Информационная культура старшеклассника – это комплекс знаний, умений и навыков учащегося, формируемый в условиях информатизации, гуманизации и гуманитаризации общества, гармонично сочетаемый с критическим мышлением, информационным мировоззрением и культуротворческой деятельностью, осуществляемой в условиях оптимального саморазвития, самосовершенствования личности и овладения информационными технологиями [5, с. 73].
Рассмотрим существующие походы к определению информационной культуры вообще и с точки зрения психолого-педагогических технологий.
Под информационной культурой Н.И. Гендина понимает совокупность знаний, умений и навыков работы с найденной информацией с применением современных информационных технологий, где главными компонентами информационной культуры служат информационная и компьютерная грамотность. В своём исследовании, автор повествует о том, что специфические знания, умения и навыки предполагают поиск нужной информации, способ хранения, грамотное использования, преобразование и создание новой информации, при использовании новых информационных технологий [4, с 124].
В современной психолого-педагогической науке подходы к изучению информационной культуры развиваются по двум основным направлениям: информационное и культурологическое. Первая ветвь исследований направлена на изучение характеристик деятельности с информацией, присущих индивидам, они представляют собой поиск, отбор, систематизацию и анализ имеющейся информации. Также изучается и анализируется наличие определённых знаний у индивида, его умений и навыков работы в информационной области. Основоположниками данного направления является ряд авторов: К. Т. Аудрина, Г. Г. Воробьев, Г. Б. Паршукова, А. А. Парахина и др. На современном этапе развития науки, в области изучения информационной культуры лидирует информационный подход, это обусловлено возникновением данной проблематики непосредственно из информационной сферы [6, с 129]. Вторая ветвь развития подходов изучения информационной культуры основывается на культурологической составляющей, где отображается содержание, контекст и способы жизнедеятельности людей в условиях информационного общества, и данный вид культуры определяется важной составляющей человеческой культуры в целом. Подробным рассмотрением сущности культурологического подхода занимались: И. Г. Белоглазкина, А. А. Витуховская, Н. Б. Зиновьева, В. Е. Леончиков, Э. П. Семенюк. Информационную культуру следует понимать отдельной областью культуры, связанную с функционированием информации в социуме и определяет формирование информационных качеств индивида [6, с 129].