1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и сущность затрат, их классификация
Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов [1, с. 33].
Как видно из определения, затраты характеризуются:
- денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов,
- целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса),
- определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.
Таблица 1.1.1.
Решение каждой из назначенных задач соответствует своя классификация затрат [1, с. 35]
Затраты
Управление себестоимостью, оценка стоимости запасов и полученной прибыли Принятие решений, планирование и прогнозирование Контроль и регулирование
Входящие и истекшие
Прямые и косвенные
Основные и накладные
Производственные и не производственные
Одноэлементные и комплексные Постоянные и переменные
Принимаемые и непринимаемые
Безвозвратные
Вмененные
Приростные и предельные
Планируемые и непланируемые Регулируемые и нерегулируемые
Эффективные и неэффективные
В пределах норм и по отклонениям от норм
Контролируемые и неконтролируемые
Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т.п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.
Затраты разделяют на «входящие» и «истекшие». Входящие затраты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Истекшие затраты тождественны понятию «расходы» и представляют собой израсходованные в течение отчетного периода ресурсы и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем.
Расходы – более общее понятие, чем затраты. Расходы – это экономически оправданные затраты, признаваемые при налогообложении. Затраты рассматриваем как часть расходов предприятия. Расходы – все платёжные транзакции предприятия, независимо от цели их осуществления [2, с. 23].
Затраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации готовой продукции. Считаем, что расходы = затратам.
1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием:
? материальные затраты;
? затраты на оплату труда;
? амортизация основных фондов;
? отчисления на социальные нужды;
? прочие затраты (налоги, сборы, платежи).
2. По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные.
Основные - это затраты, обусловленные непосредственно процессом производства продукции.
Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.
По месту возникновению накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на:
? общецеховые;
? общепроизводственные;
? общехозяйственные.
Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха как элемента производственного процесса, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха).
Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом (амортизация, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров) [3, с. 43].
Общехозяйственные затраты - затраты, обеспечивающие функционирование предприятия как целого. 3 основных группы затрат:
? расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управления, командировки);
? непроизводственные расходы (потери от простоев, от порчи, от хищений);
? коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упаковку, на транспортировку).
В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различают:
? цеховую себестоимость, если включены только общецеховые расходы,
? производственную, если включены также и общепроизводственные;
? полную, если в нее включены все затраты предприятия (в том числе и общехозяйственные).
3. По характеру отнесения на продукцию затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством именно данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны.
Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на производство конкретного продукта, так как они связаны с производством многих продуктов. Их приходится распределять [4, с. 111].
4. По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.
Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства (арендная плата, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия, расходы на охрану). Даже если производство какой-то период не ведётся, постоянные затраты не равны нулю.
Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции (затраты на материал, расход топлива и энергии, сдельная заработная плата основных рабочих). В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.
TC = FC + VC * V, где V — объем производимой продукции.
TC/V = FC/V + VC - затраты на единицу продукции.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула [5, с. 134].
Сумма реализованной продукции равняется стоимости проданной покупателю продукции. Эту сумму можно найти в отчете о финансовых результатах предприятия в строке «Выручка». Чтобы подсчитать показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции, необходимо полную себестоимость реализованной продукции разделить на сумму реализованной продукции.
Рис. 1.1.1. Формула затрат на 1 руб. реализованной продукции [6, с. 209]
Смета затрат на производство - это свод плановых затрат (в стоимостном выражении) на производство продукции, выполнение работ и услуг в соответствии с производственной программой предприятия. Смета затрат на производство разрабатывается по единой номенклатуре однородных экономических элементов.
Состав затрат предприятия конкретной отрасли определяется в соответствии с Типовыми рекомендациями по учету и калькулированию себестоимости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, общественном питании и в других отраслях, разрабатываемыми министерствами (ведомствами) по согласованию с Минфином РФ. В состав затрат включают расходы на:
? производство продукции (выполнение работ, оказание услуг),
? управление и сбыт продукции (не входят в состав затрат на производство расходы по капитальными вложениям, на освоение новых видов продукции, непроизводственные расходы).
Калькуляция себестоимости - это способ определения себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг), в котором затраты группируются по объектам и статьям калькуляции. В зависимости от времени составления и назначения различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.
Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогнозируемых организацией на плановый период средних норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства.
Разновидностью плановой является сметная калькуляция, составляемая на разовое изделие или работу по определенному договору для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.
Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало отчетного периода норм производственных расходов обычно на изделие в целом, в отдельных случаях – на узлы и детали.
Отчетные (или фактические) калькуляции составляют по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции. Они показывают исчисленную фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ [7, с. 117].
