - охрана прав граждан, недопущение нарушения их законных прав и интересов, и строгое соблюдение требований законности самими гражданами.
Естественно, что важны обе стороны законности, однако все же следует подчеркнуть особую значимость законности в деятельности государственного аппарата. Именно органы государства, в том числе органы внутренних дел, обеспечивают стабильность режима законности, пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенное право, привлекая виновных к ответственности. И хотя в стране совершается немало преступлений и других правонарушений, это не может расцениваться как разрушение режима законности.
Деятельность государственного аппарата подзаконна: все его звенья, все учреждения, организации, их подразделения формируются и функционируют на основе и в рамках Конституции РФ и законов. Строгое, неуклонное соблюдение правовых требований и предписаний - необходимое условие успешного функционирования органов государства, выполнения стоящих перед ними задач.
Значение законности в административной деятельности органов внутренних дел следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам общества и государства, но они вдвойне опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов. Вопросы укрепления законности и служебной дисциплины в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их состояние вызывает серьезную тревогу в обществе, способствует процессу отчуждения граждан от правоохранительных структур, снижает эффективность принимаемых мер по укреплению правопорядка.
В докладе Уполномоченного по правам человека за 2016 год отмечается, что В 2016 году к Уполномоченному поступило 462 жалобы граждан на нарушения прав при производстве по делам об административных правонарушениях. По сравнению с 2015 годом их количество возросло на 77%.
Подавляющее большинство обращений касалось: неправомерности составления протоколов об административных правонарушениях, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения административных наказаний, порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях. Обжалуемые гражданами решения чаще всего принимались при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения; при привлечении к административной ответственности в связи с организацией или проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; при привлечении к административной ответственности за неповиновение сотруднику правоохранительного органа. Неоднократные случаи нарушений прав граждан в конечном счете препятствует вынесению судом законного и обоснованного постановления по делу об административном правонарушении.
Еще одним важным аспектом соблюдения прав и свобод человека и гражданина является недопущение действий, нарушающих или способных повлечь нарушения прав и свобод. Это острая проблема, ибо в процессе правоохранительной работы сотрудникам приходится применять различные меры принуждения к гражданам, вплоть до физической силы и оружия. Здесь требуется безоговорочное соблюдение достоинства человека, его права не подвергаться пыткам и жестокому обращению, принципа презумпции невиновности и др. необходимо строго соблюдать границы допускаемых законом ограничений ряда прав и свобод (неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки.
Таким образом, значение законности деятельности органах внутренних дел является важным фактором становления России как правового и демократического государства. Являюсь органами государственной власти, олицетворяя ее, органам внутренних дел особо важно подчеркивать в своей деятельности принцип неукоснительного соблюдения установленных законов. С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности.
Подведя итоги раздела, можно сделать вывод, что, начиная с Античности и до настоящего времени, большинство мыслителей понимают под законностью принцип действия права, а также режим в государстве, при котором каждым членом обществом, независимо от его статуса и положения, неукоснительно соблюдают предписания законов. Важно отметить взаимосвязь законности и других правовых явлений, таких как дисциплина, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, демократия, правопорядок. Указанные категории не только взаимосвязаны между собой, но напрямую зависят друг от друга. Исключение или несоблюдение одной из категорий негативно скажется на других, приведет к нарушению прав и свобод человека, в том числе сотрудниками органов внутренних дел. Являюсь органами государственной власти, олицетворяя ее, органам внутренних дел особо важно подчеркивать в своей деятельности принцип неукоснительного соблюдения установленных законов, обеспечивая таким образом справедливое применение административных мер, не нарушающих права и интересы гражданина и человека и не унижающих его достоинство, а следовательно - признание и авторитет власти не только в глазах граждан России, но и на международном уровне.
?
2. Классификация способов обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел
2.1 Понятие и классификация способов обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел
Охрана правопорядка и обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина являются предметом первооче¬редной заботы Российского государства, провозгласившего себя в Конституции Российской Федерации демократическим и правовым.
Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориен¬тировалось на использование силы, а не права. Законы — основа законности. Управление людьми посредством издания законов, ко¬торые содержат общие правила поведения, обязательные для ис¬полнения, — основа законности.
Для всесторонней и полной реализации принципа законности, наряду с совершенствованием правового регулирования, проводится работа по воспитанию кадров органов внутренних дел, повышению их культуры, юридической и иной профессиональной подготовки, применяются различные формы контроля и надзора за точным и неуклонным исполнением законов.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности.
Под способами обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел понимаются организационно-правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, наказания виновных.
Основными из них являются:
1. Контроль за деятельностью органов внутренних дел;
2. Прокурорский надзор;
3. Обжалование незаконных действий работников органов внутренних дел;
4. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения законности.
Наличие различных способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером административной деятельности, необходимостью своевременного и полного выявления нарушений законности, принятия мер по их устранению.
Таким образом, все названные способы обеспечения законности преследуют общую цель - выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. В то же время они различаются между собой непосредственными задачами, объектами контроля и надзора, структурой и правовым положением контрольно-надзорных органов, а также средствами, применяемыми для достижения стоящей цели.