ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу – задача взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования – со сферы дошкольного образования.
Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью. Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Методика ознакомления дошкольников с природой рассматривалась в трудах С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Л.А. Каменевой, Н.Н. Кондратьевой, В.И. Логиновой, Л.М. Маневцевой, М.М. Марковской, П.Г. Саморуковой, 3.Д. Сизенко-Казанец, В.Г. Фокиной и др.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью изучением особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточным вниманием к такому воспитанию педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будут:
- определены задачи и содержание экологической культуры детей;
- создана экологическая среда в дошкольном образовательном учреждении;
- использованы современные технологии экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить современную психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Проанализировать особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались методы научного исследования:
1. Изучение и анализ научной, педагогической и методологической литературы.
2. Психолого-педагогической эксперимент, включающий:
- диагностику сформированости динамических представлений о росте растений;
- формирующий эксперимент формирования представлений о росте и развитии растений;
- интерпретация и анализ результатов эксперимента.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.