Таким образом, четкое разграничение затрат в зависимости от их экономического назначения является определяющим моментом в практической деятельности предприятия. На всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования.
1.2. Сущность и значение управления затратами предприятия
Затраты — важный качественный показатель хозяйственной деятельности предприятия, они находятся в тесной взаимосвязи с другими стоимостными показателями. С одной стороны, их можно рассматривать как результат деятельности, а с другой — как фактор, определяющий конечные финансовые результаты.
В экономической литературе существуют самые различные определения затрат, обоснования их состава, противоречивые концепции связей с себестоимостью, издержками и расходами. Основные термины экономики предприятия или организации, такие как «издержки», «затраты», «себестоимость», до настоящего момента не имеют однозначного толкования.
Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, затраты — потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в балансе на конец года в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т.д.
Сущность себестоимости состоит в том, что она показывает выраженные в денежной форме совокупные затраты конкретного предприятия на производство и реализацию продукции, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства. Отличие между себестоимостью и затратами — завершенность процессов производства и обращения. Так, затраты имеют отношение к этим процессам вообще независимо от их завершенности и характера связи с производством и реализацией продукции, себестоимость же означает завершенность этих процессов [3, с. 16].
Управление затратами предприятия (Управленческий учет) — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимой для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. В этой связи необходима детальная информация для формирования альтернативных вариантов действий, понимания экономического содержания, характера изменения показателей по вариантам.
Информационные потребности и запросы руководителей и менеджеров ограничиваются порядком организации и ведения бухгалтерского учета в связи:
? с ретроспективным характером ведения бухгалтерского учета;
? возрастанием значения оперативности информации;
? необходимостью включения и оценки альтернативных действий;
? необходимостью формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления;
? сложностью понимания экономического содержания статей и форм бухгалтерской отчетности, их взаимосвязи.
Решение указанных проблем привело к относительному обособлению, разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
Управленческий учет охватывает те виды учетной информации, которые необходимы менеджерам в целях внутреннего управления организацией, и, следовательно, взаимодействует со всеми управленческими функциями, то есть с планированием, контролем, анализом, регулированием деятельности организации. В общем случае можно сказать, что управленческий учет произошел от производственного калькуляционного учета, основной задачей которого является получение учетных данных о производственных затратах (прямых и косвенных) с целью определения себестоимости продукции (работ, услуг) и ожидаемой прибыли от ее реализации [8, с. 31].
В современных условиях хозяйствования, необходимости привлечения дополнительных факторов обеспечения конкурентоспособности, расширения видов деятельности и рынков сбыта, диверсификации производимой продукции одной из главных задач управленческого учета является существенное расширение и детализация информации о составе затрат и финансовых результатах.
Разнообразие видов деятельности и производимой продукции (работ, услуг), видов затрат и мест их возникновения требуют применения иных методических подходов к их исследованию, детализации, измерению и получению информации в реальном масштабе времени. Кроме того, возникает необходимость в сборе и обобщении информации разного назначения - в целях планирования, прогноза, контроля и принятия решений. Таким образом, информационные потребности в системе управления организацией постоянно расширяются и не могут быть реализованы традиционным производственным учетом.
Цели управления затратами предприятия (управленческого учета):
? выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;
? обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.
Основные задачи управления затратами предприятия (управленческого учета) [9, с. 56]:
1. выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;
2. сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;
3. подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;
4. анализ полученных результатов. С помощью анализа затрат на производство можно определить доходность отдельных сфер деятельности, выгодность участков и отдельных видов продукции;
5. передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;
6. калькулирование продукции;
7. активизация и стимулирование. Это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения;
8. планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации. Планирование затрат - это процесс поиска наиболее оптимального использования ресурсов для обеспечения высокого качества продукции и услуг и получения максимальной прибыли. Регулярно вести прогнозирование затрат не менее важно, чем планировать доходы. Вовремя выполненная качественная оценка позволит избежать завышения затрат или даже вообще отказаться от самых убыточных статей. Особенно важно прогнозировать затраты, если у проекта нет аналогов;
9. составление отчетов для контроля. Эффективно контролировать использование ресурсов; получать информацию о текущем состоянии производства и вносить коррективы в отчетном периоде; использовать результаты анализа для установления цены продукции и выработки стратегии продаж;
10. предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией. Места возникновения затрат – это структурные подразделения предприятия, по которым организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов, организации внутреннего хозяйственного расчета;
11. прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации. Основная задача системы мониторинга заключается в регулярной оценке состояния предприятия, используя некоторый ограниченный набор финансовых показателей в отношении издержек предприятия. Эти показатели должны наилучшим образом характеризовать состояние предприятия на ограниченном промежутке времени.
Система управленческого учета позволяет [10, с. 18]: