1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ
1.1. Сущность и структура инвестиционных программ
Инвестиционная программа предприятия - сложившийся комплекс работ, который включает следующие основные фазы: определение объекта инвестирования; финансирование капитальных вложений; контроль за их использованием.
Инвестиционная программа – это вероятностная система, в которой могут быть получены различные результаты, причем каждый из которых имеет различную вероятность. В ходе реализаций проекта все неблагоприятные ситуации и последствия изменяют планируемые, промежуточные и результативные показатели. Поэтому надо знать все инвестиционные риски и методы борьбы с ними.
Инвестиционная программа представляет собой план реализации совокупности инвестиционных проектов на предприятии. Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по этому поводу (бизнес-план) и их реализация. Содержание инвестиционной программы определяется инвестиционной политикой предприятия, которая, в свою очередь зависит от стратегии предприятия в рассматриваемом периоде.
Инвестиционная программа предприятия предусматривает определение величины и структуры капитала, необходимого для реализации входящих в нее инвестиционных проектов.
Выбор формы финансирования и отбор инвестиционных проектов (или проекта) для включения в инвестиционную программу имеет принципиальные значения для ее оптимизации. Оптимальной следует считать такую инвестиционную программу, которая наилучшим образом обеспечивает достижение стратегических целей предприятия при соблюдении существующих ограничений по времени и ресурсам.
Необходимые инвестиционные ресурсы предприятие может получить за счет использования внутренних и привлечения внешних источников. К внутренним источникам инвестиций относятся:
• резервный фонд предприятия;
• амортизационный фонд;
• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
• дивиденды, направляемые на развитие по решению общего собрания акционеров и т. п.
В случае, когда внутренние резервы предприятия не полностью обеспечивают потребность в инвестициях предприятия, возникает необходимость в привлечении средств со стороны за счет внешнего финансирования.
Эффективность инвестиционной деятельности предприятия во многом зависит от ее организации. Одним из наиболее рациональных путей действенной организации инвестиционной деятельности является разработка и реализация инвестиционных программ. В экономической литературе инвестиционная программа предприятия обычно рассматривается как совокупность реализуемых инвестиционных проектов. Но некоторые авторы не считают это определение достаточно полным и точным. Хотя основным содержанием инвестиционной программы являются, конечно, предусматриваемые ею инвестиционные проекты, но в то же время она не сводится к простому перечню инвестиционных проектов. Инвестиционную программу можно идентифицировать следующим образом:
• как средство реализации стратегического плана предприятия;
• как самостоятельный плановый документ, тесно связанный со стратегическим планом предприятия, но разрабатываемый и утверждаемый в особом порядке;
• как раздел годового бизнес-плана предприятия.
Инвестиционная программа появляется на свет как результат инвестиционной деятельности на предприятии и формируется в русле его инвестиционной стратегии
Рисунок 1. Разработка инвестиционной программы
Основными направлениями инвестиционной деятельности на предприятии являются:
• обновление и развитие материально-технической базы (расширение основных фондов);
• наращивание объемов производства;
• освоение новых видов деятельности.
Планирование инвестиций осуществляется либо в форме отдельных инвестиционных проектов, либо в форме инвестиционной программы, входящей в бизнес-план предприятия.
Процесс управления инвестициями предприятия включает:
• выработку и реализацию долгосрочной инвестиционной стратегии;
• тактическое управление инвестициями (формирование инвестиционного портфеля, мониторинг, корректировка плана);
• оперативное управление инвестиционными проектами.
Цели инвестиционной программы определяются инвестиционной стратегией предприятия.
В общем случае назначение инвестиционной программы и инвестиционного проекта состоит в следующем:
• определить общие инвестиционные и производственные издержки;
• оценить привлекательность проекта с точки зрения коммерческих интересов инвесторов;
• выявить финансовую состоятельность предприятия;
• оценить риск инвестиций;
• обосновать целесообразность участия в проекте инвесторов и партнеров.
Анализ издержек состоит из 2-х групп операций, направленных на анализ собственно инвестиционных издержек и издержек производства.
Рисунок 2. Анализ инвестиционных издержек и издержек производства
Оценка эффективности инвестиций условно делится на коммерческую и бюджетную. Оценка бюджетной эффективности отражает финансовые последствия осуществления проекта для федерального и регионального бюджетов (если они задействованы), а также социальные последствия реализации проекта.
Оценка коммерческой эффективности состоит из 2-х частей: расчета показателей эффективности и анализа эффективности участия в проекте.
Рисунок 3. Оценка коммерческой эффективности
Формирование стратегии финансирования инвестиционного проекта подразделяется на ряд этапов:
Этап 1. Выявление источников финансирования, состава потенциальных инвесторов, условий их привлечения.
Этап 2. Обоснование выбора схемы финансирования, выявление последствий ее реализации.
Этап 3. Составление сметы ежегодных финансовых издержек и графика выплат по обязательствам.
Этап 4. Расчет сводного потока денег для финансирования всех затрат, включая погашение банковской ссуды.
Содержание инвестиционного бизнес-плана несколько отличается от содержания бизнес-планов других типов. Бизнес-план инвестиционной программы включает в себя следующие разделы (отличительные разделы бизнес-плана такого типа выделены рамками):
Рисунок 4. Содержание инвестиционного бизнес-плана
Следует подчеркнуть, что структура бизнес-плана инвестиционного проекта не является жестко регламентированной. В отличие от других типов бизнес-планов, в составе бизнес-плана инвестиционного проекта дополнительно присутствуют разделы "Сущность инвестиционного проекта" и "Инвестиционный план (программа)". При изложении сущности проекта важно лаконично изложить основные идеи и условия осуществимости проекта. Инвестиционный план должен содержать расчет инвестиционных издержек, программы закупки оборудования и строительства, и главное, все мероприятия должны быть согласованы по срокам.
