ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ТУРИЗМА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
1.1. Понятия и сущность экономических основ туризма
Имея длительную историю, туризм как социально-экономическое и духовно-культурное явление до сих пор не получил универсального, единого, повсеместно признанного и всеобъемлющего определения, да и сама наука о туризме не имеет единообразного названия, повсеместно принятого в академических и научных кругах в России и за рубежом.
Различными туристскими организациями, научными школами и отдельными экспертами «туризм» (tourism) по-прежнему трактуется по-разному. Кроме того, туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития туризма, его секторов, видов и форм, технологий и инноваций, появления и распространения новых туристских реалий. В специальной литературе получили распространение основные термины и понятия, употребляемые в туристском секторе, то есть туристский глоссарий. Однако толкование туристских терминов остается предметом достаточно острых дискуссий. При этом единообразие подходов к трактованию терминов крайне важно и для практической деятельности в туризме, и для науки о туризме, и для туристской статистики. Академические круги, научные сообщества, многочисленные туристские школы по всему миру также испытывают потребность в унификации понятийного аппарата туризма.
С позиции международной статистики стандартизация терминов и понятий крайне важна, так как статистический учет служит для измерения объемов и анализа туристских потоков по различным видам туризма, рынков спроса и предложения по различным сегментам, формирования данных для прогнозирования развития туризма по видам и сегментам в будущем, оценки влияния туризма на экономику и т.п. Таким образом, точные статистические измерения туризма необходимы для определения прямого и косвенного экономического воздействия туризма на дестинации, планирования и развития туристских ресурсов и инфраструктуры, разработки маркетинговых стратегий, выявления изменений в туристских потоках с точки зрения потребностей и предпочтений путешественников.
Сегодня Всемирная туристская организация (ЮНВТО) как единственная межправительственная организация по туризму системы ООН имеет первоочередное право, соответствующий статус и миссию в унификации, стандартизации и распространении туристских терминов. В этих целях в 2001 г. был издан подготовленный ЮНВТО «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» на трех мировых языках (английском, французском и испанском), в котором даны базовые термины и понятия туризма. [Thesaurus on Tourism and Leisure Activities. Madrid: WTO, 2001.]
Опираясь на официальные термины и их дефиниции, установленные ЮНВТО и представленные в «Тезаурусе», следует сделать вывод, что «туризм» — это категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики.
Считается, что первое определение туристов относится к 1876 г. и встречается во «Всеобщем словаре XIX столетия» («Dictionnare universel du XIX sie`cle»), в котором «туристы» определены как «люди, путешествующие из любопытства или из-за безделья». [Цит. по: Theobald W.F. (Ed.) Global Tourism. Burlington: Elsevier Inc., 2005. p. 10.] В анналах истории туризма сохранились сведения, что «туристами» в XVII—XVIII вв. называли молодых людей — участников европейского «Гранд тура». С периода появления первых научных исследований в туризме в 1920—30-х гг. возникла потребность в закреплении определений туризма. Формализация терминов «туризм» и «турист» также требовалась правительственным учреждениям и организациям индустрии туризма.
Определения туризма формулировались применительно отдельных областей теории и практики: экономики, социологии, культурологии и культурной антропологии, географии. Экономисты рассматривали туризм с точки зрения его вклада в экономическое развитие дестинации, спроса и предложения, баланса платежей, финансово-экономических показателей, занятости. Социологи и культурологи изучали туризм с позиции моделей поведения туристов (индивидов и групп), стилей жизни, уклада, обычаев и традиций. Географы касались пространственных аспектов туризма, направленности туристских потоков и их рассредоточения на территориях, нагрузки на ресурсы и землепользования, изменений физической среды.
В широком смысле признается существование двух типов определений туризма со своими рациональными смыслами и использованием: концептуальные и технические. Концептуальные определения выстраивают теоретические рамки туризма для выявления его базовых характеристик, позволяющих разграничить туризм и другие смежные с ним понятия.
Рассмотрим различные подходы авторов к определению понятия «туризм».