1.2. Классификация инвестиционных программ
С позиции управленческого персонала компании инвестиционные программы могут быть классифицированы по различным основаниям.
Предназначение инвестиции — это ключевой признак при классификации программ, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а, следовательно, и групп программ:
• инвестиции в повышение эффективности производства;
• инвестиции в расширение действующего производства;
• инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса;
• инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта;
• инвестиции в исследования и разработку новых технологий;
• инвестиции преимущественно социального предназначения;
• инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона.
1. Инвестиции в повышение эффективности производства. Логика данных проектов совершенно очевидна. Деятельность любой фирмы связана прежде всего с извлечением прибыли, представляющей собой превышение доходов над затратами. Первый фактор — доходы — с позиции фирмы управляем лишь частично, поскольку существенную роль играет конкурентная среда. Второй фактор — затраты — уже более управляем, по крайней мере, путем выбора ресурсосберегающих технологий, более экономичного оборудования, лучшей организации труда, повышения квалификации работникови т. п. можно добиться относительного сокращения затрат, а следовательно, повышения эффективности производства. Примером подобного инвестиционного проекта может служить, например, проект, связанный с внедрением новой схемы ресурсопотоков, позволяющий повысить оборачиваемость средств в производственных запасах.
2. Инвестиции в расширение действующего производства. В данном случае речь идет о банальном наращивании производственных мощностей ввиду возрастающей емкости рынков сбыта. Докупается аналогичное по техническим характеристикам оборудование, доукомплектовывается штат работников, расширяются закупки сырья и материалов у традиционных поставщиков.
3. Инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса. Одним из ключевых требований рациональной организации бизнеса является его диверсификация, смысл которой заключается в развитии в рамках фирмы производств, различающихся видом продукции. Две основные причины: во-первых, сглаживается колебание прибыли по годам (спад в одном секторе экономики может сопровождаться ростом в другом) и, во-вторых, осваиваются новые перспективные секторы, потенциально обещающие прибыль в будущем. Примерами подобных проектов являются строительство автомобилестроительной компанией линий по ремонту бывших употреблении шин и по производству новых покрышек. Логика здесь очевидна — в зависимости от платежеспособного спроса населения либо первый, либо второй проект будет давать относительно больший доход, однако в любом случае потенциальные клиенты не будут потеряны независимо от экономической ситуации.
4. Инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта. Подобные проекты чаще всего предусматривают расширение производства (если нет перенасыщенности производимой продукцией традиционного рынка), вместе с тем они имеют и определенную специфику, Суть ее заключается в том, что при расширении рынков сбыта принципиальные конструктивные изменения в продукцию не вносятся, но могут быть некритические изменения и доработки, обусловленные, например, национальными, климатическими и другими особенностями нового рынка. Кроме того, появляется необходимость в развитии средств доставки, рекламы, обслуживания и др.
5. Инвестиции в исследования и разработку новых технологий. Подобные проекты в современном динамично развивающемся мире играют исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки, отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предсказуемым.
6. Инвестиции преимущественно социального предназначения. Цель подобных инвестиций — обеспечение некоторого социального преимущества, хотя достижение косвенного экономического эффекта не исключается. Примеры подобных проектов — строительство домов отдыха, спортивных центров и др. Подобные проекты носят очевидно затратный характер и потому осуществляются либо государственными и муниципальными органами, либо крупными фирмами.
7. Инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона. Инвестиции в рамках ранее рассмотренных групп с очевидностью носят инициативный характер, т. е. инвестор, руководствуясь собственными аргументами, принимает решение о целесообразности разработки и реализации того или иного проекта. Однако могут быть и другие ситуации, когда инвестор вынужден внедрять некий проект. В частности, любое государство в той или иной степени озабочено состоянием здоровья нации, духовным и интеллектуальным развитием граждан. В связи с этим периодической ревизии подвергайся требования к бизнесу в отношении сохранения окружающей среды, повышения безопасности пользования производимой продукцией, степени эксплуатации работников и др. Особенно существенны требования и ограничения экологического характера, в связи с чем предприятиям приходится тратить значимые суммы на удовлетворение подобных требований. Соответствующие инвестиции могут быть как самостоятельными проектами, так и субпроектами в рамках крупной инвестиционной программы. Изначально инициатором таких проектов выступает государство, однако по мере социально-экономического прогресса сами компании и общественные организации могут инициировать соответствующие капиталовложения.
Величина требуемых инвестиций. Инвестиционные проекты существенно разнятся по объему требуемых инвестиций, продолжительности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные, традиционные и мелкие, причем обычно в качестве критерия отнесения проекта к той или иной группе берется объем капиталовложений. Безусловно, эта и некоторые подобные ей классификации проектов не являются строго определенными, т. е. в известном смысле они достаточно условны. Иными словами, какой проект считать традиционным, а какой мелким — сугубо частное дело, т. е. соответствующих строгих критериев не может существовать в принципе. В частности, градация проектов по объему требуемых инвестиций чаще всего зависит от размеров самой компании, поскольку очевидно, что в солидной финансово-промышленной группе и небольшом заводе по производству мебели используемые критерии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разнятся. Несмотря на известную условность смысловая нагрузка подразделения проектов на крупные, традиционные и мелкие достаточно существенна. Дело в том, что проекты из разных групп, как правило, находятся в компетенции руководителей различного уровня. Так, в крупной фирме является обычной практика ограничения объема капиталовложений, которым вправе распоряжаться менеджер того или иного уровня; что касается амбициозных и затратоемких проектов, то решение об их целесообразности обычно принимается на самом высоком уровне.