Автор, источник Определение
Джафар Джафари это изучение человека, находящегося за пределами территории его постоянного проживания, индустрии, удовлетворяющей его потребности, и воздействий, которые и человек, и индустрия оказывают на социокультурную, экономическую и физическую среду [Jafari J. Editor’s Page // Annals of Tourism Research. Special Number. October/December, 1977. p. 8.]
Элистер Мэтисон и Джеффри Уолл это временное перемещение людей в дестинации за пределами мест их обычной трудовой занятости и проживания, деятельность, которой они занимаются во время своего пребывания в этих дестинациях, и объекты инфраструктуры, созданные для удовлетворения их потребностей [Mathieson A., Wall G. Tourism: Economic, Physical and Social Impacts. London:
Longman Group Ltd., 1982.]
Нейл Лейпер выявил, что в академических и правительственных кругах, а также в туристской отрасли в 1960—70-х гг. закрепилось три подхода к определению туризма: «экономический», «технический» и «холистический». Экономические определения туризма делали акцент на проявлениях туризма как индустрии и бизнеса; технические — подчеркивали концептуальные черты туризма для статистических, юридических и отраслевых целей; холистические (т.е. комплексные) определения рассматривали туризм в целом, всесторонне и системно. [Leiper N. The Framework of Tourism; Towards a Definition of Tourism, Tourist, and the Tourist Industry // Annals of Tourism Research. Volume 6, № 4, 1979. pp. 392—395.]
Webster’s New University Dictionary путешествия для удовольствия; бизнес по обеспечению туров и услуг для туристов
Институт туризма Великобритании это временное краткосрочное передвижение людей в дестинации за пределами мест их постоянного проживания и работы, а также деятельность во время их пребывания в этих дестинациях; он включает передвижение со всеми целями, а также однодневные посещения и экскурсии [Цит. по: McBurney N. Tourism. Hertfordshire: Prentice Hall, 1996. p. 4]
И.В. Зорин и В.А. Квартальнов 1) особая форма передвижения людей по маршруту;
2) вид путешествия;
3) нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте поездки;
4) форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную, спортивную;
5) популярная форма организации отдыха;
6) отрасль хозяйства;
7) сегмент рынка [Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов. Москва-
Афины: INFOGROUP. с. 231—232. ]
Таблица 1 –Различные подходы к определению понятия «туризм»
Последнее определение туризма было переформулировано Международной конференцией по отдыху, рекреации, туризму, проводившейся Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (AIEST) и Британским туристским обществом (Кардифф, 1981 г.) и принято в следующей редакции: «Туризм может быть определен как конкретные виды деятельности, самостоятельно избранные и предпринятые за пределами своей среды проживания. Туризм может включать или не включать ночевки за пределами дома». Недостатком данного определения можно считать отсутствие разграничений между туризмом и экскурсионными поездками.
В 2008 году на XXXIX сессии Статистической комиссии ООН были одобрены «Международные рекомендации по статистике туризма» IRTS — 2008 и новая версия документа «Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа».
Поэтому в настоящее время в международной статистике туризма широко используется понятие посетителя, закрепленное в IRTS-2008 как международный статистический стандарт. [В российском законодательстве о туризме вместо посетителя используются понятия турист и экскурсант.]
Посетитель рассматривается как частный случай путешествующего лица. Путешественник перемещается между различными географическими пунктами с любой целью и в течение любого срока. Не любое путешествующее лицо может считаться единицей наблюдения в статистике туризма, а лишь то, которое является носителем определенных признаков.
Согласно IRTS-2008: посетитель — это путешественник, совершающий поездку в какое-либо место назначения, находящееся за пределами его обычной среды местонахождения, с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Предложенное определение позволило более четко очертить ту часть путешествующих лиц, которая выступает объектом статистического наблюдения в туризме.
Выделяется три главных признака, позволяющих отличить посетителей от прочих путешествующих лиц:
1. перемещение за пределы обычной среды местонахождения;
2. временное пребывание в месте назначения;
3. туристская цель поездки.
Выезд за пределы обычной среды местонахождения — первый критерий классификации путешествующих лиц. Обычная среда местонахождения какого-либо лица относится к базовым понятиям в статистике туризма. Она определяется как географический район (хотя и необязательно сплошной по территории), в пределах которого то или иное лицо ведет свой привычный образ жизни. Понятие «обычная среда местонахождения» дополняет понятие страны постоянного проживания, используемое в национальных счетах и платежном балансе, а также понятие места постоянного проживания, относящееся к статистике домашних хозяйств. В российском законодательстве о туризме вместо обычной среды местонахождения применяется термин «обычное место жительства». Понятие обычной среды местонахождения было введено на Международной конференции по статистике туризма (Оттава, 1991 г.). Оно помогает исключить из категории посетителей тех путешествующих лиц, которые на регулярной основе перемещаются между местом постоянного проживания и местом работы (учебы) или совершают поездки по привычным маршрутам к друзьям и родственникам, в торговые центры, религиозные, медицинские и иные учреждения.
Разработка концепции обычной среды местонахождения сталкивается с большими трудностями. Существующие между странами различия в плотности населения, транспортной доступности, культурных традициях, размерах территории и пр. не позволяют ввести единые для всех предельные значения индикаторов обычной среды, придающие ей количественную определенность и открывающие возможность фиксировать ее границы. Тем не менее ЮНВТО выделила несколько параметров обычной среды местонахождения:
- частота посещения объекта. Места, которые человек посещает регулярно, являются элементом его обычной среды местонахождения, даже если они расположены на значительном расстоянии от его постоянного местожительства. На этом основании, например, жители приграничных районов, работающие на территории сопредельного государства и многократно выезжавшие за границу, не могут быть отнесены к категории международных посетителей. В странах-членах ЕС установлены допустимые значения показателя частоты туристских поездок. Такая поездка должна совершаться реже одного раза в неделю (не каждую неделю). Это относится как к однодневным экскурсионным поездкам, так и к более продолжительным с ночевками. Например, если летом человек посещает близлежащий приморский курорт по 2—3 раза в неделю, а зимой столь же часто катается на горнолыжном курорте, в этих случаях он не покидает обычной среды местонахождения;
- удаленность объекта (физическое расстояние). Обычная среда включает объекты в непосредственной близости от местожительства человека вне зависимости от частоты их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но природных и культурных, как элементов каждодневности. Едва ли кто станет рассматривать выход в расположенный по соседству театр как туристское мероприятие. Не найдет он отражения и в статистике туризма;
- продолжительность пребывания в дестинации. IRTS-2008 рекомендуют странам самим определять минимальную продолжительность остановок, чтобы они считались туристским посещением. Для одно дневных поездок в странах-членах ЕС, согласно рекомендациям Евростата, она равна 3 часам. Это общая минимальная продолжительность остановок в ходе одной поездки, которая может слагаться из ряда более коротких остановок в разных туристских центрах (например, двух остановок в двух разных городах во время одной поездки по 2 часа каждая). Для более продолжительных поездок с ночевками минимум устанавливается не в часах, а в количестве ночевок — не менее одной;
- пересечение административных или государственных границ. Пересечение границы, в частности муниципального образования, — объективный и легко фиксируемый факт. Этот критерий введен, чтобы отделить все перемещения внутри муниципалитета, т.е. в пределах обычной среды местонахождения, от туристских поездок. Однако иногда он нуждается в уточнении, особенно в случае с однодневными поездками — экскурсиями, маршрут которых пролегает, и главная дестинация находится в границах муниципалитета. Для таких случаев делается исключение из правила. Другим исключением являются поездки в загородные дома, на дачу, которые необязательно сопровождаются пересечением административных или государственных границ. Настоящий критерий рекомендуется использовать в сочетании с другим критерием удаленности объекта для установления пределов обычной среды.
Что касается применения рекомендаций ЮНВТО в статистических целях, то туристская терминология используется в этой области достаточно ограниченно: современная международная статистика туризма, публикуемая ЮНВТО, главным образом учитывает и показывает объемы туристских прибытий (arrivals) и поступлений от туризма (receipts) по регионам мира и странам. Российская статистика туризма также либо не использует международные, рекомендованные ЮНВТО, термины и понятия, либо использует их в искаженном (неинформативном) виде.
Так, например, в официальной российской статистике по выезду-въезду граждан в РФ цели поездки определяются следующим образом: «туризм», «служебная», «всего». Причем суммарно «туризм» и «служебная» меньше, чем «всего», однако другие цели не определены. В статистике туризма необходимо использовать мультипликативный подход к учету иностранных туристов, т.е. учитывать и цель поездки, и количество ночевок, и число проведенных в дестинации дней, но до сих пор учитывается лишь общее количество иностранных прибытий, как это делается и во многих других странах. [RATA NEWS — журнал для профессионалов турбизнеса № 1933 от 25 декабря 2007 г.]
В российском туризме (в практике туристской деятельности, в сфере правового регулирования туризма, в науке и образовании) используется классическое определение туризма, т.е. туризм понимается как временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Учитываются три основные характеристики туризма:
1) перемещение за пределы обычного места проживания;
2) длительность пребывания (более 24 часов подряд);
3) досуговые или деловые цели путешествия (при этом в случае с деловыми целями работа не оплачивается из источников страны пребывания).
В принятом в 1996 г. Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были в полной мере учтены «Рекомендации по статистике туризма» ЮНВТО. В Законе 1996 г. под «туризмом» понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания. [Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)]
Закон 1996 г. закрепил понятия внутреннего, выездного, въездного туризма, а именно:
1. туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
2. туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
3. туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
Рассмотрев различные подходы к определению понятия «туризм» факторы, определим теперь сущность самого туризма, его индустрии (в буквальном смысле индустрия означает «промышленность»), интерпретируя это понятие как комплекс отраслей, обеспечивающих производство туристских услуг.
Сущность туризма можно рассматривать в широком (как контроллинг за развитием отраслей народного хозяйства) и более узком (как туристский комплекс) значениях. Поскольку первое значение в наибольшей степени связано с факторами производства, остановимся прежде всего на них.
Как уже отмечалось, фактор земельных ресурсов связан, главным образом, с экологическим, аграрным и спортивным туризмом (которые можно, кстати, представить, как увидим далее, и более укрупненно). В свою очередь экологический комплекс и соответствующее направление туристской отрасли, добывающей промышленности, энергетики и других подобных отраслей связаны с использованием природных ресурсов.
Другими словами, всегда есть альтернативный выбор: что развивать - строительство каменоломен или туристскую индустрию. Ответ на этот вопрос должны давать в каждом конкретном случае серьезные научные разработки, критерием же эффективности того или иного варианта является в большинстве случаев прибыль на единицу времени.
То же относится к энергетике и другим отраслям. Если строительство гидроэлектростанций на равнинных реках наносит непоправимый вред экологии и запасам ценных пород рыбы, чрезмерные заборы воды ведут к обмелению, а нерациональное использование транспорта - к загрязнению водных ресурсов, то пора подумать об альтернативных источниках энергии, прекратить нещадно эксплуатировать и загрязнять водоемы и приступить к восстановлению водных (да и не только водных) богатств страны. Экономический смысл экологического восстановления сконцентрирован, как отмечалось, в туристской отрасли.
Можно привести и другие примеры контроллинговых функций туристской сферы. По фактору капитала (капитальные ресурсы) деловой туризм связан с машиностроительным комплексом, т. е. опять мы сталкиваемся с альтернативой: развивать производство машин и оборудования или осуществлять их поставки из-за рубежа. По факторам предпринимательства и информатики деловой туризм связан со сферами науки и образования.
Следует подробнее остановиться на транспортном туризме. Дело в том, что туризм может активно влиять на качество транспортного обслуживания, а, следовательно, предъявлять требования к качеству используемых транспортных средств: самолетов, плав средств, автопарка и железнодорожного состава.
Анализируя аналогичные взаимосвязи по фактору труда, отметим, что туризм связан с социальной сферой: культурой, религией, здравоохранением и другими отраслями. Влияние туризма на социальную сферу обусловлено созданием новой идеологии в определенном смысле этого слова. Идеология как часть общественного сознания формируется на отношении человека к природе (экологии), развитии национального творчества (как направление туризма), проведении спортивных национальных состязаний (досуговые мероприятия), организации религиозно-паломнических туров, развитии нетрадиционной медицины (лечебно-бальнеологический туризм), воспитании подрастающего поколения (детско-юношеский туризм).
Таким образом, на примере основных и дополнительных факторов производства мы проследили контроллинговые функции туризма по отношению к экономике, социальной сфере и отчасти к идеологии. Эти взаимосвязи представлены в табл. 2. Исходя из них дадим широкое толкование туристской отрасли.
Туризм в широком понимании представляет собой ключевую отрасль экономики страны или отдельного региона, которая осуществляет контроль над развитием других отраслей и активно участвует в формировании валового национального (регионального) продукта.
В более узком понимании туризм можно охарактеризовать как отрасль, объединяющую множество других отраслей, связанных с обслуживанием туристов в едином технологическом режиме. По существу, речь идет о едином туристском комплексе. Чисто туристские функции можно свести к четырем видам: доставка туристов к местам назначения, обеспечение их питанием, проживанием и досугом.
Состояние туристского комплекса связано с наличием материально-технической базы, т. е. предметов труда и средств труда. В отдельных литературных источниках [Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. ? М., 1999. ? С. 87-88] материально- техническая база туризма ассоциируется лишь как средство труда (основные и оборотные фонды). Это здания и сооружения (гостиницы и др.), их техническое оснащение, транспортные средства. Если рассматривать туризм как комплекс отраслей, а не фазы тур обслуживания, то, конечно, следует добавить и рекреационные ресурсы, и памятники истории, и многое другое.
Фактор производства Вид туризма Сфера контроллинга
Земля Экологический Спортивный Аграрный Добывающая промышленность Энергетика Спорт, туризм Сельское хозяйство
Капитал Деловой Транспортный Стационарный Машиностроительный комплекс Транспортный комплекс Гостинично-ресторанное хозяйство
Труд Культурно-познавательный Религиозно-паломнический Лечебно-бальнеологический Культура Религия Здравоохранение
Информатика Деловой (конгрессный, образовательный) Наука, образование
Предпринимательство Деловой, международный Международные отношения
Таблица 2 – Взаимосвязь факторов производства и туризма
В практике прогнозирования развития материально-технической базы туризма принято выделять как минимум три группы туристских регионов:
• регионы, располагающие туристскими ресурсами выдающейся значимости (мирового уровня), в которых туризм должен быть ключевой, доминирующей отраслью. Такими регионами являются области Центрального, Северо-Западного округов России (Золотое кольцо России, Русский Север и др.);
• регионы, располагающие туристскими ресурсами высочайшей значимости (мирового и государственного уровня), но в которых туризм должен получить сопряженное развитие наравне с другими отраслями. К таким регионам относятся центрально-черноземные области, южные регионы России. Сопряженными отраслями выступают сельское хозяйство, строительство, машиностроение легкой и пищевой промышленности;
• регионы, располагающие туристскими ресурсами регионального и местного значения, в которых развитие туризма будет зависеть от развития других отраслей, т. е. иметь альтернативный характер. К числу таких регионов относятся Урал, Сибирь, Дальний Восток. В качестве альтернативы выступают главным образом топливно-энергетический комплекс, а также отрасли металлургии и тяжелого машиностроения.
Подобная классификация используется при прогнозировании развития материально-технической базы туризма, распределении капитальных ресурсов в различные регионы Российской Федерации. Чаще всего распределение капитальных вложений отражается в региональных программах развития туризма. В них включаются разделы по реконструкции средств размещения, благоустройству исторических городов, реставрации памятников культуры, сохранению природно-ландшафтного комплекса и др. При этом приоритет отдается средствам размещения: гостиницам, санаторно-оздоровительным учреждениям.
Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта, и прибылью от его реализации - с другой.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.